Презентация на тему "Символика и декор христианского храма"

Презентация: Символика и декор христианского храма
1 из 30
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по МХК на тему: " Символика и декор христианского храма", адресованная ученикам старших классов. Автор рассказывает о первых христианских храмах, о зарождении христианского служения Богу, а также знакомит с символизмом в архитектуре храма.

Краткое содержание

  • Прообраз храма
  • Раннехристианские служения
  • Первые церковные здания
  • Символизм архитектуры храмов

Содержание

  • Презентация: Символика и декор христианского храма
    Слайд 1

    Символика и декор христианского храма

  • Слайд 2

    Храм зародился в естественной жизненной, бытовой обстановке.

  • Слайд 3

    Прообразом его может быть названа и горница - то есть комната на втором этаже - древнего восточного каменного дома в Иерусалиме, где Христос со своими учениками имел последнюю ужин накануне своих страданий.

  • Слайд 4

    В раннехристианские времена богослужение могло осуществляться в обычном доме, в специально отведенной для этого комнате, для небольшого круга лиц.

  • Слайд 5

    Со временем появился другой тип храма – базилика, здание в виде удлиненного прямоугольника. Когда в 313 г.. Император Константин объявил свободу вероисповедания, христиане, во-первых, вышли из катакомб, а во-вторых появилось множество людей, принимавших крещение.

  • Слайд 6

    Первые церковные здания имели деревянные стропильные перекрытия. Раннехристианские общины были бедны, и в церковном строительстве им приходилось довольствоваться дешевыми материалами.

  • Слайд 7

    Характерно, что в эту эпоху многие романские церкви переделывались в барочные, поскольку казались недостаточно выразительными, но готические оставались в неприкосновенности, поскольку и Готику, и Барокко объединяет экспрессия, пафос пространства и живописное отношение к плоскости стены. В моду входили "тревожные силуэты".

  • Слайд 8

    Стены перестали восприниматься как опоры, мощные пилястры, собранные в пучки, создавали впечатление колебания поверхности стены, то отступает, то выдвигается вперед.

  • Слайд 9

    Колонны из опорных столбов стали превращаться в "потоки формы", что струились вверх, капители потеряли тектоническое значение частей архитектурной конструкции.

  • Слайд 10

    Колонны собирались в группы по две-три и устанавливались на высокие пьедесталы. Наконец, появились совершенно деструктивные витые формы колонн.

  • Слайд 11

    Характерно, что в архитектуре итальянского Барокко ренессансный принцип модульной как основы рациональной гармонии пропорций был снова заменен готической триангуляцией - отвлеченными геометрическими построениями на основе треугольника, символа "божественной гармонии".

  • Слайд 12

    Согласно правилам конструкция здания должна быть ориентирована своей святой частью на восток (поскольку одним из символов Христа Солнце), то есть главным входом на запад.

  • Слайд 13

    В общем плане храм может иметь следующие формы, каждая из которых имеет определенное символическое значение:

  • Слайд 14

    Крест (наиболее распространено) - отвечает общехристиански символа распятия Христа и спасения человечества

  • Слайд 15

    Круг - Церковь вечна

  • Слайд 16

    Продолговатой формы (значит корабль) - Церковь, как Ноев ковчег, ведет верных по морю жизни к тихой пристани Царства Божия

  • Слайд 17

    Восьмиугольник (означает звезду) - Церковь путеводной звездой

  • Слайд 18

    Христианский храм является олицетворением Царства Божьего, единого в трех сферах: божественной, земной и небесной. Переняв конструктивную форму от древней иерусалимской святыни, он делится на три выразительные отделенные части с отличным назначению, чего требует характер восточного богослужения

  • Слайд 19

    Притвор или женскую (древнее название - пронаос, портикус, нартекс, трапеза) - ближайшая к входу часть; символизирует сферу земного бытия; раньше был предназначен для оглашенных, то есть еще не крещенных учеников христианской веры, и временно отлученных от Церкви грешников.

  • Слайд 20

    Неф или неф (с латинского "корабль"), храм верных - средняя часть, символизирует сферу ангелов; предназначен для пребывания мирян.

  • Слайд 21

    Святилище, алтарь или пресвитерий - самая престольный часть; символизирует сферу бытия Господа; место отправления литургии священником, здесь находятся престол и ковчег с Пресвятой Евхаристии.

  • Слайд 22

    В нынешних временах притвор потерял свое давнее назначения, кроме того, в малых храмах он бывает отсутствовать. Такие храмы называются дводильнимы в отличие от привычных - тридильного.

  • Слайд 23

    В последних к алтарю могут быть пристроены вспомогательные помещения: захристия, ризница, диаконника, пономарной. В нави (которых может быть не одна, а три - с двумя боковыми) могут быть устроены клирос (клиросе) для певцов. Для них над притвором обычно бывают расположены хоры.

  • Слайд 24

    Храм верных и святилище должны быть разделены иконостасом - высокой перегородкой с расположенными на ней иконами и с тремя дверями (воротами): главными - царскими, и двумя боковыми - дьяконскими.

  • Слайд 25

    Слева перед святилищем может быть устроена казальниця (проповедница) - повышение над храмом верных, откуда священник произносит проповедь.

  • Слайд 26

    В центре перед иконостасом находится тетрапод ("четвероногий стол") - место службы отдельных Таинств и служб.

  • Слайд 27

    Внешний вид храма может быть очень отличным (по словам известного искусствоведа Григория Логвина, ему не пришлось встретить в Украине двух одинаковых сооружений), но, как правило, он покрыт крышей с высокими куполами (куполами) или верхами, увенчанными крестами.

  • Слайд 28

    Наиболее древняя из известных рис христианской архитектуры - багатоголовисть храмов.

  • Слайд 29

    Наиболее распространенным и устойчивым типом многоголового храма оказался пятиглавый, в котором главный купол символически означает Христа, а четыре боковых - четырех евангелистов.

  • Слайд 30

    Кроме того, в отличие от византийского завершения храма пологим широким куполом, на Руси храмы венчаются небольшими куполами, поставленными на высокий постамент, именуемый шеей. Сам же купол называется разделом. Так языком архитектуры выражается богословская мысль о главенстве Христа над христианским обществом.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке