Презентация на тему "Быт и культура адыгов и казаков"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Быт и культура адыгов и казаков" рассказывает об устройстве жизни адыгов и казаков в период Русского царства и Российской империи. Описываются общественные, религиозные и семейные традиции, социальное устройство общество, быт (убранство жилищ), а также разновидности одежды и др.

Краткое содержание

  • Жилище;
  • Черноморцы и линейцы;
  • Убранство хаты;
  • Одежда;
  • Семейный и общественный быт.

Содержание

  • Слайд 1

    Быт и культура адыгов и казаков


  • Слайд 2

    Цель

    • Развивать умение сравнивать и обобщать материал;
    • Познакомиться с традиционной культурой населения Кубани.

  • Слайд 3

    Формирование культуры Кубани

  • Слайд 4

    Жилище. Адыги.

    Дома в аулах стояли груп­пами по 10, 20, а иногда и 40. Селившиеся по соседству были чаще всего близкими или дальними родственниками. В поселениях жило несколько семей. Число домов нередко достигало 500. Семьи были большие — по 1 0 -1 2 человек каждая. Если вы сделаете простые подсчеты, то легко убедитесь, что в наиболее крупных черкесских поселениях прожива­ло до 5—6 тысяч человек.

  • Слайд 5

     

    Внутреннее убранство было простым, оно отличалось чистотой, опрятностью и строгим порядком расположения вещей и предметов. Такой строгий порядок обеспечивался в связи с большим семейством (8-15 человек). Поэтому особое внимание уделялось воспитанию девушек, умению поддержать порядок. Девушка в доме в любое время суток, даже ночью была готова найти любую вещь. Она ничего не должна была искать. Каждый предмет имел свое определенное место.

  • Слайд 6

    Черноморцы и линейцы


  • Слайд 7

    Неподражаемость хаты

    Крыша куреней была соломенная, камышовая или реже деревянная. Она была четырехскатная издали воспринимаемая как круглая. К тому же все комнаты куреня имели между собой двери, т. е. Можно было обойти по «кругу». Пожалуй, самым удивительным была конструкция карнизной части.

  • Слайд 8

     

    Почти в каждой хате или избе имелись русская печь и "красный" угол с иконой под рушником. На стенах висели фотографии - традиционные реликвии казачьих семей с сюжетами: проводы и служба в армии, свадьбы, праздники

  • Слайд 9

    Бабий кут

    Рабочим местом хозяйки дома был бабий кут. В нём все было приспособлено для ведения домашнего хозяйства и приготовления пищи.

  • Слайд 10

    Одежда

    • Черноморцы носили синие шаровары, синий кунтуш (верхняя куртка), под который надевался кафтан красного цвета. В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев - шаровары и куртка из синего сукна.
    • Женская одежда различалась у казачек, согласно существовавшим традициям, по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты - "кохточки".

  • Слайд 11

     

    Линейные казаки носили одежду черкесского образца. К середине XIX в. казачья форма черноморцев и линейцев была унифицирована и утвердилась единая форма: черкеска из черного сукна, темные шаровары, бешмет, башлык, зимой - бурка, папаха, сапоги или ноговицы. Во второй половине XIX - начале XX вв. стало обычным ношение мундира

  • Слайд 12

    Одежда. Адыги

    Основными элементами национального женского костюма были корсет, нижняя и верхняя рубахи, верхнее платье (сай), головной убор, обувь. На голое тело девушки надевали корсет, туго обтягивающий грудь. Для девушек из зажиточных семей его делали из красного сафьяна, а для девушек из бедных - из желтой мешковины. Корсеты шили также из материи и холста.

  • Слайд 13

     

    • Газыри
    • Галуны
    • Башлык
    • Шапка
    • Рубаха
    • Шаровары
    • Бурка
    • Черкеска

  • Слайд 14

    Современная форма казаков

  • Слайд 15

    Семейный и общественный быт

    В начале заселения Кубани преобладали холостые казаки. Поэтому правительство края в течение первой половины XIX в. предприняло ряд мер по переселению в казачьи станицы женского населения - "вдов, девок", семей с большим числом женщин. Постепенно налаживался семейный быт.

  • Слайд 16

     

    Главной обязанностью казака была военная служба. Каждый казак, достигший восемнадцати лет, принимал военную присягу и был обязан посещать строевые занятия в станице.

  • Слайд 17

     

    • Свободное время станичники проводили в "беседах", на "посиделках". Особое разнообразие в жизнь казачества вносили праздники и воскресенья; после церковной службы часто устраивались ярмарки, скачки, другие развлечения. Казаки были большими любителями хорового пения, военно-спортивных состязаний.
    • Казаки широко отмечали в станицах Святки (с 25 декабря по 6 января), Масленицу (по приходе весны), Пасху, Троицу (наступление лета) и другие праздники.

  • Слайд 18

    Фольклор

    У черноморцев были распространены украинские чумацкие песни и думы, по станицам часто странствовали кобзари (народные певцы). Основу песенного репертуара составляли историко-героические старинные песни. Богатой была и военно-историческая тематика.

  • Слайд 19

     

    • В линейных станицах преобладал донской фольклор с жанром исторических песен. Были распространены полковые русские песни, рассказывавшие о событиях Кавказской войны, о тяжелой доле казаков.
    • В станицах (черноморских и линейных)бытовали колядки накануне Рождества) и щедривки (в ночь под Новый год), свадебные, бытовые, сатирические песни. Почти в каждой из них был свой хор.

  • Слайд 20

     

    • «Лучшая часть всего, что земледелец приобретает от трудов своих,— отмечал Хан-Гирей,— сберегаема для приема гостей».
    • Гость пользовался особой неприкосновенностью. «Для нас всякий путешественник, переступивший порог сакли, есть лицо священное», — писал Ш. Ногмов.

  • Слайд 21

     

    В XVIII - первой половине XIX вв. у адыгов сохранялась семейная община. В такой общине могло быть до 100 человек. Семейная община обозначалась терминами унэгъошхо -большая семья, бынышху - большое гнездо, унэгъошхо — густая семья. Для семейной общины были характерны коллективное производство и потребление. Общиной руководил отец семьи, а после смерти его - старший сын.

  • Слайд 22

    Проверка знаний


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд