Презентация на тему "Романтизм в литературе и искусстве"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация на тему "Романтизм в литературе и искусстве" выполнена сорока девятью слайдами. В ходе этого урока учащиеся в первую очередь научатся отделять понимание литературного течения "романтизм" от слов "романтика" и "романтичный". Эта цель будет достигнута благодаря точной характеристике романтизма, указания, в чём он противоречит классицизму.

Краткое содержание

  1. Эпоха формирования романтизма
  2. Возникновение романтизма в Европе
  3. Карл Брюллов. «Всадница»
  4. «Святейшее из званий – человек»
  5. Судьба романтического героя
  6. Романтический герой и общество

Содержание

  • Слайд 1

     

    pptcloud.ru

  • Слайд 2

    романтика, романтичный романтизм, романтический

    • Как вы понимаете эти слова?
    • Это синонимы?

  • Слайд 3

    Ваша сегодняшняя задача:

    Определить характерные для романтизма:

    • модель мира;
    • концепцию человека;
    • концепцию творчества.

  • Слайд 4

    Вспомните основные признаки классицизма

    • Модель мира.
    • Концепция человека.
    • Концепция прекрасного.

    Это поможет нам определить признаки романтизма

  • Слайд 5

     

    • Эпоха формирования романтизма.
    • Модель мира в романтизме.
    • Романтический герой (концепция человека).
    • Романтическая концепция творчества.

  • Слайд 6

    Эпоха формирования романтизма

    • Романтизм – литературное направление, возникающее накануне и после решительных сдвигов в истории.
    • Как вы думаете, какие исторические события в Европе и России в конце 18 – начале 19 веков могли стать почвой для возникновения романтизма?

  • Слайд 7

    Возникновение романтизма в Европе

    Эжен Делакруа «Свобода на баррикадах»

    • Великая французская революция всколыхнула всю Европу: казнь короля, ниспровержение монархии, провозглашение республики – вспышка надежд, уверенность в скором приходе «свободы, равенства и братства».
    • Но революция вскоре обернулась якобинской диктатурой, террором и закончилась переворотом, совершённым крупной буржуазией, установлением империи Наполеона.
    • Надежда – и разочарование!

  • Слайд 8

     

    Нечто подобное произошло и в России.Всколыхнувшая страну Отечественная война 1812 года, обещания реформ императора Александра I, убежденность лучших умов и сердец России в том, что «придёт желанная пора» свободы.

    Но – обещанные царём преобразования всё не осуществлялись, крестьяне – недавние победители в войне – опять оказались в крепостном ярме. В России крепнет движение декабристов как отклик на страстное желание свободы. Но в 1825 году эти мечты разрушились на Сенатской площади.

    Надежда – и разочарование.

  • Слайд 9

     

    романтическая модель мира

  • Слайд 10

    Вспомните поэму Михаила Юрьевича Лермонтова «Мцыри»

    • Что стало основной причиной смерти главного героя этой поэмы – юного монаха Мцыри?
    • Почему стены монастыря так и не стали ему родиной, ведь в них он нашел спасение от смерти?

  • Слайд 11

    Почему три дня побега Мцыри становятся основным содержанием поэмы? Какие это дни?

  • Слайд 12

    романтическое двоемирие

    Мир в восприятии романтиков противоречив и дисгармоничен:

    • с одной стороны – реальность, гнетущая, серая, обрекающая на скуку и унылое существование, лишённое свободы, одухотворённости и радости,
    • с другой – мечта, прекрасная, притягательная, но чаще всего недостижимая.

    Несоответствие идеала и реальности называется романтическим двоемирием: реальный мир словно «проверяется» идеальным, гармоничным миром, созданным в воображении. Между этими двумя мирами – непроходимая пропасть.

  • Слайд 13

    Фантастическое

    Смешение сна и реальности, тема ночи, устремленность в бесконечное, тоска по дальним экзотическим землям – характерные особенности романтизма.

    Как это ощутимо на картине английского художника Иоганна Генриха Фюссли «Ночной кошмар»?

  • Слайд 14

     

    романтический пейзаж: понаблюдайте над картинами Ивана Айвазовского и определите основные особенности романтического пейзажа.

  • Слайд 15

     

    Почему романтики изображают природу в ее экстремальных состояниях (картина Ивана Айвазовского «Девятый вал»)?

  • Слайд 16

     

    Человек и природа: как отражает картина Карла Брюллова «Последний день Помпеи» взаимоотношения между человеком и природой?

  • Слайд 17

     

    Каким предстает мир природы в творчестве романтиков и какое место занимает в этом мире человек?

    Александр Сергеевич Пушкин

    Взыграйте, ветры, взройте воды,
    Разрушьте гибельный оплот.
    Где ты, гроза – символ свободы?
    Промчись поверх невольных вод.

  • Слайд 18

    Уильям Тёрнер «Кораблекрушение»

  • Слайд 19

     

    Михаил Юрьевич Лермонтов

    Ревёт гроза, дымятся тучи
    Над тёмной бездною морской,
    И хлещут пеною кипучей,
    Толпяся, волны меж собой.
    Вкруг скал волнистой лентой вьётся
    Печальной молнии змея,
    Стихий тревожный вой мятётся –
    И здесь стою недвижим я.

  • Слайд 20

    Каспар Давид Фридрих «Гибель во льдах»

  • Слайд 21

     

    Из поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»:

    Я убежал. О, я как брат
    Обняться с бурей был бы рад!
    Глазами тучи я следил,
    Рукою молнии ловил…
    Скажи мне, что средь этих стен
    Могли бы дать вы мне взамен
    Той дружбы краткой, но живой
    Меж бурным сердцем и грозой?

  • Слайд 22

    Теодор Жерико «Сцена крушения»

  • Слайд 23

     

    Василий Андреевич Жуковский

    Безмолвное море, лазурное море,
    Стою очарован над бездной твоей.
    Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
    Тревожною думой наполнено ты.

  • Слайд 24

    Иван Айвазовский «Спокойное море»

  • Слайд 25

     

    Александр Сергеевич Пушкин

    Погасло дневное светило;
    На море синее вечерний пал туман.
    Шуми, шуми, послушное ветрило,
    Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

  • Слайд 26

    Каспар Давид Фридрих «Двое, созерцающие луну»

  • Слайд 27

     

    Фёдор Иванович Тютчев

    Как сладко дремлет сад тёмно-зелёный,
    Объятый негой ночи голубой,
    Сквозь яблони, цветами убелённой,
    Как сладко светит месяц золотой!
    Таинственно, как в первый день созданья,
    В бездонном небе звёздный сонм горит,
    Музыки дальной слышны восклицанья,
    Соседний ключ слышнее говорит…

  • Слайд 28

    Каспар Давид Фридрих «Мечтатель»

  • Слайд 29

     

    романтическая концепция человека

  • Слайд 30

     

    Обратившись к строкам М.Ю.Лермонтова и В.А.Жуковского, постарайтесь предположить, что составляет суть личности героя-романтика

    Михаил Юрьевич Лермонтов:

    Я не хочу, чтоб свет узнал
    Мою таинственную повесть;
    Как я любил, за что страдал,
    Тому судья лишь Бог да совесть!
    Василий Андреевич Жуковский:
    Что с тобой вдруг, сердце, стало?
    Что ты ноешь? Что опять
    Закипело, запылало?
    Как тебя растолковать?

  • Слайд 31

     

    Сравните живописные полотна Д.Левицкого, В.Боровиковского и К.Брюллова – что прежде всего подчеркивают в человеке классицист, сентименталист и романтик?

  • Слайд 32

     

    Выпускник петербургской академии художеств, живший с 1822 года в Италии, Карл Брюллов – один из наиболее ярких русских романтиков. Художника привлекали люди незаурядные, страстные, экзотически красивые.

  • Слайд 33

    Карл Брюллов. «Всадница»

    • Что для художника прежде всего оказалось интересно в его героине?
    • Как краски, цветовое решение картины помогают ощутить мысли и чувства художника, его отношение к изображаемому?
    • Как внутренняя энергетика изображенного отражается в композиции полотна Брюллова?

  • Слайд 34

    «Святейшее из званий – человек» (В.А.Жуковский)

    Романтизм от мира внешнего обращается к жизни души, видя в ней высшую ценность. Желание отразить все тонкости душевного состояния, богатство внутреннего мира во всей его сложности и противоречивости – сущность концепции человека в романтизме.

    Как это отражается в автопортрете Карла Брюллова?

  • Слайд 35

     

    Портреты, созданные художником-романтиком Орестом Адамовичем Кипренским, исполнены психологической глубины, обнаруживают в личности человека главное, сущностное (портреты Е.С.Авдулиной, Е.Давыдова, А.С.Пушкина). Подберите наиболее точное, по вашему мнению, определение, которое обнаруживает основное в характере каждого из героев картин.

  • Слайд 36

     

    Мягким лиризмом светятся картины Алексея Венецианова. Художник почти безвыездно жил в Тверской губернии, наблюдал воочию крестьянский мир и отражал его на картинах – тихий, безмятежный, посвященный заботам о земле, подчиненный размеренному ритму.

  • Слайд 37

    Алексей Венецианов «На пашне. Весна»

  • Слайд 38

    Судьба романтического героя

    Судьба романтического героя чаще всего трагична: бросая вызов обществу, толпе, судьбе, всему миру, романтик оказывается одиноким, изгнанным, непонятым и часто в этом противостоянии с судьбой гибнет.

  • Слайд 39

    Романтический герой и общество

    Что роднит картину К.Брюллова «Портрет графини Юлии Павловны Самойловой, удаляющейся с бала с приемной дочерью Амацилией Пачини» и строки из стихотворений:

    Михаил Лермонтов:

    Гляжу на будущность с боязнью,
    Гляжу на прошлое с тоской
    И, как преступник перед казнью,
    Ищу кругом души родной…
    Джордж Байрон:
    Я мало жил, но сердцу ясно,
    Что мир мне чужд, как миру я.

    Как вы думаете, почему романтический герой в разладе с обществом?

  • Слайд 40

    странничество

    Один из центральных романтических образов – путник, странник – человек, оставляющий защищённость и удобство домашнего очага, идущий навстречу неизвестному, возможно, враждебному миру без твёрдой убеждённости, что он когда-нибудь вернётся обратно.

    Каспар Давид Фридрих «Монах на берегу моря»

  • Слайд 41

    романтический идеал

    «Сфера романтизма, - говорил В.Белинский, - вся внутренняя, задушевная жизнь человека, та таинственная почва души и сердца, откуда поднимаются все неопределённые стремления к лучшему и возвышенному, стараясь находить себе удовлетворение в идеалах, творимых фантазией».

    Одной из основных в романтизме становится категория идеала – желания, устремлённого к пределам, которые не могут быть им достигнуты.

  • Слайд 42

    Что становится идеалом для романтических героев этих стихотворений?

    Василий Андреевич Жуковский:

    Сижу задумавшись; в душе моей мечты;
    К протекшим временам лечу воспоминаньем…
    О дней моих весна, как быстро скрылась ты,
    С твоим блаженством и страданьем!
    Кондратий Фёдорович Рылеев:
    Чтоб я младые годы
    Ленивым сном убил!
    Чтоб я не поспешил
    Под знамена свободы!
    Нет, нет! Тому вовек
    Со мною не случится:
    Тот жалкий человек,
    Кто славой не пленится!

  • Слайд 43

    Как вы думаете, почему многие романтики искали свой идеал в историческом прошлом?

    Часто романтики искали свой идеал свободной, одухотворённой личности в историческим прошлом, а потому обращались к жанрам исторической повести, новеллы, баллады, исторической думы. Героями «Дум» Кондратия Фёдоровича Рылеева становятся Дмитрий Донской, Иван Сусанин, Ермак, Богдан Хмельницкий (картина О.Кипренского «Дмитрий Донской на Куликовом поле»).

  • Слайд 44

     

    • В музыке наиболее яркими романтиками были Вагнер, Шуберт, Шуман, Лист, Брамс, Шопен.
    • Прослушайте отрывок из произведения Вильгельма Рихарда Вагнера.
    • Что вы представили, когда звучала эта музыка, почему именно такие картины создало ваше воображение?
    • Самое почётное место в иерархии искусств романтики отводили именно музыке. Как вы думаете – почему?
    • Какое название вы предложили бы для этой мелодии?

  • Слайд 45

    «Романтический герой».Постарайтесь обобщить всё, что вы узнали.

    Проверьте себя:

    • Романтический герой – исключительная личность. Он велик своим духом, могучими страстями, высокими стремлениями, непокорностью и нежеланием мириться с обыденностью и прозаической сущностью бытия.
    • Внутренний мир героя-романтика противоречив и сложен. Человек – малая Вселенная со своими стихиями и страстями.
    • Герой-романтик устремлён к своему идеалу, чаще всего недостижимому, а потому удел романтика – одиночество, непонимание, «покинутость» в мире. Судьба романтического героя чаще всего трагична.
    • Идеалом для романтика становятся свобода, яркие характеры национальной истории, ушедшее, фантастическое.

  • Слайд 46

     

    романтическая концепция творчества

  • Слайд 47

    Творец – это…Продолжите фразу, обратившись к стихотворению М.Ю.Лермонтова:

    Я жить хочу! Хочу печали
    Любви и счастию назло;
    Они мой ум избаловали
    И слишком сгладили чело.
    Пора, пора насмешкам света
    Прогнать спокойствия туман;
    Что без страданий жизнь поэта?
    И что без бури океан?
    Он хочет жить ценою муки,
    Ценой томительных забот.
    Он покупает неба звуки,
    Он даром славы не берёт.

  • Слайд 48

     

    Творец, по мнению романтиков, - избранник. Однако и плата за избранничество высока – одиночество и непонимание.

    Романтики утверждали творческую активность художника, создающего свой, особый мир, более истинный, нежели реальность.

    Творец созидает по «законам, им самим над собою признанным». Гений не подчиняется правилам и регламентациям в искусстве. Романтики защищали творческую свободу художника, его ответственность прежде всего перед Богом и своей совестью.

  • Слайд 49

     

    Определите характерные для романтизма:модель мира;концепцию человека;концепцию творчества.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд