Презентация на тему "Культура первобытного общества"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Культура первобытного общества" описывает и демонстрирует яркие примеры искусства древних людей. Рассмотрена эпоха палеолита и пещеры по всему миру, в которых сохранились до сих пор рисунки с доисторического времени. Также рассмотрена первобытная керамика и роспись по ней. Слайды содержат множество фотографий.

Краткое содержание

  • Религиозные представления древнего человека;
  • Наскальная живопись и ее особенности;
  • Керамика и орнамент.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура первобытного общества

    Первобытная эпоха была самым длительным периодом в истории человечества. А для некоторых народов продолжается и по сей день.

    Познать первобытную культуру нам помогают три науки:

    1. археология (на основании материальных остатков деятельности человека),
    2. этнография (н а основе бытовых и культурных особенностей народов мира, традиционного искусства) и
    3. лингвистика (на основе особенностей языка, фольклора, мифов и легенд).

  • Слайд 2

     

    Изучая традиционное искусство, мы можем представить, понять жизнь первобытного человека. Большой интерес представляет современная культура племен Африки, Австралии и Океании, различные виды их художественной деятельности.

  • Слайд 3

    Периодизация первобытной культуры

    «Первым оружьем людей были руки, ногти и зубы,
    Камни, а также лесных деревьев обломки и сучья...
    Силы железа потом и меди были открыты.
    Но применение меди скорей, чем железа, узнали.»
    римский поэт и философ
    I в. до н. э. Лукреций

    Самый длительный период истории человечества и его культуры — каменный век (40—4 тыс. лет до н. э.). В нем различают три этапа:

    • палеолит (40—12 тыс. лет до н. э.),
    • мезолит (12—8 тыс. лет до н. э.),
    • и неолит (10—4 тыс. лет до н. э.).

    В эпоху неолита медь постепенно вытесняет камень, на смену меди приходит более твердая и прочная бронза (сплав меди с оловом), а затем и железо, намного превосходящее по прочности бронзу.
    Эпохи бронзы и железа у различных народов начинались в разное время (3—1 тыс. лет до н. э.).

  • Слайд 4

    Религиозные представления древнего человека

    Жизнь древних людей была неотделима от природы. Люди считали, что в природе всё взаимосвязано.
    Тотемизм – вера в сверхъестественную связь между группой людей и группой материальных вещей.
    В качестве тотемов чаще всего выступали животные, реже – растения или предметы.
    Люди сочиняли рассказы о тотемных животных. Так родились первые мифы.
    С тотемической мифологией тесно связаны обряды.

  • Слайд 5

    Что же представляло собой искусство на заре человечества?

    Первоначально оно носило синкретический характер, то есть в нем не выделялись и не различались его основные виды: изобразительное искусство, театр, музыка и танец.
    Главной причиной такой синкретичности искусства была его тесная связь с религиозными верованиями и особенностями трудовой деятельности первобытного человека.
    Памятники первобытной культуры, сохранившиеся до наших дней, представлены главным образом произведениями изобразительного искусства.

  • Слайд 6

    Наскальная живопись

    Какими инструментами пользовался человек, чтобы запечатлеть увиденное?
    Первые рисунки, вероятно, были выполнены самым примитивным способом — пальцами, ветками или костями по мягкой глине. На стенах пещер проводились прямые и волнистые параллельные линии, так называемые «макароны».
    Самый древний вид петроглифов «макароны».
    По состоянию на 1994 г. в Европе известно более 300 пещер, гротов или навесов с изображениями бесспорно относящимися к эпохе верхнего палеолита. Из них в России - 2.

  • Слайд 7

    Пещера рук. Аргентина.

    Отпечатки рук имеют значение личного клейма. Краску скорее всего выдували сквозь полые стебли растений.
    В Пещере рук стена сплошь покрыта такими контурами. Считается. Что их оставили древние охотники между 9 тыс. и 7 тыс. годами до н.э.
    К древнейшим изображениям следует также отнести и оттиски человеческой руки с широко расставленными пальцами, обведенные контуром.

  • Слайд 8

    Пещера Альтамира, Испания.

    Настоящей сенсацией стали находки испанского адвоката и археолога-любителя Марселино Саутуолы в 1875 г. в пещере близ деревни Альтамира (Испания). Двадцать пять цветных изображений бизонов в натуральную величину украшали стены пещеры. Некоторые животные лежали на земле, другие спокойно щипали траву, третьи, падая от стрелы охотника, корчились в муках.

    Палеолит. Бизон и лань. Рисунок глиной и углем.

  • Слайд 9

     

    О существовании пещеры знали все в этой округе, здесь прятались от непогоды пастухи и устраивали привал охотники. Но только спустя 11 лет, в 1879 г., гуляя по окрестностям усадьбы и войдя в пещеру, девятилетняя дочь М. де Саутуолы Мария обратила внимание своего отца на трудно различимые в темноте пещеры странные изображения на потолке одного из ее "залов". "Смотри, папа, быки", - сказала девочка. С этого дня начались длительные злоключения Марселино де Саутуолы.
    Саутуолу обвинили в умышленной фальсификации, в том, что эти росписи были сделаны одним из его друзей - художником, гостившим в его замке. Только почти через 15 лет после смерти М. Де Саутуолы его оппоненты, вынуждены были публично признать свою неправоту и согласиться с тем, что живопись Альтамиры относится к эпохе палеолита

  • Слайд 10

    Особенности живописи палеолита

    Изображения очень реалистичны, точны в деталях.

    Передаётся динамика движения.

    • в живописи палеолита почти нет рыб, змей, птиц, насекомых и растений. Зато преобладают крупные животные. Не часто встречаются и изображения человека.
    • в рисунках не соблюдены пропорции между величиной отдельных животных. Мамонты и бизоны изображались той же величины, что и горные козлы, и львы.
    • использование широкой палитры красок
    • характерной особенностью первобытного изобразительного искусства была передача глубины пространства. Некоторые изображения перспективны!

  • Слайд 11

    Пещера Ляско, Франция, Верхний палеолит

    История открытия.
    12 сентября 1940 года четверо ребят из французской деревни Мартиньяк гуляли со своей собакой. Заметив лисью нору, они принялись её раскапывать и обнаружили вход в пещеру.
    На фото – школьники Равида и Марсаль с преподавателем Леоном Равалем и учёным аббатом Брейлем.

  • Слайд 12

    Ротонда с быками

    Пещера Ляско была открыта для осмотра в 1948 году. Известность чуть не погубила пещеру. Ежедневное присутствие нескольких сотен туристов (а летом это число достигало 2 тысячи человек в день) нарушилась экология пещеры - в ней появились микроорганизмы - и росписи стали покрываться зеленью. Пещера была закрыта, законсервирована и вскоре её копия была воссоздана в другом месте. Любой из нас может увидеть пещеру Ляско-2.

  • Слайд 13

     

    Самое просторное верхнее помещение пещеры. Рисунки на стенах изображают крупных рогатых животных: быков, антилоп Гну.

  • Слайд 14

    Колодец

    Эта сцена изображена на стене на дне колодезного ствола. Рядом с упавшим человеком нарисовано раненное большое копытное животное (бизон) с вываливающимся внутренностями. Изображения человека в эту эпоху единичны.

  • Слайд 15

    Пещера Пешь-Мерль. Франция

    В пещере Пешь-Мерль на отдельной стене длиной 4 метра рисунки нанесены в технике трафарета, по которому распылялась жидкая краска.

  • Слайд 16

     

    В живописи и графике мезолита и неолита преобладают схематические многофигурные композиции, запечатлевшие сцены охоты, военные эпизоды, культовые церемонии.
    Изображения, сопровождавшие устные рассказы, приобретают более условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. Среди них особенно много контурных рисунков, внутренняя часть которых закрашена красками, а иногда покрыта штриховкой. Фигуры животных и человека невелики по размеру.
    Одна из интереснейших композиций того времени — «Сражающиеся лучники».

  • Слайд 17

    Капова пещера. Россия. Верхний палеолит.

    Как и во многих других подобных случаях, сама пещера известна очень давно. В 1760 г. она была уже описана в одном из историко-географических сочинений о Приуралье. С пещерой связано много местных преданий и легенд, отмеченных В.И. Далем.
    Внимание археологов было привлечено к ней только после 1959 г., когда зоолог А.В. Рюмин обнаружил на стенах пещеры палеолитические изображения. Cреди них хорошо распознаются мамонты, носорог, бизон и лошади.

  • Слайд 18

    Горы Дракенсберг, Южно-Африканская республика

    Роспись изображает редкие сцены рыбной ловли.

  • Слайд 19

    Ппещена Нью. Франция. Верхний палеолит.

    Рисунок углём.

  • Слайд 20

    Пещера Шове. Франция. Верхний палеолит.

    Одна из самых громких и самых последних сенсаций не только археологических, но общекультурных. Пещеру открыли 18 декабря 1994 г. 3 спелеолога Жан-Мари Шове, Эльет Брюнель Дешамс и Кристиан Хиллэйр.
    Подробное исследование пещеры займет не один десяток лет. Однако уже сейчас можно сказать, что в пещере четыре больших "зала", в которых около или более 300 изображений. Живопись прекрасно сохранилась. На сегодняшний день это – одна из самых ранних на Земле образцов живописи (около 32 тыс. лет). Уже первые наблюдения очень существенно пошатнули устоявшиеся представления об искусстве эпохи верхнего палеолита и отодвинули его начало почти на 5 тысячелетий в глубину.

  • Слайд 21

    Первые рисунки

    Пусть предок жизнью жил полузвериной,
    Но мы его наследьем дорожим.
    Он не умел слепить горшок из глины,
    Боялся духов, выдуманных им.
    Но до сих пор в его глухой пещере
    Толпой теней стремительно живой
    Летят по стенам яростные звери,
    Свирепые противники его.
    Глаз мамонта испуганно косится,
    Бежит олень, погоней окрылён.
    Упал, и, умирая, шевелится,
    И кровь глотает раненный бизон.
    Охотники бесшумно шли по следу,
    И громким криком открывали бой,
    И закрепляли трудную победу
    Рисунком лёгким, тонкою резьбой.
    Валентин Берестов

  • Слайд 22

    Керамика и орнамент

    Расписной сосуд. Поздний бронзовый век. Санкт-Петербург. Эрмитаж.

    Особая область первобытного искусства – орнамент.
    В эпоху палеолита появляется орнамент в виде параллельных волнистых линий, зубцов, спиралей, которым покрывали орудия.
    На керамике орнамент появляется в эпоху неолита вместе с возникновением гончарного дела. Создавая орнамент по образцам природы, человек стремился к постижению природных знаков.

  • Слайд 23

    Современная живопись австралийских аборигенов.


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд