Презентация на тему "Зарубежная литература 19 века"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Зарубежная литература 19 века" рассказывает о литературных направлениях и течениях, общей характеристики западноевропейского реализма 19 века, роли портрета в реалистическом произведении, представителях критического реализма.

Краткое содержание

  1. Литературные направления и течения
  2. Общая характеристика западноевропейского реализма 19 в.
  3. Роль портрета в реалистическом произведении
  4. Психологизм – важнейшая черта критического реализма
  5. Представители критического реализма в западноевропейской литературе
  6. Особенности реализма писателя
  7. Изображение аристократии
  8. Положительные образы
  9. Английская литераура

Содержание

  • Слайд 1

    Зарубежная литература 19 века

    • Литературные направления и течения
    • Основные тенденции
    • Литературные жанры
    • Персоналии

  • Слайд 2

    Литературные направления и течения

    • Поздний романтизм - направление в литературе, для которого характерно изображение исключительного героя в исключительных, фантастических обстоятельствах. Важна субъективная оценка писателем воспроизводимых событий.
    • Критический реализм - направление в литературе, для которого характерно правдивое изображение действительности, познание законов развития общественных явлений и «правдивость в воспроизведении типичных характеров в типичных обстоятельствах»(Ф.Энгельс).
    • Символизм - направление в литературе, для которого характерно стремление поставить символ на место конкретного образа, что противостояло натуралистической приземлённости, фотографичности.

  • Слайд 3

    Критический реализм

    • Основные черты литературного метода

  • Слайд 4

    Общая характеристика западноевропейского реализма XIX в.

    • Критический реализм (термин М. Горького) — новый этап развития реализма, складывающийся в Западной Европе в 30—40-е гг. XIX в. после романтизма. Именно романтизм явился рубежом, отделившим этот период развития реалистического искусства от предшествующих. Реализм дала уже эпоха Возрождения, когда лучшие из мастеров литературы — Шекспир, Сервантес - показали богатый и сложный мир человека.
    • Важным этапом был реализм Просвещения, отразивший идеал революционной буржуазии — идеал свободы и всеобщего равенства, пафос борьбы. Положительный герой здесь активно противостоял обстоятельствам и тем самым утверждал новые принципы, новую мораль. В просветительском реализме, непосредственно предшествовавшем реализму XIX в., среда, формирующая человека, обрисована зачастую посредством условных, неправдоподобных положений и деталей.

  • Слайд 5

    Критика противоречий

    • В XIX в. в свете важнейшего исторического опыта — смены феодальных отношений буржуазными — создался новый тип реализма. Противоречия новой общественной системы стали предметом его критики: писатели-реалисты сумели вскрыть источник этих противоречий.
    • Пониманию взаимосвязи жизненных явлений способствовали и успехи естествознания в первые десятилетия века. Литература заимствовала у естественных наук принципы наблюдения, осмысления и обобщения фактов окружающей жизни. Не случайно роман Бальзака «Отец Горио» посвящен известному ученому-натуралисту Сент-Илеру, его современнику, открывшему многообразие видов животного мира.

  • Слайд 6

    Правдивое изображение действительности

    • Важнейшая особенность реализма XIX в.— достоверная жизненная ситуация, которая складывается из правдиво воссозданных особенностей быта, человеческих характеров и отношений между людьми. В свою очередь эти отношения и характеры всегда обусловлены объективными причинами — явлениями общественного, порядка. У просветителей судьба героя, например Робинзона Крузо или Фауста, осуществляется в соответствии с авторским идеалом. Писатель же XIX в. отражает господство над судьбой отдельного человека социальных законов буржуазного общества, действующих как непреодолимая стихия. Таким образом, в развитии реализма предметом исследования становятся прежде всего те общественные отношения, которыми определяются положение и поступки людей.

  • Слайд 7

    Типичные характеры. Образ - тип

    • Поэтому образы в реалистическом произведении XIX в. собирательны, типичны. Они несут в себе прежде всего обобщение самых характерных черт определенного класса или сословия. Однако многообразие типических образов, созданное литературой реализма, достигается тем, что художник-реалист придает изображаемой личности и индивидуальные особенности, посредством которых социальный облик этой личности делается более выразительным, броским, запоминающимся. Благодаря этому образ-тип приобретает широкий смысл, иногда даже выходящий за рамки породившей его действительности,— смысл жизненного явления (в русской литературе таковы, например, типы Гоголя, в западной — Бальзака). Изображение «типичных характеров в типичных обстоятельствах» Энгельс считал главным отличительным признаком реализма.

  • Слайд 8

    Роль портрета в реалистическом произведении

    • Одним из важнейших средств передачи типического характера служит портрет. Именно в портрете чаще всего заостряются черты, выражающие суть типа. В выражении лица, очертаниях фигуры, в походке, манерах, костюме получают наглядное во­площение и общественное положение человека, и нравствен­ные качества, свойственные людям его класса: беспечность и эгоистичность аристократа, расчетливость и бессердечие буржуа. Лучшие, образцы реалистического портрета среди западно­европейских писателей дали Бальзак и Диккенс.

  • Слайд 9

    Психологизм – важнейшая черта критического реализма

    • Иногда портрет отражает не только социальную принадлежность, не только «тип», но и душевное состояние, психологию героя. Дальнейшее развитие психологизма — еще одно из завоеваний реализма XIX в. «Типичные обстоятельства» — объективные обстоятельства жизни, выведенные в произведении, определяют поведение человека, формируют его противоречивый внутренний склад, вызывают в нем душевную борьбу. Тонкой передачей сложного внутреннего мира отличается творчество Стендаля — замечательного современника Бальзака.

  • Слайд 10

    Образ «маленького человека»

    • Один из приемов острой критики общества в реалистическом произведении — резко отрицательная, иногда сатирическая подача представителей господствующего класса и одновременно — сочувственное изображение «маленьких людей», незнатных, небогатых, которые чаще всего являются жертвами общественного порядка. Последние по своим человеческим достоинствам стоят неизмеримо выше «хозяев жизни». И именно в них собраны те лучшие человеческие качества, в которых автор видит залог справедливого мироустройства: трудолюбие, доброта, благородство. Однако эти герои не представляют собой активной силы, способной противостоять общественному злу: не вступая в борьбу с ним, они только страдают от него или стремятся оградиться от его пороков.

  • Слайд 11

    ВЫВОДЫ:

    • Реалисты XIX в. подхватили отрицание бесчеловечного мира, впервые провозглашенное романтизмом, но подкрепили его конкретным анализом действительности.
    • От романтизма они восприняли и исключительное внимание к духовной жизни, к человеческому чувству и здесь также достигли особой силы изображения, раскрыв все взаимосвязи между людьми — в семье, в обществе.
    • Усвоив достижения предшествующих этапов развития искусства, критический реализм стал новым художественным методом, со своими особыми принципами отражения действительности.
    • В каждой из стран на нем сказались и своеобразие исторических условий, и национальные традиции литературы. Но это не мешает установить общие черты метода, в развитии которого вершинами стили творчество Н. Гоголя, Л.Толстого и Ф.Достоевского, О.Бальзака , Г.Мопассана и Ч.Диккенса и др. писателей.

  • Слайд 12

    Зарубежная литература 19 века п е р с о н а л и и

    • О.Бальзак
    • Г.Ибсен
    • Э.Гофман
    • Ч.Диккенс
    • В.Гюго
    • Э.По
    • А.Рембо
    • Ф.Стендаль

  • Слайд 13

    Немецкий романтизм. Эрнест Теодор Амадей Гофман

    • ГОФМАН (1776–1822) - немецкий писатель, композитор и художник, в чьих фантастических рассказах и романах воплотился дух немецкого романтизма.
    • Эрнст Теодор Вильгельм Гофман родился 24 января 1776 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия).
    • Уже в раннем возрасте обнаружил таланты музыканта и рисовальщика.
    • Изучал право в Кёнигсбергском университете, затем двенадцать лет служил судейским чиновником в Германии и Польше.
    • В 1808 любовь к музыке подвигла Гофмана занять пост театрального капельмейстера в Бамберге, шесть лет спустя он дирижировал оркестром в Дрездене и Лейпциге.
    • В 1816 вернулся на государственную службу советником Берлинского апелляционного суда, где и прослужил вплоть до смерти, последовавшей 24 июля 1822.

  • Слайд 14

    Литературное творчество

    • Литературой Гофман занялся поздно. Наиболее известные произведения – сборник рассказов «Серапионовы братья» ( 1819–1821), рассказ в духе волшебной сказки «Крошка Цахес» (1819); два романа – «Эликсир дьявола» ( 1816), где дано блистательное исследование проблемы двойничества, и «Житейские воззрения кота Мурра» ( 1819–1821), отчасти автобиографическое произведение, исполненное остроумия и мудрости. К числу наиболее известных рассказов Гофмана, входивших в сборники, принадлежат волшебная сказка «Золотой горшок», повесть «Майорат», реалистически достоверный психологический рассказ о ювелире, который не в силах расстаться со своими творениями, и цикл музыкальных новелл, в которых на редкость удачно воссозданы дух некоторых музыкальных сочинений и образы композиторов.

  • Слайд 15

    «Крошка Цахес»

    • Одним из интереснейших сатирических произведений Гофмана является «Крошка Цахес». В этой сказке Гофман развивает фольклорный мотив о чудодейственных волосах. Добрая фея из жалости дарит маленькому уродцу три волшебных волоска. Благодаря им все значительное и талантливое, произошедшее или произнесенное в присутствии Цахеса, приписывается ему. А вот гадкие поступки самого малыша приписываются окружающим его людям. Цахес делает потрясающую карьеру. Малыша считают гениальнейшим поэтом. Со временем он становится тайным советником, а затем и министром.

  • Слайд 16

    Французская литература. Романтизм Виктора Гюго

    • Гюго был третьим сыном капитана (позднее генерала) наполеоновской армии. Его родители часто разъезжались и в конечном счете 3 февраля 1818 получили официальное разрешение жить раздельно. Мальчик воспитывался под сильным влиянием матери, чьи роялистские и вольтерианские взгляды наложили на него глубокий отпечаток. Отец сумел завоевать любовь и восхищение сына после смерти своей жены в 1821. В течение долгого времени образование Гюго было бессистемным. Лишь в 1814 он поступил в пансион Кордье, откуда перешел в лицей Людовика Великого.
    • ГЮГО (Hugo) Виктор (1802-85), французский писатель-романтик.
    • Предисловие к драме «Кромвель» (1827) — манифест французских романтиков.
    • Пьесы «Эрнани» (1829), «Марион Делорм» (1831), «Рюи Блаз» (1838) — воплощение бунтарских идей.
    • В историческом романе «Собор Парижской богоматери» (1831) сильны антиклерикальные тенденции.
    • После государственного переворота Луи Наполеона Бонапарта (1851) эмигрировал, выпустил политический памфлет «Наполеон Малый» (1852) и сборник сатирических стихов «Возмездия» (1853).
    • Романы «Отверженные» (1862), «Труженики моря» (1866), «Человек, который смеется» (1869), изображающие жизнь разных слоев французского общества, проникнуты демократическими, гуманистическими идеалами.
    • Сборники стихов «Восточные мотивы» (1829), «Легенда веков» (т. 1-3, 1859-83); роман о Французской революции «93-й год» (1874).

  • Слайд 17

    Творчество писателя

    «Собор Парижской богоматери»

    Особое место в творчестве Гюго занимает «Собор Парижской Богоматери» (1831), поскольку здесь он впервые продемонстрировал свои великолепные возможности в прозе. Как и в драмах этого периода, персонажи романа обрисованы посредством романтической символизации: это исключительные характеры в чрезвычайных обстоятельствах; эмоциональные связи возникают между ними мгновенно, а их гибель обусловлена роком, который служит способом познания действительности, ибо в нем отражается противоестественность «старого строя», враждебного человеческой личности.

    Поэтический дар

    В этот же период достигает полной зрелости и поэтический дар Гюго. Сборники его лирических стихотворений — «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840) — возникли в значительной мере благодаря личным переживаниям. В это время в жизни Гюго произошли важные события: Сент-Бев влюбился в его жену, а сам он проникся страстью к актрисе Жюльетте Друэ.

  • Слайд 18

     

    • Фронтиспис книги «Собор Парижской богоматери»

  • Слайд 19

    В изгнании. Писатель - романист

    • После государственного переворота 2 декабря 1851 писатель скрылся в Брюссель, оттуда перебрался на остров Джерси, где провел три года, а в 1855 — на остров Гернси. За время долгого изгнания он создал величайшие свои произведения.
    • В 1862 появился роман под названием «Отверженные». Всемирную известность получили такие персонажи этого прославленного романа, как благородный каторжник Жан Вальжан, осужденный за кражу буханки хлеба, превратившийся в зверя и возродившийся к новой жизни благодаря милосердию доброго епископа; инспектор Жавер, преследующий бывшего преступника и воплощающий собой бездушное правосудие; алчный трактирщик Тенардье и его супруга, истязающие сиротку Козетту; влюбленный в Козетту юный энтузиаст-республиканец Мариус; парижский сорванец Гаврош, героически погибший на баррикадах.
    • В период своего пребывания на Гернси Гюго опубликовал книгу «Уильям Шекспир» (1864), сборник стихотворений «Песни улиц и лесов» (1865), а также два романа — «Труженики моря» (1866) и «Человек, который смеется» (1869). Первый из них отражает пребывание Гюго на Нормандских островах: главный герой книги, наделенный лучшими чертами национального характера, проявляет необычайную стойкость и упорство в борьбе с океанской стихией.
    • Во втором романе Гюго обратился к истории Англии в эпоху царствования королевы Анны. В основе сюжета лежит история лорда, в раннем детстве проданного торговцам людьми (компрачикосам), которые превратили его лицо в вечную маску смеха. Он колесит по стране в качестве бродячего актера вместе с приютившим его стариком и слепой красавицей, а когда ему возвращают титул, выступает в палате лордов с пламенной речью в защиту обездоленных под издевательский хохот аристократов. Покинув чуждый ему мир, он решает вернуться к прежней бродячей жизни, но смерть возлюбленной приводит его в отчаяние, и он бросается в море.

  • Слайд 20

    Эдгар По

    Легенда.

    • Биография По овеяна легендами, нередко созданными им самим: как истинный романтик он стремился разрушить грань между реальностью и воображением, представляя собственную жизнь законченной художественной новеллой, в которой воссоздана судьба гения, не признающего над собой власти обыденных понятий и норм. В соответствии с сюжетом этой новеллы По оказывался потомком аристократов, уехавшим, по примеру Байрона, в Грецию, чтобы посвятить себя борьбе за ее освобождение, и пережившим множество испытаний, включая пребывание в Санкт-Петербурге, куда его забросила прихоть судьбы.

  • Слайд 21

    Романтик в жизни

    Реальность

    • На самом деле По был сыном странствующих актеров, рано осиротел, воспитывался в семье богатого негоцианта, с которым у него были очень напряженные отношения, и не получил образования, вынужденный уйти из университета в результате скандальных историй и карточных долгов. С юности узнал нищету и необходимость зарабатывать на жизнь пером журналиста.

    Непоправимая катастрофа

    • Осенью 1835 По женился на своей несовершеннолетней кузине Вирджинии, ставшей адресатом его самых проникновенных лирических стихотворений. Смерть жены двенадцать лет спустя явилась последней и непоправимой катастрофой жизни По, заполненной выматывающей журнальной работой, которая не помогала выбраться из ожесточенно преследовавших его бедствий, приведших к душевному срыву и ранней гибели. Смерть По вызвала почти нескрываемое ликование врагов писателя.

  • Слайд 22

    Главная тема поэзии Эдгара По

    • Три небольшие поэтические книги По, из которых самая известная «Ворон» (1845), только со временем были прочитаны как хроника озарений и срывов романтической души, уникальная по своей эмоциональной насыщенности и метафорической яркости. Главная тема поэзии По — воображение как единственный способ преодолеть конечность времени, неотвратимость смерти, ужас бесследного исчезновения с лица земли. Образы По навеяны всегда обостренным у него чувством присутствия мистического в гуще обыденности, поэтический язык отмечен многозначностью ключевых слов-понятий, допускающих самые различные толкования в зависимости от характера восприятия воссоздаваемого им лирического сюжета. Предельно интенсивная эмоциональность стихов По соединяется с математически точно рассчитанной композицией, которую он сам описал в своих теоретических работах о поэзии, имеющих важное значение.

  • Слайд 23

    Фантастический реализм

    • Выверенность приемов, посредством которых достигается необходимый эффект, хотя при этом сохранено ощущение спонтанной импровизации, — основной художественный закон и в новеллах По, составивших двухтомный сборник «Гротески и арабески» (1839). Достоевский назвал метод По «фантастическим реализмом», подразумевая способность за счет «силы подробностей» достичь полной убедительности, когда описываются невероятные события и явления, родственные мистике. Смешение фантазии и яви, достоверного и невозможного у По всегда органично, а оставляемое его рассказами чувство страха неотступно и реально. Цикл его «логических рассказов» о гениальном сыщике Дюпене положил начало жанру детектива, сполна реализовав основную художественную установку По: «Достичь правдоподобия, пользуясь научными принципами в той мере, в какой это допускает фантастический характер самой темы». Оттенок причудливости («арабеск») обязателен в этих новеллах, эмоциональный спектр которых очень широк: от ужаса до бурлескного смеха.

  • Слайд 24

    Представители критического реализма в западноевропейской литературе

  • Слайд 25

    Основоположники западноевропейского реализма.Англия. Фредерик Стендаль

    • Реалистическое направление в литературе XIX в. возглавили великие французские романисты Стендаль и Бальзак. Во многом опираясь на опыт романтиков, которые глубоко интересовались историей, писатели-реалисты увидели свою задачу в том, чтобы изобразить общественные отношения современности, быт и нравы Реставрации и Июльской монархии.
    • Фредерик Стендаль (псевдоним Мари Анри Бейля) с армией Наполеона побывал в Италии, Германии и Австрии. В 1812 г. с главными силами французской армии он прошел путь до Москвы.
    • Реставрация Бурбонов застала Стендаля в Италии, где он написал первые книги об искусстве. Горячая дружба связала писателя с итальянскими карбонариями — членами тайной | революционной организации, существовавшей в Италии в первой трети XIX в. В рассказе «Ванина Ванпни» (1829) перед нами возникает романтически привлекательный образ респуликанца Пьетро Миссприллн, отважного и гордого итальянского патриота.
    • В 1830 г. Стендаль создал роман «Красное и черное», а в 1839 г. в Париже за два месяца написал роман «Пармская обитель», который принес ему известность.

  • Слайд 26

    «Пармская обитель»

    • Два героя Стендаля вошли в мировую .лите­ратуру как олицетворение непокорной, свобо­долюбивой юности. Один из них — Жюльен Сорель, сын плотника из французской провин­ции («Красное и черное»), другой — итальянский аристократ Фабрицио дель Донго («Пармская обитель»).
    • Шестнадцатилетний Фабрицно дель Донго покинул родную Италию, чтобы сражаться в войсках Наполеона. Доверчивый и пылкий, жаждавший героических подвигов, он считал Наполеона освободителем Италии от власти австрийской монархии.Юному герою Стендаля, свидетелю разгрома французской армии при Ватерлоо, суждено было узнать суровую правду войны, расстаться со своими иллюзиями.

  • Слайд 27

    Роман «Красное и чёрное»

    • Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа, возможно, сделал бы военную карьеру. Сейчас же единственную возможность подняться в верхи общества он видел лишь в том. чтобы, окончив духовную семинарию, стать священником. Воспитатель детей мэра города Веррьера господина де Рена.тя, Жюльен носился с често­любивыми планами, сознательно подражая ли­цемерному мольеровскому Тартюфу. Таким мы видим его в начале романа. Затем., пройдя через ряд испытаний, он понял, что карьеризм невозможно совместить с возвышенными чело­веческими порывами, которые жили в его душе. .
    • Брошенный в тюрьму за покушение на жизнь госпожи де Реналь, Жюльен Сорель понял, что его собираются казнить не только за преступление, которое он совершил. «Вы видите перед собой простолюдина, возмутив­шегося против своего низкого жребия... Вот мое преступление, господа», — заявил он сво­им судьям.
    • В образе Жюльена Сореля Стендаль запечатлел наиболее существенные черты характера молодого человека начала XIX в. В его душе борются хорошие и дурные наклонности, карьеризм иреволюционные идеи, холодный расчет и романтическое чувство.
    • В романе «Красное и черное» Стендаль со всеми тончайшими оттенками анализирует мысли и поступки человека, его противоречивые порывы. Как художник-психолог, Стендаль открыл новые пути в искусстве XIX в.

  • Слайд 28

     

  • Слайд 29

    Английская литература. Оноре де Бальзак – писатель - реалист

    • Этан творческой зрелости художника связан с атмосферой Июльской революции. Человеческие типы, рожденные этим временем, появились в первом цикле его повестей и рассказов под названием «Сцены частной жизни» (1830), который по­лучил всеобщее признание. Окончательно обеспечил Бальзаку -известность вышедший в 1831 г. роман «Шагреневая кожа»
    • Годы июльской монархии были временем расцвета творчества Бальзака: с 1833 по 1837 г. были написаны «Евгения Гранде», «Отец Горио», первая часть «Утраченных иллюзий». Действительность предоставляла писателю огромный материал для размышлений, наблюдений и выводов. Современный французский писатель А. Вюрмсер, автор биографической книги о Бальзаке, так характеризует это время:«Это был век золота, возомнивший себя «золотым веком». Началась охота за новыми богатствами; при всяком удобном случае прибирали к рукам богатство соседа».
    • Среди тех особенностей времени, которые Бальзак подвергает самому беспощадному разоблачению,— нравственная деградация дворянства, которое окончательно уподобилось по своему моральному облику буржуазии, потеряв в погоне за деньгами не только былую аристократическую честь, но и человеческое достоинство. Личные склонности, как оказалось, не имели силы над Бальзаком-писателем: он явился обличите­лем дворянского класса как беспристрастный очевидец и непод­купный судья.
    • Оноре Бальзак родился в 1799 г. и прожил 50 лет — первую половину XIX столетия, бурную, насыщенную событиями в жизни Франции.

  • Слайд 30

    «Человеческая комедия»

    • «Человеческая комедия». Уже в начале творческого пути Бальзак устанавливает связь между отдельными своими произведениями, объединяя их в циклы: «Сцены частной жизни», «Сцены провинциальной жизни», «Сцены парижской жизни». Эти три цикла (12 томов, написанные на протяжении 1834—1837 гг.) составили «Этюды нравов XIX в.».
    • В 1842 г. у писателя возник замысел соединить в единоеогромное полотно все, что уже написано и что будет написанов дальнейшем, с целью воссоздать историческое движение фран­цузского общества - от революции 1789 г.до современ- ности. «Мое творение,— говорил Бальзак,— охватит все классы французского общества девятнадцатого века; если через пятьсот лет, через две тысячи лет захотят изучать французское общество времен Империи, Реставрации и гнусного июльского правительства, то археологам и прочим ученым людям достаточно будет заглянуть в мои произведения».
    • Своему огромному труду автор дал название «Человеческая комедия». Над «Человеческой комедией» Бальзак работал до конца жизни. Она насчитывает 87 произведений, по планам писателя сюда должны были войти еще 56.

  • Слайд 31

    Особенности реализма писателя

    • Бальзак представил живую историю, воплощенную в различных судьбах, в человеческих типах, рожденных XIX столетием, дал глубокие наблюдения над закономерностями общественной жизни Франции и мрачную перспективу дальнейшего процветания буржуазной морали.
    • Важнейшая особенность грандиозного создания Бальзака —множество аспектов изображения реальной действительности, вкоторой живет человек его времени.
    • Яркий образец бальзаковской типизации (и одновременно — бальзаковского разоблачения) — повесть «Гобсек».

  • Слайд 32

    «Гобсек»

    • Образ Гобсека.Создание яркого типичного образа у Бальзака достигается посредством максимального заострения, гиперболизации основной, самой характерной черты того класса, того социального слоя, который должен представлять его герой. Над всеми склонностями и чувствами Гобсека преобладает страсть стяжательства, она становится единственной его страстью, и ей подчиняется вся его жизнь.
    • В. Гриб, один из лучших исследователей Бальзака, пишет: «В эту освобожденную страсть человек вкладывает всю свою волю, энергию силы, она поглощает его целиком, разрастается до гигантских размеров, становится лихорадкой, болезнью, манией. Оттого всякий яркий тип у Бальзака почти всегда маньяк...» .

  • Слайд 33

     

    • Деньги дают ему сознание власти над миром: «... разве могут отказать в чем-либо тому, у кого в руках мешок с золотом? Я достаточно богат, чтобы покупать совесть человеческую, управлять всесильными министрами через их фаворитов, начиная с канцелярских служителей и кончая любовницами. Это ли не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать нежнейшие ласки... Что же такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги?»
    • «Мания» Гобсека мотивирована у писателя всей общественной системой, в которой решающую роль играет капитал. Именно поэтому цель своей жизни Гобсек видит в беспредельном обогащении.

  • Слайд 34

     

    • Старый ростовщик строит свою философию, циничную и непоколебимую, на трезвом знании жизни: «... из всех земных благ есть только одно, достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это ... золото. В золоте сосредоточены все силы человечества... В золоте все содержится в зародыше, и все оно дает в действительности». Таково твердое убеждение Гобсека, из которого он исходит во всех своих поступках.
    • То, что путь к богатству непременно предполагает жестокость, не смущает его. Сам он не знает пощады к тем, с кем ведет дела. «Иногда его жертвы возмущались, поднимали неистовый крик, потом вдруг наступала мертвая тишина, как в кухне, когда зарежут в ней утку»,— говорит Бальзак.

  • Слайд 35

     

    • Не давая точных сведений о прошлом Гобсека, Бальзак тем не менее твердо говорит о том, что огромный капитал ростовщика, как и каждого буржуа, нажит ценой преступлений, больших или малых: «Возможно, он был корсаром; возможно, блуждал по всему свету, торговал бриллиантами или людьми, женщинами или государственными тайнами».
    • Но классовые черты в Гобсеке достигают огромной выразительности благодаря введению индивидуальных, исключительных черт, заостряющих этот образ, придающих ему весомость типич­ного явления.
    • Гобсек живет с глубоким недоверием к людям, в полном оди­ночестве, не испытывая ни малейшего желания повидаться со своими родственниками, равнодушный даже к их трагедиям.

  • Слайд 36

     

    Весь Париж взволновало убийство женщины, прозванной «прекрасная голландка». Гобсек же только сказал, не проявив при этом ни малейшего интереса или хотя бы удивления:

    — Это моя внучатая племянница.

    Только эти слова и вызвала у него смерть его единственной наследницы, внучки его сестры». И далее: «Он ненавидел своих наследников и даже мысли не допускал, что кто-либо завладеет его состоянием хотя бы после его смерти».

  • Слайд 37

     

    • Одержимость золотом сделала существование Гобсека абсурдным. В страхе за свое богатство он скрывает его размеры; он готов скорее понести убыток, чем признаться, насколько он богат. Страдающий от смертельного озноба, Гобсек не позволяет затопить камин: в камине спрятаны груды золота и серебра. Его кладовая ломится от запасов, уже гниющих. «Все кишело червями и насекомыми. Подношения, полученные недавно, лежали вперемежку с ящиками различных размеров, с цыбиками чаю и мешками кофе.
    • Бальзак дает своему герою значащую фамилию: Гобсек — живоглот. Эта метафора, привлеченная для живого изображения хищного существа, многократно обыгрывается автором на стра­ницах повести: «В этой крупной афере Гобсек был ненасытным удавом»; «...сдается мне, он все это глотает, да только не на пользу себе».
    • Другая метафора создает перед читателем образ Гобсека как непосредственное воплощение силы денег: он — «человек-вексель», сердце в его груди — «слиток золота».

  • Слайд 38

    Изображение аристократии

    • Изображение дворянства. В период, когда происходит действие повести, французское дворянство уже полностью подключено к капиталистическому общественному укладу.. Не менее, чем буржуазия, оно одержимо властью денег. Буржуазный век еще более усилил аристократическую жажду роскоши, и новые, обесчеловеченные принципы этого века еще более изуродовали отживающую дворянскую мораль. В неразборчивости средств обогащения аристократ не уступает предпринимателю. В противоположность Гобсеку люди аристократического круга не видят нравственных преимуществ скромной трудовой жизни.
    • Человеческий идеал этого круга убог и ничтожен. Кумир света — Максим де Трай, «субъект, внушающий и страх и презрение, всезнайка и круглый невежда... бретер, больше ис­пачканный грязью, чем запятнанный кровью». Со злой иронией перечисляет автор его достоинства: «Он неподражаемо носит фрак, неподражаемо правит лошадьми, запряженными цугом. А как Максим играет в карты, как он кушает и пьет! Такого изящества манер в целом мире не увидишь. Он знает толк и в скаковых лошадях, и в модных шляпах, и в картинах. Женщины без ума от него. В год он проматывает тысяч сто, однако не слыхать, чтобы у него было захудалое поместье или хоть какая-нибудь рента. Это образец странствующего рыцаря нашего вре­мени — странствует же он по салонам, будуарам, бульварам нашей столицы...»
    • Поставив в этой повести буржуа рядом с представителями дворянства, Бальзак сумел блестяще показать не только их взаимный антагонизм, но и их взаимосвязанность, заинтересован­ность каждой из этих двух сторон в существовании другой.

  • Слайд 39

    Положительные образы

    • Великий реалист не пощадил в своем разоблачении ни один из господствующих классов. Но в повести есть персонажи, воп­лощающие его нравственный идеал: это Дервиль и Фанни Мальво в изображении которых справедливо находят свидетельство де­мократических симпатий Бальзака '. Труженики исполненные бла­городства, чуждые тщеславия, они сознательно отказываются от погони за ценностями, привлекающими и аристократа, и бур­жуа. «Я скорее дам себе руку отрубить, чем стану грабить людей» — этим словам, произнесенным в начале своего жизнен­ного пути, Дервиль остается верен всю жизнь. Он «даже откло­нил предложение виконтессы... пройти в судебное ведомство, где он мог бы при ее покровительстве чрезвычайно быстро сделать карьеру».
    • Если Гобсек судит дворянство, то Дервиль, юрист, прекрас­но знающий все темные закоулки современной жизни, выступает как судья, обличающий уже и Гобсека, когда с негодованием спрашивает: «Да неужели все сводится к деньгам!»

  • Слайд 40

    Выводы:

    • Пример двух бесспорно положительных образов повести представляет важнейшую черту реализма Бальзака, в целом характерную для всего западноевропейского реализма XIX в.: положительные персонажи не имеют той художественной значимости, той масштабности изображения, которой наделены отрицательные герои, отражающие то или иное явление времени. Сила критического реализма и величайшего из его мастеров Бальзака состояла именно в отрицании существующей действительности, где еще не сложился и даже не наметился тип человека, который мог бы быть показан как мощный положительный противовес.

  • Слайд 41

    Английская литература

    • Родился 7 февраля 1812 г, близ Портсмута, затем жил в городке Чэтэме – это было счастливое время. Родители Диккенса: Джон Диккенс,Элизабет Диккенс.
    • Родители Чарльза решили что в 11 лет он сам себя сможет прокормить. Он стал работать на крошечной фабрике ваксы – наклеивать этикетки на баночки.То было страшное время. Отца держали в тюрьме, и самолюбие Чарльза очень страдало. Работает в одном помещении с мальчишками, которые не прочли ни одной книги и чья судьба - пребывать в невежестве до конца своих дней.
    • Веллингтон – Хаус. Первый университет в его жизни

  • Слайд 42

    Творчество

    • Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству наблюдений и разнообразию запечатленных человеческих типов. «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Лавка древностей» (1841), «Домби и сын» (1848) создают исчерпывающе полный портрет общества, обнажая его пороки и изъяны. В конечном счете несовершенство общества становится ясно и персонажам, находящим свой идеал в уюте дома, прочности семейных традиций, христианском милосердии к близким и чужим.
    • Цикл «рождественских повестей», созданных в 1843-48 («Колокола», «Сверчок за очагом» и др.), наиболее последовательно воплотил приверженность Диккенса незыблемым ценностям частной жизни — в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.

  • Слайд 43

    Великий юморист

    • Английский писатель Честертон говорил, что искусство Диккенса «как жизнь, потому что, как и жизнь, оно безответственно и невероятно». Выразившееся в книгах Диккенса восприятие мира не признает безнадежности и отчаяния, хотя нередко описаны жестокие и даже катастрофические ситуации. Однако самые тягостные обстоятельства неспособны подорвать веру героев Диккенса в конечное торжество добра или воздаяние за гробом, если недостижима земная справедливость.
    • Юмор, побуждающий не только создавать фарсовые сюжетные положения, в которых всего отчетливее проступает истинная человеческая природа персонажей, но и распознать чудесное под уродливым внешним обликом вещей, заставляя ужас и отвращение отступать перед радостью, — важнейший писательский принцип Диккенса, органично выразивший главные свойства его личности и таланта.

  • Слайд 44

    Ф.М. Достоевский о Диккенсе

    • Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его непревзойденным мастером «искусства изображения современной, текущей действительности». Диккенс изучил ее за годы репортерской службы, которая предшествовала литературному дебюту — роману «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Эта книга, представляющая собой цикл жанровых зарисовок, раскрыла дарование Диккенса как создателя гротескных характеров.
    • Открытый же Диккенсом для литературы мир трущоб и нравы их обитателей опоэтизированы писателем. Сочувствуя героям, он приводит действие к благополучному финалу, который вознаграждает их за страдания и унижения, приглушая травмирующие воспоминания юной поры жизни.

  • Слайд 45

    Норвегия. Генрик Ибсен

    • Генрик Иоган Ибсен (20 марта1828, Шиен — 23 мая1906, Кристиания) — выдающийся норвежскийдраматург, основатель европейской «новой драмы». Занимался также поэзией и публицистикой.

    Интересные факты:

    • Сын Генрика Ибсена Сигурд Ибсен был известным политическим деятелем и журналистом, внук Танкред Ибсен — кинорежиссёром.
    • В честь Генрика Ибсена назван кратер на Меркурии.
    • С 2008 года в Норвегии вручается Ибсеновская премия, первым лауреатом стал П. Брук.
    • Ибсен и Россия
    • В России Ибсен в начале XX века стал одним из властителей дум интеллигенции; его пьесы шли во многих театрах. Ему посвящали статьи и исследования Иннокентий Анненский, Андрей Белый, Александр Блок, Зинаида Венгерова, Анатолий Луначарский, Всеволод Мейерхольд, Дмитрий Мережковский, Николай Минский. На советской сцене чаще всего ставились «Кукольный дом», «Привидения» и в концертном исполнении «Пер Гюнт» с музыкой Эдварда Грига. В 2006 году массово отмечалось столетие смерти Ибсена.

  • Слайд 46

    Пьеса Г. Ибсена «Кукольный дом»

    • Самой популярной пьесой Ибсена в России стал «Кукольный дом» (1879). Декорации квартиры Хельмера и Норы погружают зрителя или читателя в мещанскую идиллию. Её разрушает поверенный Крогстад, напоминающий Норе о подделанном ею векселе. Хельмер ссорится с женой и всячески обвиняет её. Неожиданно Крогстад перевоспитывается и присылает вексель Норе. Хельмер тут же успокаивается и предлагает жене вернуться к нормальной жизни, но Нора уже осознала, как мало она значит для мужа. Она обличает мещанский семейный строй.
    • «Я была здесь твоей куколкой-женой, как дома была папиной куколкой-дочкой. А дети были уж моими куклами»,- говорит героиня.
    • Пьеса заканчивается уходом Норы. Однако её не следует воспринимать как социальную, для Ибсена важна общечеловеческая проблематика свободы.

  • Слайд 47

    Французский символизм. Артюр Рембо

    • Жан Николя́ Артю́р Рембо́ (1854—1891) — французскийпоэт, один из основоположников символизма.
    • Артюр Рембо родился 20 октября1854 года в Шарлевиле на северо-востоке Франции. Его отец, Фредерик Рембо, по профессии военный, служил в Алжире, мать, Мари-Катрин-Витали Кюиф — из зажиточной крестьянской семьи. Когда мальчику исполнилось четыре года, отец оставил семью, с тех пор мальчика воспитывала мать. Рембо обучался в лицее в Шарлевиле. После публикации первого стихотворения в 1870 году, в возрасте 16 лет Рембо отправился в путешествие по северу Франции и Бельгии.
    • В возрасте семнадцати лет Рембо знакомится в Париже с поэтом Полем Верленом.Некоторое время он живёт в доме Поля Верлена. В Париже Рембо участвует в восстании Парижской коммуны. В 1872 Поль Верлен бросает семью и уезжает с Рембо в Лондон. После расставания с Верленом Рембо перестаёт писать и путешествует по свету до 1880 года. Затем в Африке (в основном в Египте и Эфиопии), а также в Йемене он занимается торговлей кофе, пряностями, шкурами и оружием.
    • В феврале 1891 года Рембо вернулся во Францию, где ему ампутировали ногу из-за раковой опухоли. В госпитале за ним ухаживала сестра, приехавшая из Шарлевиля. Рембо умер в Марселе, в госпитале, 10 ноября1891 года. Похоронен в Шарлевиле.

  • Слайд 48

    «Это Шекспир-дитя»

    • «Пьяный корабль» (1871)
    • «Одно лето в аду» (1873)
    • «Озарения» (1874)

    От издателя.

    Артюр Рембо - замечательный поэт, которого никуда не денешь, даже не столько из девятнадцатого, породившего его века, сколь из нашего двадцатого, безмерно возвысившего его столетия. В мировой литературе французский поэт Артюр Рембо (1854-1891) - явление уникальное. Гениально одаренный юноша, о котором Виктор Гюго сказал: `Это Шекспир-дитя`, - творил всего три года. Но за это время Артюр Рембо, позднее добровольно обрекший себя на молчание, создал стихи и стихотворения в прозе, что ярким светом озарили поэзию Франции XIX столетия, открыв перед ней горизонты будущего.

  • Слайд 49

    Гимн загадочной свободе

    • В 1908 году несколько молодых писателей и художников, объединенных стремлением к независимости от «денежного мешка» и к устранению от борьбы за место под солнцем, организуют в снятой под Парижем заброшенной усадьбе нечто вроде коммуны, члены которой добывали бы средства к существованию исключительно трудом рук своих.
    • Коммуна просуществовала недолго, ибо она была, по удачному выражению одного литературоведа, «муравейником, населенным стрекозами». Но опыт ее оказался во многих отношениях весьма поучительным. С благоговением слушают «аббаты» гимн «загадочной свободе, прекрасную песню, которую все знали наизусть как любимую молитву», и были в ней, в частности, такие слова:
    • Теперь я весь свой груз спустил бы задарма -Фламандское зерно и английские ткани.Пока на берегу шла эта кутерьма,Я плыл, куда несло, забыв о капитане.(Перев. Д. Самойлова)
    • Странная молитва... Но это не было ни гимном, ни песней, но лишь словами из, быть может, самой удивительной поэмы самого удивительного французского поэта XIX в., Жана-Артура Рембо, поэмы «Пьяный корабль», которая до сих пор будоражит умы и воображение многих поколений читателей и обросла бесчисленным количеством комментариев.
    • Путь поэта к «Пьяному кораблю» был по времени поразительно кратким, но вобрал в себя столько, сколько другим, пожалуй, не удавалось пройти и за десятилетия. Путь? Собственно говоря, какой путь, если к моменту создания «Пьяного корабля» Рембо было всего 17 лет! И все же... Именно он увидел и с необыкновенной силой выразил нечто, что становилось необходимостью, некую потребность в общественном обновлении и вместе с тем в том, что было для него неотделимо от самой жизни — обновлении поэзии и поэтического языка.
    • Гении рождаются редко; кто знает, чем руководствуется природа, создавая их и принося в дар человечеству,

  • Слайд 50

    Стихи из сборника «Пьяный корабль»

    Мглой комната полна, и осторожно в нейЗвучит шушуканье печальное детей.Две детских головы за занавеской белой,От грез отяжелев, склоняются несмело.Снаружи стайка птиц друг к другу зябко льнет,И крылья не влекут их в серый небосвод;Проходит Новый год со свитою туманной;Влача свой снежный плащ и улыбаясь странно,Он плачет и поет, охвачен дрожью он.

  • Слайд 51

    ПЕРВОЕ СВИДАНИЕ

    Она была полураздета,
    И со двора нескромный вяз
    В окно стучался без ответа
    Вблизи от нас, вблизи от нас.

    На стул высокий сев небрежно,
    Она сплетала пальцы рук,
    И легкий трепет ножки нежной
    Я видел вдруг, я видел вдруг.

    И видел, как шальной и зыбкий
    Луч кружит, кружит мотыльком
    В ее глазах, в ее улыбке,
    На грудь садится к ней тайком.

    Тут на ее лодыжке тонкой
    Я поцелуй запечатлел,
    В ответ мне рассмеялась звонко,
    И смех был резок и несмел.

    Пугливо ноги под рубашку
    Укрылись: “Как это назвать?"
    И словно за свою промашку
    Хотела смехом наказать.

    Припас другую я уловку!
    Губами чуть коснулся глаз;
    Назад откинула головку:
    “Так, сударь, лучше… Но сейчас

    Тебе сказать мне что-то надо…"
    Я в грудь ее поцеловал,
    И тихий смех мне был наградой,
    Добра мне этот смех желал…

    Она была полураздета,
    И со двора нескромный вяз
    В окно стучался без ответа
    Вблизи от нас, вблизи от нас.

    Перевод Б.Пастернака.

  • Слайд 52

     

    ПЬЯНЫЙ КОРАБЛЬ (Артур Рембо 1871 год)

    Спускался я по рекам безучастным,
    Своих матросов позабыв в лесах,
    Где на потеху дикарям ужасным
    Нагих распяли на цветных столбах.

    И провожая взглядом экипажи,
    Несущие и хлопок и зерно,
    Я плыл легко, свободный от поклажиьи рук людских.
    Мне было все равно.

    А брызжущие яростью приливы
    Играли мной, как мальчиком глухим
    И остова исчезли с перспективы,
    Внезапный шторм ревел, неукротим.

    Он был как я свободен в бурном море,
    Благословил мой танец на волнах
    Я был гоним в бушующем просторе,
    А нынче сам бежал, отбросив страх!

    Неспелым, кислым яблоком зеленым
    Волна вкатилась в корпуса мои,
    И рвоту смыла всплеском изумленным,
    Сломала руль ударами струи.

    Я полон был поэзией стихии
    Меж мутных звезд и тьмы глубин морских,
    Где глядя вверх сквозь волны голубые,
    Задумчивый утопленник затих.

    Меняя цвет в непостоянном мире
    Звучала то яснее, то темней
    Морская песня, звонкой лиры шире,
    Сильней любви, и вин хмельных пьяней.

    Распоротое молниями небо,
    Водоворот, восходы, мель, закат
    Я знаю и сейчас, как запах хлеба,
    Как голубей, что от грозы летят.

  • Слайд 53

     

    Безумною посудиной, покрытой
    Ракушками, как лодка дураков,
    Вперед, живыми скатами увитый,
    Я плыл с эскадрой из морских коньков.

    Я не рыдал о горестных утратах,
    Дней за кормой тянулась полоса.
    В июльских догорающих закатах
    Пустые исчезали небеса.

    Кому нужны архипелаги, мели,
    Иль в небесах искрящийся полет
    Бессчетных птиц? Иные бы посмели
    Доплыть туда, где новый день взойдет?

    Скользя по непокорной глади моря
    В объятиях воды на белый свет,
    мечтал я повстречать, с судьбою споря,
    Родной Европы древний парапет.

    Я плакал много! Душу рвут рассветы
    Я у светил и у морей в плену.
    Как вовремя я смог заметить это!
    Я влагой вздут, и смерть зовет ко дну.

    Я помню пристань с серым камнем голым
    В краю седых громил, что мне знаком.
    Там, пущенный мальчишкой невеселым,
    Кораблик пляшет майским мотыльком.

    Нет, больше сил болтаться и скитаться,
    И ваш презренный груз и флаг нести,
    И вновь с седыми водами сражаться,
    Глаза мозоля баржам по пути.

    Я видел солнце низко над волнами,
    Что ужасом мистическим цветет,
    А волны, как герои в древней драме
    Ко мне кидались, разевая рот.

    Мне снилась ночь, в зеленый мрак одета в глазах рябило от чужих огней, я заморочен отблесками света
    Летел на зов светящихся камней!
    Во след луне, во след слепой печали
    Срывался к рифам, обращался вспять.

    Марии – Девы за кормой ступали,
    Которым Океан не обуздать.
    Я видел вас, Волшебные Флориды,
    Цветные шкуры, алые цветы, и вожжи радуг, что огнем увиты, - мир бестревожной райской красоты.

    Я остов узнавал Левиафана
    В брожении испуганных болот
    И в заводях блуждая неустанно
    Вновь удивлялся в них смешеньям вод.

    Блеск ледников, над зеркалом залива
    Мне грезился, был светлый сон глубок
    Во тьме тонул, сплетаясь молчаливо
    Ужасных змей лоснящийся клубок!

    Я детям показал бы превращенья
    Морских чудовищ и поющих рыб.
    Благословил бег моего теченья
    Упрямый ветер средь недвижных глыб.

    Меня томили полюса и земли,
    Калейдоскоп, мелькающий вдали.
    Тянулся я к цветам, тоске не внемля,
    Но так, увы, и не достиг земли.

    На тонких мачтах птицы гнезда свили
    Я словно остров ими облеплен,
    Уже сопротивляясь водной силе
    То плыл, то снова погружался в сон.

    Как волосы растрепаны канаты
    И снова птиц сметает ураган
    И ветром паруса мои объяты
    И я опять морской водою пьян.

    Попыхивая трубкою туманной,
    Я продырявил алый свод небес.
    На нем давно иной поэт жеманный
    Искал бы нескончаемых чудес.

    Я далеко бежал от этой дури,
    Но сам порою замечал везде
    И гусениц ленивицы-лазури
    И след личинок солнечных в воде.

  • Слайд 54

    Марина Цветаева «Книги в красном переплёте»

    Из рая детского житья
    Вы мне привет прощальный шлете,
    Неизменившие друзья
    В потертом, красном пререплете.

    Чуть легкий выучен урок,
    Бегу тот час же к вам, бывало,
    - Уж поздно!- Мама, десять строк!...-
    Но, к счастью, мама забывала.

    Дрожат на люстрах огоньки...
    Как хорошо за книгой дома!
    Под Грига, Шумана и Кюи
    Я узнавала судьбы Тома.

    Темнеет, в воздухе свежо...
    Том в счастье с Бэкки полон веры.
    Вот с факелом Индеец Джо
    Блуждает в сумраке пещеры...

    Кладбище... Вещий крик совы....
    Мне страшно!) Вот летит чрез кочки
    Приемыш чопорной вдовы,
    Как Диоген, живущий в бочке.

    Светлее солнца тронный зал,
    Над стройным мальчиком - корона...
    Вдруг - нищий! Боже! Он сказал:
    "Позвольте, я наследник трона!"

    Ушел во тьму, кто в ней возник.
    Британии печальны судьбы...
    - О, почему средь красных книг
    Опять за лампой не уснуть бы?

    О золотые времена,
    Где взор смелей и сердце чище!
    О золотые имена:
    Гекк Финн, Том Сойер, Принц и Нищий!

    1908-1910

  • Слайд 55

     

    Автор: учитель русского языка и литературы, Колпакова М.Ю. МБОУ г. Мурманска Мурманский международный лицей 2010 год.

  • Слайд 56

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд