Презентация на тему "Основы логопедии"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по логопедии, предназначенная для методического пособия для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Автор рассказывает об основных приемах логопедии, а также о том, что только при совместной работе логопеда и воспитателя удается исправить проблемы с речью у ребенка.

Краткое содержание

  • Логопедия как наука
  • Сферы изучений логопедии
  • Причины нарушений речи
  • Нарушение речи
  • Клинико - педагогическая классификация
  • Методы логопедического воздействия
  • Совместные формы работы логопеда и воспитателя
  • Артикуляционная гимнастика
  • Развитие фонематического слуха и фонематических процессов
  • Мозговая организация речи

Содержание

  • Слайд 1

    Основы логопедии

    консультация для воспитателей детского сада компенсирующего вида

  • Слайд 2

    Логопедия как наука Логопедия- это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением

    различных нарушений ( недостатков, дефектов, расстройств ) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих при помощи специалистов.«логос»- слово «пайдео» -воспитываю

  • Слайд 3

    Логопедия изучает:

    • Нарушение звукопроизношения ( дислалия, дизартрия)
    • Полное отсутствие речи у детей с последующим её аномальным развитием ( алалия)
    • Утрата уже имевшейся речи ( афазия)
    • Расстройство голоса
    • Расстройство темпа и ритма речи ( заикание, ускоренная или замедленная речь)
    • Нарушение письма ( дисграфия)
    • Нарушение чтения ( дислексия)
    • Нарушение счёта ( дискалькулия)

  • Слайд 4

    Причины нарушений речи:

    ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ :

    -наследственность ;

    -вредные профессиональные условия матери;

    -наркомания, алкоголизм, курение

    -искусственное прерывание предыдущих беременностей и т.д.

    ПАТОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ РАННЕГО ПЕРОИДА РАЗВИТИЯ:

    Пренатальный пеиод:

    Токсикозы в период беременности;

    -острые и хронические заболевания матери;

    -резус-конфликт;

    -вредные профессиональные условия;

    - наркомания, алкоголизм, курение ;

    -ушибы и падения,стрессовые ситуации и т.д

    Натальный период:

    -неблагополучные роды;

    -применение средств родовспоможения

    Постнатальный период:

    -травмы головы;

    -воспалительные заболевания головного мозга;

    -применение некоторых лекарственных средств;

    -дефекты речи окружающих;

    -педагогическая запущенность.

  • Слайд 5

    Нарушение речи:

    Психолого-педагогическая классификация:

    Общее недоразвитие речи ( ОНР)

    Р.Е. Левина в 1968 году выделяет 3 уровня:

    I уровень: полное или почти полное отсутствие словесно-фонематического общения в возрасте 5-6 лет;

    II уровень: использование простых нераспространённых предложений, некоторое улучшение понимания речи; тотальное нарушение звукопроизношения ( 16-20 звуков)

    III уровень: развита обиходная речь, ошибки в лексико- грамматическом строе речи, недоразвитие фонетико-фонематической стороны речи.

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи ( ФФНР)

    Нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка вследствие дефектов восприятия и произношения фонем .

    Нарушение произношения отдельных звуков ( НПОЗ)

    Задержка речевого развития ( ЗРР)

  • Слайд 6

    КЛИНИКО-педагогическая классификация:

    ДИЗАРТРИЯ –это такое расстройство звукопроизношения, которое обусловлено органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и связанное с этим нарушение иннервации речевых мышц и сопутствует этому нарушение голоса, темпа и ритма речи, интонационной выразительности речи, дыхания.

    ДИСЛАЛИЯ - это такое расстройство звукопроизношения, которое не связано с органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора .

    Д И С Л А Л ИЯ

    Механическая( отклонение в строении речевого Функциональная ( нет органического

    Аппарата-аномалии в строении зубов, языка, губ, поражения в центральном отделе

    Тв. и мягкого нёба,челюсти) головного мозга, имеются нейродинамическиесдвиги,т.е.нет правильного торможения и возбуждения.

    Алалия-это полное отсутствие или глубокое недоразвитие речи, обусловленное органическим поражением или недоразвитием речевых зон коры головного мозга, наступившим в период до формирования речи.

    АЛАЛИЯ МОТОРНАЯ (ЭКСПРЕССИВНАЯ) СЕНСОРНАЯ (ИМПРЕССИВНАЯ) СЕНСОМОТОРНАЯ

    ЗАИКАНИЕ -это нарушение темпа и ритма речи, обусловленное судорогами мышц речевого аппарата в процессе речи.НЕВРОТИЧЕСКОЕ НЕВРОЗОПОДОБНОЕ

  • Слайд 7

    МЕТОДЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ:

    Логопедическое воздействие - это педагогический процесс , в котором реализуются задачи корригирующего обучения и воспитания.

    Особенности логопедического воздействия:

    -дифференцированный характер на основе учёта этиологии, механизмов, симптоматики нарушений, структуры речевого дефекта, возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка; учитываются уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорики и моторики;

    -в процессе логопедического воздействия большое место занимает коррекция личности в целом, учитываются особенности формирования личности детей с различными формами речевых расстройств;

    -воздействие на ребёнка с речевыми нарушениями связывается с нормализацией социальных контактов ;

    -для закрепления правильных речевых навыков в условиях естественного речевого общения необходима тесная связь в работе логопеда, воспитателя и семьи.

    -

  • Слайд 8

    Совместные формы работы логопеда и воспитателя

    Успех коррекционно-логопедической работы во многом зависит от тесной взаимосвязи логопеда, воспитателя и родителей.

    Система работы направлена на коррекцию дефектов речи во всех видах деятельности. Коррекционная работа воспитателя включает в себя:

    -проведение артикуляционной гимнастики;

    -развитие мелкой и общей моторики;

    -развитие грамматического строя речи;

    -развитие импрессивного и экспрессивного словаря;

    -развитие связной речи;

    -развитие фонематического слуха навыков простого и сложного фонематического анализа;

    -автоматизация звукопроизношения;

    -формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи.

  • Слайд 9

    Артикуляционная гимнастика

    Это специальные артикуляционные упражнения, направленные на укрепление

    ( или расслабление) мышц языка, щёк, губ, мягкого нёба.

    Проводится перед зеркалом, под счёт. Удержание позы- в зависимости от возраста( 5-7).

    Развитие моторики

    Исследователями доказана взаимосвязь между развитием моторики и уровнем развития речи.

    Формирование моторики происходит во всех видах деятельности детей и во время специальных упражнений: обводка, штриховка, работа с клеткой, ножницами, рисование, лепка, конструирование, подвижные игры, речь с движением и по заданию логопеда.

    Развитие грамматического строя речи

    • происходит в ходе коррекционной работы : формируются функции словоизменения и словообразования .
    • Формирование экспрессивного и имперссивного словаря, развитие связной речи
    • проводится во время режимных моментов, совместной и самостоятельной деятельности.

  • Слайд 10

    Развитие фонематического слуха и фонематических процессов необходимо для формирования

    предпосылок к обучению грамоте, автоматизации звукопроизношения и коррекции звукослоговой структуры речи.Автоматизация звукопроизношенияпроводится по заданию логопеда, а на этапе автоматизации в предложении и связной речи- во течение дня, во всех видах деятельности.

    Формирование речевого дыхания и интонационной выразительности речи необходимы для коррекции нарушений дыхания и голоса ; развития слухомоторных дифференцировок.

  • Слайд 11

    Мозговая организация речи

    Основные речевые центры расположены в левом полушарии. Однако правое тоже вовлекается в речевую функцию.

    При поражении правого полушария страдают интонационные компоненты речи, нелингвистические компоненты речи — интонация, параметры основного тона (высота, громкость), эмоциональная окраска.

    Правое полушарие ответственно и за зрительно-пространственный анализ вербального материала.

    • ЛОБНАЯ
    • ТЕМЕННАЯ
    • ВИСОЧНАЯ
    • ЗАТЫЛОЧНАЯ

  • Слайд 12

     

    Речь, согласно современным представлениям, — системный процесс, происходящий с участием различных отделов мозга.

    Мозговая организация — системная организация структур мозга, участвующих в реализации речевой деятельности.

    • ЦЕНТР ВЕРНИКЕ - ЦЕНТР ВОСПРИЯТИЯ РЕЧИ
    • ЦЕНТР ВОСПРОИЗВОДСТВА РЕЧИ- ЦЕНТР БРОКА

    Работами А.Р. Лурия было показано, что при различных по локализации мозговых поражениях нарушается сложная структура речевой деятельности. Характер нарушений зависит от того, какая структура мозга повреждена.

    ЛОБНЫЕ ОТДЕЛЫ- с ними связаны программирование действий, активный поиск информации, анализ наиболее существенных элементов содержания сложных развернутых высказываний. Роль лобной коры особенно велика в воплощении замысла и намерения речевого высказывания в устную словесную форму. При лобном синдроме (повреждение лобных областей) отсутствует самостоятельно возникающее высказывание (речевая инициатива). Больные в диалоге ограничиваются пассивными и односложными повторениями.

    Дополнительная моторная область, расположенная кпереди от центральной (Роландовой) борозды является частью лобных долей мозга. При поражении этой области нарушается ритм речи, интонация. Существенно страдает грамматический порядок слов — больные пропускают союзы, местоимения, затрудняются в использовании глаголов. Эти нарушения затрагивают как произносимую, так и слышимую речь.

    Вторичные отделы слуховой коры левого полушария воспринимают элементарные коды слов — фонемы. Различение фонем (фонемический слух) страдает при поражении этих структур, понимание точного значения слов становится невозможным.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд