Презентация на тему "Задачи психологической диагностики"

Презентация: Задачи психологической диагностики
1 из 25
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Интересует тема "Задачи психологической диагностики"? Лучшая powerpoint презентация на эту тему представлена здесь! Данная презентация состоит из 25 слайдов. Средняя оценка: 4.0 балла из 5. Также представлены другие презентации по психологии для студентов. Скачивайте бесплатно.

Содержание

  • Презентация: Задачи психологической диагностики
    Слайд 1

    Задачи психологической диагностики в клинической медицине

    Щелкова О.Ю. Кафедра медицинской психологии и психофизиологии Санкт-Петербургского государственного университета

  • Слайд 2

    Цель медико-психологической диагностики -- получение объективной информации о совокупности психологических характеристик исследуемого, механизмах их формирования и предполагаемой динамике, в том числе под влиянием болезни, а также представление этой информации в систематизированном виде – в виде психологического заключения (психологического диагноза).

  • Слайд 3

    Тезис 1

    В настоящее время психологическая диагностика в клинике является необходимым элементом лечебно-диагностического и реабилитационного процессов, предваряющим и оценивающим результат активных социо-психологических мероприятий (психотерапии, психокоррекции, социально-психологического тренинга), а также психофармакотерапии.

  • Слайд 4

    Задачи психологической диагностики в психиатрической клинике.

    Психологическая диагностика в психиатрии сформировалась как система деятельности медицинских психологов, направленная на выявление, квалификацию и научный анализ особенностей познавательной и личностно-мотивационной сферы психически больных на основе использования собственных – психологических (клинических и экспериментальных) – методов исследования.

  • Слайд 5

    Основная цель психологической диагностики в психиатрической клинике

    Объективирование данных клинического (врачебно-психиатрического) обследования с раскрытием закономерностей распада психической деятельности при нервных и психических заболеваниях в сопоставлении с закономерностями формирования и протекания психических процессов в норме (Зейгарник Б.В., 1986).

  • Слайд 6

    Одной из новых и актуальных задач психологической диагностики выступает задача прогнозирования эффективности лечения и реабилитации психически больных на основе изучения их личностных и социально-психологических характеристик в преморбидном и морбидном периодах. Это обусловлено тем, что в психиатрии именно критерий прогноза является наиболее объективным критерием валидности психологической диагностики

  • Слайд 7

    Определяющим фактором психологической диагностики в психиатрической клинике является клиническая задача, в связи с которой диагностика проводится. Такая задача формулируется совместно врачом-клиницистом и психологом в процессе обсуждения программы диагностической и лечебно-восстановительной работы с больным. В конкретном психодиагностическом исследовании такая задача выступает как системообразующий фактор, определяющий стратегию и тактику проведения самого исследования, а также характер описания его результатов – психодиагностического заключения.

  • Слайд 8

    Конкретными задачами медико-психологической диагностики могут выступать выявление и психологическая квалификация особенностей и нарушений: психомоторной и познавательной деятельности; структуры и уровня интеллекта как интегральных характеристик познавательной деятельности; актуального психического состояния; эмоционально-аффективной и мотивационно-волевой сферы личности; структуры (типологии) личности; уровня и механизмов психологической адаптации и компенсации (защитно-совладающего поведения); системы значимых отношений, реакций личности на болезнь и социального функционирования личности в условиях болезни; качества жизни, связанного со здоровьем, другие задачи

  • Слайд 9

    Задачи психологической диагностики в соматической клинике.

    Появление психологии в этой сфере клинической медицины сопровождается недостаточной разработанностью представлений о предмете, задачах и методах работы психолога в соматической клинике. Внедрение медицинской психологии в клинику соматических заболеваний связано с пониманием важной роли личности больного и социально-психологических факторов в развитии заболеваний и в лечебном процессе.

  • Слайд 10

    Задачи психологической диагностики при изучении влияния соматического состояния на психику человека: Первый аспект связан с выявлением особенностей и нарушений психического состояния больных; Второй аспект связан с изучением изменений в сфере личности, включая патологические способы реагирования на болезнь.

  • Слайд 11

    Выявление особенностей и нарушений психического состояния больных

    Проблема коморбидности соматических заболеваний и психических расстройств в аспекте интегрированной диагностики и адекватной лечебной тактики с точки зрения современных концепций психосоматических и соматопсихических взаимоотношений

  • Слайд 12

    Адекватная психологическая диагностика должна учитывать сложные соматопсихические и психосоматические взаимоотношения, особенно: Соматогенной; Нозогенной; Психогенной составляющих аффективных расстройств при соматических заболеваниях

  • Слайд 13

    Задача является изучение механизмов приспособления личности к болезни в процессе возникновения и развития соматического заболевания Нарушаются механизмы взаимодействия человека и среды. Любая хроническая болезнь, независимо от ее биологической природы, ставит человека в психологически особенные жизненные обстоятельства. Вызываемая болезнью дезорганизация социальной жизни пациента иногда более остро переживается им, чем нарушения функционирования организма. В связи с этим вступают в действие механизмы психологической адаптации к болезни, направленные на восстановление нарушенного взаимодействия больного с широким и микро-социальным окружением.

  • Слайд 14

    Задача исследования ВКБ

    В соответствии с представлениями школы В.Н.Мясищева, основу психологической адаптации личности к болезни составляет система ее значимых отношений – отношение к себе, другим людям, к болезни, к лечению. Вкб как комплекс аффективно-когнитивного реагирования, обозначенный в отечественной психологии, формируется из физических ощущений, интеллектуальных представлений и эмоциональных переживаний больного. ВКБ является личностным механизмом, определяющим системный ответ человека на болезнь. Это «психологическое новообразование» в существенной степени участвует в регуляции психической деятельности и поведения больного, а иногда полностью это поведение определяет Это ключ к пониманию личностного смысла заболевания для пациента, в котором отражается его готовность сделать хроническое соматическое заболевание частью своей обычной жизни

  • Слайд 15

    Задача клинического психолога по дифференцированной оценке психического состояния больного: определение степени выраженности, глубины и структуры эмоционально-аффективных, мотивационных и поведенческих нарушений; выявление осознаваемых и неосознаваемых установок в отношении болезни и лечения (нозо-фильные, -фобные тенденции, «уход в болезнь» и т.п.) как следствие нарушений психического состояния больного, так и предикторы усиления тревоги, депрессии, страхов, ипохондрии.

  • Слайд 16

    Отдельной задачей психологической диагностики в соматической клинике составляет изучение качества жизни больных различными по характеру протекания и лечения, тяжести прогноза заболеваниями. Современные подходы к терапии и оценке ее эффективности предполагают анализ не только объективной динамики симптомов болезни, но и субъективной удовлетворенности больного лечением и своей жизнью в условиях болезни.

  • Слайд 17

    Задача психологической диагностики по выявлению уровня и структуры качества жизни, а также психосоциальных факторов, его определяющих, соответствует современному уровню лечения и реабилитации больных, отражает общие тенденции гуманизации медицины, усиление внимания к личностным и социально-психологическим факторам, включенным в этиопатогенез и во многом определяющих эффективность их лечения. Сложность и многомерность подобных исследований определяется многомерным характером самого понятия качества жизни, включением в его структуру разнообразных параметров жизнедеятельности человека: физических, психологических, социальных, экономических и др.

  • Слайд 18

    Качество жизни представляет собой совокупность переживаний и отношений человека, которые ориентированы на осмысление существования, ценности здоровья и возможностей личности устанавливать взаимосвязи с внешним миром в соответствии со своими потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе в условиях болезни. Л.И. Вассерман с соавт. (2001)

  • Слайд 19

    Качество жизни в значительной степени определяется отношением к здоровью как жизненной ценности, понимание и осознание которой приходит при заболевании. В контексте теории В.Н.Мясищева это может интерпретироваться как проявление взаимосвязи «система отношений – болезнь». Психологические механизмы влияния болезни на личность и ее благополучие должны рассматриваться с позиции системы отношений личности в целом с раскрытием субъективного смысла болезни как события в жизни. Понимание личностного смысла заболевания в иерархии смыслов и ценностей больного является интегральной задачей психологической диагностики, от решения которой зависит выбор методов психологической коррекции и социальной реабилитации.

  • Слайд 20

    При психосоматических заболеваниях, также как при неврозах и других психогениях, особое значение, наряду с экспериментально-психологическим методом, приобретает клинико-психологический метод (клинический метод в психологии), реализующий глубоко индивидуализированный, неформальный и аналитический подход к изучению формирования и существования личности и позволяющий осуществлять «позитивную» психологическую диагностику.

  • Слайд 21

    Клинико-психологический (биографический) метод, дополненный данными объективного (инструментального) психологического исследования, может предоставить существенную информацию о генезе внутриличностной и социально-психологической проблематики больного, трансформированной по механизмам психосоматических соотношений в симптомы физического неблагополучия, и тем самым способствовать проведению целенаправленной патогенетической, личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии этой категории больных.

  • Слайд 22

    В психосоматической медицине существует около 20 теоретических концепций и направлений, выделяющих те или иные этиологически значимые факторы и механизмы развития заболеваний. Наибольший интерес представляют интеграционные концепции, рассматривающие единство: биологическая предрасположенность (диспозиция) – личность – ситуация. Психологическая диагностика приобретает наиболее важное значение, так как способствует углублению представлений о психосоматических взаимоотношениях и выявлению в каждом отдельном случае психологических факторов, способствующих и задерживающих развитие болезни.

  • Слайд 23

    Выделяются следующие блоки психодиагностической информации при исследовании больных соматическими и психосоматическими заболеваниями. 1. Полученные клинико-психологическим путем данные об условиях развития личности больного, формирования его социальных отношений и внутриличностных проблем. Представление о сформированных в этих условиях индивидуальных особенностях личности и межличностного взаимодействия. 2. Оценка актуального психического состояния и реактивно-личностных образований в связи с имеющимся заболеванием и социально-психологическими, профессиональными, семейными и др. факторами, его сопровождающими.

  • Слайд 24

    4. Комплекс защитно-совладающих со стрессом болезни механизмов – неосознаваемых (МПЗ) и вполне осознаваемых и активных стратегий психологического преодоления (копинга), а также обеспечивающих их внутренних (личностных) и средовых ресурсов. 5. Качество жизни больных как результирующая объективных условий существования личности в условиях болезни и субъективного отражения их в ее самосознании и эмоциональной сфере.

  • Слайд 25

    Благодарю за внимание!

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке