Презентация на тему "Хохломская посуда"

Презентация: Хохломская посуда
1 из 45
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Смотреть презентацию онлайн на тему "Хохломская посуда" по мировой художественной культуре (МХК). Презентация состоит из 45 слайдов. Для учеников 5-8 класса. Материал добавлен в 2017 году. Средняя оценка: 4.0 балла из 5.. Возможность скчачать презентацию powerpoint бесплатно и без регистрации. Размер файла 0.77 Мб.

Содержание

  • Презентация: Хохломская посуда
    Слайд 1

    Хохломская роспись

    Особенность хохломской росписи заключается в том, что поверхность деревянных вещей после огневой закалки приобретает неповторимый золотистый цвет. Мы познакомимся с технологией этого искусства, проникнем в тайны векового рукомесла. pptcloud.ru

  • Слайд 2

    Хохлома

    Хохломские изделия, сверкающие золотом и великолепием лаков, радующие красочной, поэтической росписью, пользуются популярностью во всем мире, они экспортируются в 25 странах, утверждая славу русского народного декоративного искусства за рубежом.

  • Слайд 3

    Творчески осваивая и пересматривая в духе времени замечательное художественное наследие росписи, мастера Хохломы используют различные приемы росписи изделий, виртуозно исполняют все виды письма - на золотом или цветном фоне.

  • Слайд 4

    Лебедь большой

    Этот красивый нарядный лебедь станет украшением любого застолья - будь то солидный юбилей, шумная свадьба или просто встреча старых друзей. Поставьте его в центр стола, наполните напитком по Вашему вкусу - квасом, вином или медовухой, чем хотите. Развесьте по бокам ковшички. И черпайте из него, наслаждайтесь питием и общением. Высота - 44 см

  • Слайд 5

    Лебедь малый

    Младший брат Лебедя Большого, такой же красивый и величественный. Украсит собой день рождения, свадьбу или детский праздник. Он поплывет среди закусок, горячего и сладкого прямо в центр стола, неся Вам и Вашим гостям чудесные напитки (не забудьте предварительно их туда налиить). Снимайте с его крутых боков черпачки и наслаждайтесь! Если у Вас детский стол - налейте в Лебедя сок, квас, морс, сладкую воду. Или наполните его печеньем, конфетами. Вот увидите - праздник пройдет на славу. Лебедь постарается. Высота - 18 см

  • Слайд 6

    Набор для вина с графином

    Парадное большое блюдо в хохломском стиле превратилось в цветущий луг: плавно извивающийся, тонкий стебель заполняет своими побегами все дно предмета, а каждое его ответвление прорастает то пышными маками и тюльпанами, то спелыми гроздьями ягод. Высота - 26 см

  • Слайд 7

    Набор для варенья

    Хохломская травка превратилась в кудрявые веточки с фигурными листьями и гроздьями ягод, обрамляющих птиц. Черно-красная гамма дополнена зеленым и коричневым, и лишь сочетание черного фона с золотом картушей напоминает традиционную Хохлому. Диаметр - 18 см

  • Слайд 8

    Набор для меда

    Способность решать колористические задачи помогает художникам творить каждый раз по-иному. Роспись набора для меда в хохломском стиле, например, построена на контрасте черно-зеленого цвета с оранжево-золотистым, на темно-коричневом фоне: золотистые веточки и фантастические птицы словно освещены солнцем, а желтая травка перекликается с оперением птиц и золотом растений. Диаметр - 15 см

  • Слайд 9

    Миска большая

    Деревянная посуда с хохломской окраской легко выдерживает горячее, не боится, по словам мастеров, ни жары, ни стужи, хорошо моется, может долго служить. По наряду она соперничает с золотой, а по дешевизне была доступна всем. Диаметр - 21-23 см

  • Слайд 10

    Миска средняя

    Человека, впервые увидевшего, как производится хохломская роспись, всегда поражает изумительная техника, уверенность руки, свобода и особая грациозность всех движений художника. Кисть то сильно нажимает на блестящую поверхность изделия, то лишь прикасается к ней, и линия выходит то сочной и широкой, то чуть видимой, тончайшей. Из-под кончика кисти, словно сами собой, появляются листочки и цветы, гибкие веточки и круглые ягодки. Безошибочность и четкость движений особенно видна в изображении травки, из которой составляются кустики: то высокие - древко, то развесистые, пушистые, а то соединенные в единый побег. Диаметр - 15,5-16,5 см

  • Слайд 11

    Миска малая

    Семеновские художники стремятся сделать предмет как можно более нарядным, доходя в росписи в хохломском стиле до ювелирной изощренности и миниатюрности рисунка. Вместо характерных приемов семинцев, когда узор строится мазками кисти, здесь преобладает графическое начало, то есть линия, контур, штрих. Заполняя силуэт рисунка каким-либо цветом, художники добавляют к ним тени и блики, что делает узор более выразительным, живым и объемным. Семинскую скромную травку здесь сменили пышные садовые растения с экзотическими цветами, плодами, ягодами и фантастическими птицами, с тончайше выписанными деталями, которые эффектно выделяются на черном или киноварно-красном фоне. Диаметр - 12,5-13,5 см

  • Слайд 12

    Кружка малая

    Жизнь деревянной чашки, самого старинного по форме изделия, начиналась у токаря. Чашка такой безукоризненной формы, с такими ровными стенками, что хочется погладить ее, подержать в руке, полюбоваться первозданной красотой естественного дерева. Закончив обработку одного кряжа, токарь вставляет другой, и работа продолжается. За день опытный мастер мог выточить до сотни чашек. А в Хохлому в эпоху расцвета точения посуды свозили до миллиона штук изделий ежегодно.

  • Слайд 13

    Кружка

    Вот обеденная чашка в хохломском стиле. В украшении ее та же черно-красная травка и золотистый фон, но как по-новому выполнен орнамент! На дне мастер поместил розетку с золотыми листьями на черном фоне, а вокруг - гибкие стебли травки с ягодками и цветами, сквозь которые мерцает золотисто-солнечный фон.Высота - 11 см

  • Слайд 14

    Кружка Бочонок

    Традиционный орнамент из вьющихся трав и цветов, празднично нарядный колорит росписи, построенный на сочетании огненно - алой киновару, черного цвета и сверкающего золота, придают хохломским изделиям подлинную драгоценность.Глядя на эту кружку, сразу оказываешься в сказках Пушкина - Я там был, мед - пиво пил! Вы переноситесь в атмосферу тех шумных русских застолий, где вино, медовуха, и пиво льются рекой. Высота - 13,5 см

  • Слайд 15

    Сахарница

    Таким образом, в каждом из хохломских стилей росписей можно заметить общие черты: обязательное присутствие растений, символизировавших природу умение при ограниченной цветовой гамме создать впечатление многоцветья и любовь к контрастным сочетаниям. Эти общие черты, характерные еще для иконописного мастерства, связаны с древнерусской культурой.Диаметр - 12 см

  • Слайд 16

    Креманка

    Старинное хохломское искусство переживает в настоящее время новый расцвет. Сверкающая золотом, пламенеющая киноварным узором посуда и мебель пользуются всемирной известностью. Произведения Хохломы украшают выставки прикладного искусства, направляются во все страны света. Они живут и в быту современных людей, привнося в дом радость и красоту.Высота - 15 см

  • Слайд 17

    Фужер

    В росписях хохломской посуды нет жанровых сцен, свое искусство художники направили на исполнение растительного орнамента. Тонкие волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки фужера, укладываются на его донышко, придавая предмету неповторимо нарядный облик. На одной чаше стебли и цветы вытягиваются вверх, на других завиваются или бегут по кругу, но никогда не повторяются.Высота - 16 см, диаметр - 6 см

  • Слайд 18

    Рюмка малая

    Выбор элементов орнамента определялся назначением предмета: массовое изделие украшали быстрее и проще, праздничное - более затейливо и пышно. Однако и самым простым, лаконичным узором мастер умел придать вещи своеобразную красоту. Вот перед нами хохломская рюмка. Орнамент предельно строг, однако мастер сумел придать простой чашке суровую и строгую красоту. При такой росписи много места оставляли золотому цвету, который в сочетании с киноварной отделкой создавал большую красочную силу. Стиль этот родился в процессе массовой выделки изделий, при бесконечных повторах узора, когда нужно было в кратчайшие сроки окрасить большое количество посуды.Высота - 8 см

  • Слайд 19

    Тарелка - Панно

    В тарелке все внимание художника направлено на внутреннюю поверхность. Пушистые кустики травки, как бы брошенные на блюдо, вьются по бокам, каждый в своем неповторимом движении. В пору своего расцвета, в XVIII- первой половине XIX века, посуда с хохломской окраской изготавливалась в миллионах штук, расходилась по всей стране, вывозилась в страны Запада и Востока.Диаметр - 22 см

  • Слайд 20

    Тарелка – Панно 2

    Перед нами небольшое хохломское блюдо. На дне его на темном фоне свернулась в колечко золотая веточка, а вокруг свободно раскинулась черно-красная травка. Колышутся, как от ветра, ее волнистые стебельки, а сквозь ажурный рисунок мерцает золотистый блеск фона.Диаметр - 15 см

  • Слайд 21

    Набор для специй малый

    Золотая хохлома - яркое, самобытное явление русского народного декоративного искусства. Этот традиционный художественный промысел имеет более чем трехсотлетнюю историю. Он возник в XVII столетии в Нижегородском Заволжье вблизи торгового села Хохлома, от которого и получил свое название. Лесной край издавна славился замечательными токарями и резчиками по дереву, а здешние мастера росписи изобрели оригинальный способ окраски деревянных изделий, имитирующий золочение. Диаметр - 12 см

  • Слайд 22

    Набор для специй большой

    Посмотрите на эту хохломскую роспись. Умела художница выявить все возможности темного, как ночь, фона росписи: он у нее таинственно мерцал, придавая сказочность изображенным мотивам. Стелются по тулову небольшого поставца растения, красивые птицы разгуливают по саду, клюют золотые яблоки, а их желто-оранжевое оперение словно соткано из языков пламени. Мягко стелется зеленая травка, сверкают золотые листья. Всего из четырех красок - золотой, черной, зеленой и красно-оранжевой - создается богатство цвета, удивительная гармоничность сочетания. Диаметр - 19 см

  • Слайд 23

    Набор для вина

    Еще больше новых элементов в мотив и колорит орнамента внес мастер при хохломской росписи набора для вина. Выполненная на темном фоне живопись ярко выявила как бы написанные с натуры растения. Здесь и древко с гибкими веточками, и укрывшиеся в зелени птицы, и свешивающиеся гроздья спелых ягод черной и красной смородины. Диаметр - 16 см

  • Слайд 24

    Фруктовница

    Происхождение хохломских приемов окраски деревянной посуды в золотистый цвет без применения золота остается сегодня загадкой даже для специалистов. В своей основе такая окраска была известна еще иконописцам Древней Руси, которые дорогое золото умели заменить серебром: будучи затем покрыта олифой, посеребренная поверхность после прогрева в печи приобретала красивый золотистый блеск.Диаметр - 21 см

  • Слайд 25

    Салфетница

    Живописцы Олонецкого монастыря постепенно создали свой, так называемый поморский стиль. Стиль этот и техника его украшений близки к бытовой росписи олонецкого типа: та же любовь к цветному фону, та же приверженность к цветочному орнаменту, к кудрявым завиткам из перистых листьев, к тонкой, извивающейся, стелющейся по поверхности травке. Киноварно-красные ягоды и плоды оттеняли черный контур растений, рельефно выступавших на солнечно-золотистом фоне... В нашем магазине вы найдете все виды холомских изделий.Высота - 15 см

  • Слайд 26

    Боченок

    Перед нами хохломской бочонок - сосуд для хранения запасов. На золотистом фоне легкими движениями кисти нанесена травка, в соответствии с формой предмета она тянется вверх, ритмично чередуясь по цвету: черная - красная, черная - красная... В том же порядке следуют друг за другом листики-мазки, окаймляющие центральное поле росписи. Огненно-красная киноварь придает теплоту мягко светящемуся фону, а черный цвет подчеркивает его блеск.Диаметр - 12 см, высота - 15 см

  • Слайд 27

    Подсвечник большой

    В Хохломе очень нарядно расписывали праздничную посуду: блюда, солоницы, кружки, поставцы и подсвечники, в том числе. В этой росписи как раз и достигла своего совершенства знаменитая хохломская травка, создававшая вместе с золотым цветом славу этим изделиям: распушился и разветвился каждый стебелек, расцвел цветочками, повисли на веточках красные ягодки. Высота - 18 см

  • Слайд 28

    Подсвечник малый

    . Наиболее ранние хохломские изделия отличает не только простота узоров, но и умение сочетать их с формой предмета: ромб или розетка подчеркивали центр подсвечника, мазки вокруг края - пластичность его изгиба. Розетка порой напоминала завиток резьбы или же лучистое солнышко. Высота - 9 см

  • Слайд 29

    Солонка

    Травкой в хохломской росписи называется исполненный гибкими подвижными мазками орнамент из волнистых тонких стебельков, объединенных в ритмический узор, похожий на колеблемые ветром травы. Прихотливо изгибаясь, эти травинки то растут мелкими кустиками, то, соединяясь с вертикальным стеблем, образуют древко - дерево жизни, древнейший элемент народного орнамента: по преданиям, именно от такого дерева началась на земле вся жизнь.Диаметр - 5,5 см

  • Слайд 30

    Кувшин

    Современный хохломской орнамент разнообразен: это и традиционные типы - травка, древко, под листок, и новые узоры с ягодами смородины, малины или земляники, гроздьями рябины, порхающими птицами, и любимая в Семенове кудрина - орнамент из золотых завитков, образующих сказочные причудливые цветы и кудрявые листочки. Прихотливо изгибаясь, золотые ветки ложатся на красный фон чашек, братин, ковшей, подобно драгоценному ажурному кружеву.Высота - 21 см

  • Слайд 31

    Подсвечник высокий

    Холомской мастер в своей работе умел добиться удивительного художественного совершенства. Цветовая гамма состоит из обычного для Хохломы сочетания золота с красным и черным цветом. Однако с каким пониманием декоративности решает мастер задачу убора подсвечника! Золотая окраска шейки и горла подчеркивает глубину фона, поэтому розетки и овальчики кажутся легкими и словно летят друг за другом, выявляя мягкую округлость формы. Предельно простым орнаментом и ограниченной цветовой гаммой художник придает сосуду величавую красоту. Высота - 28 см

  • Слайд 32

    Орешница

    Гибкий тонкий стебелек с окружающими его кустиками травки присутствовал в росписи всей праздничной хохломской посуды, однако рисунок его точно никогда не повторялся. Исполненные легким мазком кисти травинки то соединялись в раскидистую веточку, то образовывали кустик или же свободно разбегались по деревянной поверхности изделия. Каждый элемент орнамента располагается в соответствии с формой сосуда. Высота - 28 см

  • Слайд 33

    Сахарница 2

    . Как и когда сложился этот орнамент - еще один неизменный вопрос, интересующий исследователей искусства Хохломы. Ответить на него не просто, потому что изделия с хохломской росписью, изготовленные ранее 40-х годов прошлого века, не сохранились. Однако орнамент на изделиях второй половины столетия предстает в таком совершенном виде, что напрашивается вывод: история его уходит в глубь веков.Диаметр - 16 см

  • Слайд 34

    Сахарница с ложкой

    Традиции хохломского орнамента сложились на основе древнерусской культуры, проникавшей в народное искусство с украшениями рукописных книг и икон. К искусству росписи по дереву ближе всего относится иконопись. Диаметр - 12 см

  • Слайд 35

    Горшочек для соли

    Волнообразный побег из растений окаймляет борт хохломского горшочка. Традиционные цвета здесь дополнены коричневым, желтым и зеленым, что придает росписи большую нарядность и праздничность. Однотонная темно-зеленая роспись каймы удачно выделяет ярко-красные гроздья рябины на темном фоне.Диаметр - 8,5 см

  • Слайд 36

    Набор для икры

    Удивительно хороша и оригинальна живопись небольших, стройных предметов холомского набора для вина. На округлое тулово ее словно брошен букет ландышей; тонкие стебельки цветов и зубчатые листики, распластавшись по поверхности изделия, охватили его кругом, оттеняя плавные линии формы. Диаметр - 23 см

  • Слайд 37

    Ваза

    Порой стебельки закручиваются в спиральки и, окаймляя хохломскую вазочку, бегут по его окружности, чередуясь по цвету: черный - красный, красный - черный. Веточки, травинки, листочки то тянутся вверх, то завиваются в Кудрину, то изгибаются вместе с формой предмета.Высота - 17,5 см

  • Слайд 38

    Сухарница

    Как и в других областях народного творчества, в создании хохломской окраски участвовало не одно поколение мастеров. Каждое из них вносило свою лепту в совершенствование этого неповторимого искусства. Вместе с тем среди народных умельцев не было равных: во все времена появлялись таланты, вносившие в общее творчество свои индивидуальные черты.Длина - 34 см

  • Слайд 39

    Ложка

    Манера письма хохломских семеновских художников восхищает тонкостью, изяществом прорисовки орнаментальных форм. Узоры никогда не повторяются в точности, существуя во множестве вариантов, отражая неистощимую фантазию мастеров и индивидуальность каждого из них.

  • Слайд 40

    Половник

    Отработанное временем мастерство было у ковшечника и ложкаря. Вырезая ковш, мастер в куске дерева заранее видел будущий образ изделия, и под его искусным резцом естественные изгибы и сучки становились то птицей с лебединой шеей, то горделиво выгнутой головой коня, а то вдруг закручивались петлей, напоминая неведомое существо, готовое то ли уплыть, то ли взлететь... У нас вы найдете любые виды деревянных изделий. Длина - 29 см

  • Слайд 41

    Бочонок Кружка

  • Слайд 42

    Ковш Петухи Коробка

  • Слайд 43

    Поставок

  • Слайд 44

    Розетка

  • Слайд 45

    Стакан для яйца Набор

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке