Презентация на тему "Рококо и неоклассицизм 18 в."

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Рококо и неоклассицизм XVIII в." знакомит студентов с яркими примерами западноевропейского искусства XVIII в. как в живописи, так и в архитектуре. Приведены работы известных авторов того времени, писавших в стилях рококо и неоклассицизма. А также история распространения этих стилей по странам Европы.

Краткое содержание

  • Европейская художественная культура XVII в.;
  • Термин "рококо" в истории искусства и его значение;
  • Становление нового стиля в искусстве Франции;
  • Развитие рококо в Италии;
  • Формирование стиля неоклассицизма в архитектуре Англии.

Содержание

  • Слайд 1

    Рококо и неоклассицизм XVIII в.

    • Западно-европейское искусство XVIII века:рококо и неоклассицизм
    • Теория и история зарубежного искусства

  • Слайд 2

    Требования к знаниям, умениям и навыкам

    В результате студент должен:

    • знать теоретические основы искусства, основные этапы истории искусства XVIII века,
    • уметь различать и идентифицировать жанровую и стилевую принадлежность произведений зарубежного искусства различных видов и форм,
    • владеть навыками искусствоведческого анализа произведений искусства.

  • Слайд 3

    План лекции "Искусство рококо и неоклассицизма XVIII века"

    • Европейская художественная культура XVII века.
    • Термин «рококо» в истории искусства и его значение.
    • Становление нового стиля в искусстве Франции. Живопись Ватто, Буше, Фрагонара, Шардена.
    • Развитие рококо в Италии.
    • Формирование стиля неоклассицизма в архитектуре Англии.

  • Слайд 4

    Ключевые понятия

    • Рококо
    • Неоклассицизм

  • Слайд 5

    Искусство XVIII века

    • Кризис и пересмотр художественной системы.
    • Появление течений, не имевших собственной стилистической формы – ордера.
    • Рококо – первый безордерный стиль европейского искусства.
    • Становление нового стиля во Франции. Париж – общеевропейский художественный центр.

  • Слайд 6

    Рококо

    • Предыдущие стили складывались в архитектуре, а затем распространялись в живописи, скульптуре, прикладном искусстве.
    • Рококо возник как камерный стиль, стиль аристократических гостиных и будуаров.
    • Искусство рококо выражало образ жизни французской аристократии, превращенный в вечный праздник развлечений, утонченных наслаждений, «праздник любви».

  • Слайд 7

     

    Термин «рококо» произошел от французского «rocaille», обозначающего орнаментальный мотив изысканной формы, напоминающий морскую раковину.

  • Слайд 8

     

    • Стиль часто считают поздней стадией барокко. Но как по используемым внешним формам, так и по своему внутреннему настроению этот стиль очень отличается от шумного и грандиозного барокко.
    • Внешне — это легкость и изящество, граничащие с игривостью, любовью к экзотике, особенно «китайщине», неповторимая, изысканная декоративность.
    • Его часто «упрекают» в бездумности и легковесности, но за этими внешними впечатлениями скрываются высшая утонченность, блестящий художественный вкус и совершенство формы.

  • Слайд 9

    Живопись рококо

    • Живопись Франции. Ватто, Буше, Фрагонар, Шарден.
    • Изысканные формы и причудливые линии как способ отражения мира человеческих чувств и настроений в произведениях рококо.
    • Существование рококо до 40-х гг., влияние на художественную жизнь Европы до конца столетия.

  • Слайд 10

    Антуан Ватто (1684-1721)

    • Наиболее яркий представитель прославленных художников Франции XVIII в., создатель нового направления французской живописи периода Регентства, мастер «галантных празднеств».
    • Картина Ватто «Остров Киферы» - любимая аллегория рококо.
    • Кифера – мифический остров с храмом Венеры, место наслаждения и любви, где царствуют безделье, легкий флирт, вечные праздники и забавы.

  • Слайд 11

     

    «Галантные празднества» - это живописные элегии, бессюжетные лирические сценки, полные утонченной изысканности:кавалеры и дамы встречаются и поют, танцуют и музицируют в парках, на дворцовых верандах, в лугах. Мужчины галантны, а женщины прелестны, нежны и наивно распутны.

  • Слайд 12

     

    • «Общество в парке», «Венецианские празднества», «Мирная любовь», «Праздник любви», «Урок любви», «Урок пения», «Урок музыки».
    • На этих полотнахпризыв к вечному наслаждениюи намек на эфемерность земного счастья и скорую пресыщенность к удовольствиям.
    • Легкое элегическое настроение, тонкий и изящный рисунок, удивительный колорит картин.

  • Слайд 13

    Франсуа Буше (1703-1770)

    • Ведущий живописец рококо, придворный художник Людовика XV.
    • Работал в разных жанрах изобразительного искусства – расписывал веера, изготовлял рисунки для гемм, посуды, рисовал эскизы маскарадных нарядов, причесок…
    • Главная тема живописных полотен – пастораль (изображение пастушков и пастушек), мифологические персонажи, развлекающееся общество.

  • Слайд 14

    Жан Оноре Фрагонар (1732-1806)

    • Замечательный талантливый французский живописец и график, ученик Франсуа Буше.
    • Его творчество так же можно отнести к стилю рококо.
    • В его наследии – бытовые пасторальные сценки, великолепные портреты и пейзажи.
    • Отдавая дань условности и изощренности рококо, художник достигал особой проникновенности в воссоздании лирических сцен повседневной жизни, сферы интимных человеческих чувств, поэзии природы.
    • Для рисунков и офортов характерны эффекты тонкой светотеневой градации.

  • Слайд 15

    Жан Оноре Фрагонар

    • Любимец парижан, «Фраго» - как дружески называли художника, -обладал безудержной фантазией.
    • Озорной темперамент художника наполняет его произведения жизнерадостным настроем («Девушка с собачкой», 1770 г.; «Счастливые возможности качелей», 1766 г.).
    • Виртуозный беглый мазок кисти мастера может быть то воздушным, полупрозрачным, то насыщенным, густым – бедное семейство (начало 1760-х гг., «Купальщицы» (ок. 1761 г.).
    • В период Французской революции творчество художника было официально запрещено – искусство Фрагонара и Буше не отвечало запросам времени.

  • Слайд 16

    Рококо в Италии

    • Помпео Батони - известный итальянский живописец стиля рококо и неоклассицизма. Родился в Лукке, в семье ювелира.
    • Творчество Батони в целом знаменует начало нового направления европейского стиля живописи - классицизма конца XVIII столетия.
    • В искусстве Батони не могли не сказаться и реалистические тенденции, характерные для итальянской живописи XVIII века.

  • Слайд 17

     

    Основное направление работ Батони - картины на мифологические и аллегорические сюжеты.

  • Слайд 18

    «Воздержанность Сципиона Африканского», 1772


  • Слайд 19

    Помпео Батони

    • В композиционных решениях рассудочный, рациональный характер получает преимущество над эмоционально-непосредственным выражением.
    • Неоклассический стиль его работ нередко носит поверхностный характер, классические элементы порой облегчаются легкой игривой линией, невесомостью и изяществом формы, сглаженной, почти миниатюрной манерой письма.

  • Слайд 20

     

    • Наиболее цельное и полное выражение реалистические тенденции искусства Батони нашли в портретном жанре, где живопись всегда следует за действительностью.
    • Но и в этом аспекте позиция художника оставалась двойственной, нередко в одном произведении проявлялись весьма разнородные симпатии мастера.

  • Слайд 21

     

    • В «Святом семействе» композиция делится на две стилистически различные части. Группа Богоматери с младенцем Христом на руках и с Иоанном Крестителем, помещенная слева, изображена в условном неоклассическом духе.
    • Иосиф, на мгновение оторвавшийся от чтения книги, чтобы взглянуть на играющего Христа, и протягивающая к младенцу руки святая Анна изображены как конкретные персонажи, с простонародными чертами лиц.

  • Слайд 22

    Жан-Батист Симеон Шарден (1699-1799)

    • Французский живописец, представитель реалистического направления французского искусства.
    • Крупнейший мастер натюрморта.
    • В созданных им жанровых сценах художник выступает объективным бытописанием жизни простых горожан.

  • Слайд 23

    Архитектура и интерьер в искусстве рококо

    • Архитектура рококо была связана не столько с придворным искусством, сколько с постройкой частных домов французской аристократии: загородных домов и городских особняков, городских ансамблей.
    • Интерьеры построек рококо оформляются множеством скульптурных и резных украшений, зеркалами и живописью.
    • Помещения часто имели криволинейные очертания и располагались ассиметрично, скульпторы отказались от классической анфилады.

  • Слайд 24

    Замок Сан Суси

  • Слайд 25

    Новый дворец

    Фасад Нового дворца резиденции Сан-Суси в Поцсдаме, Германия.

  • Слайд 26

    Изобразительное искусство

    • Главная забота – декор помещений. Взамен классических колонн, пилястров и капителей настенные панно, плафоны и «десюпорты» - декоративные композиции над дверными и оконными проемами.
    • Они представляют собой причудливый ассиметричный орнамент, состоящий из цветочных букетов, гирлянд, рогов изобилия, фигурок амуров, раковин, ленточных переплетений.

  • Слайд 27

    Библиотека

    Замок Сан Суси, Потсдам. Библиотека (Круглая комната).

  • Слайд 28

    Золотая галерея

    • Замок Шаттенбург, Берлин.
    • Золотая галерея. Рокайльный декор усилил атмосферу праздничности.

  • Слайд 29

    Весенний зал

    • Весенний зал Палаццо Реале в Казерме служил королю залом для аудиенций.
    • Изображения амуров и гирлянд выполнены Антонио де Доминиччи, морские пейзажи с видом королевских портов – Иоганном Филиппом Хаккертом.
    • Ныне стены зала обтянуты шелком из Сан-Леучио.

  • Слайд 30

    Летний зал

    • Особую элегантность в декор комнаты вносят деревянные панно, украшенные позолоченной рокайльной резьбой, и пол, выложенный расписными плитками.
    • Столик с агатовой отделкой является реконструкцией, выполненной из старого дерева Джероламо Сегато.

  • Слайд 31

    Тронный Зал резиденции Келуш.

    • Зал приемов отличается желтоватыми пастельными тонами и умеренным рокайльным декором.
    • Форма потолка с криволинейными очертаниями напоминает динамичные решения итальянского архитектора Ф. Ювары, работавшего в 1719-1720 гг. в Португалии

  • Слайд 32

    Ореховая комната

    • Дворец Шёнбрунн, Вена.
    • Ореховая комната. Позолоченные детали выполнены в стиле рококо.

  • Слайд 33

    Зал Земли

    • Дворец Эстерхази в Фертё, Венгрия.
    • Самый большой зал во дворце – Зал Земли

  • Слайд 34

    Искусство неоклассицизма

    • Открытия археологии и идеи Просвещения – основы неоклассицизма.
    • Неоклассицизм – замена барокко и рококо.
    • Англия – родина неоклассицизма в архитектуре.
    • Греческое искусство – подлинный источник классического стиля. Возрождение интереса к формам античной архитектуры.

  • Слайд 35

    Уильям Хогарт (1697-1764)

    • Английский живописец, график и теоретик искусства.
    • Автор многочисленных сатирических картин и гравюр на меди.
    • Как художник века Просвещения, в циклах картин и гравюр он стремился содействовать исправлению нравов.
    • В его искусстве проявилась свойственная английской национальной традиции и народной культуре склонность к занимательному повествованию, гротескному образу, острой насмешке и поучению.

  • Слайд 36

    Уильям Хогарт

    • Как живописец он начал с групповых портретов небольшого формата.
    • Они были написаны в основном между 1728 и 1732 гг. и получили название «разговорных картин». Это в большинстве своем семейные сцены, в которых присутствуют элементы бытового жанра.
    • «Разговорные картины» Хогарта подготовили расцвет его портретного искусства 40-50-х гг.
    • Эти работы послужили основой для сатирических картин, написанных маслом, а затем – благодаря выполненным по ним гравюрам – ставших достоянием широкой публики.

  • Слайд 37

     

    • Три цикла картин. Первый – «Карьера проститутки» (1731 г.) – шесть картин-сцен, повествующих о судьбе провинциальной девушки.
    • Второй цикл из 8 картин под названием «Карьера мота» (1732-1735 гг.) представляет историю богатого бездельника.
    • Самая значительная по замыслу и цельная по художественному воплощению третья серия – «Модный брак» (1743-1745 гг.). На шести полотнах воспроизведена история молодой четы – отпрыска обедневшего аристократического семейства и дочери богатого купца.

  • Слайд 38

    Вопросы для самопроверки

    • Назовите новые черты в искусстве начала XVIII в.
    • Почему живопись Ф. Буше считают синонимом рококо.
    • Расскажите об отражении просветительских идей в архитектуре и живописи Франции и Англии.

  • Слайд 39

    Рекомендуемая литература

    1. Васильева-Шляпина Г. Л. Изобразительное искусство: история зарубежной, русской и советской живописи : учебное пособие для студ. вузов - М. : Академический Проект : Мир, 2007. - 528 с.
    2. Гнедич П. П.История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура: современная версия - М. : Эксмо, 2007. - 848 с.
    3. Классическое искусство от Древности до XX века: Сборник статей Отдела классического искусства Западасост. Н. В. Проскурина, Отв. ред. М. И. Свидерская - М. : КомКнига, 2007. - 424 с.
    4. Шоню Пьер Цивилизация классической Европы ; пер. с фр. и послесл. В. Бабинцева. - Екатеринбург : У-Фактория, 2005. - 608 с.
    5. Юренева Т. Ю. Художественные музеи Западной Европы. История и коллекции: Учебное пособие для студ. вузов - М. : Академический Проект, 2007. - 414 с.

  • Слайд 40

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд