Презентация на тему "Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»" 9 класс

Презентация: Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»
Включить эффекты
1 из 18
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
0.0
0 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 9 класса на тему "Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»" по математике. Состоит из 18 слайдов. Размер файла 0.21 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Аудитория
    9 класс
  • Слова
    алгебра
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Методическая разработка урока по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»
    Слайд 1

         Презентация к уроку алгебры по теме: «Элементы комбинаторики. Способы решения комбинаторных задач»   

    Автор: Пересыпко Наталья Сергеевна, преподаватель математики ФГКОУ «Московское суворовское военное училище»Участники: ученики 9 класса (15 лет) Москва 2014 г.

  • Слайд 2

    Элементы комбинаторики.Способы решения комбинаторных задач.

    Если вы хотите научиться плавать, то смело входите в воду, а если хотите научиться решать задачи, то решайте их! (Д. Пойа)

  • Слайд 3

    Старинная задача: «Волк, коза и капуста»Некий человек должен был перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. В лодке мог поместиться только один человек, а с ним или волк, или коза, или капуста. Но если оставить волка с козой без человека, то волк съест козу, если оставить козу с капустой, то коза съест капусту, а в присутствии человека никто никого не ест. Как перевезти груз через реку?

  • Слайд 4

    В математике существует немало задач, в которых требуется из имеющихся элементов составить различные наборы, подсчитать количество всевозможных комбинаций элементов, образованных по определенному правилу. Такие задачи называются комбинаторными, а раздел математики, занимающейся решением этих задач, называется комбинаторикой (от лат. combinare, которое означает «соединять, сочетать»). С комбинаторными задачами люди имели дело еще в глубокой древности, когда, например, они выбирали наилучшее расположение воинов во время охоты, придумывали узоры на одежде или посуде. Позже появились нарды, шахматы. Как ветвь математики комбинаторика возникла только в XVII в. Термин "комбинаторика" был введён в математический обиход знаменитым Лейбницем. Готфрид Вильгельм Лейбниц - всемирно известный немецкий учёный, занимался философией, математикой, физикой, организовал Берлинскую академию наук и стал её первым президентом. В 1666 году Лейбниц опубликовал "Рассуждения о комбинаторном искусстве". В XVIII веке к решению комбинаторных задач обращались выдающиеся математики. Так, Леонард Эйлер рассматривал задачи о разбиении чисел, о паросочетаниях, о циклических расстановках, о построении магических и латинских квадратов. В 1713 году было опубликовано сочинение Я. Бернулли "Искусство предположений", в котором с достаточной полнотой были изложены известные к тому времени комбинаторные факты. Комбинаторика, пройдя многовековой путь развития, обретя собственные методы исследования, с одной стороны, широко используется при решении задач алгебры, геометрии, анализа, с другой стороны, сама использует геометрические, аналитические и алгебраические методы исследования. В дальнейшем полем для приложения комбинаторных методов оказались биология, химия, физика. И, наконец, роль комбинаторики коренным образом изменилась с применением компьютеров: она превратилась в область, находящуюся на магистральном пути развития науки. Готфрид Вильгельм Лейбниц(1.07.1646 - 14.11.1716)

  • Слайд 5

    Решение задач:

    № 715, № 716, №714.

  • Слайд 6

    Комбинаторное правило умножения

    Пусть имеется n элементов и требуется выбрать из них один за другим k элементов. Если первый элемент можно выбрать n1 способами, после чего второй элемент можно выбрать n2 способами из оставшихся, затем третий элемент можно выбрать n3 способами из оставшихся и т. д., то число способов, которыми могут быть выбраны все k элементов, равно произведению n1 · n2 · n2 · … · nk.

  • Слайд 7

    Решение задач:

    № 728, № 722, № 723.

  • Слайд 8

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    Три друга при встрече обменялись рукопожатиями. Сколько всего было сделано рукопожатий? Ответ: 3 2. Сколько различных трехзначных чисел можно записать с помощью цифр: 1) 1 и 2 ; 2) 0 и 1 Ответы: 1)8 2)4 3. У Светланы 3 юбки и 5 кофт, удачно сочетающихся по цвету. Сколько различных комбинаций из юбок и кофт имеется у Светланы? Ответ: 15

  • Слайд 9

    Итоги урока.

    – Какие способы решения комбинаторных задач вы знаете? – Охарактеризуйте каждый способ решения. – Сформулируйте комбинаторное правило умножения.

  • Слайд 10

    Способы решения комбинаторных задач

    1. Перечисление (полный перебор) вариантов. 2. Подсчет вариантов с помощью графов. а) Полные графы. б) Дерево возможных вариантов (граф-дерево). 3. Составление таблицы возможных вариантов. 4. Непосредственное применение комбинаторного правила умножения.

  • Слайд 11

    Домашнее задание

    № 714, № 719, № 721 (Дополнительно для желающих: придумать несколько задач и решить их с помощью изученных способов).

  • Слайд 12

    Список использованных источников:

    Ю.Н.Макарычев, Н.Г.Миндюк, К.И.Нешков, С.В.Суворова. Алгебра. 9 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2010. Алгебра. 9 класс: поурочные планы по учебнику Ю. Н. Макарычева, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешкова, С. Б. Суворовой / авт.-сост. Т. Ю. Дюмина, А. А. Махонина. – Волгоград : Учитель, 2011. – 399 с. http://ru.wikipedia.org/

  • Слайд 13

    № 715

    В этой задаче не учитывается порядок элементов. Можно осуществлять перебор как в примере 1, а можно наглядно переставить в виде графа: В – Вера З – Зоя М – Марина П – Полина С – Светлана Ребра графа показывают связь в парах, таких ребер 10, значит, всего 10 вариантов выбора подруг.

  • Слайд 14

    № 716

    В этой задаче при выборе пар входов порядок выбора имеет значение: АВ означает, что посетитель вошел через А, а вышел через В, а ВА означает, что вошел через В, а вышел через А. Фиксируем каждый вход по очереди и дописываем к нему в пару оставшиеся: А: АВ, АС, АD; В: ВА, ВС, ВD; С: СА, СВ, СD; D: DA, DB, DC. Итого – 12 вариантов.

  • Слайд 15

    №714

    1 способ: 2 способ: Решим с помощью комбинаторного правила умножения. Первое блюдо можно выбрать двумя способами. Для каждого первого блюда можно подобрать второе четырьмя способами. Эти выборы независимы друг от друга, так как каждый осуществляется из своего множества вариантов. Значит, общее число вариантов обеда равно произведению 2 · 4, то есть 8.

  • Слайд 16

    № 728

    В задаче 4 последовательных выбора, каждый из своего множества вариантов. Общее количество различных карнавальных костюмов равно: 5 · 6 · 3 · 2 = 180. О т в е т: 180 различных костюмов.

  • Слайд 17

    № 722

    Выбирая команды для игры, мы не учитываем порядок в паре, так как если первая команда играла со второй, то это одновременно означает, что вторая команда играла с первой. Составим таблицу возможных вариантов, отмечая крестиком игру между командами. Команда 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Можно просто посчитать количество крестиков, но это не рационально. Заметим, что количество игр представляет собой арифметическую прогрессию (ап), где а1 = 1, d = 1, п = 11. Значит, нам надо найти S11. . Это мы посчитали количество игр, проведенных командами на своем поле. Значит, столько же игр сыграно на поле противника. Итого – 132 игры.

  • Слайд 18

    № 723

    I с п о с о б. Составление таблицы возможных вариантов. 1 2 3 4 5 6 7 8 1 2 3 4 5 6 7 8 (ап) – арифметическая прогрессия. а1 = 1, d = 1, п = 7; О т в е т: 28 рукопожатий. II с п о с о б. Применение комбинаторного правила умножения. Каждый человек пожимает руку семи оставшимся. Но так как порядок выбора не имеет значения (если Иванов пожимает руку Петрову, то одновременно и Петров пожимает руку Иванову), то общее число рукопожатий равно = 28. О т в е т: 28 рукопожатий.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке