Презентация на тему "Музыка эпохи Возрождения"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Музыка эпохи Возрождения" представляет собой информационный материал, рассказывающий об истории и особенностях музыки той эпохи. Целью презентации является знакомство учеников с историей и особенностями развития музыки в эпоху Возрождение.

Краткое содержание

  1. Орландо Лассо
  2. Джованни Пьерлуиджи Палестрина
  3. Мадригалы
  4. Клеман Жанекен
  5. Выводы

Содержание

  • Слайд 1

     

    Музыка Возрождения

    «Берегись грубого и резкого, пусть тени ваши тают, как дым,как звуки дальней музыки»

    Леонардо да Винчи

    Музыке Возрождения оказались чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть.

  • Слайд 2

     

    Музыка звучала повсюду: на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые «науки человеческие».

  • Слайд 3

     

    Ведущее положение по-прежнему занимала духовная музыка, звучащая во время церковного богослужения.

    Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами.

    Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религиозного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Напротив, в музыке удивительным образом соединялось божественное и человеческое.

  • Слайд 4

     

    Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах.

    Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического(многоголосного) исполнения — классический «строгий стиль».

    Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация — повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия — cantus firmus («неизменный напев»).

    Ниже тенора звучал бас, а выше — альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано.

  • Слайд 5

     

    С помощью математических расчетов нидерландским и фламандским композиторам удалось вычислить формулу сочетаний музыкальных интервалов. Главной целью сочинительства становится создание стройной, симметричной и грандиозной, внутренне завершенной звуковой конструкции.

    Один из ярчайших представителей этой школы Йоханнес Окегем (ок. 1425-1497) на основе математических вычислений сочинил мотет на 36 голосов!

  • Слайд 6

     

    Музыка нидерландца Орландо Лассо (ок. 1532—1594), соединяет импровизационность и безупречную логику.

    В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов.

    Ему принадлежит Попытка освоить жанр «страстей» (пассионов). Лассо создал Пассионы ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства. Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня «Эхо», в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора.

    Звучит «Пророчество сибилл» Орландо Лассо пр.30

    В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству.

  • Слайд 7

     

    Джованни Пьерлуиджи Палестрина (1525-1594)

    Его называют последним великим полифонистом. Работал в соборе св.Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полное гармонии и благолепия.

    Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии.

    Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки: 93 мессы, 326 гимнов и мотетов.

    Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки.

    Звучит Аgnus Dei из «Мессы Папы Марчелло пр.24.

    Какие живописные образы Ренессанса вам представляются?

  • Слайд 8

     

    В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. (И.С.Бах)

    Также были популярны жанры полифонической миниатюры: кондукт, мотет. В них могли вводиться тексты на родном языке. Хоровое пение было самым популярным видом музицирования.

  • Слайд 9

     

    Стали появляться светские хоровые жанры: Баллата (танцевальная песня), Шансон (полифоническая песня ) и итальянский мадригал.

    Содержание лирическое и шутливое.

    Звучит шансон Орландо Лассо «Доброе утро, милая». пр.33.

    Обратите внимание на гармоничность стиля и оживлённость светского тона стиха.

  • Слайд 10

     

    Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы (итал. madrigаlе — песнь на родном языке) — многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания.

    Чаще всего для этой цели использовались стихотворения прославленных мастеров: Данте, Франческо Петрарки и Торквато Тассо. Мадригалы исполнялись не профессиональными певцами, а целым ансамблем любителей, где каждую партию вел один певец. Основное настроение мадригала — печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения.

    Мадригал прожил с 1520-1620-е годы. Замысел мадригала был революционным для эпохи Возрождения, т.к. ставил задачу претворения в музыке поэтического текста. Поэтому мадригал можно условно назвать романсом 16 века.

    Звучит мадригал «Томлюсь без конца» Джезуальдо ди Веноза. пр.38.

    Какое настроение передаёт автор ?

  • Слайд 11

     

    Не менее популярным жанром светской музыки была песня в сопровождении музыкальных инструментов. В отличие от музыки, звучащей в церкви, песни были довольно простыми в исполнении. Их рифмованный текст отчетливо членился на 4—6-строчные строфы. В песнях, как и в мадригалах, большое значение приобретал текст. При исполнении поэтические строки не должны были затеряться в многоголосном пении. Особой известностью пользовались песни французского композитора Клемана Жанекена (ок. 1485—1558), который прославился умением воспроизводить в музыке голоса живой природы: звуки леса, журчание воды, гул сражения, суетливую болтовню двух подружек, возгласы уличных торговцев. Он создал совершенно новый жанр светской музыки - программную хоровую картину. Музыкальный « рисовальщик» пишет песни «Битва». «Пение птиц», «Крики Парижа».

    В его песне «Пение птиц» — не менее пяти птичьих голосов, поющих хвалу весне.

    Звучит «Пение птиц» К.Жанекена. пр.35.

    Музыка может передать многообразие реальных звучаний, она сможет с помощью звуков рисовать, живописать зримо и ярко.

  • Слайд 12

     

    Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование.

    • харп
    • скрипки

  • Слайд 13

     

    Появляются новые инструментальные жанры:

    • прелюдия(перед игрой) - вступительная пьеса
    • ричеркар(изысканная пьеса) - полифоническое письмо,
    • канцона (песня без слов) – предшественница фуги.

    Звучит «Прелюдия» Франческо ди Милано

    Почему лютневая музыка особо выражает эстетику Ренессанса?

  • Слайд 14

     

    Возникает потребность в публичном исполнении музыки.

    Формируется концерт.

    Впервые появляется в Лондоне - платный и в Венеции - субсидированный городским магистратом.

  • Слайд 15

     

    Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров: сольной песни, оратории и оперы.

    Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре.

    Декорации Театра Фарнезе

  • Слайд 16

     

    В итальянском городе Флоренция в конце XVI в. стали собираться талантливые поэты, актеры, ученые и музыканты.

    Члены камераты (так называлось это общество), возобновляя постановки произведений древнегреческих драматургов, стали сочинять собственную музыку, соответствующую, по их представлениям, характеру античной драмы.

    Они тщательно продумывали музыкальное сопровождение монологов и диалогов мифологических персонажей.

    На основе таких вокальных партий возникли арии — законченные эпизоды в музыкальном спектакле, в том числе и в опере.

  • Слайд 17

     

    Развитию музыки способствовало изобретение нотопечатания

  • Слайд 18

     

    ВЫВОДЫ

      • - Музыка Ренессанса развиваласьне синхронно во многих странах Европы, появившись в Италии и Франции, потом в Германии и Испании.
      • - происходит уравнивание в значимости религиозной и светской музыки.
      • - формируется творческая элита.
    • Композиторы становятся профессионалами и поступают на придворную службу, ставят свои имена на произведения.
    • До середины 16 века господствовала полифония. Полифоническая техника достигла необыкновенной виртуозности.
    • Мессы и пассионы оставались ведущими монументальными жанрами. Французские и бургундские композиторы иногда вводили мелодии популярных светских песен в мессы.
    • Появляются новые инструментальные жанры: прелюдия, ричеркар, канцона
    • Появляется концерт и опера как формы публичного исполнения оперы

  • Слайд 19

     

    Философия пантеизма, поклонение Природе,Творцу и Человеку во всём многообразии его земных проявлений, пронизывала всё искусство Возрождения.

    Любовью к природе и стремлением выразить заключённую в ней Гармонию, были наполнены и живопись, и архитектура, и музыка Ренессанса.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд