Презентация на тему "Категория стиля в искусстве"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Категория стиля в искусстве" описывает стили искусства с теоретической точки зрения, учит различать и идентифицировать стилистическую принадлежность произведений искусства Западной Европы. В результате лекции студенты приобретут навыки искусствоведческого анализа.

Краткое содержание

  • Определение и содержание понятия стиля;
  • Теория стилей в искусствознании;
  • Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля;
  • Проблема стилей в работах классиков искусствоведения;
  • Трактовка категории стиля в различных методологических концепциях искусствознания.

Содержание

  • Слайд 1

    Категория стиля в искусстве


  • Слайд 2

    План лекции "Категория стиля в искусстве"

    • Определение и содержание понятия стиля.Теория стилей в искусствознании.
    • Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля.
    • Проблема стилей в работах классиков искусствоведения.
    • Трактовка категории стиля в различных методологических концепциях искусствознания.

  • Слайд 3

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В результате студент должен:

    • знать теоретические основы и особенности стилей искусства,
    • умение устанавливать степень взаимосвязи стиля с культурно-исторической эпохой стран Западной Европы,
    • уметь различать и идентифицировать стилистическую принадлежность произведений зарубежного искусства,
    • владеть навыками искусствоведческого анализа принадлежности произведения искусства к тому или иному стилю.

  • Слайд 4

    Источники

    • И. Винкельман «История искусства древности».
    • И.Ф. Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».
    • В.Г. Власов «Стили в искусстве».

  • Слайд 5

    Ключевые понятия

    • Категория
    • Стиль
    • Романский стиль
    • Готический стиль
    • Маньризм
    • Классицизм
    • Барокко
    • Рококо
    • Романтизм

  • Слайд 6

    Теория стилей в искусствознании

    • Единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов.
    • История изучения стилей в искусстве: от чисто эмпирических подходов к осознанию сложности и неоднозначности явлений.
    • Проблема стилей в работах классиков искусствознания.
    • Иоганн Иоахим Винкельман «История искусства древности». Гете «Простое подражание природе, манера, стиль».

  • Слайд 7

    Происхождение и смысл понятия «категория».

    • Категория от греч. kategoria) – высказывание, признак, в философии – наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания.
    • Соотношение между категориями бытия и и категориями познания рассматривает наука онтология.
    • Основатель учения о категориях – Аристотель (IV в. до н.э.).

  • Слайд 8

    Смысл понятия «категория»

    • Древнегреческий философ Платон выделял четыре категории:идентичность, отличие, постоянство, изменчивость.
    • В средневековой схоластике (тип религ. философии)категории(бытие, качество, количество, движение, отношение, обладание) именовались предикатами(от лат. – высказывание, провозглашение), - «то, что высказывается о предмете суждения» (сказуемое).

  • Слайд 9

    Категория стиля

    • Отсутствие общепринятой системы научных категорий в искусствознании.
    • Трактовки категории стиля в разных методологических концепциях искусствознания.

  • Слайд 10

    Категории в искусствознании

    • Распределение основных понятий и терминов соответственно разделам теории художественного творчества: онтологии, аксиологии и гносеологии.
    • Иммануил Кант называл категории «родовыми понятиями».
    • Кант понимал под ними «формы рассудка, которые, которые, придавая познавательный характер чистому восприятию, обусловливают опыт».

  • Слайд 11

    Категории истории искусства

    Категории творческого метода и стиля связаны с аксиологией (учении о ценностях); родов, видов и жанров искусства с морфологией искусства; художественных направлений, течений и школ – с синергетической функцией искусства.

  • Слайд 12

    Категория стиля в искусстве

    Уровни художественного обобщения в эстетической категории стиля:

    • исторический,
    • национальный,
    • индивидуальный,
    • стиль художественной школы.

    Стиль как синтез содержательных и формальных элементов искусства, основополагающая категория искусствознания.

  • Слайд 13

    Исторический тип искусства

    В процессе исторического развития художественного творчества, согласно имманентным (лат. immanentis – «внутренне присущий») закономерностям формообразования и под воздействием внешних факторов, складываются некоторые характерные черты, условно объединяемые исследователями в отдельные типы.

  • Слайд 14

    Исторические типы искусства

    • Первобытное искусство, античное искусство, византийское искусство, средневековое искусство, современное искусство.
    • Названия этих понятий и их границы условны, не отражают реальный процесс формообразования в искусстве, поскольку линейная шкала времени не играет в этом процессе существенного значения.
    • Исторические типы искусства не характеризуют определенный метод и стиль.

  • Слайд 15

     

    • В первобытном, античном, средневековом искусстве развивались тенденции, стилистические качества, не сложившиеся в целостную и устойчивую систему, которая позволяла бы даже по одному формальному элементу («носителю стиля»), отражающему единство содержания и формы, сразу же узнавать, атрибутировать произведение искусства.
    • Неверно говорить об «античном стиле» или «средневековом стиле».

  • Слайд 16

    Исторические типы

    • Исторические типы включают множество течений, школ и манер отдельных мастеров.
    • Только после эпохи Итальянского Возрождения складываются основные художественные направления:классицизм, романтизм и противостоящий им академизм.
    • В XVII-XIX вв. внутри этих направлений происходило сложение отдельных исторических стилей.

  • Слайд 17

     

    • В средневековье сосуществовало искусство романского, арабского и византийского типов, не обладавшее качествами стилистической целостности.
    • Их сменил художественный стиль Готики, объединивший идеи Запада и Востока в уникальных формах.
    • Внутри готического искусства существовало множество отдельных течений и региональных школ.

  • Слайд 18

     

    Искусство XX века.

    • Собирательное обозначение – «современное искусство».
    • Из-за отсутствия исторической дистанции не ясны критерии его изучения и оценки.
    • Понятия исторических типов, несмотря на «искусственность» и условность границ, удобны для хронологической классификации разнородных явлений.

  • Слайд 19

    Стиль

    • Стиль – общность образной системы, средств художественной выразительности, творческих приемов, обусловленная единством идейного содержания.
    • Стиль целой эпохи или крупных художественных направлений,
    • стиль отдельного произведения или жанра,
    • индивидуальный стиль (творческая манера) отдельного автора.

  • Слайд 20

    Динамика развития художественных стилей

    Г. Вельфлин и Э. Кон-Винер. 3 стадии формального развития каждого исторического стиля:

    • «конструктивная» (архаика),
    • «деструктивная» (классика),
    • «орнаментальная» (вырождение).

  • Слайд 21

    Архетипы художественного мышления

    Классицизм и романтизм как пространственные координаты исторического восхождения художественных стилей.

  • Слайд 22

    Вопросы для самопроверки (категория стиля)

    • Стиль в искусстве: понятие и содержание эстетической категории.
    • Определяющие начала и факторы в формировании стиля.
    • Динамика в развитии художественных стилей.
    • Архетипы художественного мышления.
    • Функции художественного стиля.

  • Слайд 23

    Рекомендуемая литература

    1. Власов В. Г. Стили в искусстве: Словарь. – СПб., 1998.
    2. Гартман К.О. Стиль: в 2ч. – М., 2005.
    3. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. – М.: Издательский центр «Академия», 2007.
    4. Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.
    5. Рескин, Джон. Лекции об искусстве / Д. Рескин ; пер. с англ. П. Когана ; под ред. Е. Кононенко. - М. : БСГ-ПРЕСС, 2006. - 319 с.
    6. Садохин, Александр Петрович.Мировая культура и искусство: учебное пособие для студ. вузов. / А. П. Садохин. - М. : БММ, 2007. - 448 с.

  • Слайд 24

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд