Презентация на тему "Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация подготовлена для проведения урока музыки на тему «Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка» с целью ознакомления с понятием мелизмы, его видами, характеристиками, способами их исполнения.

Краткое содержание

⦁ Мелизмы и его виды

⦁ Форшлаг и его виды

⦁ Мордент и его виды

⦁ Группето и его виды

⦁ Трель и способы ее исполнения

⦁ Знаки приемов исполнения

Содержание

  • Слайд 1

    Основные виды мелизмов.Применение и расшифровка


  • Слайд 2

    Мелизмы

    Мелизмы (от греч., «Melos» - песня, мелодия) – это мелодические фигуры, украшающие основные звуки мелодии. наибольшее распространение они получили в период с XV по XVIII века в клавесинной музыке. Временные доли мелизмов не входят в основные доли данного такта, поэтому они исполняются по времени за счет предыдущей длительности или за счет длительности украшаемого звука.

  • Слайд 3

    Форшлаг

    • Форшлаг (нем., «vor» — пред, «schlag» — удар) -означает звук, предшествующий основному, «предудар».
    • Короткий (перечеркнутый) Исполняется за счет предыдущей длительности или той, перед которой он обозначен.Если форшлаг состоит из нескольких звуков – обозначение шестнадцатыми, связанными ребром:
    • Долгий (неперечеркнутый) Представляет собой задержание— нисходящее или восходящее. Исполняется за счет длительности звука, перед которым он помещен. При ноте с точкой долгий форшлаг равен ее двум третям:





  • Слайд 4

    Мордент

    • Мордент (итал., «mordente» - кусающий, острый) - представляет собой оборот из трех звуков: основного, вспомогательного и основного. Исполняется только за счет длительности основного звука, (меньшая часть начала длительности приходится на первый и второй звуки, большая часть (не менее половины длительности) - на третий звук):
    • Простой (неперечеркнутый) - вспомогательный звук берется сверху от основного звука. Знак альтерации, стоящий над или под знаком мордента, относится к вспомогательному звуку:
    • Перечеркнутый - вспомогательный звук берется снизу от основного звука. Двойной мордент



  • Слайд 5

    Группетто

    • Группетто - мелодическая фигура, состоящая из четырех или пяти звуков: основного и вспомогательных (верхнего и нижнего).
    • 4-х звучное группетто начинается с верхнего вспомогательного, за которым следуют основной звук, затем нижний вспомогательный и основной:
    • 5-ти звучное группетто начинается с основного звука, за которым следует верхний вспомогательный и далее - как в 4-х звучном группетто:

  • Слайд 6

    Знаки обозначения группето

    • Над нотой. Тогда он может означать как 5-ти звучное, так и 4-х звучное группетто, исполняемое за счет длительности основного звука. Такое группетто занимает либо всю длительность основного звука, либо начальную часть этой длительности: Знаки альтерации, которые могут стоять над или под знаком группетто, относятся, соответственно, к верхнему или нижнему вспомогательным звукам:
    • Между двух нот. Означает либо 5-ти звучное группетто, занимающее всю длительность основного звука, либо 4-х звучное группетто, занимающее конец длительности основного звука: Если знак стоит между двумя нотами одинаковой высоты, последний звук группетто приходится на длительность второго звука:


  • Слайд 7

    Трель

    • Трель (от итал., «trillare» - дребезжать, колебать) - это быстрое чередование основного вспомогательного звуков, tr ставится всегда над нотой.
    • Продолжительность трели равна длительности звука, за счет которого она исполняется. Если необходимо, чтобы трель начиналась со вспомогательного звука, то перед основным звуком выставляется этот вспомогательный, обозначенный знаком короткого форшлага.

  • Слайд 8

    Способы исполнения трели

    1. Начиная с верхнего вспомогательного звука:
    2. Начиная с нижнего вспомогательного звука:
    В старинной музыке (по XVIII век включительно) в конце трели обычно вводился нижний вспомогательный звук, образующий заключительный оборот, сходный с группетто. Этот заключительный оборот - «Nachschlag» (нем., - последующий удар) - специально не отмечался в нотной записи, но предполагался в исполнении.

  • Слайд 9

     

    • 3. Начиная с основного звука:
    • С середины XIX века и до настоящего времени исполнение Nachschlag становится обязательным лишь в тех случаях,
    • когда он специально обозначен в нотной записи в конце трели:
    • Кроме перечисленных существуют и другие мелизматические фигуры, обозначаемые особыми знаками, имеющими большее или меньшее распространение лишь в определенных стилях.
    • Так, например, различные виды мелизмов, отличных от вышеописанных, можно встретить в произведениях И. С. Баха.
    • Он сам дал образцы расшифровки применяемых им мелизмов в «Клавирной книжечке Вильгельма Фридемана Баха», понимая, очевидно, их не столь универсальное значение.

  • Слайд 10

    Знаки некоторых приемов исполнения

    Легато – связное исполнение звуков мелодии. Обозначается дугообразной линией, над или под нотами, которые должны быть исполнены связно.

  • Слайд 11

    Стаккато

    • Стаккато – короткое и отрывистое исполнение звуков мелодии или аккордов.
    • Обозначается точками, выставляемыми над или под головками нот.

  • Слайд 12

    Портаменто

    • Портаменто или глиссандо – это скольжение по хроматической (на ф-но по диатонической) гамме вверх или вниз, заполняя промежуток между двумя звуками, отстоящими друг от друга на широкий интервал.
    • Термин портаменто характерен вокальному исполнительству. Термин глиссандо – инструментальной практике. Обозначается следующим знаком:
    • В фортепианной практике термин портаменто означает прием глубокого «non legato», т.е. почти связное исполнение как отдельных звуков, так и аккордов (особенно повторяющихся). Обозначается следующим знаком:

  • Слайд 13

    Арпеджиато

    Арпеджиато– это исполнение звуков аккордов снизу вверх последовательно в быстром движении. По времени арпеджиато исполняется обычно за счет данного аккорда.

  • Слайд 14

     

    Иногда арпеджиато записывается мелкими нотами:

  • Слайд 15

    Упражнения для самостоятельной работы

    1. Запишите варианты исполнения следующих мелизмов:

  • Слайд 16

     

    2. Следующие мелодические фрагменты запишите с помощью соответствующих мелизмов:

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд