Презентация на тему "История становления и развития духовной музыки"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "История становления и развития духовной музыки" рассказывает об историческом развитии духовной музыки, её особенностях и представителях.

Краткое содержание

  1. Глас
  2. Песнопения
  3. Композиторы

Содержание

  • Слайд 1

    ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДУХОВНОЙ МУЗЫКИ

  • Слайд 2

    Большая советская энциклопедия

    «Духовная музыка – это музыка, содержащая текст религиозного характера и предназначенная для исполнения во время церковной службы или в быту (канты, духовные стихи и песни)».

  • Слайд 3

    Святой Апостол Павел

    Учил, что каждый человек состоит из тела, души, духа.
    Тело музыки – звук
    Душа музыки – законы ее развития
    Дух порождает к жизни эти законы

  • Слайд 4

    Важнейшая черта духовной музыки

    молитвенность

  • Слайд 5

    Духовная музыка – это музыка созданная во имя Отца и Сына и Святого Духа

    • Обращенная к Богу
    • Посвященная Богу
    • Воплощенная, созданная
    • с помощью Бога

  • Слайд 6

    Духовная музыка опирается на соборный опыт Церкви

  • Слайд 7

     

    «Спаситель воспел, чтобы и мы пели подобным образом»Святитель Иоанн Златоуст

  • Слайд 8

    Святитель Климент Александрийский(150 – 215 гг.)

    «У нас в употреблении есть только один инструмент – слово мира, молитвы: при помощи его воздаем мы почет, а не при помощи древнего псалтиря, или трубы, или тимпана, или флейты – инструментов, которые в ходу, обычно, у людей военных, да еще у позабывших страх Божий плясунов на их игрищах, когда они возбуждают свои вялые души своей музыкой… Если критический рассмотреть их, то, в действительности, все эти инструменты окажутся воинственными: таково их дело, когда они разжигают желания, распаляют похоть, раздувают свирепый гнев».

  • Слайд 9

    Восточная Римская империя (Византия)

  • Слайд 10

    Преподобный Роман Сладкопевец(около 450 – 556 гг.)

    • Служил при храме Святой Софии в г.Константинополе
    • Написал более 1000 гимнов и молитв
    • Автор кондака праздника Рождества Христова и других песнопений

  • Слайд 11

    Виды самых древних песнопений в честь святых и праздников

    Кондак Икос Тропарь

  • Слайд 12

    Преподобный Иоанн Дамаскин(676 – 780 гг.)

    До монашества был правителем Дамаска
    Защищал почитание святых икон
    Совершенствовал систему осмогласия
    Творец многих канонов

  • Слайд 13

    Глас – Осмогласие - Октоих

    • Глас — в техническом смысле обозначает диатоническую гамму, в которой тоны и полутоны чередуются по известным правилам. В каждом гласе главными элементами его считаются конечный звук (тоника) и господствующий (доминанта).
    • Русская православная церковь приняла от греческой восемь гласов или музыкальных ладов, на которых и основаны все песнопения, называемые ангелоподобным пением или изрядным осмогласием.
    • Октоих (по русски — осмогласник) - нотная церковная книга, разделенная на 8 частей по числу 8 гласов и содержащая службу на воскресные и будничные дни, большею частью знаменного и киевского распевов.

  • Слайд 14

    Образцами для 1 – 3 песней канона послужили:

    Для 1 песни - благодарственная песнь Мариамны, сестры пророка Моисея, воспетая после перехода израильтян через Чермное море: «Поим Господеви, славно бо прославися» (Исх., гл.15).

    Для 2 песни – песнь пророка Моисея по переходе через пустыню (Втор. 32, 1-43), которую он воспел по повелению Божию, чтобы обличить свой неблагодарный народ и пробудить в нем раскаяние; начало ее: «Вонми, небо, и возглаголю».

    Для 3 песни - благодарственная песнь святой Анны, матери пророка Самуила: «Сердце мое в Господе, вознесеся рог мой в Бозе моем... несть свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш» (1 Цар. 2, 1-11).

  • Слайд 15

    Образцами для 4 – 6 песней канона послужили:

    Для 4 песни - молитва пророка Аввакума, который, задолго до Рождества Христова созерцая грядущего Господа, говорил: «Господи, услышах слух Твой, и убояхся, Господи, разумех дела Твоя, и ужасохся. Бог от юга приидет и святый из горы приосененныя чащи; покры небеса добродетель Его, и хваления Его исполнь земля» (Авв., гл.З).

    Для 5 песни - молитва пророка Исаии, провидевшего пришествие Спасителя: «От нощи утренюет дух мой к Тебе, Боже, зане свет повеления Твоя на земли... Господи Боже, мир даждь нам» (Ис, гл.26).

    Для 6 песни - молитвы пророка Ионы, которую он воспел в благодарность Богу за избавление от смерти, угрожавшей ему во чреве кита: «Возопих в скорби моей ко Господу Богу моему и услыша мя: из чрева адова вопль мой, услышал еси глас мой» (Ион., гл.2).

  • Слайд 16

    Образцами для 7 - 9 песней канона послужили:

    Для 7 и 8 песен - благодарственная песнь трех отроков, спасенных в раскаленной печи: «Благословен еси, Господи Боже отец наших, хвально и прославлено имя Твое во веки» (Дан. 3, 26-56). «Благословите, вся дела Господня, Господа, пойте и превозносите Его во веки» (Дан. 3, 57-72).

    9 песнь величает святую Деву Марию. В основу этой песни легли собственное славословие Богоматери, произнесенное Ею при свидании со святой Елисаветой: «Величит душа моя Господа, и возрадовася дух Мой» (Лк. 1, 46-55) и молитва Захарии, пораженного немотой за неверие в то, что родится у него сын, Иоанн Предтеча, и вновь обретшего дар речи: «Благословен Господь Бог Израилев» (Лк. 1, 68-80).

  • Слайд 17

    Крещение Русисвятым великим князем Владимиром 988

  • Слайд 18

    Десятинная церковь – первый каменный храм г.Киева

  • Слайд 19

    Песенные сборники, пришедшие на Русь из Византии

    • Ирмологий (собрание ирмосов, канонов)
    • Стихирарь (сборник стихир)
    • Минея служебная (месячные службы)
    • Обиход (песнопения Литургии и Всенощного бдения)
    • Октоих (праздничные и воскресные песнопения)

  • Слайд 20

    Киево-Печерский монастырь был основан в 1051 году монахом Антонием из Любеча. Здесь возникла первая школа церковного пения.

  • Слайд 21

    Принципы церковного пения, принятые Русью от Византии:

    • Строго вокальный характер
    • Тесная связь музыки и слова
    • Плавность мелодического движения
    • Подчинение музыкальной композиции смысловой структуре текста

  • Слайд 22

    Знамена – Крюки - Невмы

    Знаменный распев получил свое название от славянского слова «знамена» - особые знаки, которые ставились над распеваемыми словами молитв и показывали как высоту так и продолжительность пения. В народе их еще называли «крюками», а в Европе – «невмами». Опытные певцы должны были знать до 800 таких знаков.

  • Слайд 23

    Названия отдельных крюков:

    Крюк - обозначает не ноту, а интонационный переход от одного звука к другому. При этом начальный крюк не был привязан к условной «точке» со своей частотой колебания, но был разным для каждого храма, так как каждый храм имеет свой тон.

  • Слайд 24

    Новые распевы, возникшие в 16 веке на основе Знаменного пения

    • Большой
    • Путевой
    • Демественный
    • Местный

  • Слайд 25

    Строчное пение

    Вид многоголосного пения в древнерусской церковной музыке. Возникло в 16 веке, широко распространилось во 2-й половине 17 века одновременно с партесным пением, около сер. 18 в. окончательно вытеснено им.

    Наиб. популярным было троестрочное пение -"троестрочие" с составом голосов "низ", "путь", "верх". Исполнители его назывались "нижниками", "путниками", "вершниками".

  • Слайд 26

    Партесное пение

    • Партесное пение (от латинского «partes» — голоса) – стиль русского многоголосного хорового искусства.
    • Партесное пение было перенесено с Украины в середине 17 века и официально утвердилось со времени приглашения в Москву украинских церковных певчих (1652)
    • Теория Партесного пения была обобщена в "Мусикийской грамматике" Н. П. Дилецкого в 1670-е годы.
    • Было распространено в России до последней четверти 18 века.

  • Слайд 27

    Бортнянский Дмитрий Степанович (1751 – 1825)

    • Управляющий Придворной капеллой
    • Создатель жанра духовных концертов
    • Стараясь возродить лучшие образцы древнего пения, трудился над гармонизацией Знаменного распева

  • Слайд 28

     

    В течение 19 века свои силы в церковном песнетворчестве пробовали М.И.Глинка, М.А.Балакирев, М.П.Мусоргский, Н.А.Римский-Корсаков, и другие русские композиторы

  • Слайд 29

     

    Петр Ильич Чайковский первым из русских композиторов предпринял труд создать цельную законченные музыкальные композиции, охватывающие все песнопения Всенощного бдения и Божественной Литургии

    Премьерные исполнения состоялись:

    • 1879 – Божественная литургия
    • 1882 – Всенощное бдение

  • Слайд 30

    В 1882 году, работая над музыкой Всенощного бдения, П.И.Чайковский записал в дневнике:

    «Я чувствую, что начинаю уметь любить Бога, чего прежде не умел. Я уже часто нахожу неизъяснимое наслаждение в том, что преклоняюсь пред неисповедимою, но несомненною для меня Премудростию Божией.

    Я часто со слезами молюсь ему (где Он? Кто Он? Я не знаю, но знаю, что Он есть). И прошу Его дать мне смирение и любовь, прошу Его простить меня, вразумить меня, а главное – мне сладко говорить Ему: «Господи! Да будет воля Твоя!» - ибо я знаю, что воля Его – святая… Мне хочется верить, что есть будущая жизнь»

  • Слайд 31

    Основные богослужения Русской Православной Церкви

    ВСЕНОЩНОЕ БДЕНИЕ – совершается вечером, накануне церковного праздника и включает песнопения, посвященные истории Ветхого и Нового завета, а также песнопения посвященные празднику или святому, чья память совершается в этот день

    БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ (Евхаристия) – это общественное богослужение, во время которого совершается Таинство Святого Причащения. Прообразом литургии является Тайная вечеря Иисуса Христа с Его учениками

  • Слайд 32

     

    Обратившись к церковной музыке, Сергей Васильевич Рахманинов сочинил музыку - в 1910 году к Литургии святителя Иоанна Златоустого, а в 1915 году – ко Всенощному бдению

  • Слайд 33

     

    Творчество П.И.Чайковского, С.В.Рахманинова и других композиторов способствовало возвращению к истокам русской духовной музыки –интересу к древнему знаменному пению, византийскому осмогласию и национальным традициям

    Многие произведения «Нового направления» были достойно исполнены Московским Синодальным хором

  • Слайд 34

     

    Композиторы – представители «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века (слева – направо)

    • Александр Гречанинов (1854 – 1956)
    • Александр Кастальский (1856 – 1926)
    • Павел Чесноков (1877 – 1944)
    • Михаил Ипполитов-Иванов (1859 – 1935)

  • Слайд 35

    Характерные черты «Нового направления» в духовной музыке начала 20 века

    • Приложение к церковно-музыкальной композиции приемов народного музыкального мышления и опыта национальной композиторской школы;
    • Обращение к церковному уставу и предписываемым им певческим традициям;
    • Раскрепощение хоровой фактуры, ритма, гармонии от «школьных» норм и поиск средств, соответствующих формам национального церковного пения.

  • Слайд 36

    Великий русский композитор М.И.Глинка о духовной музыке:

    «До сих пор я еще никогда не изучал настоящей церковной музыки, а потому и не надеюсь постигнуть в короткое время то, что было сооружено несколькими веками…

    Здесь у меня цель – цель высокая, а может быть и полезная; во всяком случае цель, а не жизнь без всякого сознания. Достигну ли я цели? Это другое дело. Стремлюсь к ней постоянно, хотя и не быстро…»

  • Слайд 37

    Автор презентации

    Балыбердина
    Ирина Викторовна
    учитель музыки
    МОУ «Вятская православная гимназия
    во имя преп. Трифона Вятского г.Кирова»

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд