Презентация на тему "Культура русских земель 12-13 веков"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Культура русских земель XII-XIII вв." описывает культурную жизнь Древней Руси, развитие географии, агрономии, математики, земледелии и других наук; развитие литературы, архитектуры, живописи. Приведены фотографии и иллюстрации русских живописцев и архитекторов.

Краткое содержание

  • Особенности культуры 12-13 веков;
  • Накопление научных знаний;
  • Литература;
  • Зодчество;
  • Живопись;
  • Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

Содержание

  • Слайд 1

    Культура русских земель XII-XIII вв.

    1. Особенности культуры 12-13 веков
    2. Накопление научных знаний.
    3. Литература
    4. Зодчество.
    5. Живопись.
    6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.

  • Слайд 2

    Особенности культуры 12-13 веков

    Раздробление Древнерусского государства не привело к упадку культуры.
    Древнерусская культура в условиях раздробленности получила местные культурные центры.

    • Великий Новгород,
    • Псков,
    • Владимир на Клязьме,
    • Галич.

  • Слайд 3

    Накопление научных знаний

    Большое место в духовной жизни Руси занимала церковная переводная литература.
    Но внимание переводчиков все больше стали привлекать произведения, содержавшие представления о вселенной, сведения по:

    • географии,
    • ботанике,
    • зоологии,
    • медицине.

    Происходило точное описание таких природных явлений, как затмения, кометы, бури, грозы, землетрясения, наводнения, способствовало накоплению фактического материала и элементов научных знаний, необходимых для будущего развития науки.

  • Слайд 4

     

    По уровню этих знаний и их применению на практике Русь стояла в одном ряду с другими странами средневековой Европы.

    Сведения по:

    • математике,
    • механике,
    • астрономии,
    • агрономии.

    Использовались в:

    • земледелии,
    • ремесленном производстве,
    • архитектуре,
    • живописи.

  • Слайд 5

    Значительно обогатились географические знания русских людей

    На Руси появились свои врачеватели — лечьци (лекари). Самым знаменитым лекарем был монах Киево-Печерского монастыря Агапит.

    Этому способствовали:

    • торговые связи,
    • военные походы,
    • путешествия.

    Образованный человек на Руси имел представление не только о Европе, но и о Китае, Индии, Ближнем Востоке и Египте.

  • Слайд 6

    Литература

    Летописи теперь ведутся в каждом крупном княжестве

    Владимиро-суздальские летописи отражали:

    • интересы своих князей, поощряли их стремление быть первыми на Руси.
    • рассматривали историю своих земель как продолжение истории Древнерусского государства, а владимирских князей представляли как преемников князей киевских.

    В новгородских летописях:

    • фигура князя отступала на задний план.

    Очень подробно и точно освещались события городской жизни.

  • Слайд 7

    Возникают новые жанры литературы

    Поучения.
    Центральной идеей «Поучения ...» является идея укрепления единства Древнерусского государства.

    Именно эта идея пронизывает рассказ князя о:

    • Необходимости соблюдать законы и традиции
    • Необходимости жить праведно
    • Необходимости помогать нищим
    • Необходимости чтить старших
    • Необходимости честно выполнять свой воинский долг.

    Владимир Мономах «Поучение детям».

  • Слайд 8

    Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы, связанные с княжеской властью

    «Слово» и «Моление» Даниил Заточник. Автор, служилый человек, прожил нелегкую жизнь, побывал в заточении.

    Он размышляет:

    • о смысле жизни,
    • о гармоничном человеке,
    • об идеальном правителе
    Даниил — сторонник сильной княжеской власти. Службу у князя он называет «честью и милостью» и противопоставляет этому почетному делу унизительную службу у надменных бояр, которые творят произвол над простыми людьми.Он создает идеальный образ князя — защитника всех обездоленных, который «силой и грозой» сможет установить твердый порядок, оградить своих подданных от произвола «сильных людей», преодолеть внутренние раздоры и обеспечить внешнюю безопасность страны.

  • Слайд 9

    Сказания и былины

    «Слова о полку Игореве»
    В основу «Слова...» положены события неудачного похода на половцев новгород-северского князя Игоря Святославича весной 1185 года.
    Но не описание этого похода является целью автора, оно служит ему лишь поводом для размышления о судьбах Русской земли. Сквозь канву поэтического изложения явственно проступают очень важные для своего времени вопросы: почему князь Игорь потерпел поражение?
    Почему в двухвековой борьбе со степью побеждала Русь, а в последнее время она стала терпеть поражения?

  • Слайд 10

     

    Автор ставит князьям в пример Владимира Святого, Ярослава Мудрого, Владимира Мономаха, при которых Русь была единым государством и побеждала своих врагов. Автор четко и прямо называет главную причину страданий русского народа: «Из-за усобиц ведь началось насилие от земли Половецкой!»
    Он страстно и проникновенно призывает русских князей прекратить распри: «Не вздымайте более стягов своих, вложите в ножны мечи свои затупившиеся, ибо потеряли уже дедовскую славу».

  • Слайд 11

    Зодчество

    Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и Владимиросуздальским художественным школам.
    Строительство на Русской земле теперь вели русские мастера.
    Каменное зодчество в утратило свою былую монументальность.
    Храмы стали строить небольшими и одноглавыми.
    Большое количество церквей было возведено не только в Новгороде, но и в других городах Новгородской земли — Пскове, Ладоге.

  • Слайд 12

    Церковь Святого Георгия

    В древнем городе Ладоге на севере Новгородской республики была построена церковь Святого Георгия.
    В XII веке в окрестностях Новгорода был построен выдающийся памятник — церковь Спаса на Нередице.

  • Слайд 13

    Успенский собор

    В годы правления Андрея Боголюбского во Владимире был возведен Успенский собор.
    Место для храма выбрали на редкость удачно — на крутом берегу Клязьмы. Честолюбивый князь повелел строить владимирский храм выше Софии киевской.
    В результате Успенский собор оказался самой высокой постройкой на Руси того времени — 32 метра.
    Собор был богато украшен и внутри: полы выложены цветной плиткой, стены расписаны фресками, створки входных дверей обиты медными листами и покрыты золотым рисунком.

  • Слайд 14

    Храм Покрова на Нерли

    При Андрее Боголюбском было создано одно из чудес русской архитектуры — неповторимый по своей утонченности храм Покрова на Нерли.
    Князь построил эту церковь неподалеку от своих палат после кончины любимого сына.
    Эта небольшая однокупольная церковь стала «поэмой из камня».

  • Слайд 15

     

    Золотые ворота во Владимире были построены в 1164 году, к сожалению, до наших дней золотые ворота сохранились не полностью

  • Слайд 16

     

    В конце XII века при Всеволоде Большое Гнездо недалеко от Успенского собора построили одноглавый Дмитриевский собор.
    Стены собора украсили каменной резьбой.
    Более чем 500 фигурок людей, птиц, зверей, фантастических существ, невиданных растений, а также орнамент вырезали на камне талантливые русские мастера.
    А так как скульптура не получила большого распространения в древнерусском искусстве (очень уж она напоминала языческих идолов), то рельефы Дмитриевского собора являются уникальными.

  • Слайд 17

    Живопись

    • носила в основном религиозный характер.
    • чаще стали присутствовать бытовые сюжеты

    Сквозь строгую византийскую академичность проглядывали живые черты народного искусства.
    преобладали яркие краски — красная, зеленая, синяя.
    В лицах святых было меньше строгости и аскетизма, они приобретали характерные славянские черты.
    На иконах святые иногда очень походили на князей-заказчиков.

  • Слайд 18

    Влияние ордынского владычества на русскую культуру

    Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя и установившимся затем ордынским владычеством.

    1. В развалинах лежали церкви и монастыри.
    2. Погибли иконы, церковная утварь.
    3. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство.
    4. Многие виды ремесла были забыты.
      • Надолго прекратилось каменное строительство,
      • Приостановилось развитие фресковой живописи.
      • Было утрачено искусство резьбы по белому камню
    5. Во время нашествия погибло огромное количество книг
    6. Исчезли библиотеки и школы.
    7. Почти полностью прервалось летописание.

    Восстанавливать утраченные ценности было очень трудно: повсюду сказывался не только недостаток средств, но, самое главное, подготовленных людей.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд