Презентация на тему "Возникновение и развитие древнерусской литературы"

Презентация: Возникновение и развитие древнерусской литературы
Включить эффекты
1 из 21
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме "Возникновение и развитие древнерусской литературы" по литературе, включающую в себя 21 слайд. Скачать файл презентации 1.94 Мб. Средняя оценка: 5.0 балла из 5. Для учеников 5-7 класса. Большой выбор учебных powerpoint презентаций по литературе

Содержание

  • Презентация: Возникновение и развитие древнерусской литературы
    Слайд 1

    Возникновение и развитие древнерусской литературы.

  • Слайд 2

    Исторические предпосылки.

    Создание раннефеодального государства(новая система общественных отношений, основанная на классовом господстве большинства над меньшинством населения, нуждалась в идеологическом обосновании). Развитие экономических, торговых и политических связей вызывало потребность в письменности.(Письменность у славян появилась задолго до принятия христианства.) Создание славянской азбуки в 863г. способствовало быстрому культурному росту южных и восточных славян. Мощной толчок широкому распространению и развитию письменности на Руси дало официальное принятие христианства в 988г.

  • Слайд 3

    Киевская Русь

    Раннефеодальное государство 9 — начала 12 вв., возникшее в Восточной Европе на рубеже 8—9 вв. в результате объединения восточнославянских племён, древним культурным центром которых было Среднее Приднепровье с Киевом во главе. К. Р. охватывала огромную территорию, являясь одним из крупнейших государств Европы.

  • Слайд 4

    Письменность славян

    О существовании форм письменности у славян свидетельствует черноризец Храбр 9 в. и «Паннонское житие Кирилла».

  • Слайд 5

    Существуют свидетельства, согласно которым славянский язык существовал на основе 4 основных и 2 вспомогательных видов письменности: да’АрийскиеТьраги (Образные Символы, которые соединяли в себе сложные объёмные знаки, передающие многомерные величины и многообразные Руны), х’АрийскаяКаруна (Союз из 256 Рун, жреческое письмо), РасенскиеМолвицы (Образно-зеркальное письмо), Святорусские Образы (Буквица), Глаголица (торговое письмо), Черты и Резы (народное письмо).

  • Слайд 6

    Создание славянской азбуки Кириллом и Мефодием

    К концу 9 – первой четверти10 столетия древняя Болгария переживает период расцвета своей культуры. Появляются выдающиеся писатели: Иоанн экзарх болгарский, Климент, Константин царь Симеон. Близость древнерусского языка древнеболгарскому способствовало постепенному усвоению письменности.

  • Слайд 7

    Прогрессивная роль христианства

    Интенсивное развитие письменности. В 30-ые г.г. 11века в Киеве работают «писцы многи», которые не только переписывают книги, но и переводят их с греческого языка. Возникает определённая система образования на Руси – «книжного учения».

  • Слайд 8
  • Слайд 9

    Византийское наследие

    Киево-Печерскаялавра - один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием.

  • Слайд 10

    Основные источники древнерусской литературы

    Устное народное поэтическое творчество. Книжная христианская культура. Искусство устной речи и деловая письменность.

  • Слайд 11

    Фольклорные источники

    К Х в. происходит переход от мифологических сюжетов к историческим, развиваются жанры: историческое родовое предание, топонимическая легенда, героическое сказание, песни о военных походах. Формируется народный эпос, сыгравший исключительную роль в формировании литературы. Героические песни дружинных певцов, эпические сказания о битвах и походах составляли своеобразную устную летопись, которая частично была закреплена письменностью.

  • Слайд 12

    Книжные источники

    Богослужебные книги: Евангелия(благовествования), Апостол, включивший 21 текст канонического послания учеников Христа, Служебные Минеи, Псалтырь (перевод отрывков из ветхозаветных библейских текстов), по которой учили грамоте, нравоучительные слова константинопольского Иоанна Златоуста.

  • Слайд 13

    Устные речи

    Устные речи были широко распространены в жизненной практике раннего феодального общества. Военачальники перед началом сражений обращались к воинам с речью, призывая на ратный подвиг. Устная речь постоянно использовалась в дипломатических переговорах. Эти речи содержали устойчивые словосочетания, отличались сжатостью, выразительностью.

  • Слайд 14

    Деловая письменность

    Вырабатывала свои словесные формы, что способствовало развитию сжатого афористичного стиля изложения в литературных памятниках.

  • Слайд 15

    Характерные особенности древнерусской литературы

    1. Рукописный характер бытования и распространения. 2. Анонимность – следствие религиозно-христианского отношения феодального общества к человеку. Авторские тексты до нас не дошли, например, «Повесть временных лет», созданная Нестором в 1111-1113гг., вовсе не сохранилась. «Слово о полку Игореве», написанное в конце 80-ых гг. 12 века, было найдено в списке 16в. 3. В средневековый период художественная литература была неразрывно связана с философией, наукой, религией, т.е. не выделилась в отдельную область общественного сознания. 4. Историзм(герои – исторические личности).

  • Слайд 16

    Основные темы древнерусской литературы

    Древнерусская литература, неразрывно связанная с историей развития Русского государства, русской народности, проникнута героическим и патриотическим пафосом. Тема красоты и величия родины, «светло светлой и красно украшенной» русской земли, которая «знаема» и «ведома» во всех концах мира, — одна из центральных тем древнерусской литературы. Она прославляет созидательный труд отцов и дедов наших, самоотверженно защищавших великую землю Русскую от внешних врагов и крепивших могучее суверенное государство «велико и пространно», которое сияет «светло», «аки в небе солнце». В ней звучит резкий голос осуждения политики князей, сеявших кровавые феодальные раздоры, ослаблявших политическое и военное могущество государства. Литература прославляет моральную красоту русского человека, способного ради общего блага поступиться самым дорогим — жизнью. Она выражает глубокую веру в силу и торжество добра, в способность человека возвысить свой дух и победить зло.

  • Слайд 17

    Система жанров

    Об истории мира рассказывали хронографы. Об истории отечества — летописи, памятники исторической письменности и литературы Древней Руси, повествование в которых велось по годам. Нравоучительные биографии — жития святых, или агиография. Большое распространение имели сборники коротких рассказов о жизни монахов. Такие сборники назывались патериками. Жанры торжественного и учительного красноречия представлены различными поучениями и словами. В торжественных словах, произносимых в церкви во время службы, прославлялись христианские праздники. В поучениях обличались пороки, прославлялись добродетели. В хождениях рассказывалось о путешествиях на святую землю Палестину.

  • Слайд 18

    Определение жанра

    Исторически формирующийся вид литературного произведения, которое обладает отличительными особенностями, признаками, закономерностями. Может ли житие быть посвящено описанию быта и подвигов разбойников?

  • Слайд 19

    Выдающиеся произведения древнерусской литературы.

    Особое место среди образцов мирских жанров занимают «Поучение» Владимира Мономаха, «Слово о полку Игореве», «Слово о погибели Русской земли» и «Слово Даниила Заточника». Они свидетельствуют о высоком уровне литературного развития, достигнутом Древней Русью в XI–первой половине XIII веков.

  • Слайд 20

    Тест

    Определите, к каким жанрам относятся перечисленные памятники древнерусской литературы. Перечислите основные источники древнерусской литературы. Каковы характерные особенности древнерусской литературы? Почему возникла древнерусская литература?

  • Слайд 21

    Домашнее задание

    Прочитать текст «Слово о полку Игореве», подготовить выразительное чтение любого отрывка. Прочитать статью учебника «Из истории рукописи», быть готовым к фронтальному опросу.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке