Презентация на тему "Памятник "Рабочий и колхозница""

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Памятник "Рабочий и колхозница"" знакомит аудиторию с историей создания скульптуры, рассказывает об авторах. Особое внимание показа сконцентрировано на описании Всемирной выставки 1937 года, на которой «Рабочий и колхозница» произвели настоящий фурор.

Краткое содержание

  1. общая характеристика скульптуры;
  2. идейный замысел произведения;
  3. конкуренция с немецким павильоном на выставке;
  4. впечатления парижан;
  5. судьба автора скульптуры;
  6. возрождение «Рабочего и колхозницы»;
  7. использование изображения скульптуры в символике.

Содержание

  • Слайд 1

     

  • Слайд 2

     

    «Рабочий и колхозница» — выдающийся памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», представляющий собой динамичную скульптурную группу из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Автор — Вера Мухина; концепция и композиционный замысел архитектора Бориса Иофана. Монумент выполнен из нержавеющей хромоникелевой стали. Высота около 25 м (высота павильона-постамента — 33 м). Общий вес — 185 тонн.

  • Слайд 3

     

    Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли — рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов — серп и молот»

  • Слайд 4

     

    Тираноборцы – слева. Ника Самофракийская – справа

    Борис Михайлович Иофан, которому принадлежит самый первый макет этого памятника, отталкиваясь от камерных и в чём-то даже очень частных скульптур античности (композиция «Рабочего и колхозницы» была буквально «собрана» им из «Ники Самофракийской» и статуи «Тираноубийцы», изображавшей двух конкретных исторических персонажей) сумел придать композиции тот характер максимальной абстракции, в которой каждый из зрителей может уловить что-то своё и близкое. Мужчина, женщина, ветер в лицо, жест, напоминающий взмах распахнутых крыльев, – поистине сюжет достоин то ли романтической поэмы, то ли древнего мифа. Наверное, именно таким и должен был видеться нашим предкам новый мир, который, как им казалось, они начинали строить. Наверное, именно так они предполагали над ним господствовать и парить.

  • Слайд 5

     

    «В Париже была сложная ситуация, наш павильон стоял против немецкого павильона, и был вопрос; чей павильон выше? Мы строили свой павильон, фашисты делали свой выше. Потом мы остановились. Тогда они еще немного достроили свой павильон и поставили свастику. А после этого мы привезли и установили на наш павильон мухинскую скульптуру, которая была значительно выше. Ее все приняли, Пикассо восхищался тем, как найден этот материал (нержавеющая сталь), как смотрится группа на фоне сиреневого парижского неба».

    К.И. Рождественский

  • Слайд 6

     

    Скульптура завораживала своей красотой. Утром в лучах восходящего солнца сталь розовела, днем отливала серебром, а на закате становилась золотой. Сразу после закрытия выставки парижане обратились к правительству с просьбой выкупить скульптуру, даже был начат сбор денег на эти цели. Но руководство Советского Союза, к счастью для нас, потомков, не согласилось на данное предложение. И мы теперь можем любоваться этим великолепным творением великого скульптора.

  • Слайд 7

     

    Даже Эйфелева башня (наш павильон располагался рядом) не могла подавить впечатление от «Рабочего и колхозницы». Марина Цветаева после выставки заявила, что «немецкий павильон — крематорий смерти, а наш — это жизнь». Скульптурная группа получила большую золотую медаль Гран-при. В парижское небо взметнулись блестевшие на солнце стальные серп и молот, демонстрирующие всему западному миру новый, социалистический облик труда.

  • Слайд 8

     

  • Слайд 9

     

    Рассказывая в Белграде, уже в послевоенные годы, о своей группе, Мухина говорила:

    "Как художник я знаю, что в этом произведении далеко не все еще совершенно, но я твердо уверена, что оно нужно! Почему? Потому что народные массы ответили на это произведение чувством гордости за свое советское существование. Оно нужно за порыв в будущее к свету и солнцу, за чувство человеческого могущества и своей нужности па земле!

    Я это почувствовала со всей яркостью, когда эта группа работала на заводе, где 150 медников, чеканщиков и слесарей с настоящим энтузиазмом работали над ней и с гордостью называли себя: "мы - статуисты".

    Я это почувствовала, когда иностранные рабочие, работавшие на Всемирной парижской выставке, делали приветствие "Рот-фронт", проходя мимо нее, когда последняя почтовая марка свободной Испании была с изображением этой группы!"

  • Слайд 10

     

    Казалось бы, автор столь эпохального произведения в истории советского искусства должен был получить от властей все возможные почести и заодно полную свободу в реализации своих замыслов. С одной стороны, Вера Мухина была, действительно, обласкана властью, осыпана Сталинскими премиями. С другой, для всех, кроме узких специалистов, она осталась в памяти как автор исключительно одной работы.

    Всякий успех порождает зависть. И семья Веры Мухиной не стала исключением. Было спровоцировано их бегство за границу, и на вокзале их арестовали. Ее муж просидел в Бутырке полгода и, благодаря вмешательству Орджоникидзе, был отпущен. Благодаря тому, что на дворе был 1930 год, и покровительству Горького и Орджоникидзе они отделались сравнительно легко: обоих на 3 года сослали в Воронеж.

  • Слайд 11

     

    При перевозке из Парижа в Москву повреждена.

    В январе-августе 1939 скульптура была реконструирована и установлена перед Северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку (ВДНХ, сейчас Всероссийский выставочный центр). Но гигантские фигуры были поставлены на постаменте в 3 раза ниже, чем в Париже. Реставрирована в 1979.

  • Слайд 12

     

    Реконструкция

    В 2003 году монумент был разобран на 40 фрагментов. Скульптуру намеревались отреставрировать и вернуть на место в конце 2005 года, однако из-за проблем с финансированием реконструкция затянулась, и была полностью завершена только в ноябре 2009 года. В ходе реконструкции специалисты значительно укрепили несущий каркас композиции, все части скульптуры были очищены и обработаны антикоррозийными составами. Установку осуществили 28 ноября 2009 года с помощью специального крана.

  • Слайд 13

     

    Скульптура была установлена на новый специально возведённый для неё павильон-постамент, повторяющий оригинальный павильон Иофана 1937 года, но значительно укороченный в задней его части. Сегодня высота всей конструкции составляет примерно 60 метров — с такой высоты ни «рабочий», ни «колхозница» еще не смотрели на Москву.

    Торжественное открытие монумента прошло в Москве 4 декабря 2009 года. Демонтаж, хранение и реставрация легендарной скульптурной композиции обошлись бюджету в 2,9 млрд рублей.

  • Слайд 14

     

    В павильоне-постаменте 4 сентября 2010 открыт музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». В музее выставлена история создания монумента в фотографиях, проектах и макетах; можно окунуться в далекие 30-е годы прошлого века и пошагово проследить историю создания скульптуры. Еще три зала — выставочные. Экспозиционная площадь центра составляет примерно 3,2 тыс. м².

  • Слайд 15

     

    Использование в символике

    Впервые рисунок «Рабочего и колхозницы» на советской стандартной почтовой марке появился в 1938 году. Впоследствии памятник неоднократно изображался на различных марках, в том числе на «стандартах» в 1961, 1976, 1988 годах (на марках 10-го, 12-го и 13-го стандартных выпусков соответственно). Как правило, марки с «Рабочим и колхозницей» имели самые ходовые номиналы.

    Скульптура изображена на медали «Лауреат ВДНХ СССР» (с 1992 года — «Лауреат ВВЦ»).

  • Слайд 16

     

    Считается, что с 1947 года скульптура стала символом советской и российской киностудии Мосфильм. Однако «Рабочий и колхозница» впервые появились в начале фильма не в «Весне» Г. Александрова (1947), а годом ранее в комедии С. Юткевича «Здравствуй, Москва».

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд