Презентация на тему ""Картины русской жизни в произведениях русских художников 19 века""

Включить эффекты
1 из 53
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Большая презентационная работа по МХК на тему: "Картины русской жизни в произведениях русских художников 19 века", посвященная замечательному русскому живописцу П. А. Федотову. Благодаря этой работе мы не только познакомимся с его биографией, но также насладимся картинами.

Краткое содержание

  • Общая информация
  • Путь художника в искусство
  • Образование
  • Служба в кадетах
  • Первые работы мастера
  • Портреты
  • Картины

Содержание

  • Слайд 1

     

    П. А. ФЕДОТОВ

  • Слайд 2

     

    Павел Андреевич Федотов – высокоталантливый художник, родоначальник юмористического жанра в русской живописи.

  • Слайд 3

     

    «Первая весть, которою я был встречен по приезде в Петербург осенью 1848 года, наполнила меня радостью. Имя Павла Андреевича гремело по городу… Я бросился в Академию и увидел в одной из боковых зал великие толпы народу… Все пространство от картин до двери было запружено любопытными…», - так вспоминал один из друзей Федотова о выставке, на которой впервые демонстрировались работы живописца. Подобного стечения публики Академия художеств не помнила.

  • Слайд 4

     

    Путь художника в искусство необычен. Он не был «постоянным» учеником Академии художеств, не совершенствовался в числе ее лучших питомцев за границей.

    «Меня судьба, отец да мать назначили маршировать», - писал о себе Федотов.

    Он родился 22 июня 1815 года в Москве, в приходе Харитония в Огородниках, в большой и крайне небогатой семье отставного военного.

    Чем привлек Федотов внимание современников? Почему его творчество притягательно и по сей день?

  • Слайд 5

     

    Способности у мальчика были блестящие, память была необычайная, и начальство могло быть смущено только тем обстоятельством, что на полях учебных тетрадей Федотова находилась целая коллекция портретов учителей и надзирателей, да еще вдобавок в карикатурном виде.

    В одиннадцать лет был отдан в Московский кадетский корпус.

  • Слайд 6

     

    В 1834 году молодой офицер прибыл к месту службы – в лейб-гвардии Финляндский полк, в Петербург. Отныне с этим городом переплелась вся его дальнейшая жизнь.

    Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года.1838.

  • Слайд 7

     

    Человек разностороннего дарования, он в свободное время пел, играл на гитаре и флейте, писал стихи и прозу, ставил домашние спектакли и рисовал.

    П.А.Федотов и его товарищи по лейб-гвардии Финляндскому полку.1840.

  • Слайд 8

     

    Акварели Федотова привлекли внимание начальства. Его талант был замечен Николаем I, предложившим Федотову уйти в отставку и посвятить себя батальной живописи.

    Бивуак лейб-гвардии гренадерского полка. (Установка офицерской палатки). 1843.

  • Слайд 9

     

    В полку говорили об офицере, подающем надежды стать художником, одним из тех, кто запечатлевал бы парады, маневры и сцены сражений. Но Федотова интересовало другое – бытовая сторона армейских будней, в которых раскрываются повседневные отношения людей. Он стал всерьез задумываться о таком бытовом жанре.

    Прогулка. 1837.

  • Слайд 10

     

    Федотов переехал на Васильевский остров, нанял небольшую комнатку от хозяйки и поступил в Академию. Работать ему приходилось много: рука была непривычна к правильному рисунку, изломалась на постоянной карикатуре, и Брюллов на первых порах заподозрил, что у Федотова нет способностей к живописи.

    Офицер и денщик. 1850 (?).

  • Слайд 11

     

    Он верил в себя и в то, что из него выйдет действительный художник.

    На веселый характер Федотова такая обстановка не влияла удручающим образом.

    Федотов вместо батальных сцен начинает писать необычные произведения – он обращается к ситуациям современной жизни, которые отразили пороки и недостатки современного общества.

    Автопортрет. Конец 1840-х

  • Слайд 12

     

    Он пишет серию рисунков нравственно-критического содержания, к которым часто сочиняет собственные иронично-язвительные подписи, больше похожие на афоризмы или поговорки.

    Магазин. 1844 – 1846.

  • Слайд 13

     

    Вот, например, эскиз «Следствие кончины Фидельки» 1844 года. Одна из барских собачек околела, и ее хозяйка занемогла. В комнате толпятся домочадцы и прислуга, собрались врачи, два бедных художника торопятся увековечить память о Фидельке, немного заработать себе на жизнь.

    Следствие кончины Фидельки. 1844.

  • Слайд 14

     

    Другой эскиз – «Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант» - того же года. Больной живописец пишет вывеску для продуктовой лавки. Его семья отчаялась выбраться из нужды.

    Художник, женившийся без приданого в надежде на свой талант. 1844.

  • Слайд 15

     

    Начинающий живописец упорно овладевал техникой масляной живописи и писал портреты друзей, однополчан и родственников. В небольших холстах чувствуется рука внимательного художника, с душевной теплотой относящегося к своим моделям.

    Портрет Н.П.Жданович в детстве. 1846 – 1847.

  • Слайд 16

     

    Малоформатные, так называемые «кабинетные» портреты, камерные по интонации и камерные по назначению. Такого рода портреты вскоре, в 1850 – 1860-е годы, будут заменены фотографиями.

    • Портрет М.П.Ждановича. 1846 – 1847.
    • Портрет О.П.Жданович. 1846 – 1847.
    • Портрет А.П.Жданович. 1846 – 1847.

  • Слайд 17

     

    В 1846 году он написал картину «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест», обозначившую начало критического реализма в русской живописи.

    Свежий кавалер. 1846.

  • Слайд 18

     

    Герой картины самодовольный и ограниченный чиновник, стремящийся сделать карьеру. Художник не просто высмеивает его. Он пытается через изображение бытовой среды показать, что сделало человека таким, каким он предстал перед зрителем.

  • Слайд 19

     

    Произведение идет в разрез с традициями русской живописи предшествующей поры. Художник с иронией уподобляет «кавалера» мифологическому герою: у чиновника величавая поза, босые ноги, напоминающий античную тогу халат. Эта тонкая пародия на привычный академический тип картины. Самодурство, нелепая хлестаковщина – чего здесь больше: фарса или трагедии? У Федотова они всегда рядом.

  • Слайд 20

     

    Антиномия «быть и казаться», так же как и в «Свежем кавалере», - пружина сюжета картины «Завтрак аристократа» или «Не в пору гость».

    Не в пору гость. (Завтрак аристократа). 1849 -1850.

  • Слайд 21

     

    Художник иронизирует над противоречием между аристократическими претензиями героя, изяществом обстановки и реальной нищетой: кусок грубого черного хлеба стыдливо прикрыт книгой при неожиданном появлении гостя.

  • Слайд 22

     

    Сватовство майора.1848.

  • Слайд 23

     

    Ее сюжет повествует о людях, движимых расчетом и корыстью.

    Появившаяся в дверях сваха уведомляет о приезде жениха. Купец не скрывает радости по поводу возможного родства с дворянином.

  • Слайд 24

     

    К приезду жениха невеста оделась на дворянский манер. Но жест матери, ухватившей ее за платье, обнаруживает всю незатейливую простоту купеческих нравов.

    Майор же с нетерпением предвкушает богатое приданное, которое поправит его денежные дела.

  • Слайд 25

     

    Полотно свободно от утрированной жестикуляции героев, излишней подробности и подчеркнутой назидательности. Мир разнообразен и прекрасен, утверждает Федотов своим полотном, лишь система общественного устройства дурна.

    Однако Федотов-критик не теснит Федотова-художника.

  • Слайд 26

     

    Показ картины на выставке сопровождался чтением сатирических стихов автора. Затрагивая тему брака по расчету, Федотов написал целую поэму. Брюллову кто-то сказал, что Федотов пишет стихи. Карл Павлович рассердился: «Как он смеет писать пером, когда должен писать кистью, и нужно ли столь даровитому живописцу быть автором плохих стишков?!»

    Карл Брюллов. Автопортрет. 1848.

  • Слайд 27

     

    Герой поэмы Федотова, армейский офицер, беден, и ему «подсунуть нечем», чтобы получить «местечко с соком».

    В штатском важны чин и званье,

    Но важней законов званье.

    Впрочем, есть и там места

    На которых и спроста

    Без особенной науки

    Можно греть порядком руки.

    Не об жалованья речь –

    Совесть можно сбросить с плеч!

    Не такие нынче годы.

  • Слайд 28

     

    После нескольких лет упорного труда он представил на суд публики три картины – «Свежий кавалер», «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора», выставив их на академической выставке 1848 года. Был шумный успех. Федотовские картины окружала «толпа любопытных, происходили толкотня и давка, стоял гул от разговоров…».

  • Слайд 29

     

    Он написал ранешним стихом «объяснение картины «Сватовство майора»:

    Честные господа, сюда, сюда!

    Милости просим, денег не просим:

    Даром смотри.

    Только хорошенько очки протри.

    Начинается, начинается

    О том, как люди на свете живут,

    Как иные на чужой счет жуют.

    Сами работать ленятся,

    Так на богатых женятся.

  • Слайд 30

     

    …Вот извольте посмотреть,

    Как справа отставная

    Деревенская пряха,

    Панкратьевна – сваха,

    Бессовестная привираха,

    В парчевом шугае, толстая складом,

    Идет с докладом,

    Дескать, жених изволил пожаловать.

  • Слайд 31

     

    И вот извольте посмотреть,

    Как хозяин-купец,

    Невестин отец,

    Не сладит с сюртуком,

    Он знаком с армяком.

    Как он бьется, пыхтит,

    Застегнуться спешит:

    Нараспашку принять неучтиво.

  • Слайд 32

     

    А вот извольте посмотреть,

    Как наша невеста

    Не найдет сдуру места:

    «Мужчина! Чужой?

    Ой, стыд какой! Ой, стыд какой!..

    Век в светличке я высокой

    Прожила, проспала одинокой;

    Кружева лишь плела к полотенцам!

    И все в доме меня чтут младенцем!..

    Ай! Ай, ай! – страм какой!..

    А тут нечем скрыть плеч:

    Шарф сквозистый такой –

    Все насквозь, на виду!..

    Нет, в светлицу уйду».

  • Слайд 33

     

    И вот извольте посмотреть –

    Как наша пташка собирается улететь,

    А умная мать

    За платье – хвать!

  • Слайд 34

     

    И вот извольте посмотреть,

    Как в другой горнице

    Грозит ястреб горлице –

    Как майор толстый, бравый,

    Карман дырявый,

    Крутит свой ус:

    Я, дескать, до денежек доберусь…

  • Слайд 35

     

    Вещи у Федотова – действующие лица, почти равноправные с человеком. Он обладал гениальной наблюдательностью.

    Зимний день. Начало 1850-х гг.

  • Слайд 36

     

    Нравам современного общества были посвящены некоторые рисунки мастера, рассчитанные на широкое распространение. Он предлагал издавать их в специальном журнале, задуманном вместе с другом, гравером Е. Вернадским.

    Портрет архитектора. Около 1849 г.

    Портрет Е.П.Ростопчиной. 1850.

  • Слайд 37

     

    Художник еще имел успех у публики, но его положение стало меняться к худшему. «Он посвятил себя такому роду живописи, который труден и опасен», - писал его современник.

    Портрет И.П.Жданович за клавесином. Около 1850 г.

    Портрет детей Жербиных. 1850-1851.

  • Слайд 38

     

    Картина «Сватовство майора» принесла художнику не только успех, но и материальное благосостояние, но, к сожалению, судьба слишком поздно пришла на помощь художнику. Он мечтал поехать в Лондон и учиться у тамошних жанристов, но недуг уже гнездился в нем и подтачивал его жизнь. Напряженная нервная жизнь и несчастная влюбленность содействовали развитию в нем тяжкой психической болезни.

  • Слайд 39

     

    В творчестве Федотова появляются трагические ноты. Настроением печали и одиночества проникнута картина «Вдовушка», созданная в 1851 – 1852 гг.

    Вдовушка. 1851-1852.

  • Слайд 40

     

    Имущество вдовы описано за долги. Неподвижно стоящая женщина погружена в безотрадные думы. Известно, что работая над картиной, Федотов написал образ Мадонны, чтобы, по словам самого художника, «добыть себе мягкости, грации, неземной красоты в лицах».

  • Слайд 41

     

    С этой работы усиливается автобиографичность творчества Федотова. На комоде стоит портрет умершего мужа, которому художник придал автопортретные черты.

  • Слайд 42

     

    Этот мотив не раз встречался в поздних работах Федотова. Его кисть отображает мир более обобщенно, чем прежде. Такова картина «Анкор, еще анкор!».

    Анкор, еще анкор! 1851-1852.

  • Слайд 43

     

    К числу поздних работ принадлежит картина «Игроки» и подготовительные рисунки к ней, исполненные на синей бумаге. В картине звучат ноты безысходности.

    Этюд к картине «Игроки». 1851.

  • Слайд 44

     

    Сидящий в центре игрок еще надеется поправить свое положение. Но его партнеры в позах донельзя усталых людей застыли вокруг стола.

    Игроки. 1852.

  • Слайд 45

     

    Весной 1852 года им была задумана новая картина «Возвращение институтки в родительский дом».

  • Слайд 46

     

    И вскоре создает едва ли не последний рисунок: на листе среди набросков и надписей выделяются два лица – Николай I и Федотов.

    Павел Федотов. Автопортрет.

    Но в этом же году у Федотова обнаружились признаки душевного расстройства. Он был помещен в больницу для душевнобольных.

  • Слайд 47

     

    «Бог взамен великих сумм дал мне благо чистых дум, мытых в горьких слезах», - сказал о себе однажды мастер. «Благо чистых дум» сделало творчество Федотова одним из самых волнующих в истории русского искусства.

    В том же году П.А.Федотов скончался.

  • Слайд 48

     

    Его открывают для себя все новые и новые поколения любителей живописи. Прожив короткую жизнь, занимаясь искусством профессионально не более десяти лет, Федотов смог стать поворотной фигурой на пути эволюции русского искусства от романтизма к реализму.

  • Слайд 49

     

    В.Г.Перов. Приезд гувернантки в купеческий дом.1866.

  • Слайд 50

     

    И.Е.Репин. Не ждали. 1884-1888.

  • Слайд 51

     

    И.Н.Крамской. Неутешное горе. 1884.

  • Слайд 52

     

    Еще раз посмотрите на картины Павла Федотова. Все они о жизни, об обыкновенных людях и все они хотят нам с вами о чем-то рассказать, и мы понимаем их, потому что эти картины и о нас.

  • Слайд 53

     

    Литература:

    50 великих русских художников. / Москва, 2008.

    100 шедевров живописи. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012.

    Ермильченко Н. В. Энциклопедия живописи для детей: Знаменитые полотна русских живописцев. – М.: ООО «Белый город», 2009.

    Журнал «Современный урок», № 19-20/2007. Журавлева Е.А., «Павел Андреевич Федотов».

    Изобразительное искусство. 7 класс: поурочные планы по программе Б.М.Неменского. – 2-е изд., стереотип. /авт.-сост. О.В.Свиридова. – Волгоград: Учитель, 2008.

    Карпова Татьяна, «Павел Федотов: сцены из обыкновенной жизни». Журнал «Крестьянка», №5/1993.

    Порудоминский В. И. Моя первая Третьяковка: Рассказы о русских художниках. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп»; Русское энциклопедическое товарищество, 2009.

    Шедевры русской живописи. / Белый город, 2006.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 15 секунд