Презентация на тему "Культура и искусство 20 века"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Культура и искусство 20 века" поможет охарактеризовать важные заслуги художественной культуры конца XX века, показав, что на ее формирование воздействовали процессы индустриализации, формирования массовой культуры разрушившей классические значения.

Краткое содержание

  1. Интеллектуальный реализм
  2. Психологический реализм
  3. Разновидности модерна
  4. Примитивизм
  5. Новые формы в искусстве
  6. Граффити
  7. Массовая культура

Содержание

  • Слайд 1

    Культура и искусство в 20 веке

    Учитель истории МОУ Радужненская СОШ Коломенского района Московской области Бородина Е.А.

  • Слайд 2

     

    КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности.

    Эмиль Золя.

  • Слайд 3

    Интеллектуальный реализм-

    Интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. Произведение интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль — притчу, казалось бы, отходящую от современности.

    Интеллектуальный реализм ХХ в. своими традициями восходит к литературе Просвещения. А. Франса, Т. Манна, Б. Шоу, Г. Уэллса, К. Чапека, Б. Брехта .

  • Слайд 4

    Психологический реализм-

    Психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира.

    Психологический реализм: личность ответственна; духовный мир должна заполнять культура, способствующая братству людей и преодолению их эгоцентризма. У. Фолкнер, Э. Хемингуэй, А. де Сент-Экзюпери, И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини, Г. Белль, С. Креймер

  • Слайд 5

    Социалистический реализм -

    соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой.

    В нем утверждались следующие принципы : описывать реальность «точно, в соответствии с конкретным историческим революционным развитием»;

    согласовывать свое художественное выражение с темами идеологических реформ и воспитанием трудящихся в социалистическом духе.

    Г. Лорка, П. Неруда.

  • Слайд 6

     

    (фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства.

    Основатель Морис Метерлинк. Вслед за ним символистская поэтика и мироощущение закрепляется в драмах Г. Гауптмана, позднего Г. Ибсена, Кафки, Пруста, Джойса.

  • Слайд 7

     

    Как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш).

    Закреплялся в искусстве абсурд и как прием, и как взгляд на человеческую деятельность, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это свобода личности от общества.

  • Слайд 8

     

    (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее популярное во второй половине XIX — начале XX века. Его отличительными особенностями являются: отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (в особенности, в архитектуре), расцвет прикладного искусства.

  • Слайд 9

    Разновидности модерна:

    Дадаи́зм, или дада — модернистское течение зародилось во время Первой мировой войны в нейтральной Швейцарии, в Цюрихе. Существовало с 1916 по 1922 г.

    Дадаизм наиболее ярко выразился в отдельных скандальных выходках — заборных каракулях, чертежах, не имеющих никакого смысла, комбинациях случайных предметов.

    Марсель Дюшан «Фонтан»

  • Слайд 10

     

    (от лат. expressio, «выражение») —течение в, получившее развитие в конце XIX — начале XX века, характеризующееся тенденцией к выражению эмоциональной характеристики образа (обычно человека или группы людей) или эмоционального состояния самого художника.

    Франц Марк «Олени в лесу».

  • Слайд 11

     

    Эдвард Мунк «Крик» (1893)— одна из наиболее известных художественных работ экспрессионизма.

  • Слайд 12

    Примитивизм -

    (от Примитив) в изобразительном искусстве конца 19 — 20 вв., намеренное упрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества.

    Теодор Руссо «Тигр и буйвол»

  • Слайд 13

     

    Анри Руссо «Экваториальные джунгли»

  • Слайд 14

     

    (фр. Cubisme) — авангардистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, зародившееся в начале XX века и характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.

    Андре Лоте «Париж»

  • Слайд 15

     

    Пикассо Пабло «Муза».

  • Слайд 16

     

    (фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

    Одними из величайших представителей сюрреализма в живописи стали Сальвадор Дали, Макс Эрнст и Рене Магритт.

    Сальвадор Дали «Геополитический младенец наблюдающий рождение нового человека»1943г.

  • Слайд 17

     

    Сальвадор Дали «Сон, навеянный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения» 1943г.

  • Слайд 18

     

    (лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг., прежде всего в Италии и России

    Умберто Боччони «Улица входит в дом» 1911г.

  • Слайд 19

     

    (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

    Пит Мондрииан

  • Слайд 20

     

    (лат. abstractio — удаление, отвлечение) — направление нефигуративного искусства, отказавшегося от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре. Одна из целей абстракционизма — достижение «гармонизации», создание определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации. Основоположники: Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан.

    Пит Мондрииан

  • Слайд 21

     

    (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х гг. К. С. Малевичем.

    Выражался в сочетание разноцветных и разновеликих геометрических фигур образует пронизанные внутренним движением уравновешенные асимметричные композиции.

    Казимир Малевич «Атлеты» 1933г.

  • Слайд 22

    Абстрактный экспрессионизм-

    (англ. abstract expressionism) —движение художников, рисующих быстро и на больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций.

    Появилася в 1940-е, под влиянием идей Андре Бретона, её приверженцами были Ганс Хоффман, Аршиль Горки, Адольф Готлиб и др. Особый размах движение получило в 1950-е гг., когда во главе его встали Джексон Поллок, Марк Ротко и Виллем де Кунинг.

    Виллем де Кунинг Без названия 14

  • Слайд 23

     

    Джексон Поллок - Хранители тайн (1943).

  • Слайд 24

     

    авангардистский метод (стиль, направление) в изобразительном искусстве, архитектуре, фотографии и декоративно-прикладном искусстве, получивший развитие в 1920 — первой половине 1930 годов.

    Характеризуется строгостью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика.

  • Слайд 25

     

    (англ. Pop-art) или популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее шокирующий эффект — направление в искусстве. Представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография.

    Энди Уорхол «Мэрлин Монро»1967г.

  • Слайд 26

     

    Энди Уорхол «Зебра» 1983г.

  • Слайд 27

    Новые формы в искусстве:

    Хэ́ппенинг(или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем.

    Основоположником является Джон Кейдж, который осуществил первый хэппенинг в 1952 году. Термин в 1958 году был предложен Аланом Капроу, учеником Кейджа

  • Слайд 28

     

    (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое.

  • Слайд 29

     

    (, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя.

    Впервые слово перформанс было применено к своему произведению-действию композитором Дж. Кейджем в 1952 году, исполнившим на сцене «4'33"» (4 минуты 33 секунды тишины).

    Как направление искусства перформанс возник в 1960-е годы в творчестве таких художников, как Ив Кляйн, Вито Аккончи, Герман Нитч, Крис Бёрден, Йоко Оно, Йозеф Бойс и др. В России наиболее известны перформансы Олега Кулика, супругов Герловиных, Елены Ковылиной и пр.

  • Слайд 30

     

  • Слайд 31

    Граффити-

    ( граффи́то; от итл. Graffito, graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях.

    Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (graffiare — «царапать»).

    В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски.

  • Слайд 32

     

    Массовая культура

    • Индустрия досуга
    • Комиксы, бульварное чтиво, киноискусство
    • реклама
    • сми
    • Молодёжные субкультуры: стиляги, хиппи, рокеры, скинхеды и т.п.
    • Повышение общественно-политической роли художественного творчества
    • интернет

Посмотреть все слайды

Конспект

Бородина Екатерина Александровна,

учитель истории

МОУ Радужненской СОШ

Урок-презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века»

История- 9 класс.

Тип: изучение нового материала.

Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации, формирован...

Бородина Екатерина Александровна,

учитель истории

МОУ Радужненской СОШ

Урок-презентация по Всеобщей истории «Мировая культура и искусство 20 века»

История- 9 класс.

Тип: изучение нового материала.

Цель урока: Охарактеризовать основные достижения художественной культуры конца XX века, показав, что на её развитие повлияли процессы индустриализации, формирования массовой культуры разрушившей традиционные ценности, представления людей и общественное движение XX века

Задачи урока:

Проанализировать наиболее известные произведения живописи, музыки, литературы;

Продолжить формирование умения, детального рассмотрения, сравнения, сопоставления, а также выявления общего и особенного в развитии искусства;

Формирование эстетического вкуса старшеклассников.

Оборудование урока:

Презентация Приложение 1

План урока

0.Оргмомент. 1м.

1.Условия развития культуры конца XX века. 5м.

2. Литература 20 века: а) Критический реализм; б) Интеллектуальный реализм;

в) Психологический реализм; г) Социалистический реализм; д) Авангардизм; е) Экзистенциализм.

3.Художественное направление в искусстве: а) Модерн; б) Дадаи́зм; 30м.

в) Экспрессионизм; г) Примитивизм; д) Кубизм; е) Сюрреализм; е) Футуризм;

ж) Абстракционизм; з) Супрематизм; и) Абстрактный экспрессионизм; к) Конструктивизм.

4.Массовая культура: а) Поп-арт; б) Хэ́ппенинг; в) Инсталляция; г) Перфоманс; д) Перфоманс.

5.Закрепление нового материала (составление схемы по итогам лекции). 5м.

6.Рефлексия. 3 м.

Домашнее задание §30. 1м.

Литература:

Учебник «Всеобщая история 9 класс» Н. В. Загладин М.: Русское слово, 2010г.

Новейшая история зарубежных стран 20 века. Пособие для учителя. Н. В. Загладин, Х.Т. Загладина М.: Русское слово, 2001г.

Ход урока

Вводное слово учителя. Беседа. (Условия развития мировой культуры)

Учитель: В уходящем веке культура европейского типа распространилась и на другие континенты — в страны Азии и Америки, а также в Австралию и Новую Зеландию. В течение XX в. сформировались общие черты, тенденции, типичные для западной культуры в целом, проявляющиеся в различных сферах жизни всех стран мира, охваченных ею. Вопрос: Какие исторические условия влияли на развитие культуры конца XX века?

Ответ учащихся.

Условия развития культуры конца XX века.

Учитель: Процессы пересмотра затронули и философию, и литературу и искусство. Об этих поисках речь и пойдет.

Учитель: Действительно, человеческая деятельность, опирающаяся на сферу разума, сформировала в уходящем столетии единую общечеловеческую культуру, которая включила в себя: — индустриализацию производства и массовое потребление; — единые средства передвижения и передачи информации; — интернациональную науку и доступное практически всем образование; — стилевое и жанровое разнообразие в искусстве.

Панорама художественной культуры XX в. весьма разнообразна. Ее специфической особенностью явилось наличие двух художественных систем: модернизма и постмодернизма. Основные направления и течения модернизма либо отвергли, либо до неузнаваемости преобразили всю систему художественных средств и приемов. Конкретно в различных видах искусства это выразилось: — в изменении пространственных изображений и отказе от художественно-образных закономерностей в изобразительном искусстве; — в пересмотре мелодической, ритмической и гармонической организованности в музыке; — в появлении «потока сознания», внутреннего монолога, ассоциативного монтажа в литературе и т. д. 2.Литература 20 века.

КРИТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ, условное обозначение той ветви реалистического искусства 19-20 вв., в которой преобладало критическое отношение к изображаемой реальности. (слайд 2)

Интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. Произведение интеллектуального реализма включает в себя параболическую мысль — притчу, казалось бы, отходящую от современности. (слайд 3)

Психологический реализм стремится передать пластику движения мыслей, раскрывает диалектику души человека, взаимодействия мира и сознания, то интеллектуальный реализм стремится художественно-доказательно решать актуальные проблемы, давать анализ состояния мира. (слайд 4)

соцреали́зм — основной художественный метод, использовавшийся в искусстве Советского Союза начиная с 1930-х годов, тесно связанный с идеологией и пропагандой. (слайд 5)

Авангардизм - фр. avant-gardisme - впереди и стража) - общее название художественных направлений 20 века, для которых характерны поиск новых, неизвестных, часто штучных форм и средств художественного отображения, недооценка или полное отрицание традиций и абсолютизация новаторства. (слайд 6)

Экзистенциализм – как литературное направление экзистенциализм сформировался во Франции в годы второй мировой войны в художественных произведениях и работах теоретического характера Альбера Камю, Жана-Поля Сартра и оказал существенное влияние на всю послевоенную культуру, прежде всего на кинематограф (Антониони, Феллини) и литературу (У. Голдинг, А. Мердок, Кобо Абэ и Кзндзабуро Оэ, Хосе Села и М. Фриш). (слайд7)

Художественное направление в искусстве.

Учитель: Стиль модерн реализовал себя в различных видах искусства, проявив достаточную гибкость и многоликость, принимая при этом различные воплощения, что позволило впоследствии теоретикам упрекать модернизм в отсутствии стилевого единства, и даже в праве именоваться стилем. Модернизм (от фр modern — новейший, современный) — общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. (слайд 8) Модернизм как художественная сие тема был подготовлен двумя процессами своего развития: — декадентством (dekadentia — упадок) — т. е. бегством, культом красоты как единственной ценности, отторжением социальных проблем; — авангардом (фр avantgarde — передовой отряд) — манифеcты которого призывали порвать с наследием прошлого и создать нечто новое, противоречащее традиционным художественным установкам. Вопрос: - Как вы поняли сущность новых художественных направлений?

Ответ учащихся.

Разновидности модерна: (слайды 9-24)

Задание: - Какая картина произвела самое сильное впечатление? Какое настроение передает? Какими средствами?

Ответ учащихся.

Массовая культура

Учитель: Массовая культура или поп-культура, культура большинства — культура, распространенная, т.е. популярная и преобладающая среди широких слоев населения в данном обществе. Она включает в себя такие явления, как спорт, развлечения, быт, музыка, в том числе литература, средства массовой информации, изобразительное искусство и т. п. Содержание массовой культуры обусловлено ежедневными событиями, стремлениями и потребностями, составляющими жизнь большинства населения . Массовая культура является противоположностью традиционной культуры.

Учитель: Загадочное слово Поп-арт!

популярное, общедоступное искусство, второе значение связано с англоязычным звукоподражательным рядом слова в значении отрывистый ударили производящее шокирующий эффект — направление в искусстве. Представители направления используют образы продуктов потребления в качестве элемента художественного произведения. Источником их вдохновения стали глянцевые журналы, реклама, упаковка, телевидение, фотография. (слайд 25 - 26)

Хэ́ппенинг (или хе́ппенинг, англ. happening) — форма современного искусства, представляющая собой действия, события или ситуации, происходящие при участии художника, но не контролируемые им полностью. Хэппенинг обычно включает в себя импровизацию. Одна из задач хэппенинга — преодоление границ между художником и зрителем. (слайд 27)

Инсталляция- англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из различных элементов и являющую собой художественное целое. (слайд 28)

Перфоманс - (, англ. performance — представление, выступление) — форма современного искусства, в которой произведение составляют действия художника или группы в определённом месте и в определённое время. К перформансу можно отнести любую ситуацию, включающую четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношение художника и зрителя. (слайд 29 - 30)

Граффити- ( граффи́то; от итл. Graffito, graffiti) — изображения, рисунки или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской или чернилами на стенах и других поверхностях. Разделяют понятия «граффити» и «дипинти». Если последнее обозначает надписи краской, то «граффити» — процарапанные надписи (graffiare — «царапать»). В настоящее время широкое распространение получил спрей-арт, то есть рисование граффити с помощью аэрозольной краски. (слайд 31)

Вопрос: как вы поняли причины появления массовой культуры?

5. Закрепление нового материала

Учитель: - Мы познакомились с калейдоскопом художественных направлений и стилей культуры мировой конца 20 века.

Вопрос: Составьте схему влияния массовой культуры на жизнь общества. Проверим (слайд 32) (наводящие вопросы: через чего идёт влияние? Какой результат влияния, особенно на молодёжь? Что играет особое значение интегрирующее в современном обществе? По мере ответов открывать слайд)

Вывод: В заключение следует подчеркнуть, что на протяжении XX в культура Западной Европы накопила огромный ценностный потенциал, состоящий из следующих достижений — сохранение среды обитания человека; — создание благоприятных условий для развития личности; — формирование достойного качества жизни людей; — реализация творческого потенциала во всех сферах человеческой дятельности. Задача на будущее состоит в том, чтобы использовать на практике в форме диалога и сотрудничества все ценности западноевропейской культуры, с учетом меняющихся исторических условий.

6. рефлексия.

-На уроке мы с вами плодотворно работали, каков продукт нашего урока?

-Что показалось неожиданным и интересным?

-У кого из вас появилось желание расширить свои знания по этой теме?

7.Домашнее задание: параграфы 30

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд