Презентация на тему "Виды русских народных песен"

Презентация: Виды русских народных песен
Включить эффекты
1 из 42
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.9
3 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация для 5-9 класса на тему "Виды русских народных песен" по музыке. Состоит из 42 слайдов. Размер файла 0.54 Мб. Каталог презентаций в формате powerpoint. Можно бесплатно скачать материал к себе на компьютер или смотреть его онлайн с анимацией.

Содержание

  • Презентация: Виды русских народных песен
    Слайд 1

    Русская народная песня

    Русская народная песня — песня, слова и музыка которой сложились исторически в ходе развития русской культуры. У народной песни нет определённого автора, или автор неизвестен. pptcloud.ru

  • Слайд 2

    ТИПОЛОГИЯ

    Русские народные песни подразделяют на:

  • Слайд 3

    Русский песенный эпос

    русские былины; северная эпическая традиция; сибирские былины; южнорусские и среднерусские былины; исторические песни;

  • Слайд 4

    Былины — русские народные эпические песни о подвигах богатырей. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины — «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом). Былины, как правило, написаны тоническим стихом с двумя-четырьмя ударениями. Впервые термин «былины» введён Иваном Сахаровым в сборнике «Песни русского народа» в 1839 году, он предложил его исходя из выражения «по былинам» в «Слове о полку Игореве», что значило «согласно фактам». Былины 

  • Слайд 5

    В.Васнецов «Три богатыря»

    В.Васнецов «Три богатыря»

  • Слайд 6

    БАЛЛАДЫ

    Балла́да — лиро-эпическое произведение, то есть рассказ, изложенный в поэтической форме, исторического, мифического или героического характера. Сюжет баллады обычно заимствуется из фольклора. Баллады часто кладутся на музыку.Баллада состоит из 2 частей "Сумчатые баллады" и ..... небылицы и скоморошины; песни в сказках.

  • Слайд 7

    Баллада «Cerveri de Girona»

  • Слайд 8

    Иллюстрация А.Рекхема к балладе «Юный Беки»

  • Слайд 9

    Календарные обрядовые песни

    поздравительные зимние; святочные; масленичные; весенние; семицкие; летние; жатвенные. Календарно-обрядовые песни относятся к древнейшему виду народного творчества, и получили они своё название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарём — распорядком работ по временам года.

  • Слайд 10

    Коляда́ (также Каляда, Коледа, Постная кутья, чеш. Štědrý den, польск. Święto Godowe) — традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству[1] и Святкам. Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядные песни, одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания.

  • Слайд 11

    К.А.Трутовский. Колядки в Малороссии. Вторая половина XIX века.

  • Слайд 12

    Н.К.Пимоненко.Святочные гадания.

  • Слайд 13

    А.П.Васнецов.Скоморохи

  • Слайд 14

    Обряды масленичной недели имели целью помочь солнцу продвинуться по кругу, ускорить конец зимы. Отсюда разнообразные изображения круга и кругового движения. В русских масленичных песнях пелось об изобилии: масла и сыру (творогу) якобы заготовлено было так много, что ими умащивали гору для катания на санках: Ай, как мы масленицу дожидали,Дожидали, люли, дожидали.Сыром горушки укладали,Укладали, люли, укладали.Сверхом маслицем поливали.Ах ты масленица, будь катлива,Будь катлива, люли, будь катлива…

  • Слайд 15

    К.А.Коровин. Праздничное гулянье. 1930

  • Слайд 16

    Семейные обрядовые песни

    обряды рождения и пестования; плачи и причитания; свадебные обряды; колыбельная песня.

  • Слайд 17

    Свадебные обычаи различались у разных племён в зависимости от типа брака. Славянский языческий брак в некоторых случаях мог быть полигамным. «Повесть временных лет» выделяет два типа брака и свадебных обрядов у славянских племён, которые условно можно назвать «патриархальными» и «матриархальными».

  • Слайд 18

    Ру́сский сва́дебный обря́д является одним из важнейших семейных обрядов. Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников. Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России«музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.

  • Слайд 19

    Структура обряда

    Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии. При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие: Сватовство Смотрины Рукобитие Вытие Девичник / Мальчишник Выкуп После этого следует таинство венчания Гуляние Свадебный пир

  • Слайд 20

    Н.К.Пимонено. Сваты. 1882

  • Слайд 21

    М.Шибанов.Празднество свадебного договора. 1777

  • Слайд 22

    А.И.Корзухин. «Девичник», (1889)

  • Слайд 23

    Кристиан Гейслер. Невеста по дороге в баню. 1801

  • Слайд 24

    Одним из важнейших славянских праздников была ночь на Ивана Купала. В эту ночь устраивались общенародные гуляния — песни и пляски. Из купальских обрядов следует отметить разжигание и прыжки через костры, купание в реках и катание со склонов горящих колёс. Нередко праздник принимал разгульный характер. Кроме того, в эту ночь собирали лечебные и магические растения[72]. Согласно реконструкциям, у славян существовали праздники, посвящённые и божествам как таковым. В частности, мог существовать Перунов день и день, посвящённый Велесу — Волосу, которые впоследствии были заменены соответственно Ильиным днём и Власьевым днём или Николиным днём (зимним и вешним). Однако прямых данных об этих языческих праздниках в нашем распоряжении нет, поэтому их даты и содержание остаются лишь реконструкциями.

  • Слайд 25

    Г. Семиградский«Ночь на Ивана Купала»

  • Слайд 26

    Погребальные обряды и культ предков

    Культ умерших предков был чрезвычайно распространён у славян с глубокой древности и вплоть до недавнего времени. В связи с этим представляет интерес славянский погребальный обряд. «Повесть временных лет» так описывает этот обряд у вятичей: И если кто умрёт, совершают над ним тризну. После неё складывают большой костёр[80], кладут на него мертвеца и сжигают. После этого, собрав кости, складывают их в малый сосуд и ставят на столбе у дороги. Так делают вятичи и ныне. Такому же обычаю следуют и кривичи, и прочие язычники.

  • Слайд 27

    Три́зна — часть языческого погребального обряда у восточных славян (а именно — у радимичей, вятичей, северян, кривичей[источник не указан 95 дней]), практиковалась до 11 века[источник не указан 95 дней], состояла из песен, плясок, пиршества и военных состязаний в честь покойного[источник не указан 95 дней]. Тризна совершалась рядом с местом погребения перед сжиганием покойника[источник не указан 95 дней]. Позже этот термин употреблялся как синоним обряда «поминок»[источник не указан 95 дней].

  • Слайд 28

    В.М.Васнецов «Тризна по Олегу» 1899.

  • Слайд 29

    Существует также общая для всех восточных славян обрядовая еда на поминках — это кутья, блины и кисель. Почти все восточнославянские праздники связаны с культом умерших предков, которых вспоминали в рубежные моменты года — наСвятках, в Чистый четверг и Радоницу, в Семик и перед Дмитриевым днём. В дни поминовения усопших для них топили баню, жгли костры (чтобы они погрелись), оставляли для них еду на праздничном столе. Святочные ряженые представляли собой в том числе и пришедших с того света предков и собирали дары. Целью всех этих действий было задабривание умерших предков, которые могли благословить семью, а могли и причинять зло — пугать, являться во сне, мучать и даже убивать тех, кто не удовлетворил их потребностей.

  • Слайд 30

    А. Е.Архипов. «Радоница»

  • Слайд 31

    Причита́ния — жанр обрядового фольклора, характерный для многих мировых культур. Причитания являются одним из древнейших видов народной поэзии, они существовали еще в Древней Греции. Как правило, причитания имеют особую плачевую мелодику, в них выражается горе исполнительницы по поводу какого-то конкретного события (смерти близкого человека, войны, стихийного бедствия и т. д.). В большинстве культур причитания исполнялись только женщинами, хотя у некоторых народов (курды, сербы) существовали специфические мужские плачи.

  • Слайд 32

    Колыбельная песня

    Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку, но зачастую исполнителем и слушателем могут быть влюблённые, колыбельная может быть записана на носитель информации, может петься родными для больного и в прочих случаях. В пионерлагерях/ детских лагерях общелагерная колыбельная является старейшим по происхождению песенным сигналом. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель — достичь засыпания человека. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня — песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

  • Слайд 33

    А.Бугро. Колыбельная

    Баю-баюшки, баю,Не ложися на краю,Придет серенький волчок,И ухватит за бочок,И утащит во лесок,Под ракитовый кусток.Там пташки поют Тебе спать не дают.

  • Слайд 34

    Традиционные лирические песни. Трудовые песни. Отходнические песни бурлацкие; чумацкие; ямщицкие; солдатские; рабочие.

  • Слайд 35

    Удалые песни

    Разбо́йничьи пе́сни — находятся в связи с историей разбоев в России. В древней Руси разбой и войны часто отождествлялись; князья, допускали походы с характером разбоя (как Владимир Мономах, например, при взятии Минска). О разбойниках часто упоминают жития русских святых — Феодосия Печёрского, Кирилла Белозёрского и др. Следы древнейшего разбойничества сохранены народнойпоэзией в песнях о встрече Ильи Муромца с разбойниками.

  • Слайд 36

    каторги и ссылки; тюремные (блатная песня). Блатна́я пе́сня (блатной фольклор, блатняк[1]) — песенный жанр, который воспевает тяжёлый быт и нравы уголовной среды, изначально рассчитанный на среду заключённых и лиц, близких к преступному миру[2]. Зародился в Российской империи и получил распространение в Советском Союзе и впоследствии в странах СНГ. Со временем в жанре блатной музыки стали писаться песни, которые выходят за рамки криминальной тематики, однако сохраняют её характерные особенности (мелодика,жаргон, повествование, мировоззрение). C 1990-х годов блатную песню в российской музыкальной индустрии маркетируют под названием «русский шансон» (ср. одноимённые радиостанцию и премии).

  • Слайд 37

    Шуточные, сатирические, хороводные, частушки, припевки, страдания. Песни литературного происхождения. Казачий воинский репертуар. Жанровые песни, связанные с хореографией

  • Слайд 38

    Хорово́д (карагод, танок, круг, улица) — древний народный круговой массовый обрядовый танец, содержащий в себе элементы драматического действа. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Названия танца у разных славянских народов: коло (сербское), оро (македонское), коло (хорватское), хоро (болгарское). Название у других народов:ёхор (бурятское), хoрэ (молдавское), хейро (эвенское), хоруми (грузинское) и др.[1]. Определённое сходство с хороводом также имеют танцы лонгдол[2] и менуэт. Хороводом у восточных славян называются также молодёжные игры на открытом воздухе, сопровождаемые исполнением танца-хоровода. Приходятся в основном на конец весны — начало лета, но может быть и осенью.

  • Слайд 39

    А.Рябушкин. Хоровод (1902)

  • Слайд 40

    Часту́шка — фольклорный жанр, короткая русская народная песня (четверостишие), юмористического содержания, передаваемая обычно устно. Особенное развитие изустное творчество получает в областях, запрещённых цензурой. В предсоветскую эпоху к таким темам относилась религия. В эпоху СССР большинство частушек имело острую политическую или сексуальную направленность; многие содержали ненормативную лексику. Текст частушки — обычно четверостишие, написанное хореем, в котором рифмуются 2-я и 4-я строки (иногда перекрестно рифмуются все строки). Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка. Частушка часто исполняется под аккомпанемент гармони или балалайки. Частушка возникла в последней трети XIX века как элемент сельского фольклора, но наибольшее развитие получила после становления советской власти. По теме частушки можно разделить на любовно-бытовые и «общественно-политические». Часто они переплетаются между собой. «Любовно-бытовые» обычно деревенско-колхозные будни. Неотъемлемой частью является колхозная производственная тематика, с участием трактористов-механизаторов. «Общественно-политическим» присуще сатирическое изображение жизненных условий. В годы советской власти поводом для частушек служила советская пропаганда. Во многих частушках демонстрировалось общее народное равнодушие ко всем пертурбациям в стране — в противовес навязываемой политической активности. Иногда в частушках отражались текущие новости. Некоторые частушки являлись моментальной меткой реакцией на злободневные темы. В то же время, в целях пропаганды издавались сборники «идеологически правильных» частушек. Частушки сочиняли все — и взрослые и дети. В 90-е годы, после перестройки, появились частушки с использованием иностранных слов. С изменениями в стране изменились и темы для частушек, но основной темой по-прежнему остались взаимоотношения между мужчиной и женщиной. Часту́шка 

  • Слайд 41
  • Слайд 42
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке