Презентация на тему "Музыка как вид искусства"

Презентация: Музыка как вид искусства
Включить эффекты
1 из 23
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.2
20 оценок

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыка как вид искусства" рассказывает о роли музыкальной культуры в искусстве.

Краткое содержание

  1. Этимология
  2. Франсиско Солинас
  3. Иммануил Кант
  4. Музыка в системе культуры
  5. Выразительные средства музыки

Содержание

  • Презентация: Музыка как вид искусства
    Слайд 1

    Музыка как вид искусства

    Лектор – кандидат искусствоведения

    Чащина С.В.

  • Слайд 2

    Введение

    • Темплан, чем будем заниматься, пожелания курса
    • Формы отчетности.
    • Осн. лит-ра – Чередниченко Т. Музыка в контексте культуры.
    • Ассоциативное поле. Что такое музыка?
  • Слайд 3

    Этимология (происхождение) слова

    Музыка - от греч. μουσική, прилагательное от греч. μούσα — муза - искусство муз.

    • Кто такие музы?

    ДЗ – 1) «Мифы народов мира» - конспектировать статью «Музы» (архаические и классические, за что отвечают, как изображались),

    2) Гесиод «Теогония» - функции муз:

    • 2.1. Когда и зачем сказитель обращается к музам?
    • 2.2. Какую роль играют музы в жизни богов?
  • Слайд 4

    Сюнь-Цзы (316-236 гг. до н.э.) «О музыке»

    «Музыка – источник радости, а радость свойственна человеку; человек не может жить без радости, когда же он радуется – это находит свое выражение в его голове и проявляется в его поступках. Сущность человека, тембр его голоса, поведение – все это проявляется в музыке! Поэтому человек не может обходиться без музыки, музыка же не может не иметь соответствующего выражения. Если не направлять это выражение музыки, возникнет беспорядок»

  • Слайд 5

    «Музыка связана с отношением человека к человеку. Поэтому звери и птицы знают голоса, но не знают музыкальных звуков. И только благородные люди могут знать музыку. Поэтому

    нужно научиться разбираться в голосах, чтобы понимать музыкальные звуки,

    нужно разбираться в музыкальных звуках, чтобы понимать музыку,

    нужно разбираться в музыке, чтобы понимать политику. Только в этом случае будет достаточно знаний для правильного руководства».

  • Слайд 6

    Кассиодор (6 в. н.э.)

    «Музыка – наука, оперирующая числами, некоторым образом создающимися в ее звучаниях…»

  • Слайд 7

    Франсиско Солинас (1519-1550, Испания), «7 книг О музыке»

    «Музыка, радующая только чувства, воспринимается только ухом и не требует участия разума; таково пение птиц… Эта музыка иррациональна, как чувство, от которого она происходит и к которому обращается. И в сущности, ее нельзя даже назвать музыкой, т.к. мы говорим «Птицы поют» - в том же смысле, как говорим «Луга и воды смеются»…

  • Слайд 8

    Музыка, имеющая своим предметом один только разум, может быть понимаема, но она не слышима. Под такой музыкй может быть понимаема Musicamundanaи Musicahumanaдревних; гармония ее воспринимается не через удовольствие слуха, но лишь через познание разума: она не дает смешение звуков, но соотношение чисел.

    Середину между той и другой музыками занимает та, которая и слухом воспринимается, и разумом обсуждается. Это та, которую древние называли musicainstrumentalis»

  • Слайд 9

    И.Т.Коренев, дьякон Сретенского собора Московского Кремля, «Мусикия» 1671

    • «Музыка – это стройное искусство и изящнейшее разделение голосов, определенное знание различий, знание надлежащих благозвучных и неблагозвучных голосов, которые выявляются в различиях внутри согласованности.
    • Музыка – это вторая философия и грамматика, измеряющая голоса ступенями, подобно тому как в словесной философии или грамматике существуют правила употребления слов, слогов и их свойств, фраз и рассуждений, знание и наименований стихий, всех их свойств и силы.
    • Также и музыка, имеющая все степени голосов, приводящая в умиление или радость совокупность звуков, как красноречие или философия, радующая слух»
  • Слайд 10

    Иммануил Кант (1724-1804)

    «самый навязчивый вид искусства»

  • Слайд 11

    Эдгар Варез (1883-1965)

    «Музыка – это организованный звук»

  • Слайд 12

    Виктор Цуккеркандль(США, сер. 20 в.)

    • «Музыка есть демонстрация сущности природы в некоем ее аспекте, и потому мир без музыки непознаваем (познаваем неполно)»
    • «Музыка – это идеальная динамическая модель мира»
  • Слайд 13

    Что же есть музыка?

    «- вид искусства, главным выразительным средством которого является организованный звук, отражающий на высоком художественном уровне представления определенной культуры о мире и человеке»

  • Слайд 14

    Музыка в системе культуры

    • 1 фаза – невыделеность художественной деятельности из синкретической цельности деятельности первобытного человека, соответственно невыделенность музык и в отдельный вид искусства;
    • 2 фаза – постепенная дифференциация различных видов деятельности, вычленение искусства, его разделение на разные виды. (начиная с эпохи древних цивилизаций )
    • 3 фаза – дифференциация пластов, жанров, направлений внутри музыки (сквозная линия).

    Эмансипация музыки из синтеза искусств (начиная с 17 в.)

  • Слайд 15

    Выразительные средства музыки

    • Характеристики звука - ???
    • Высота (определенная) – всем ли звук характерна?
    • Когда определяется
    • Длительность
    • Тембр
    • Что первично?
  • Слайд 16
    • Соотношение высот – гармония,
    • Соотношение длительностей – ритм,
    • Мелодия – соотношение …. ???
    • Инструментовка, аранжировка – соотношение ….???
  • Слайд 17

    Однолинейно ли развитие музыки?

  • Слайд 18

    Типы метроритмических систем

    • 1. Свободный ритм / система интонационного ритма
    • 2. Квантитативные (время-измерительные) системы ритма (античные метры, макам/мугам)
    • 3. Квалитативные (регулярно-акцентная) системы ритма (тактовая)
  • Слайд 19

    Множество ладовых систем

    • Диатоника (мажоро-минор, лидийский, фригийский, дорийский и пр. лады)
    • Пентатоника
    • Хроматика
    • 22-хтоновые системы древней Индии
    • Множество неотрефлексированных систем узкого диапазона
  • Слайд 20

    Тембровые системы

  • Слайд 21

    Чарльз Айвз (США, 1874-1954)

    «Ткань существования сплетается в единое целое. Вы не можете, задвинув искусство в угол надеяться, что оно будет <в этом углу> жизненным, реальным и значимым… Оно рождается непосредственно из сердцевины опыта жизни, размышлений о жизни и ее проживания»

  • Слайд 22

    ДЗ

    Шейкин Ю. И. История музыкальной культуры народов Сибири. Введение. Гл 2.1, 3.1.

  • Слайд 23

    ДЗ дополнительное (для любящих музыку)

    • Конспект статья «Звук» (БСЭ),
    • «Звук музыкальный» (МЭ, МЭС),
    • «Тон музыкальный» (МЭ)
    • «Музыка» (МЭ)

    Доп. Литература:

    • Назайкинский Е.С. «Звуковой мир музыки»,
    • Сисаури В. «Об исторической типологии систем музыкального мышления». – Жанрово-стилистические тенденции классической и современной музыки. – Л.: ЛГИТМИК, 1980.
    • Философия звука (С. Губайдулина, Л. Ноно). – Культурология (дайджест). 1999, № 2, с. 142-145.
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке