Презентация на тему "Символы веры"

Презентация: Символы веры
Включить эффекты
1 из 83
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.3
2 оценки

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Скачать презентацию (13.11 Мб). Тема: "Символы веры". Предмет: обществознание. 83 слайда. Для учеников 10-11 класса. Добавлена в 2017 году. Средняя оценка: 3.3 балла из 5.

Содержание

  • Презентация: Символы веры
    Слайд 1

    Символы Веры

  • Слайд 2

    Предисловие: Так сложилось, что, изучая культуру Древней Руси, о язычестве говорят: «до крещения Руси, славяне были идолопоклонниками», однако это все равно, что говорить о христианах как об «иконопоклонниках». «Древнерусское язычество в своей основе в какой-то мере подготовляло собой принятие христианства.» Д.С. Лихачев.  

  • Слайд 3
  • Слайд 4

    Солярная символика Солярная символика – символика солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых богов. Боги Солнца в Славянском Язычестве – Даждьбог, Сварог, Хорс. Это светлые боги Прави. Правь-небесный мир. Отсюда слова правильный (как в Прави), справный (с Правью), правило (по справедливости), правый (в обоих значениях).

  • Слайд 5

    О свастике Свастика - изображение Солнца, обращение к светлым богам. Знак этот приносит благо и справедливость в мир Яви, несет в себе огромный заряд светлой магической энергии. У славян свастику называли Коловрат или Солнцеворот. Так как Коло – это круг, КОЛьцо, КОЛесо, КОЛОдец, КОЛОбок. Каждый вид свастики имеет свое специфическое магическое значение.

  • Слайд 6

    Громовой знак Громовой знак – знак Перуна. Заключенный в круг шестиконечный крест. Распространен этот знак был очень широко- его знали и скандинавы и кельты и славяне. Перунов цвет - легендарный цветок папоротника.

  • Слайд 7
  • Слайд 8

    В. БРЮСОВ. ПАПОРОТНИК Предвечерний час объемлет Окружающий орешник. Чутко папоротник дремлет, Где-то крикнул пересмешник. В этих листьях слишком внешних, В их точеном очертанье, Что-то есть миров нездешних... Стал я в странном содроганье. И на миг в глубинах духа (Там, где ужас многоликий) Проскользнул безвольно, глухо Трепет жизни жалкой, дикой. Словно вдруг стволами к тучам Вырос папоротник мощный. Я бегу по мшистым кучам... Бор не тронут, час полнощный, Страшны люди, страшны звери, Скалят пасти, копья точат, Все виденья, всех поверий По кустам кругом хохочут. В сердце ужас многоликий... Как он жил в глубинах духа? Облик жизни жалкой, дикой Закивал мне, как старуха. Предвечерний час объемлет Окружающий орешник. Небо древним тайнам внемлет, Где-то крикнул пересмешник.

  • Слайд 9

    Громовой знак в орнаменте прялок. Громовой знак –громоотвод. Перунов цвет - непременный атрибут оконных наличников.

  • Слайд 10

    Перунов крест обозначает 6-тичастную основу года.

  • Слайд 11

    Коловрат-знак Сварога. Знак мудрости и высшей справедливости, знак Прави. Вселенское колесо. Сварог– небесное мужское начало, Отец Небо – подарил миру всё необходимое для счастливой жизни. Коловрат

  • Слайд 12
  • Слайд 13

    Трискель   Трискель – Трехветвевая свастика. Путеводная звезда. Круголет. Трискель-символЧислобога (или Месяца). Кукушка - птица Числобога, ведь она отмеряет время человеческой жизни.

  • Слайд 14

    Обереги в виде трискеля.

  • Слайд 15

    Капище Числобога. Даарийский(Даарский) Круголет Числобога. Числобог (Месяц)- бог времени и звездочетства, букв, чисел .Покровитель времени и счета.Бог-Хранитель ДаарийскогоКруголета и различных жреческих систем Славяно-Арийского летоисчисления, календаря и всем что с этим связано.

  • Слайд 16

    Солярный символ. Изначально-слияние Небесного огня и огня Земного. Есть версия, что слово «крест» происходит от славянского корня «крес» - огонь («кресало» - инструмент для разжигания огня). Крест. Археологические данные свидетельствуют о том, что крест как символ почитали еще в верхнем палеолите.

  • Слайд 17

    Пример символически украшенных предметов быта. Семь основ мира, представленные на узоре, это: Огонь, Вода, Земля, Воздух, Материя, Дух и Разум. * Огонь и Земля переданы косыми «солнечными» крестами, пересекающими ромбы — древнейший знак засеянного поля, оплодотворенного Солнцем. * Вода «земная и небесная» (дождь и реки) - это «галочки» над и под ромбами. * Воздух и Духовная реальность проявляются в белом цвете узора. * Материальность мира отражена красным цветом * Разум представлен четырьмя «решетками», изображающими не более и не менее как конструкцию сруба (плетня, забора) - древнейшего изобретения человечества, давшего возможность людям переселиться из пещер в рукотворные жилища. Изображение сруба понималось в древней символике как защита, созданная не только и не столько желанием божеств, сколько усилиями самого человека. Крест – символ жизни, неба и вечности. Также, правильный (равноконечный) крест символизирует принцип соединения и  взаимодействия двух начал: женского (горизонтальная черта) и мужского (вертикальная). Также кресты разделяют на прямой, то есть имеющий горизонталюную и вертикальную черты и косой, имеющий две диагональные черты, причем прямой крест олицетворяет мужское агрессивное творческое начало, косой – более мягкое творческое начало. Прямой крест также может служить примитивной моделью Мирового Древа, где вертикальная черта – Мировое Древо, а горизонтальная – мир Яви. Соответственно, крест со сдвинутой вверх горизонтальной чертой будет обозначать расположение мира Прави на Древе, вниз – мира Нави. Естественно, эти кресты будут иметь соответственное магическое значение.

  • Слайд 18

    Огненный Крест Неба.Символизирует Всеочищающий Жар Богов. Крест Воина. Защита от внешних воздействий. Волшебный знак Рода. Шлем Ужаса. Крест Непобедимости. Колокрыж Двенадцатиконечный крест

  • Слайд 19

    Шлем ужаса. Оберег. Рассеивание направленной негативной энергии Варианты изображения Шлемов Ужаса.

  • Слайд 20

    Символика Природы, Земли и Плодородия.

  • Слайд 21

    «Мать-земля», «Матушка-природа»- эти выражения пришли к нам из Язычества. Богиня Земли, плодородия и судьбы – Макошь. «Ма» - Мать и «Кошь» - кошелек, хранилище богатства. Неприменный атрибут Макоши – рог изобилия. Славянская богиня Макошь плетёт нить судьбы. «Нить – символ человеческой жизни» Ручное ткачество. Изображение Макоши. Макошь

  • Слайд 22

    1 — Макошь и две лосихи-лошади, Русь, Вологда (19 — 20 вв.); 2 — Макошь в виде столба-прикола и две роженицы в виде коней, русская узорная вышивка; 3 — Макошь в виде женщины и две роженицы в виде цветков, вепсская вышивка (конец 19 в.); 4 — образец вышивки; 5 — Макошь в виде женщины-цветка и две роженицы в виде дерев жизни, вышивка южных карел (начало 20 в).

  • Слайд 23

    Основная символика плодородия- ромб или квадрат.

  • Слайд 24

    Символика плодородия в рукоделии Ромбы с четырьмя стилизованными «цветами» внутри – это древние символы засеянного поля. Взятые отдельно от любых других знаков, читаются как пожелание плодородия вообще. В сочетании же со стилизованными «матушками» в позе рождения («кайма» над и под ромбами) однозначно трактуются как благословение на многочадие, или, в более узком смысле, на здоровую беременность и легкие роды.

  • Слайд 25

    Символы природы

  • Слайд 26

    Мировое древо Мировое Древо – «Ось мира», оно держит на себе все миры. В кроне расположился мир Прави. У ствола – Явь, в корнях, там где ютится Мировой Змей Юша – Навь. Шаман, будучи в трансе, может совершить путешествие по этим мирам.

  • Слайд 27

    Мировое Древо. Старинное изображение Мирового Древа. Мотив дерева в кружеве.

  • Слайд 28
  • Слайд 29

    Цветок папоротника. Перунов Огнецвет. Сила и ум. В ночь на Ивана Купалу "расцветает всем цветам цветок" -папоротник (цветёт он только в эту ночь), показывается разрыв-трава...

  • Слайд 30

    Древний славянский оберег «Огнецвет» Славянская рубаха.

  • Слайд 31
  • Слайд 32

    Лес. Символ традиции, продолжения рода. Сосна - дерево веры и магии. Лес изображался как несколько схематически нарисованных деревьев. Ель-темное дерево. Символ Нави. Русская пословица: «в березовом лесу веселиться, в сосновом – молиться, а в еловом повеситься». Лес

  • Слайд 33

    Символы леса в рукоделии.

  • Слайд 34

    Обозначения птиц. Общий для всех птиц знак – «птица клевучая»- символ неба и обращенных в птиц богов.

  • Слайд 35

    Оберег. Птицы и Мировое Древо. Птицы, сидящие по бокам Древа Жизни- древнейший славянский символ. Птицы эти сидят на ветвях Мирового древа и поют свои песни.

  • Слайд 36

    Вышивки в народном творчестве. Птицы.

  • Слайд 37

    Вода для язычника, это то, что дает жизнь всему живому. Вода несет в себе сакральный смысл очищения. Текучая речная вода - сакральное сравнение со временем. Символика Воды

  • Слайд 38

    Хляби небесные-животворящая вода. Небесной водой распоряжается Даждьбог. Знак небесной воды, 'хлябей небесных', которые по поверьям славянских язычников, располагались над небом, на котором помещались Солнце,Луна и Звезды. Хляби небесные Символ Даждьбога. Слово «дождь» - родственно слову «Даждь».

  • Слайд 39

    Украшения наличников окон ассоциируется с небесными водами – «хлябями». Хляби небесные на деревянных наличниках.

  • Слайд 40

    Символическое изображение Даждьбога.

  • Слайд 41
  • Слайд 42

    Калинов мост.  С мифическими реками также связано представление о Калиновом Мосте. Калинов мост – понятие многогранное и очень сложное. Он связан с тонкими состояниями человеческой души – любовью, высокими чувствами. В поздние времена «Встречаться с кем-то на Калиновом Мосту» - значит любить. Однако, не все так радужно. На самом деле, на Калиновом Мосту проходит главная битва людской души между началом Прави и Нави – бой с самим собой (наша жизнь – вечная борьба). К. Васильев. Бой Добрыни со змеем.

  • Слайд 43

    Огонь для Язычника, это не просто химический процесс, это сакральное явление. С этим явлением напрямую связаны понятия об огне жертвенном (земной огонь) – дым от жертвенного костра уносит сущности жертв. Также существует огонь небесный – огонь небесной кузни, кузни Сварога, Тора – одна из основных творческих сил. Символика Огня Знаки небесного огня.

  • Слайд 44

    Знаки небесного огня. Деятельность в нужном русле. Придание силы. Знаки земного огня. Жертвенность. Прощение.

  • Слайд 45

    Воздух Стрела– основной символ воздуха, а вместе с ним и ветра. Пространство. Единство противоположностей. Символика воздуха и пространства

  • Слайд 46

    Бог Пространства - Триглав. Неизменный атрибут Триглава – огненный меч. ИзображенияТриглава

  • Слайд 47

    Богом морских пространств является Переплут – в общем, его сущность, понятна из имени, этого бога представляют о четырех главах, они символизируют север, юг, запад и восток. Ему подчиняются водяные. Бог ветра –Стрибог со своими младшими братьями – Догодой и Позвиздом, приятным ветерком и буйным ураганом. К нему обращались при желании повлиять на погоду.

  • Слайд 48

    Символика союза двух начал. Тема единения и конфликта двух диаметрально противоположных сил – один их главных, если не главный закон в язычестве, закон существования мира. Это и дуальная пара Правь-Навь, это и День с ночью, это мужчина и женщина.

  • Слайд 49

    Союз двух начал в символах Единение мужчины и женщины символизирует крест и ему подобные знаки. Они представляют собой переплетенные прямые, срастающиеся, в итоге, в одну, перекрещивающиеся прямые, двучастные знаки, переходящие в одночастные.

  • Слайд 50

    Символы единства двух начал в рукоделии.

  • Слайд 51

    Символика идеала Одна из самых сложных и мало изученных групп символов – символика идеала. На это, безусловно, есть множество причин. Однако они нисколько не уменьшают этой прорехи в изучении символики Язычества. СИМВОЛ РОДА – славянский религиозный символ Бога Единого – Рода. Изображение Рода. БОГОДАР – славянский религиозный символ постоянного покровительства Небесных богов, дарующих людям древнюю истинную мудрость и справедливость.

  • Слайд 52

    Род - родник вселенной, да отец богов.Был вначале Род заключен в яйце,Был он семенем непророщенным,Был он почкою нераскрывшейся. Но конец пришел заточению,Род родил Любовь - Ладу-матушку.Род разбил темницу силою Любви,И тогда Любовью мир наполнился. Книга «Песни птицы Гамаюн» Все народы знают самого первого бога — это живая, творящая мыслью, бесконечная во времени и пространстве Вселенная. Космос один, и, одновременно, его бесконечно много.

  • Слайд 53

    От язычества к христианству…

  • Слайд 54

    Выдающийся русский академик, искусствовед и филолог Д.С. Лихачев –автор многочисленных фундаментальных трудов о древнерусской культуре. Д.С. Лихачев отмечал: Введение христианства на Руси прошло сравнительно безболезненно. Если в других странах Европы это сопровождалось кровавыми событиями, то в России этого почти не было. Это объясняется тем, что древнерусское язычество в своей основе в какой-то мере подготовляло собой принятие христианства. В каждой местности были свои особенности, свои маленькие боги, свои такие… духи местности и так далее. Поэтому христианство не могло встретить особого сопротивления, а воспринималось как еще одно явление духовной жизни. Культ земли, поклонение земле как матери, прародительнице, существовало в России наряду с христианством, оно включалось в христианство в том числе и в XIX и в XX веках.

  • Слайд 55

    Сам характер древнерусского язычества был праздничным. Существовал годичный культ земледельческих праздников, которые все справлялись с большим вниманием, с красотой обрядов и были наполнены добротой. Христианство в Древней Руси было оптимистической религией и с самого начала носило очень жизнерадостный характер. Если обратить внимание на яркость, живописность древнерусских храмов, владимирско-суздальских или новгородских, которые друг на друга не похожи, – или на все эпохи древнерусской архитектуры, надо обратить внимание на то, что это все яркие и радостные храмы.

  • Слайд 56

    Владимиро-Суздальские храмы Новгородские храмы

  • Слайд 57

    Давным-давно, ещё до киевского князя Владимира, принявшего христианство, славянские племена строили из дерева островерхие языческие храмы, сторожевые башни городищ, просторные жилища. Ее центрическая композиция, обладающая скульптурной пластичностью, монументальностью и стройностью, открывая своими фасадами на все стороны, как бы обращенная своим ликом ко всему народу, была закономерным итогом мгновенных творческих поисков русских зодчих. Из разнообразных форм сторожевых башен восьмигранная «круглая» башня наиболее удачно соединяла в себе практические и художественно-эстетические требования. Впоследствии такую форму приняла шатровая церковь - верный защитник духовных ценностей народа.

  • Слайд 58

    Д.С. Лихачев:В совершенной гармонии пропорций и архитектурных форм проявляется чувство прекрасного; в неразрывном единстве с природой и задушевном лиризме этих памятников – глубокая человечность и поэтичность, что сродни народным песням; суровой сдержанности архитектуры – героический строй былинного эпоса. «Божий храм» сплошь да рядом был архитектурным и смысловым центром города или деревни, служил сторожевой башней, становился своеобразным символом и выражением духовных и творческих устремлений народа. Лучшие черты деревянного народного зодчества ярче всего проступают именно в древних северных церквах – высокой классике русской архитектуры. Церковь в Верхней Уфтюге. Налицо «родство» со славянской сторожевой башней. Церковь в Верхней Уфтюге – это храм-памятник, храм-башня. Не случайно она посвящена «святому» воину Дмитрию Солунскому – защитнику родной земли

  • Слайд 59

    Повышенная декоративность церковных памятников, сохранившихся до наших дней, знаменует собой подведение итогов старого — многовекового развития древнерусской архитектуры. Наличник Нижегородской церкви. Деревянная церковь. Оптина пустынь. Славянские мотивы в узоре.

  • Слайд 60

    Если первообраз — Царство Небесное — это область истины, правды и красоты, то подобные характеристики должны прилагаться и к архитектуре храма, претендующей на отображение небесного первообраза. В земных образах храмов характеристики божественного выражаются следующим образом: квадратная форма плана и кубическая форма объема; трехмастные членения с каждой стороны; центричность планировочной структуры, иерархия ее элементов с престолом посредине; драгоценное убранство (золото, камни), белизна. Все эти характеристики присутствуют в древнерусском храме.

  • Слайд 61

    В «Символе веры» Церковь именуется «Единой, Святой, Соборной и Апостольской». Некоторым образом эти черты Церкви могут быть отражены в храмовой архитектуре. Так, например, образ единства Церкви, возглавляемой Христом, зримо воплощают одноглавые кубические объемы древнерусских храмов. Святость Церкви образно выражается белизной стен храмов и сиянием золотых куполов, наподобие нимбов на иконах святых. Соборность и апостольская преемственность выражается в иерархическом устройстве самой Церкви, центричностью композиции, иерархической упорядоченностью частей храма, подчиненной центральному подкупольному пространству.

  • Слайд 62

    С принятием христианства в 988 году началось строительство многоглавых храмов в дереве и камне. Многоглавие древнерусских церквей-отголосок славянских традиций и отождествление с древними языческими культами. К этому имеют отношение: Круговые святилища Гадательные сосуды Амулеты Биохронологические циклы. Многоглавость церквей. Кижи.

  • Слайд 63

    Философия символов Флоренского. Павел Александрович Флоренский-русский православный священник, богослов, учёный, поэт. Весь мир, весь космос, по Флоренскому, представляет собой бесконечное множество символов и, таким образом, является символическим миром.

  • Слайд 64

    Флоренский. Биография. Родился 9 января 1882 в местечке Евлах Елизаветпольской губернии (ныне Азербайджан). В 1899 г. окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университете знакомится с Андреем Белым, а через него с Брюсовым, Бальмонтом, Дм. Мережковским, Зинаидой Гиппиус, Ал. Блоком. Печатается в журналах «Новый Путь» и «Весы». В студенческие годы увлекался различными религиозно-философскими учениями. По окончании университета, по благословению епископа Антония (Флоренсова), поступает в Московскую духовную академию, где у него возникает замысел сочинения «Столп и утверждение истины», которую он завершил к концу обучения (1908). В 1911 принимает священство. В 1912 году назначается редактором академического журнала «Богословский вестник».(1908). События Революции воспринимает как живой апокалипсис и в этом смысле метафизически приветствует, но философски и политически всё более склоняется к монархизму. Пытается убедить власти, что Троице-Сергиева лавра — величайшая духовная ценность и не может сохраниться как мёртвый музей. На Флоренского поступают доносы, уличая в создании монархического кружка. С 1916 по 1925 П. А. Флоренский пишет ряд религиозно-философских работ, включая «Очерки философии культа» (1918), «Иконостас» (1922), работает над воспоминаниями. в 1919 году П. А. Флоренский пишет статью «Обратная перспектива», посвящённую осмыслению феномена данного приёма организации пространства на плоскости как «творческого импульса» при рассмотрении иконописного канона в ретроспективном историческом сопоставлении с образцами мирового искусства, наделёнными свойствами таковой; в числе прочих факторов, прежде всего указывает на закономерность периодического возврата к применению художником обратной перспективы и отказа от неё сообразно духу времени, историческим обстоятельствам и его мировоззрению и «жизнечувствию». Наряду с этим он возвращается к занятиям физикой и математикой, работая также в области техники и материаловедения. С 1921 года работает в системе Главэнерго, принимая участие в ГОЭЛРО, а в 1924 году выпускает в свет большую монографию о диэлектриках. Его научную деятельность поддерживает Лев Троцкий, нагрянувший однажды в институт с визитом ревизии и поддержки, что, возможно, в будущем сыграло в судьбе Флоренского роковую роль. Другое направление его деятельности в этот период — искусствоведение и музейная работа. Одновременно Флоренский работает в Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, являясь её учёным секретарём, и пишет ряд работ по древнерусскому искусству. В 1922 году он издаёт за свой счёт свой научно-философский труд «Мнимости в геометрии». 1928 год — летом его ссылают в Нижний Новгород, в том же году, по хлопотам друзей, возвращают из ссылки. Имеет возможность эмигрировать в Прагу, но решает остаться в России. В начале 1930-х годов против него развязывается кампания в советской прессе со статьями погромного и доносительского характера. 26 февраля 1933 года последовал арест и через 5 месяцев, 26 июля, — осуждение на 10 лет заключения. Выслан по этапу в восточно-сибирский лагерь «Свободный», куда он прибыл 1 декабря 1933 года. Флоренского определили работать в научно-исследовательском отделе управления БАМЛАГа. 10 февраля 1934 года он был направлен в Сковородино на опытную мерзлотную станцию. Здесь Флоренский проводил исследования, которые впоследствии легли в основу книги его сотрудников Н.И. Быкова и П.Н. Каптерева «Вечная мерзлота и строительство на ней» (1940). 17 августа 1934 года Флоренский был помещён в изолятор лагеря «Свободный», а 1 сентября 1934 года отправлен со спецконвоем в Соловецкий лагерь особого назначения. 15 ноября 1934 года он начал работать на Соловецком лагерном заводе йодной промышленности, где занимался проблемой добычи йода и агар-агара из морских водорослей и сделал более десяти запатентованных научных открытий. 25 ноября 1937 года особой тройкой НКВД Ленинградской области он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян. Похоронен в общей могиле убитых НКВД под Ленинградом. Сообщённая родственникам официальная дата кончины — 15 декабря 1943 года — вымышлена.

  • Слайд 65

    По мысли Флоренского, символ - это окно к иной сущности, и в зависимости от того, внятен ли человеку язык символов или нет, он обитает или в темном, затхлом, помещении, или в светлом доме с распахнутыми настежь окнами. В своей ранней работе «Эмпирея и Эмпирия» Флоренский определил символ как «органически живое единство изображающего и изображаемого, символизирующего и символизируемого»7; чувственный мир как бы становится прозрачным, «теряет свою душу», по словам Флоренского,- он делается носителем иного мира, воплощает иной мир в себе и превращается тем самым в символ. В символе неслитно объединяются два мира - тот, к которому символ принадлежит предметно, и тот, на который он указывает.

  • Слайд 66

    Одним из высших религиозно-художественных символов духовной реальности П.А. Флоренский считал икону. Он специально исследовал технические средства и художественные принципы иконописания, считая, что именно этими средствами и принципами передается символика многослойной духовной действительности. Изучая иконы как проявление мировой культуры, следует понимать следующее. Икона – явление совершенно уникальное в древней и средневековой культуре. Иконописец имел задачу, которая определялась особенностями древнего миропонимания: вывести сознание человека в мир духовный, изменить сознание, возбудить ощущение реальности идеального мира, помочь человеку найти свой путь преображения. Русская икона возвещает преображение мира и человека доминирующим настроением радости, которое передается сюжетами, символами вещей, жестов, цветов, расположением фигур и даже одеждой.

  • Слайд 67

    Икона – не портрет и не жанровая картина, а прообраз идеального человечества. Поэтому икона дает лишь символическое его изображение. Физическое движение на иконе сведено до минимума или вовсе отсутствует. Зато особыми средствами передается движение духа – позой фигуры, рук, складками одежды, цветом и главное – глазами. Там сосредоточена вся сила нравственного подвига, вся сила духа и его власть над телом. Одежда на иконах – не средство для прикрытия телесной наготы, одежда – символ. Преображение Господне. Иконография XII век.

  • Слайд 68

      Цвет можно трактовать как символ, намекающий на то, что порой не может быть показано, будь то образ Бога, высших космических сил или потустороннего бытия. Цветовая символика. Знаковая функция цвета ярко прослеживается в изображении сакральных сущностей. «Сакральное» здесь понимается как «близость к абсолюту» (Богу), «пронизанность какого-либо человеческого феномена светом абсолюта».

  • Слайд 69

    Цветовая символика по Флоренскому

  • Слайд 70

      Золото-выражение абсолюта. Символ и божественного начала, и Христа, и солнца, и царя, и вечного света. Золотой был любимым цветом и византийских, и древнерусских иконописцев. Им окрашивали нимбы святых, золотые линии пронизывали одеяния Христа и Богоматери. И современные иконописцы часто покрывают фон желтой или золотистой охрой, символизирующей золото – Божественный свет. Имеет непосредственное отношение к Московской, Псковской, Новгородской иконописных школам. Нимбв видезолотойсферы. Архангел Гавриил.

  • Слайд 71

    Белый и красныйцвета - Бытие в себе, Бога в себе. Красный-цвет божественной любви. Алые одеяния на изображениях – это победа над смертью. Красный цвет ассоциируется с Новым Заветом, поэтому обрез Евангелия на иконе часто делают красным. Чтобы подчеркнуть Богоизбранность Пресвятой Богородицы, художники писали обувь на Ее ногах красным. Кроме того, в красном изображали серафимов в знак их пламенной любви к Богу. Белый-цвет божественной мудрости, святости, нравственной чистоты. Именно поэтому Спаситель и ангелы на иконах часто изображались в белых одеяниях. Чтобы передать фаворский свет, византийские иконописцы XI–XV веков и русские художники XIV–XV веков «подсвечивали» лики Христа, Богородицы и святых белилами. Изображение Св. Серафима Саровского в белых одеждах. Икона Божией Матери "Нерушимая стена". Изображение Богородицы в красных одеждах.

  • Слайд 72

    Голубой и желтый- Логос в мире, обнаружение жизни. Символы духа мудрости, созерцания,медитации. На Руси краски синих и голубых тонов именовали голубцами. Голубой, как небо, цвет – символ Божественного мира. Лики святых и фон на иконах прописывают желтой краской. Эта краска обладает эффектом свечения. Икона «Собор новых мучеников и исповедников»

  • Слайд 73

    Зеленый цвет - символ действия. Символ плодородия, возрождения, дружбы и братства. Символ равновесия и справедливости. Олицетворяет просветленный ум. Зеленым традиционно пишут плащ Иоанна Крестителя, проповедовавшего крещение в оставление грехов и жизнь вечную. Вода дает жизнь зеленым растениям, а крещение – дорогу к вечной жизни. Иоанн Предтеча на иконе в виде ангела.

  • Слайд 74

    Учение П.А. Флоренского о цвете весьма актуально, его популяризация и развитие позволяет включить в изучение культуры новый раздел о человеческом разуме — раздел об умном цветосозерцании, цветовом мышлении. Философия как любовь к мудрости тогда дополнится любовью не только через слово, но и через цвет. Цитата: Я научился благодушию, когда твёрдо узнал, что жизнь и каждого из нас, и народов, и человечества ведётся Благою Волею, так что не следует беспокоиться ни о чём, помимо задач сегодняшнего дня.

  • Слайд 75

    Вместо заключения. Слово автора. Ход истории не остановить. Мы идем вперед. Но, несмотря на высшие достижения в духовном просветлении, искусстве, науке, человечеству до сих пор так и не удалось избавиться от своих страшных пороков, слабостей, от своего малодушия и безнравственности. Всякое агрессивное преступление, всякий вандализм по отношению ко всему – свидетельствует о звере в подсознании личности под покровом внешней цивилизованности. Это легко можно понять по судьбам. Это иллюстрирует судьба Флоренского. Касательно данной темы предоставляю следующее. Судите сами.

  • Слайд 76

    Хо́ртица— крупнейший остров на Днепре, уникальный природный и исторический комплекс. В 2007 году был назван одним из «Семи чудес Украины». Уничтожены образы языческих богов на местах дохристианских святилищ острова. Несколько деревянных скульптур были разрублены и выброшены в Днепр, другие подожжены. Восстановить памятники на месте языческих святилищ эпохи бронзы не представляется возможным. Вандализм по отношению к памятникам древнеславянской культуры. Когда-то самое живописное языческое святилище.

  • Слайд 77

    Все, что осталось от Велеса. Образ Перуна с изувеченным лицом.

  • Слайд 78

    Некоторые «проявления древнеславянской культуры» в наши дни. Мило, не правда ли? Запечатлены представительницы одной из самых мощных и авторитетных среди подобных в РФ общин неославян. Ярило, понимаешь.

  • Слайд 79

    Смелый образ мысли. Кроваво-огненный агит-плакат одной из современных неославянских общин.

  • Слайд 80

    В христианстве тоже «своих» хватает. Сторонница Каббалы, поп-звезда издевается над христианской символикой. Еще экземпляр.

  • Слайд 81

    Торжество прогрессивной мысли. Оскверняющие надписи и пентаграммы на стенах Успенского храма в Воронеже.

  • Слайд 82

    Дальше живем МЫ.

  • Слайд 83

    Черкасова Зоя 2 стр. 2011 г.Санкт-Петербург

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке