Презентация на тему "Творческое наследие М.Ю. Лермонтова как художника" 11 класс

Презентация: Творческое наследие М.Ю. Лермонтова как художника
Включить эффекты
1 из 16
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Творческое наследие М. Ю. Лермонтова как художника" представляет исследовательскую работу по русскому писателю, как о художнике. Лермонтов – великий русский поэт и прозаик, а также талантливый художник и драматург, произведения которого оказали огромное влияние на писателей 19-20 веков.

Краткое содержание

  1. Цель и задачи
  2. Картины писателя

Содержание

  • Презентация: Творческое наследие М.Ю. Лермонтова как художника
    Слайд 1

    Муниципальное образовательное учреждение «Февральская СОШ №2»

    Творческое наследие М.Ю. Лермонтова как художника. Исследовательская работа.

    Выполнила ученица 11 класса Б, Медведева Дарья.

    Руководитель Горбунова И.В.

  • Слайд 2

    Цель моей работы:

    • изучить и представить творчество М.Ю. Лермонтова как художника.

    Задачи:

    1.Показать талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова.2. Проследить, как развивались художественные способности Лермонтова в разные периоды его жизни.3. Раскрыть основные темы живописного искусства поэта.

  • Слайд 3
    • М.Ю. Лермонтов в вицмундире лейб-гвардии Гусарского полка. 1834. Художник Ф.О. Будкин
  • Слайд 4
    • Е. А. Арсеньева, бабушка Лермонтова
  • Слайд 5
    • Лермонтов в детском возрасте. 1817-1818. Неизвестный художник
  • Слайд 6
    • Герцог Лерма, рисунок М.Ю. Лермонтова
  • Слайд 7
    • Светская сцена
    • Коллаж из «Юнкерской тетради»
    • Школа гвардейских подпрапорщиков
    • Дуэль
  • Слайд 8

    Автопортрет

    Автопортрет

  • Слайд 9
    • В.А. Лопухина. Акварель Лермонтова
  • Слайд 10
    • Автограф стихотворения 'Стансы' (1830) с портретом Сушковой
  • Слайд 11
    • Эльбрус
  • Слайд 12
    • Вид Тифлиса. Картина М.Ю. Лермонтова
  • Слайд 13
    • Крестовая гора. М.Ю. Лермонтов
  • Слайд 14
    • Воспоминание о Кавказе. Картина М.Ю. Лермонтова
  • Слайд 15
    • «Эпизод сражения при Валерике».
  • Слайд 16
    • Бой при Валерике. Рисунок. 1840-1841
Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Февральская СОШ № 2»

Творческое наследие М.Ю. Лермонтова

как художника.

Исследовательская работа.

Выполнила

ученица 11 класса Б

Медведева Дарья

Руководитель Горбунова И.В.

2010г.

Цель моей работы:

Изучить и представить творчество М.Ю.Лермонтова как художника.

Задачи:

1. Показать талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова.

2. Проследить, как развивались художественные способности Лермонтова в разные периоды его жизни.

3. Раскрыть основные темы живописного искусства М. Лермонтова.

Содержание.

I. Вступление (обоснование выбранной темы )……………………………………… 3

II. Основная часть……………………………………………………………………… 4

1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова.

2. Развитие художественных способностей в раннем детстве. Роль бабушки……... 5

3. Ранние опыты – «Испанский цикл»………………………………………………… 6

4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова…………………………………………………. 7

5. История создания автопортрета…………………………………………………….. 8

6. Портретная живопись Лермонтова. Портреты В.Лопухиной и Е.Сушковой…… 9

7. «Кавказский цикл»…………………………………………………………………... 13

8. Военная тема в живописи Лермонтова…………………………………………….. 18

III.Заключение. Рисунки и картины Лермонтова – живописные дневники его жизни…………………………………………………………………………………… 21

IV. Литература………………………………………………………………………… 22

Вступление. Обоснование выбранной темы.

Рассматривая портрет М. Ю Лермонтова, я задалась вопросом: «Почему все воспринимают его только как великого классика, поэта русской литературы»? И в курсе школьной программы мы тоже изучаем его творчество как поэта и прозаика. Я решила взглянуть на Лермонтова с другой стороны - изучить его творчество как художника. Мне кажется, что эта тема интересна и познавательна и, кроме того, доставляет эстетическое наслаждение.

Каждый вид искусства обладает собственными средствами художественного воздействия на человека. Литература выражает себя словом, музыка – звуком, живопись – цветом, линией. Мне захотелось узнать, что выражают картины Лермонтова, как они отражают его жизнь и его личность.

Искусство вечно, и чем больше мы будем знать о нём, тем духовно выше мы станем, особенно в столь непростое, противоречивое время.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-

Но преждевременно, противника рукой –

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!

Е.Ростопчина

II. Основная часть.

1.Гениальность и многогранность натуры Лермонтова.

Трагический дуэльный выстрел 15 июля 1841года у подножия горы Машук на Кавказе оборвал жизнь талантливого поэта М.Ю.Лермонтова.

Пуля прошла навылет, задев правое и левое лёгкое. Надежды на спасение не было. Царь Николай I после гибели поэта произнес фразу, ставшую известной: «Собаке собачья смерть!» Так официальные власти отреагировали на смерть гениального поэта.

Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительны. Природа щедро наделила его не только высоким даром поэта, но и музыкальностью, и талантом художника. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборвись его жизнь в 27 лет. Я узнала, что, по свидетельству его дяди А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Он писал: « Вообще, Михаил был счастливо одарён способностями к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах». Другой очевидец сообщал, что в Тарханах находились рисунки карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены. Если бы он занимался живописью более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером. Рисовал он всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом. Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность поэта и писателя сказалась и здесь.

2. Развитие художественных способностей в раннем детстве. Роль бабушки.

Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич в три года остался без матери, которая умерла от скоротечной чахотки, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева из знаменитого рода Столыпиных разлучила маленького Мишу с отцом, посчитав, что несостоятельный капитан в отставке не сможет обеспечить единственному её внуку достойного образования и положения в обществе.

Приложение №2

Жизни самой Елизаветы Алексеевны вряд ли можно было позавидовать. В работах исследователя Эрнста Маркина я прочитала о том, как муж Арсеньевой в новогодние торжества усадил жену свою и малолетнюю дочку Машеньку рядом с собой и такое сказал, что они, конечно, не поверили: «Ну, любезная моя Лизанька, ты у меня будешь вдовушкой, а ты, Машенька, будешь сироткой». И, не прерывая веселья, ушел в соседнюю комнату и отравился зельем. Арсеньева стала вдовой, а впоследствии потеряла единственную дочь, которая угасла в 22 года. Именно поэтому все надежды у неё были связаны с внуком. Исследователь жизни и творчества Лермонтова профессор П.А. Висковатый пишет: « Она лелеяла внука с колыбели, выходила больным ребёнком, позаботилась дать ему блестящее образование, сосредоточила на нем всю свою любовь и заботу. В преклонных летах, частью именно из-за этой беззаветной преданности к внуку, пользовалась она всеобщим уважением и не раз успевала отвращать своим заступничеством серьёзную опасность, грозившую поэту».

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет - и занятия живописью. Бабушка всегда поощряла увлечение Лермонтова рисованием: пол в его детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного) Лермонтов изображён в возрасте 4 – 5 лет с мелком в правой руке.

Приложение №3

Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он главный герой.

И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембранта.

3. Ранние опыты – «Испанский цикл».

В ранних живописных опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании у поэта не случайно: я с удивлением узнала, что в семье Лермонтовых бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Самая значительная работа в этом цикле – «Портрет герцога Лермы».

Приложение №4

Это первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта.

В других источниках я прочитала, что теперь точно установлено, что родоначальником рода Лермонтовых являлся шотландец Георг Лермонт, воевавший в рядах польской армии против русских в 1613 году. Позже этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Но в то время Михаил Юрьевич этого не знал и с интересом фантазировал на испанские темы. В 1830 году он написал трагедию «Испанцы», в которой выразил свой главный романтический идеал – стремление к свободе. В эти же годы он создаёт акварели и рисунки:

Все эти и другие миниатюры представляют собой зрительные перифразы трагедии «Испанцы»; под глухим покровом одежды скрывается испанская страсть в соответствии с романтическими канонами.

4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова.

В 1832году в жизни Лермонтова произошли большие перемены: Московский университет, в котором он учился, переживал кризис вместе с другими учебными заведениями страны. Николай I насаждал дух казармы, строгости росли с каждым месяцем. В числе других студентов вольнолюбивому Лермонтову было «посоветовано уйти». В Петербургском университете, куда поэт подал документы, отказались зачесть два года, которые он проучился в Московском, а Лермонтову хотелось скорее стать самостоятельным. Оставался один путь – юнкерская школа, готовившая офицеров и дававшая хорошее образование. Решение, хотя и с сомнениями, было принято. Лермонтова одолевали мрачные мысли, «поэзия души моей угасла»,- писал он в эти годы. Юнкерская школа во многом препятствовала творческому развитию поэта, в ней, например, не разрешали читать книг литературного содержания, и юный поэт читал и рисовал по ночам. Рисунками-воспоминаниями заполнена в 1832-1834 годах так называемая «юнкерская тетрадь» Лермонтова, которую сохранил товарищ поэта Н.М. Манвелов и передал в дар Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище. «Тетрадь» содержит живые и непосредственные рисунки из юнкерского быта. Некоторые из них мне удалось найти.

Приложение №5

Большинство жанровых сценок и портретных зарисовок сделано с натуры. Романтическая интонация не подавляет, а усиливает индивидуальную выразительность рисунка. Обучение в юнкерской школе во многом поменяло и предопределило всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда он её закончил, ему было ровно 20 лет – жить оставалось шесть с половиной лет!

5. История создания автопортрета.

Ни об одном из поэтов России не было столь противоречивых мнений, как об этом юном офицере. Его не любили многие – обожали единицы, он был несносным, угрюмым – и в то же время – мог быть душой компании. Ни один художник не смог правдиво передать его облика – одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Наверное, всё дело было в том, что его лицо слишком напрямую выражало состояние души, и если это состояние не нравилось собеседнику, он и почитал сам облик нехорошим, некрасивым. Вот почему для бабушки он всегда был прекрасным, а его глаза производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову.

К сожалению, до сих пор неизвестно, кто является авторами детских портретов Лермонтова: вероятно, это были крепостные. До нас же дошли сведения, что по заказу бабушки Арсеньевой было выполнено два портрета по окончании юнкерской школы Лермонтовым в звании корнета: художником Будкиным и учителем живописи П.Е. Заболотским. Художник М.Е. Меликов в своих воспоминаниях пишет: «Наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкою». Сам же поэт часто посмеивался над своей внешностью, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Тем не менее, никто лучше самого Лермонтова не смог написать его портрета. Широко известен замечательный автопортрет поэта.

Приложение №6.

Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. Это одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте портрета – наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный».

Меня поразила история портрета: он предназначался любимой женщине – Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение подруге А. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году, на аукционе в Хохберге, его купил профессор М. Винклер и в 1955 году передал два слайда (Лермонтова и Лопухиной) искусствоведу В. Лазареву, который, в свою очередь, передал их издателю Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк» в 1961году. Год спустя Ираклий Андроников, изучавший жизнь и творчество Лермонтова, привёз из Германии оригинал портрета. Так автопортрет вернулся на свою историческую родину.

6. Портретная живопись Лермонтова. Портреты В.Лопухиной и Е. Сушковой.

В последние годы жизни Лермонтов немало внимания уделял портретной живописи, изображая друзей и знакомых. Особое место в этой галерее занимает портрет Вареньки Лопухиной.

Приложение №7.

Варенька была сестрой университетского товарища Лермонтова. Лопухины -дальние родственники хозяйки Середникова - Екатерины Аркадьевны Столыпиной, вдовы брата Арсеньевой. .

Варенька была блондинкой с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. Каждая перемена настроения, мимолётное чувство, промелькнувшая мысль- всё отражалось на её подвижном лице. В минуты внутреннего подъёма оно становилось прекрасным, а порой Лопухина могла показаться совершенно некрасивой.

В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она - общая любимица. Над бровью у неё родинка, и дети её дразнили: « У Вареньки родинка, Варенька уродинка!»

Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Дневной досуг, как и Татьяна Ларина, она заполняла чтением. Весной 1831 года 16-летнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и ещё не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты.

Сельское уединение и романы сделали её мечтательной. Но эта мечтательность умилялась природной живостью, весёлостью и общительностью. Свою склонность мечтать она на выказывала, а наоборот, стыдилась её как слабости.

Лермонтов знал её с детства и привык не обращать на неё никакого внимания . Отсутствие томной бледности и безыскусственность обращения делали её несколько прозаической в глазах романтического юноши. Он относился чуть- чуть свысока к этой скромной девушке.

Роман начался весной 1831 года в Москве, во время поездки молодёжи в Симонов монастырь ко всенощной.

Был тёплый весенний день. Цветущие ветки сирени склонялись из-за заборов на широкую, покрытую зеленой травой улицу. Чёрный арап в пунцовой чалме посадил на линейку молоденькую девушку. Из- под шляпки, завязанной большим бантом под самым подбородком, выглядывало открытое и приветливое лицо с живым, свежим румянцем и чёрным родным пятнышком над бровью. Лермонтов совершенно случайно оказался рядом с Варенькой. Он был недоволен и готовился проскучать всю дорогу, но постепенно завязался разговор. Совершенно неожиданно для обоих нашлось много любимцев среди героев прочитанных книг. Суждения Лермонтова были резкими и противоречивыми. То, что он говорил, не всегда было понятно Лопухиной, но он нашел в ней внимательную слушательницу. И это льстило его самолюбию. Варенька говорила, живо, просто и довольно свободно.

После этой поездки Лермонтов стал чаще бывать у Лопухиных, что никого не удивляло: ведь они были чуть не родственниками и жили по соседству. Роман продолжался в Середникове. А.П Шан- Гирей писал: « Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но сильно и истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».

Лермонтов писал о Вареньке:

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за со собою

Толпу вздыхателей немых.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

1832 год

Однако военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки и помешали развиться обоюдному чувству. Между тем молчание и неопределенность со стороны Лермонтова заставили Вареньку под влиянием родителей в1835 году выйти замуж за немолодого и нелюбимого Н. Бахметьева. Поэт тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. В декабре 1835 года в Москве состоялась встреча Лермонтова с Лопухиной ( тогда уже Бахметьевой), тяжёлая для обоих, отразившаяся на страницах драмы «Два брата».

В июне 1838 года произошла последняя встреча Лермонтова с Лопухиной, перед поездкой её с мужем за границу. Расставшись с Варварой Александровной, поэт всю жизнь тосковал по ней. Её образ нашёл воплощение в романе « Княгиня Лиговская», поэме « Демон» и в многочисленных стихотворениях.

До знакомства с Лопухиной у Лермонтова были сложные отношения с Екатериной Сушковой. Летом 1831 года она приехала из Москвы в Середниково с кузиной поэта Сашенькой Верещагиной.

Эта кокетливая 18- летняя красавица заметно выделялась в толпе молодых людей. У неё были прекрасные чёрные глаза и роскошные волосы. Лермонтов создал набросок к её портрету на странице стихотворения «Нищий».

Приложение №8.

Саша Верещагина ещё в Москве заметила увлечение Лермонтова Сушковой, переходящее в обожание. Но обе подруги обращались с поэтом, как с мальчиком, хотя и отдавали справедливость его уму. Екатерина начала кокетничать с Лермонтовым и поддразнивать его. Каникулы кончались, предстояло расставание, и Михаил решился на объяснение. Оно состоялось, но Сушкова не только не приняла признания, но не могла и предположить, какие чувства кроются за ним в душе 16 – летнего юноши. Она вновь не отказала себе в удовольствии напомнить ему, что для неё он ничего более, как ребёнок.

Личная драма легла в основу стихотворения «Нищий», в котором собственные чувства поэта слились с чувствами старого нищего, получившего вместо милостыни горсть камней:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

Но Сушкову не тронули ни эти, ни другие замечательные стихи: « Весна», «Черноокой», « Зови надежду сновиденьем», «Когда к тебе молвы рассказ» и другие. Приехав в Петербург в 1832 году, Лермонтов больше не искал встреч с Сушковой, она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспоминать о своём московском знакомом. В 1836 году она удачно, по тогдашним понятиям, вышла замуж за графа А.В.Хвостова.

7. «Кавказский цикл».

Картины, рисунки, акварели Лермонтова- это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.

Впервые Михаил Юрьевич побывал на Кавказе шестилетним ребёнком, когда бабушка привозила его на горячие источники, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далёкого пензенского имения Тарханы оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было одиннадцать лет. Тогда вместе с бабушкой и внуком в поездку отправились её брат Александр Столыпин со своим семейством, другие родственники, гувернёры, лекарь, повара. Зная, что Мишу скоро придётся отдать в учение в Москву, бабушка решила сделать ему щедрый подарок- поездку на горячие воды на целое лето.

Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы: сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним – вершины Большого Кавказа. Вдалеке угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса.

Позднее детские впечатления найдут отражение в создании картины «Эльбрус».

Приложение № 9.

Восхищенный Кавказом ещё во время поездок в детские годы, Лермонтов надолго сохранил память о нем. Богатая и величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в душе мальчика прекрасный и романтический мир, в котором он искал и находил героев своих грёз. Для юного поэта любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в1837 году за стихотворение « Смерть поэта», посвящённое трагической гибели А.С. Пушкина. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нём такую резолюцию: « Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». У Лермонтова и его друга Раевского был сделан обыск. В результате новоявленный поэт был сослан на Кавказ , где шла война с горцами.

По дороге на Кавказ Лермонтов заболел и попал в ставропольский госпиталь. Оттуда в середине мая 1837 года он был переведен для лечения в Пятигорск. Лечился поэт минеральными ваннами, которых принял не менее 60-ти. В Пятигорске на него нахлынули воспоминания детства, так как раньше он был с бабушкой в этом городке. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, поэт был удивлен произошедшим здесь изменениям: в городе появились красивые здания; там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка « Эолова арфа»; в неё вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и издавали приятные мелодичные звуки. Так родилась картина «Пятигорск».

Приложение №10

« Я теперь на водах,- писал Лермонтов в Петербург,- пью воду и принимаю ванны…Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом, то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны… ежедневно брожу по горам… как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов».

Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова – художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. Интересным достижением в этом смысле является картина « Воспоминание о Кавказе».

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса ( ныне Тбилиси), всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе, следствием чего явилось создание картины «Вид Тифлиса».

Приложение № 11.

Картина является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление- образ восточного города, яркого и экзотичного. Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто- жёлтой скале высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры- кудрявые Орточальские сады. В центре картины – коричнево - серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена замка. И, наконец , на заднем плане – господствующая над городом гора Мтацмминда.

Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент Вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Но несмотря на романтическую интонацию, как пишет Ираклий Андроников, его панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест и более того с описанием этих мест в произведениях. Среди наиболее интересных пейзажей, выполненных маслом, особое место занимает картина «Крестовая гора».

Приложение № 12.

Невольно хочется привести строки из письма Лермонтова другу Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно –Грузинской дороги: «Сегодня лазил на Крестовую гору, на самый верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся… ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

Картина выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Я узнала, что до нашего времени дошли четыре оттиска этой картины, причём два из них раскрашены акварелью. Поэт подарил картину своему другу, писателю В.Ф.Одоевскому, в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург. Потом на долгие годы следы её затерялись. В 1966 году картина была найдена в Финляндии и привезена в Советский Союз. С 1971 года она хранится в Государственном музее – заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Я решила сравнить эту картину с её описанием в романе « Герой нашего времени», в первой части « Бэла», и увидела, что изображение реального вида со склона Гуд- горы на Чёртову долину и гору Крестовую полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда Печорина через перевал.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи. Это наглядно можно увидеть в картине «Воспоминание о Кавказе».

Приложение № 13.

Главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. На переднем плане картины мы видим фигуры людей – всадников, возможно, погонщиков или конных горцев. Композиция картины подчинена изначально заданному ритму. Поэт вообще в природе и в жизни любил движение.

Изображения кавказской природы у Лермонтова необыкновенно точны. Поэт Иннокентий Анненский вспоминал: « Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».

8. Военная тема в живописи Лермонтова.

Кавказская тема в живописи поэта не ограничивается изображением пейзажей. Большое место в ней занимает военная тема. Широко известна картина Лермонтова « Эпизод сражения на реке Валерик» (« река смерти»).

Приложение №14.

В основу написания этой картины положены важные события военной биографии Лермонтова. Когда вся грамотная Россия читала « Героя нашего времени», поэму

« Демон», напечатанные и разошедшиеся в списках стихи, их автор снова ехал на Кавказ, напутствуемый словами Николая I: « Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит свою голову…».

Это была вторая ссылка поэта за дуэль с сыном французского посла Де Барантом. Его направляли в Тенгинский пехотный полк , на побережье Черного моря, туда, где наиболее ожесточенно развивались военные действия. Но командующий кавказской линией генерал П.Х. Граббе, благожелательно относившийся к поэту, посылает его в отряд генерала А. В. Галафеева для участия в военной экспедиции на Малую Чечню. Началась армейская жизнь: стычки, перестрелки с чеченцами, опасные вылазки, опасные поручения, видел Лермонтов и похороны убитых, и отважные поединки…

После этой экспедиции Лермонтов вместе с частью отряда А.В. Галафеева отправляется в Северный Дагестан, а затем снова возвращается в Чечню – в общем, ему пришлось побывать на большой арене военных действий. Лермонтов распоряжался « отборной командой охотников, состоящей до ста казаков – разный сброд: волонтёры, татары». До него отрядом командовал прославленный храбрец Р.И.Дорохов; когда Дорохов был ранен ,отряд в наследство достался Лермонтову. Сражение при Валерике произошло 11 июля 1840 года. О нём поэт сообщал в письме к другу: « У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось шесть часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000. Всё время дрались штыками. Вообрази себе, что в овраге…. после дела ещё пахло кровью». В этом сражении пало свыше 300 солдат и русских офицеров, чеченцы оставили на поле боя около 600 погибших. Товарищ Лермонтова Мамацев, воевавший вместе с ним, рассказывал: « Как сейчас вижу его перед собою, то в офицерском сюртуке без эполет с черкесской шашкой, то в красной канаусовой рубашке… Лермонтов был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов…Куда ни посмотришь, всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам».

После этого сражения Галафеев представил поэта к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и не был переведён в гвардию. Сам поэт писал об этом другу А.И.Бибикову в письме: «…Из Валерикского представления меня здесь вычеркнули, так что даже я не буду иметь утешения носить красной ленточки, когда надену штатский сюртук…».

Русская литература участию Лермонтова в сражении при Валерике обязана шедевром батальной лирики – стихотворением « Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»), а в живописи – названной ранее картиной. Лермонтов – баталист уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию. Интересен тот факт, что рисунок композиции выполнил Лермонтов, а акварелью его дописал Г. Гагарин, товарищ поэта. Если сравнивать поэму и картину, то можно сделать общий вывод о том , что война изображена художником без прикрас, во всём её драматизме. В тексте стихотворения поэт даже не упоминает о своём участии в сражении, хотя с предельной точностью рисует трагические подробности, врезавшиеся в память:

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы.

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна…

Описание сражения сочетается с непримиримым осуждением войны вообще. Лермонтов подчеркивает её противоестественность смыслу человеческого существования:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: « Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?..»

Так поэт проводит одну из самых гуманных и философских мыслей о войне.

Сражению при Валерике посвящена и другая картина - «Бой при Валерике».

Приложение № 15.

Картина написана в 1840 году и также показывает Лермонтова как блестящего рисовальщика-баталиста. Средствами живописи ему удается передать суровую обстановку военной жизни. Из ссылки поэт пишет в письме другу А.Лопухину: «Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем».

На картине «Нападение» как раз изображён один из таких эпизодов.

Приложение №16.

Однако надеждам Лермонтова не суждено было осуществиться. В январе 1841 года, благодаря стараниям бабушки, ему был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля того же года, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает северную столицу и едет в Ставрополь, а оттуда в Пятигорск, где поэт найдёт свой последний приют.

В последние месяцы своей жизни Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени не дошли до нас.

III. Заключение.

Исследуя творчество Лермонтова как живописца, я пришла к выводу, что за свою недолгую и такую беспокойную жизнь поэт создал большое количество живописных и графических работ. Для себя лично я открыла Лермонтова как прекрасного художника. Поистине, талантливый человек талантлив во всём!

Если бы не трагическая гибель, я уверена, он мог бы стать великим художником, и его творчество изучалось бы в школах и художественных училищах, потому что его рисунки и картины необычайно выразительны, живописные полотна великолепны по колориту. Порой они предваряли появление того или иного произведения.

Так поэт дарованным ему талантом стремился запечатлеть то или иное событие как в стихах, так и в живописи.

Данный материал может быть использован на уроках литературы и в профильном классе при углублённом изучении литературы.

Литература.

Лермонтов М. Ю. Библиотека классики. Стихотворения. Поэмы. Москва 2007.

Иванова. Т. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. Москва 1959.

Арзамасцев В. П. Места, воспетые поэтом. Саратов 1981.

Маркин Э. Он один свет очей моих. Журнал « Литературное обозрение». 1989 № 5.

Арзамасцев В П. Лермонтов в Тарханах. Приволжское книжное издательство. Пенза 1975.

Интернет-ресурсы. Мошкова В.И. Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова.

�PAGE � �PAGE �1�

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Февральская СОШ № 2»

Творческое наследие М.Ю. Лермонтова

как художника.

Исследовательская работа.

Выполнила

ученица 11 класса Б

Медведева Дарья

Руководитель Горбунова И.В.

2010г.

Цель моей работы:

Изучить и представить творчество М.Ю.Лермонтова как художника.

Задачи:

1. Показать талантливость и многогранность натуры М.Лермонтова.

2. Проследить, как развивались художественные способности Лермонтова в разные периоды его жизни.

3. Раскрыть основные темы живописного искусства М. Лермонтова.

Содержание.

I. Вступление (обоснование выбранной темы )……………………………………… 3

II. Основная часть……………………………………………………………………… 4

1. Гениальность и многогранность натуры Лермонтова.

2. Развитие художественных способностей в раннем детстве. Роль бабушки……... 5

3. Ранние опыты – «Испанский цикл»………………………………………………… 6

4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова…………………………………………………. 7

5. История создания автопортрета…………………………………………………….. 8

6. Портретная живопись Лермонтова. Портреты В.Лопухиной и Е.Сушковой…… 9

7. «Кавказский цикл»…………………………………………………………………... 13

8. Военная тема в живописи Лермонтова…………………………………………….. 18

III.Заключение. Рисунки и картины Лермонтова – живописные дневники его жизни…………………………………………………………………………………… 21

IV. Литература………………………………………………………………………… 22

Вступление. Обоснование выбранной темы.

Рассматривая портрет М. Ю Лермонтова, я задалась вопросом: «Почему все воспринимают его только как великого классика, поэта русской литературы»? И в курсе школьной программы мы тоже изучаем его творчество как поэта и прозаика. Я решила взглянуть на Лермонтова с другой стороны - изучить его творчество как художника. Мне кажется, что эта тема интересна и познавательна и, кроме того, доставляет эстетическое наслаждение.

Каждый вид искусства обладает собственными средствами художественного воздействия на человека. Литература выражает себя словом, музыка – звуком, живопись – цветом, линией. Мне захотелось узнать, что выражают картины Лермонтова, как они отражают его жизнь и его личность.

Искусство вечно, и чем больше мы будем знать о нём, тем духовно выше мы станем, особенно в столь непростое, противоречивое время.

Не просто, не в тиши, не мирною кончиной,-

Но преждевременно, противника рукой –

Поэты русские свершают жребий свой,

Не кончив песни лебединой!

Е.Ростопчина

II. Основная часть.

1.Гениальность и многогранность натуры Лермонтова.

Трагический дуэльный выстрел 15 июля 1841года у подножия горы Машук на Кавказе оборвал жизнь талантливого поэта М.Ю.Лермонтова.

Пуля прошла навылет, задев правое и левое лёгкое. Надежды на спасение не было. Царь Николай I после гибели поэта произнес фразу, ставшую известной: «Собаке собачья смерть!» Так официальные власти отреагировали на смерть гениального поэта.

Гениальность и многогранность натуры Лермонтова поистине поразительны. Природа щедро наделила его не только высоким даром поэта, но и музыкальностью, и талантом художника. Трудно сказать, в каком направлении развивалось бы творчество поэта, не оборвись его жизнь в 27 лет. Я узнала, что, по свидетельству его дяди А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Он писал: « Вообще, Михаил был счастливо одарён способностями к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах». Другой очевидец сообщал, что в Тарханах находились рисунки карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены. Если бы он занимался живописью более серьёзно, профессионально, то, несомненно, стал бы большим мастером. Рисовал он всю свою недолгую жизнь, и его художественное наследие содержит произведения различных жанров: пейзажи и путевые зарисовки, батальные сцены, портретные миниатюры. У него было много рисунков акварелью, пером, карандашом. Многие его работы не сохранились, однако и то, что дошло до нас – а это более десятка картин маслом, более пятидесяти акварелей, свыше трёхсот рисунков – даёт возможность составить достаточно полное представление о его живописном наследии. Конечно, изобразительное творчество Лермонтова уступает литературному, тем не менее, одаренность поэта и писателя сказалась и здесь.

2. Развитие художественных способностей в раннем детстве. Роль бабушки.

Все мы хорошо знаем, что Михаил Юрьевич в три года остался без матери, которая умерла от скоротечной чахотки, и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева из знаменитого рода Столыпиных разлучила маленького Мишу с отцом, посчитав, что несостоятельный капитан в отставке не сможет обеспечить единственному её внуку достойного образования и положения в обществе.

Приложение №2

Жизни самой Елизаветы Алексеевны вряд ли можно было позавидовать. В работах исследователя Эрнста Маркина я прочитала о том, как муж Арсеньевой в новогодние торжества усадил жену свою и малолетнюю дочку Машеньку рядом с собой и такое сказал, что они, конечно, не поверили: «Ну, любезная моя Лизанька, ты у меня будешь вдовушкой, а ты, Машенька, будешь сироткой». И, не прерывая веселья, ушел в соседнюю комнату и отравился зельем. Арсеньева стала вдовой, а впоследствии потеряла единственную дочь, которая угасла в 22 года. Именно поэтому все надежды у неё были связаны с внуком. Исследователь жизни и творчества Лермонтова профессор П.А. Висковатый пишет: « Она лелеяла внука с колыбели, выходила больным ребёнком, позаботилась дать ему блестящее образование, сосредоточила на нем всю свою любовь и заботу. В преклонных летах, частью именно из-за этой беззаветной преданности к внуку, пользовалась она всеобщим уважением и не раз успевала отвращать своим заступничеством серьёзную опасность, грозившую поэту».

Традиции дворянского воспитания предполагали наряду с уроками фехтования, музыки, иностранных языков с юных лет - и занятия живописью. Бабушка всегда поощряла увлечение Лермонтова рисованием: пол в его детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного) Лермонтов изображён в возрасте 4 – 5 лет с мелком в правой руке.

Приложение №3

Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он главный герой.

И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембранта.

3. Ранние опыты – «Испанский цикл».

В ранних живописных опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании у поэта не случайно: я с удивлением узнала, что в семье Лермонтовых бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Самая значительная работа в этом цикле – «Портрет герцога Лермы».

Приложение №4

Это первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта.

В других источниках я прочитала, что теперь точно установлено, что родоначальником рода Лермонтовых являлся шотландец Георг Лермонт, воевавший в рядах польской армии против русских в 1613 году. Позже этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Но в то время Михаил Юрьевич этого не знал и с интересом фантазировал на испанские темы. В 1830 году он написал трагедию «Испанцы», в которой выразил свой главный романтический идеал – стремление к свободе. В эти же годы он создаёт акварели и рисунки:

Все эти и другие миниатюры представляют собой зрительные перифразы трагедии «Испанцы»; под глухим покровом одежды скрывается испанская страсть в соответствии с романтическими канонами.

4. «Юнкерская тетрадь» Лермонтова.

В 1832году в жизни Лермонтова произошли большие перемены: Московский университет, в котором он учился, переживал кризис вместе с другими учебными заведениями страны. Николай I насаждал дух казармы, строгости росли с каждым месяцем. В числе других студентов вольнолюбивому Лермонтову было «посоветовано уйти». В Петербургском университете, куда поэт подал документы, отказались зачесть два года, которые он проучился в Московском, а Лермонтову хотелось скорее стать самостоятельным. Оставался один путь – юнкерская школа, готовившая офицеров и дававшая хорошее образование. Решение, хотя и с сомнениями, было принято. Лермонтова одолевали мрачные мысли, «поэзия души моей угасла»,- писал он в эти годы. Юнкерская школа во многом препятствовала творческому развитию поэта, в ней, например, не разрешали читать книг литературного содержания, и юный поэт читал и рисовал по ночам. Рисунками-воспоминаниями заполнена в 1832-1834 годах так называемая «юнкерская тетрадь» Лермонтова, которую сохранил товарищ поэта Н.М. Манвелов и передал в дар Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище. «Тетрадь» содержит живые и непосредственные рисунки из юнкерского быта. Некоторые из них мне удалось найти.

Приложение №5

Большинство жанровых сценок и портретных зарисовок сделано с натуры. Романтическая интонация не подавляет, а усиливает индивидуальную выразительность рисунка. Обучение в юнкерской школе во многом поменяло и предопределило всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда он её закончил, ему было ровно 20 лет – жить оставалось шесть с половиной лет!

5. История создания автопортрета.

Ни об одном из поэтов России не было столь противоречивых мнений, как об этом юном офицере. Его не любили многие – обожали единицы, он был несносным, угрюмым – и в то же время – мог быть душой компании. Ни один художник не смог правдиво передать его облика – одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Наверное, всё дело было в том, что его лицо слишком напрямую выражало состояние души, и если это состояние не нравилось собеседнику, он и почитал сам облик нехорошим, некрасивым. Вот почему для бабушки он всегда был прекрасным, а его глаза производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову.

К сожалению, до сих пор неизвестно, кто является авторами детских портретов Лермонтова: вероятно, это были крепостные. До нас же дошли сведения, что по заказу бабушки Арсеньевой было выполнено два портрета по окончании юнкерской школы Лермонтовым в звании корнета: художником Будкиным и учителем живописи П.Е. Заболотским. Художник М.Е. Меликов в своих воспоминаниях пишет: «Наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкою». Сам же поэт часто посмеивался над своей внешностью, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Тем не менее, никто лучше самого Лермонтова не смог написать его портрета. Широко известен замечательный автопортрет поэта.

Приложение №6.

Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. Это одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте портрета – наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный».

Меня поразила история портрета: он предназначался любимой женщине – Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение подруге А. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году, на аукционе в Хохберге, его купил профессор М. Винклер и в 1955 году передал два слайда (Лермонтова и Лопухиной) искусствоведу В. Лазареву, который, в свою очередь, передал их издателю Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк» в 1961году. Год спустя Ираклий Андроников, изучавший жизнь и творчество Лермонтова, привёз из Германии оригинал портрета. Так автопортрет вернулся на свою историческую родину.

6. Портретная живопись Лермонтова. Портреты В.Лопухиной и Е. Сушковой.

В последние годы жизни Лермонтов немало внимания уделял портретной живописи, изображая друзей и знакомых. Особое место в этой галерее занимает портрет Вареньки Лопухиной.

Приложение №7.

Варенька была сестрой университетского товарища Лермонтова. Лопухины -дальние родственники хозяйки Середникова - Екатерины Аркадьевны Столыпиной, вдовы брата Арсеньевой. .

Варенька была блондинкой с чёрными глазами. Это придавало ей оригинальную прелесть. Каждая перемена настроения, мимолётное чувство, промелькнувшая мысль- всё отражалось на её подвижном лице. В минуты внутреннего подъёма оно становилось прекрасным, а порой Лопухина могла показаться совершенно некрасивой.

В ней была обаятельная простота, свойственная глубоким и цельным натурам. Она - общая любимица. Над бровью у неё родинка, и дети её дразнили: « У Вареньки родинка, Варенька уродинка!»

Варенька была пылкая, восторженная, поэтическая натура. Дневной досуг, как и Татьяна Ларина, она заполняла чтением. Весной 1831 года 16-летнюю Вареньку привезли в Москву на ярмарку невест. Она только одну зиму выезжала и ещё не успела утратить ни свежести деревенского румянца, ни сельской естественности и простоты.

Сельское уединение и романы сделали её мечтательной. Но эта мечтательность умилялась природной живостью, весёлостью и общительностью. Свою склонность мечтать она на выказывала, а наоборот, стыдилась её как слабости.

Лермонтов знал её с детства и привык не обращать на неё никакого внимания . Отсутствие томной бледности и безыскусственность обращения делали её несколько прозаической в глазах романтического юноши. Он относился чуть- чуть свысока к этой скромной девушке.

Роман начался весной 1831 года в Москве, во время поездки молодёжи в Симонов монастырь ко всенощной.

Был тёплый весенний день. Цветущие ветки сирени склонялись из-за заборов на широкую, покрытую зеленой травой улицу. Чёрный арап в пунцовой чалме посадил на линейку молоденькую девушку. Из- под шляпки, завязанной большим бантом под самым подбородком, выглядывало открытое и приветливое лицо с живым, свежим румянцем и чёрным родным пятнышком над бровью. Лермонтов совершенно случайно оказался рядом с Варенькой. Он был недоволен и готовился проскучать всю дорогу, но постепенно завязался разговор. Совершенно неожиданно для обоих нашлось много любимцев среди героев прочитанных книг. Суждения Лермонтова были резкими и противоречивыми. То, что он говорил, не всегда было понятно Лопухиной, но он нашел в ней внимательную слушательницу. И это льстило его самолюбию. Варенька говорила, живо, просто и довольно свободно.

После этой поездки Лермонтов стал чаще бывать у Лопухиных, что никого не удивляло: ведь они были чуть не родственниками и жили по соседству. Роман продолжался в Середникове. А.П Шан- Гирей писал: « Чувство к ней у Лермонтова было безотчетно, но сильно и истинно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей, несмотря на некоторые последующие увлечения».

Лермонтов писал о Вареньке:

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за со собою

Толпу вздыхателей немых.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

1832 год

Однако военная служба и светские увлечения на время заслонили образ любимой девушки и помешали развиться обоюдному чувству. Между тем молчание и неопределенность со стороны Лермонтова заставили Вареньку под влиянием родителей в1835 году выйти замуж за немолодого и нелюбимого Н. Бахметьева. Поэт тяжело пережил эту, по его мнению, измену любимой женщины, и горечь утраченной любви надолго окрасила его творчество. В декабре 1835 года в Москве состоялась встреча Лермонтова с Лопухиной ( тогда уже Бахметьевой), тяжёлая для обоих, отразившаяся на страницах драмы «Два брата».

В июне 1838 года произошла последняя встреча Лермонтова с Лопухиной, перед поездкой её с мужем за границу. Расставшись с Варварой Александровной, поэт всю жизнь тосковал по ней. Её образ нашёл воплощение в романе « Княгиня Лиговская», поэме « Демон» и в многочисленных стихотворениях.

До знакомства с Лопухиной у Лермонтова были сложные отношения с Екатериной Сушковой. Летом 1831 года она приехала из Москвы в Середниково с кузиной поэта Сашенькой Верещагиной.

Эта кокетливая 18- летняя красавица заметно выделялась в толпе молодых людей. У неё были прекрасные чёрные глаза и роскошные волосы. Лермонтов создал набросок к её портрету на странице стихотворения «Нищий».

Приложение №8.

Саша Верещагина ещё в Москве заметила увлечение Лермонтова Сушковой, переходящее в обожание. Но обе подруги обращались с поэтом, как с мальчиком, хотя и отдавали справедливость его уму. Екатерина начала кокетничать с Лермонтовым и поддразнивать его. Каникулы кончались, предстояло расставание, и Михаил решился на объяснение. Оно состоялось, но Сушкова не только не приняла признания, но не могла и предположить, какие чувства кроются за ним в душе 16 – летнего юноши. Она вновь не отказала себе в удовольствии напомнить ему, что для неё он ничего более, как ребёнок.

Личная драма легла в основу стихотворения «Нищий», в котором собственные чувства поэта слились с чувствами старого нищего, получившего вместо милостыни горсть камней:

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

Но Сушкову не тронули ни эти, ни другие замечательные стихи: « Весна», «Черноокой», « Зови надежду сновиденьем», «Когда к тебе молвы рассказ» и другие. Приехав в Петербург в 1832 году, Лермонтов больше не искал встреч с Сушковой, она же была слишком занята светом и поисками выгодной партии, чтобы вспоминать о своём московском знакомом. В 1836 году она удачно, по тогдашним понятиям, вышла замуж за графа А.В.Хвостова.

7. «Кавказский цикл».

Картины, рисунки, акварели Лермонтова- это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.

Впервые Михаил Юрьевич побывал на Кавказе шестилетним ребёнком, когда бабушка привозила его на горячие источники, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далёкого пензенского имения Тарханы оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было одиннадцать лет. Тогда вместе с бабушкой и внуком в поездку отправились её брат Александр Столыпин со своим семейством, другие родственники, гувернёры, лекарь, повара. Зная, что Мишу скоро придётся отдать в учение в Москву, бабушка решила сделать ему щедрый подарок- поездку на горячие воды на целое лето.

Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы: сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним – вершины Большого Кавказа. Вдалеке угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса.

Позднее детские впечатления найдут отражение в создании картины «Эльбрус».

Приложение № 9.

Восхищенный Кавказом ещё во время поездок в детские годы, Лермонтов надолго сохранил память о нем. Богатая и величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в душе мальчика прекрасный и романтический мир, в котором он искал и находил героев своих грёз. Для юного поэта любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в1837 году за стихотворение « Смерть поэта», посвящённое трагической гибели А.С. Пушкина. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нём такую резолюцию: « Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». У Лермонтова и его друга Раевского был сделан обыск. В результате новоявленный поэт был сослан на Кавказ , где шла война с горцами.

По дороге на Кавказ Лермонтов заболел и попал в ставропольский госпиталь. Оттуда в середине мая 1837 года он был переведен для лечения в Пятигорск. Лечился поэт минеральными ваннами, которых принял не менее 60-ти. В Пятигорске на него нахлынули воспоминания детства, так как раньше он был с бабушкой в этом городке. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, поэт был удивлен произошедшим здесь изменениям: в городе появились красивые здания; там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка « Эолова арфа»; в неё вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и издавали приятные мелодичные звуки. Так родилась картина «Пятигорск».

Приложение №10

« Я теперь на водах,- писал Лермонтов в Петербург,- пью воду и принимаю ванны…Каждое утро из окна я смотрю на цепь снежных гор и Эльбрус; вот и теперь, сидя за этим письмом, то и дело останавливаюсь, чтобы взглянуть на этих великанов, так они прекрасны и величественны… ежедневно брожу по горам… как только я выздоровлю, то отправлюсь в осеннюю экспедицию против черкесов».

Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова – художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. Интересным достижением в этом смысле является картина « Воспоминание о Кавказе».

Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса ( ныне Тбилиси), всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе, следствием чего явилось создание картины «Вид Тифлиса».

Приложение № 11.

Картина является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление- образ восточного города, яркого и экзотичного. Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто- жёлтой скале высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры- кудрявые Орточальские сады. В центре картины – коричнево - серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена замка. И, наконец , на заднем плане – господствующая над городом гора Мтацмминда.

Любая кавказская панорама Лермонтова – это как бы малый фрагмент Вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Но несмотря на романтическую интонацию, как пишет Ираклий Андроников, его панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест и более того с описанием этих мест в произведениях. Среди наиболее интересных пейзажей, выполненных маслом, особое место занимает картина «Крестовая гора».

Приложение № 12.

Невольно хочется привести строки из письма Лермонтова другу Святославу Раевскому, где он делится впечатлениями от Военно –Грузинской дороги: «Сегодня лазил на Крестовую гору, на самый верх, что не совсем легко. Оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся… ничего не надо в эту минуту; так сидел бы да смотрел целую жизнь».

Картина выполнена по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Я узнала, что до нашего времени дошли четыре оттиска этой картины, причём два из них раскрашены акварелью. Поэт подарил картину своему другу, писателю В.Ф.Одоевскому, в 1841 году, в последний свой приезд в Петербург. Потом на долгие годы следы её затерялись. В 1966 году картина была найдена в Финляндии и привезена в Советский Союз. С 1971 года она хранится в Государственном музее – заповеднике М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.

Я решила сравнить эту картину с её описанием в романе « Герой нашего времени», в первой части « Бэла», и увидела, что изображение реального вида со склона Гуд- горы на Чёртову долину и гору Крестовую полностью совпадает с описанием этого места в романе. Даже время суток на картине, о котором можно судить по характеру освещения и направленности теней, точно соответствует описанию переезда Печорина через перевал.

Как певец гор, Лермонтов любил краски. Поэт любил розовый закат, белое облако, синее небо, лиловые степи. Это наглядно можно увидеть в картине «Воспоминание о Кавказе».

Приложение № 13.

Главная прелесть лермонтовских красок в их сочетаниях. На переднем плане картины мы видим фигуры людей – всадников, возможно, погонщиков или конных горцев. Композиция картины подчинена изначально заданному ритму. Поэт вообще в природе и в жизни любил движение.

Изображения кавказской природы у Лермонтова необыкновенно точны. Поэт Иннокентий Анненский вспоминал: « Один живописец Кавказа мне говорил, что нередко поэзия Лермонтова служила ему ключом в кавказской природе».

8. Военная тема в живописи Лермонтова.

Кавказская тема в живописи поэта не ограничивается изображением пейзажей. Большое место в ней занимает военная тема. Широко известна картина Лермонтова « Эпизод сражения на реке Валерик» (« река смерти»).

Приложение №14.

В основу написания этой картины положены важные события военной биографии Лермонтова. Когда вся грамотная Россия читала « Героя нашего времени», поэму

« Демон», напечатанные и разошедшиеся в списках стихи, их автор снова ехал на Кавказ, напутствуемый словами Николая I: « Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит свою голову…».

Это была вторая ссылка поэта за дуэль с сыном французского посла Де Барантом. Его направляли в Тенгинский пехотный полк , на побережье Черного моря, туда, где наиболее ожесточенно развивались военные действия. Но командующий кавказской линией генерал П.Х. Граббе, благожелательно относившийся к поэту, посылает его в отряд генерала А. В. Галафеева для участия в военной экспедиции на Малую Чечню. Началась армейская жизнь: стычки, перестрелки с чеченцами, опасные вылазки, опасные поручения, видел Лермонтов и похороны убитых, и отважные поединки…

После этой экспедиции Лермонтов вместе с частью отряда А.В. Галафеева отправляется в Северный Дагестан, а затем снова возвращается в Чечню – в общем, ему пришлось побывать на большой арене военных действий. Лермонтов распоряжался « отборной командой охотников, состоящей до ста казаков – разный сброд: волонтёры, татары». До него отрядом командовал прославленный храбрец Р.И.Дорохов; когда Дорохов был ранен ,отряд в наследство достался Лермонтову. Сражение при Валерике произошло 11 июля 1840 года. О нём поэт сообщал в письме к другу: « У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось шесть часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000. Всё время дрались штыками. Вообрази себе, что в овраге…. после дела ещё пахло кровью». В этом сражении пало свыше 300 солдат и русских офицеров, чеченцы оставили на поле боя около 600 погибших. Товарищ Лермонтова Мамацев, воевавший вместе с ним, рассказывал: « Как сейчас вижу его перед собою, то в офицерском сюртуке без эполет с черкесской шашкой, то в красной канаусовой рубашке… Лермонтов был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов…Куда ни посмотришь, всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам».

После этого сражения Галафеев представил поэта к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и не был переведён в гвардию. Сам поэт писал об этом другу А.И.Бибикову в письме: «…Из Валерикского представления меня здесь вычеркнули, так что даже я не буду иметь утешения носить красной ленточки, когда надену штатский сюртук…».

Русская литература участию Лермонтова в сражении при Валерике обязана шедевром батальной лирики – стихотворением « Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»), а в живописи – названной ранее картиной. Лермонтов – баталист уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию. Интересен тот факт, что рисунок композиции выполнил Лермонтов, а акварелью его дописал Г. Гагарин, товарищ поэта. Если сравнивать поэму и картину, то можно сделать общий вывод о том , что война изображена художником без прикрас, во всём её драматизме. В тексте стихотворения поэт даже не упоминает о своём участии в сражении, хотя с предельной точностью рисует трагические подробности, врезавшиеся в память:

Верхом помчался на завалы

Кто не успел спрыгнуть с коня…

«Ура!» - и смолкло. «Вон кинжалы.

В приклады!» - и пошла резня.

И два часа в струях потока

Бой длился. Резались жестоко,

Как звери, молча, с грудью грудь,

Ручей телами запрудили.

Хотел воды я зачерпнуть…

(И зной и битва утомили

Меня), но мутная волна

Была тепла, была красна…

Описание сражения сочетается с непримиримым осуждением войны вообще. Лермонтов подчеркивает её противоестественность смыслу человеческого существования:

И с грустью тайной и сердечной

Я думал: « Жалкий человек.

Чего он хочет!.. небо ясно,

Под небом места много всем,

Но беспрестанно и напрасно

Один враждует он – зачем?..»

Так поэт проводит одну из самых гуманных и философских мыслей о войне.

Сражению при Валерике посвящена и другая картина - «Бой при Валерике».

Приложение № 15.

Картина написана в 1840 году и также показывает Лермонтова как блестящего рисовальщика-баталиста. Средствами живописи ему удается передать суровую обстановку военной жизни. Из ссылки поэт пишет в письме другу А.Лопухину: «Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем».

На картине «Нападение» как раз изображён один из таких эпизодов.

Приложение №16.

Однако надеждам Лермонтова не суждено было осуществиться. В январе 1841 года, благодаря стараниям бабушки, ему был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля того же года, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает северную столицу и едет в Ставрополь, а оттуда в Пятигорск, где поэт найдёт свой последний приют.

В последние месяцы своей жизни Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых – это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени не дошли до нас.

III. Заключение.

Исследуя творчество Лермонтова как живописца, я пришла к выводу, что за свою недолгую и такую беспокойную жизнь поэт создал большое количество живописных и графических работ. Для себя лично я открыла Лермонтова как прекрасного художника. Поистине, талантливый человек талантлив во всём!

Если бы не трагическая гибель, я уверена, он мог бы стать великим художником, и его творчество изучалось бы в школах и художественных училищах, потому что его рисунки и картины необычайно выразительны, живописные полотна великолепны по колориту. Порой они предваряли появление того или иного произведения.

Так поэт дарованным ему талантом стремился запечатлеть то или иное событие как в стихах, так и в живописи.

Данный материал может быть использован на уроках литературы и в профильном классе при углублённом изучении литературы.

Литература.

Лермонтов М. Ю. Библиотека классики. Стихотворения. Поэмы. Москва 2007.

Иванова. Т. Четыре лета. Лермонтов в Середникове. Москва 1959.

Арзамасцев В. П. Места, воспетые поэтом. Саратов 1981.

Маркин Э. Он один свет очей моих. Журнал « Литературное обозрение». 1989 № 5.

Арзамасцев В П. Лермонтов в Тарханах. Приволжское книжное издательство. Пенза 1975.

Интернет-ресурсы. Мошкова В.И. Кавказ в художественных произведениях и живописи М.Ю. Лермонтова.

�PAGE � �PAGE �1�

Скачать конспект

Сообщить об ошибке