Презентация на тему "Влияние самоцветов на судьбы литературных героев" 9 класс

Презентация: Влияние самоцветов на судьбы литературных героев
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (1.47 Мб). Тема: "Влияние самоцветов на судьбы литературных героев". Предмет: литература. 25 слайдов. Для учеников 9 класса. Добавлена в 2016 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Влияние самоцветов на судьбы литературных героев
    Слайд 1

    Проектная работа по литературе «Влияние самоцветов на судьбы литературных героев» ученицы 9 «Б» класса гимназии1554Абрамовой Лидии

  • Слайд 2

    Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветами и человеком существуют глубинные таинственные связи. Камень – это символ – образ, художественная выразительная деталь, олицетворяющая характер героя, его поведение и внутренний мир самого автора. «Камень, речь поведи! Говорите со мной, чертоги!» Иоганн Гете Вступление

  • Слайд 3

    Цель проекта

    проанализировать, в каких произведениях русской литературы используется тематика самоцветов; выявить влияние камней на судьбы литературных героев.

  • Слайд 4

    Задачи проекта

    Изучить литературу о драгоценных камнях, познакомиться с легендами и поверьями о них. Произвести отбор художественной литературы из школьной программы, которая отражает изучаемую проблему. Исследовать отношение классиков к влиянию самоцветов на мотивы поступков персонажей в тексте художественного произведения.

  • Слайд 5

    Объект исследования

    “Слово о полку Игореве”, М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”, Н.А. Некрасов “Мороз, Красный нос”, Н.А. Некрасов “Коробейники”.

  • Слайд 6

    Предмет исследования

    Жемчуг Бирюза Рубин

  • Слайд 7

    План проекта

    Наука о самоцветах Легенды о драгоценных камнях Роль самоцветов в разные эпохи Роль жемчуга в памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве” Образ жемчуга в поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос” Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова “Коробейники” Магия рубина в поэме М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

  • Слайд 8

    Наука о самоцветах

    Геммоло́гия(от лат. gemma - самоцвет, драгоценный камень, др.-греч.λογος - наука) –   наука о самоцветах. Геммология — это совокупность сведений о драгоценных камнях, главным образом о физических свойствах, особенностях химического состава, декоративно - художественных достоинствах минералов и минеральных агрегатов, использующихся в ювелирном и камнерезном производстве. Геммология тесно связана с минералогией и кристаллографией, кроме методов этих наук она использует методы физики, химии, геологии и биологии. Тесная связь с минералогией определяется тем, что большинство драгоценных камней представляют собой минералы.

  • Слайд 9

    Легенды о драгоценных камнях

    В старой персидской легенде рассказывается, что благородные камни – творение сатаны, который заметил, что Ева любуется пестрыми цветами, растущими в райских садах, дал им великолепные краски, чтобы возбуждать в людских сердцах алчность, соблазн. Но более точно их геологическое происхождение: благородные минералы образовались в результате химических процессов, происходивших в период формирования земной коры.

  • Слайд 10

    Роль самоцветов в разные эпохи

    Уже в древнейшие времена они служили человечеству в качестве украшений. У каждой эпохи были свои излюбленные камни. Египтяне охотно носили украшения из изумрудов, бирюзы, аметистов, горного хрусталя. Римляневыше всего ставили алмазы и сапфиры. Известно, что Семирамида и Клеопатра обожали жемчуг. Мода ренессанса и барокко отдавала предпочтение цветным благородным каменьям: рубинам, сапфирам, топазам. Туалеты дам и кавалеров сверкали бриллиантами. Эпоха романтизма открыла красоту полудрагоценных камней: гранатов, опалов, аквамаринов. Выбор той или иной драгоценности зависел не только от вкуса ее обладателя. Драгоценным камням люди издавна приписывали магические свойства, предполагали, что между самоцветами и человеком существуют таинственные глубинные связи.

  • Слайд 11

    Яркие и многогранные образы жемчуга

    Жемчуг - чрезвычайно "живой" самоцвет. “Жемчуг почитается несчастливой драгоценностью, так как заключает в себе негативную силу. Он приносит владельцу слезы, утрату иллюзий и надежд”. Откуда внутри раковин, которые вылавливают в глубинах океанов, берутся эти округлые с нежным блеском частицы? Греки утверждали, что это затвердевшие слезы морских нимф.

  • Слайд 12

    Роль жемчуга в памятнике древнерусской литературы “Слово о полку Игореве”

    Так в “Слове…” безымянный автор говорито князе Изяславе, который был покинут братьями в трудную минуту и погиб. Он пал достойной смертью, защищая свою землю от врагов. “Не было тут брата Брячислава, ни другого – Всеволода. Один же изронил жемчужну душу из храбра тела чрез златое ожерелье”. В данном случае жемчуг символизирует духовную чистоту того, кто самоотверженно бился с захватчиками, заплатив дорогой ценой за свободу родной земли.

  • Слайд 13

    Киевский князь Святослав рассказывает ближним вещий сон, где “великий жемчуг” сыпали на князя: “Этой ночью с вечера одевали меня – говорил, - черным саваном на кровати тисовой, черпали мне синее вино, с горем смешанное, сыпали мне крупный жемчуг из пустых колчанов…” Данный сон полон недобрых предзнаменований, жемчуг является символом горьких слез, предвещает грядущие несчастья в битве Игоря с половцами. Сон – предвестие о неблагополучии и реальном солнечном затмении. А состоявшееся поражение русских в решающей битве подтверждает великие слезы и плач по погибшим на реке Каяле. “…корят князя Игоря, что потопил богатство на дне Каялы, реки половецкой, русское золото просыпав”.

  • Слайд 14

    Образ жемчуга в поэме Н.А. Некрасова “Мороз, Красный нос”

    В поэме раскрывается нелегкая судьба русской крестьянки, оставшейся без мужа, тема жемчуга прямо соотносится со слезами, когда Дарья плачет в лесу в горьком вдовьем одиночестве: Иная с ресницы сорвется И на снег с размаху падет– До самой земли доберется Глубокую ямку прожжет Другую на дерево кинет, На плашку, - и, смотришь, она Жемчужиной крупной застынет – Бегла, и кругла, и плотна.

  • Слайд 15

    И осознавая, как невыносимо трудна жизнь вдовы и как непосилен труд, выпадающий на женские руки и слабых ее малых детей, автор снова сопоставляет: «Слезы мои не жемчужины, Слезы горюшки – вдовы.»

  • Слайд 16

    Бирюза

    Этот великолепный камень, который поэтично называли "небесным камнем",получил свое название по одним источникам от персидского "пируз" - "одерживающий победу", а по другим, также от персидского, "фирюза" - "камень счастья". Бирюза необыкновенно счастливый камень, ее главное свойство – примирять все враждебное, она прекращает ссоры, устанавливает мир в семье, отводит гнев сильных. Роковое свойство – приносить несчастье людям, не соблюдавшим нравственные заповеди.

  • Слайд 17

    Символическое значение бирюзы в поэме Н.А. Некрасова “Коробейники”

    Бирюза – это излюбленный оберег в крестьянской среде. Иван спешит одарить понравившуюся ему Катерину всем, что есть в его коробе. Скромная девушка от многих необходимых вещей отказывается, берет только бирюзовый перстенек. «Дал ей ситцу штуку целую, Ленту алую для кос, Поясок – рубаху белую Подпоясать в сенокос – Все поклала ненаглядная В короб, кроме перстенька.»

  • Слайд 18

    Далеко не все в деревне так не требовательны в своих желаниях и поведении: «Две снохи за ленту пеструю Расцарапалися в кровь.» Катерина выбрала самый простой перстень. Коробейник хвалится, что у него имеются богатые для любимой украшения: “Видишь, камни самоцветные в перстеньке как жар горят…”.

  • Слайд 19

    Отчего же Катерина из всех ярких самоцветов выбирает бирюзу? Этот эпизод из поэмы можно прокомментировать как восхищение целомудрием, бескорыстием, на которые способна простая крестьянка. Здесь прослеживается символика неизменности и верности в любви, известную и в деревенских традициях. Для Катерины колечко с бирюзой – залог любви, знак обручения с Иваном. Он – свидетельство того, что Иван обещает, расставаясь с Катериной ненадолго: «Опорожнится коробушка На Покров домой приду И тебя, душа – зазнобушка, В Божью церковь поведу!»

  • Слайд 20

    Рубин

    В переводе с древнего языка – царь самоцветов, "яхонт" . Название «рубин» произошло от латинского слова rubella — красный. Рубин посвящен Солнцу. Это камень особенной магической силы, камень испытаний, владения силами энергии. Это камень власти. В древности рубину приписывали различные исцеляющие свойства: останавливать кровь, давать бодрость и веселье, храбрость, оберегать от тяжких недугов, возбуждать любовные страсти.

  • Слайд 21

    Магия рубина впоэме М.Ю.Лермонтова “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова”

    Царь Иван Грозный советует Кирибеевичу немедленно послать драгоценности Алене Дмитревне, чтобы купить ее расположение , уверенный, что никакая женщина не сможет устоять перед великолепными дарами: «Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый, Да возьми ожерелье жемчужное… И пошли дары драгоценные Ты своей Алене Дмитревне: Как полюбишь – празднуй свадебку, Не полюбишь – не прогневайся.»

  • Слайд 22

    Царь прекрасно осведомлен о том, что жемчуга считались подходящими для молодых девушек, незамужних женщин. Рубин символизирует пылкую любовь, и тот, кто хочет достичь взаимности, должен подарить рубин (яхонт) своему избраннику. М.В. Лермонтов, подчеркивая силу чувства опричника, покажет, как при первой встрече с чужой женщиной старается тот завоевать ее в духе того времени, пользуясь царским покровительством и вседозволенностью: «Отвечай мне, чего тебе надобно, Моя милая, драгоценная! Хочешь золоту али жемчуга? Хочешь ярких камней аль цветной парчи? Как царицу я наряжу тебя, Станут все тебе завидовать.»

  • Слайд 23

    Жемчуг, о котором говорит молодой и пылкий опричник, еще проявит себя: замужней женщине, жене купца принесет он слезы неминуемые, потому что сложит на плахе голову Степан Парамонович, не надеясь на справедливость царского суда, хотя и слышал весь народ призывы на “охотницкий бой одиночный: «Кто побьет кого, того царь наградит, А кто будет побит, того Бог простит».

  • Слайд 24

    Заключение

    Работа является актуальной, так как красота и популярность драгоценных камней, широкое распространение суеверий и убеждений, связанных с ними, нашли своё отражение в поэтическом и фольклорном творчестве. В произведениях русской классики используются следующие сопоставления драгоценных камней: они воздействуют на мотивы поступков литературных героев спасительным, оберегающим или роковым образом. Практическая значимость проекта в том, что он может быть использован на факультативных занятиях по литературе, уроках словесности, при изучении полезных ископаемых по географии.

  • Слайд 25

    Использованная литература

    “Слово о полку Игореве” – М.:Просвещение, 2000. М.Ю. Лермонтов “Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” – М.:Просвещение, 2001. Н.А. Некрасов “Поэмы” – М.:Просвещение, 1999. Андерсон Б. «Определение драгоценных камней» - М.: Мир, 2009. Бауэр А., Бауэр Я. «Редкие драгоценные камни» - М.: Знание, 2009. Кренделев Ф.П. «Легенды и былины о камнях» - М.: Мир, 2009. Грачева И.В. «Грани самоцветов» - М.: Мир, 2009. С.И.Ожегов «Словарь русского языка» - М.: Знание, 2009.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке