Презентация на тему "Адаптация пятиклассников к школе"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Адаптация пятиклассников к школе" подготовлена для проведения родительского собрания на границе 4-5 классов. В ней рассказывается о том, с какими трудностями сталкиваются пятиклассники при адаптации к новой среде в школе и как родители могут им в этом помочь.

Краткое содержание

  • Возрастные особенности младшего подростка;
  • Какими должны быть пятиклассники;
  • Проблемы адаптации к 5 классу;
  • Признаки успешной адаптации;
  • Чем можно помочь ребенку;
  • Способы преодоления тревожности.

Содержание

  • Слайд 1

    Родительское собрание в 5 классе

    Адаптация пятиклассников к школе

  • Слайд 2

    Возрастные особенности младшего подростка

    • потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
    • повышенная утомляемость;
    • стремление обзавестись верным другом;
    • стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
    • повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил" в классе;
    • стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
    • отсутствие авторитета возраста;
    • отвращение к необоснованным запретам;
    • восприимчивость к промахам учителей;
    • переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
    • отсутствие адаптации к неудачам;
    • отсутствие адаптации к положению “худшего";
    • ярко выраженная эмоциональность;
    • требовательность к соответствию слова делу;
    • повышенный интерес к спорту;
    • увлечение коллекционированием, увлечение музыкой и киноискусством.

  • Слайд 3

    Какими должны быть пятиклассники?

    Пятиклассники должны:

    • уметь общаться с одноклассниками, иметь свое мнение и формировать его с учетом мнения других, уметь поддерживать отношения;
    • уметь правильно распределять и планировать свое время, проявлять самостоятельность в своих делах и в случае необходимости обращаться за помощью взрослых;
    • стараться учиться, стремиться овладевать знаниями, уметь заниматься самостоятельно;
    • уметь дружить, иметь постоянного друга, общаться с мальчиками и девочками, самостоятельно разрешать возникающие конфликты;
    • иметь постоянные обязанности дома, выполнять их без напоминания, помогать родителям;
    • уметь общаться с продавцом, врачом и т. д.;
    • уметь предвидеть последствия своих действий, делать безопасный, правильный выбор.

  • Слайд 4

    Критерии готовности к обучению в средней школе

    • сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала;
    • новообразования младшего школьного возраста – произвольность, рефлексия, мышление в понятиях (в соответствующих возрасту формах);
    • качественно иной, более «взрослый» тип взаимоотношений с учителями и одноклассниками.

  • Слайд 5

    Вопросы родителям

    • Сколько учебных предметов изучалось Вашим ребёнком в 4 классе? В 5 классе?
    • Какова недельная учебная нагрузка была у Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
    • Сколько учителей обучало Вашего ребёнка в 4 классе? В 5 классе?
    • Сколько времени в среднем тратил Ваш ребёнок на подготовку домашних заданий в 4 классе? В 5 классе?

  • Слайд 6

    Сравнительная таблица

  • Слайд 7

    Возникающие проблемы

    • очень много разных учителей;
    • непривычное расписание;
    • много новых кабинетов;
    • новые дети в классе;
    • новый классный руководитель;
    • проблемы со старшеклассниками;
    • возросший темп работы;
    • возросший объем работ в классе и д/з;
    • рассогласованность, даже противоречивость требований отдельных педагогов;
    • ослабление или отсутствие контроля;
    • необходимость на каждом уроке приспосабливаться к своеобразному
    • темпу, особенностям речи учителей;
    • несамостоятельность в работе с текстами;
    • низкий уровень развития речи;
    • слабое развитие навыков самостоятельной работы;
    • своеобразие подросткового возраста.

  • Слайд 8

    Признаки успешной адаптации

    • удовлетворенность ребенка процессом обучения;
    • ребенок легко справляется с программой;
    • степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
    • удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.

  • Слайд 9

    Признаки дезадаптации

    • Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
    • Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
    • Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
    • Нежелания выполнять домашние задания.
    • Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
    • Жалобы на те или иные события, связанные со школой.
    • Беспокойный сон.
    • Трудности утреннего пробуждения, вялость.
    • Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

  • Слайд 10

    Возможные реакции

    • Интеллектуальная - нарушение интеллектуальной деятельности. Отставание в развитии от сверстников.
    • Поведенческая - несоответствие поведения ребёнка правовым и моральным нормам (агрессивность, асоциальное поведение).
    • Коммуникативная - затруднения в общении со сверстниками и взрослыми.
    • Соматическая - отклонения в здоровье ребёнка.
    • Эмоциональная - эмоциональные трудности, тревоги по поводу переживания проблем в школе.

  • Слайд 11

    Опросник «Чувства в школе»

    Из 16 перечисленных чувств выбери только 8, которые ты наиболее часто испытываешь в школе.

  • Слайд 12

    Методика изучения удовлетворенностью учащихся школьной жизнью.

    Учащимся предлагалось оценить степень их согласия с предложенными утверждениями по следующей шкале:
    0 – нет; 1 – не всегда; 2 – да

    1. Я иду в школу с радостью
    2. В школе у меня обычно хорошее настроение
    3. У нас хороший классный руководитель
    4. У меня есть любимые школьные предметы
    5. Я привык к новым учителям
    6. В начальной школе было лучше
    7. На летних каникулах я скучал по школе
    8. Продолжи предложение: мне не нравится (или нравится) в школе (что?)

  • Слайд 13

    Результаты 5 класса

  • Слайд 14

    Чем можно помочь?

    • Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
    • Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
    • Если в семье произошли какие то события, повлиявшие на психологическое состояние ребенка (развод, отъезд в долгую командировку кого-то из родителей, рождение еще одного ребенка и тд.) сообщите об этом классному руководителю.
    • Проявляйте интерес к школьным делам, обсуждайте сложные ситуации, вместе ищите выход из конфликтов. Неформальное общение со своим ребенком после прошедшего школьного дня.
    • Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
    • Не следует сразу ослаблять контроль за учебной деятельностью ребенка, если в период начальной школы он привык к вашему контролю.
    • Приучайте его к самостоятельности постепенно.

  • Слайд 15

     

    • Обязательное знакомство с его одноклассниками и возможность общения ребят после школы.
    • Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников).
    • Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания.
    • Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Медлительные и малообщительные дети гораздо труднее привыкают к классу, быстро теряют к нему интерес, если чувствуют со стороны взрослых и сверстников насилие, сарказм и жестокость.
    • Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация обоснованного контроля за его учебной деятельностью.
    • Поощрение ребенка, и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка.
    • Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.

  • Слайд 16

     

    • Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
    • Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
    • Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
    • Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.

  • Слайд 17

    Слова, которые поддерживают и которые разрушают его веру в себя

    Слова поддержки:

    • Зная тебя, я уверен, что вы все сделали, хорошо.
    • Ты делаешь это очень хорошо.
    • У тебя есть некоторые соображения по этому поводу? Готов ли ты начать?
    • Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.

    Слова разочарования:

    • Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
    • Эта идея никогда не сможет быть реализована.
    • Это для тебя слишком трудно, поэтому я сам это сделаю.

  • Слайд 18

    Способы преодоления тревожности

    • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
    • Доверяйте ребенку.
    • Чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
    • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
    • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
    • Будьте последовательны в воспитании ребенка. Не запрещайте без всяких причин того, что разрешали раньше.
    • Старайтесь делать ребенку меньше замечаний.
    • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
    • Не унижайте ребенка, наказывая его.
    • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых взрослых людей. Например, нельзя говорить ребенку: «Много ваша учительница понимает, лучше меня слушай!».
    • Помогите ему найти дело по душе.

  • Слайд 19

    «Открытое письмо родителям»

    Дорогие _________________________________________________________________
    Вот я и учусь в 5 классе.
    Прежде всего, хочу сообщить, что я __________________________________________.
    Если сравнивать с учёбой в 4 классе, то сейчас _______________________________________.
    Иногда я _______________________________________________________________________.
    Самый интересный для меня предмет _______________________________________________.
    А ещё я ________________________________________________________________________.
    Но кроме этого я хочу рассказать о ___________________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    Самым трудным для меня в 5 классе __________________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    Больше всего я хочу _______________________________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    А в большинстве случаев настроение у меня ___________________________________.
    Ещё хочу сказать, что учителя, которые ведут уроки в 5 классе _____________
    _______________________________________________________________________________.
    А наш классный руководитель _______________________________________________.
    Хочу признаться, что у меня совсем нет времени на _______________________
    _______________________________________________________________________________.
    Но вот то, что заинтересовало меня, так это ___________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    В 5 классе меня удивило ______________________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    Но я с гордостью могу сказать, что теперь умею ________________________________
    _______________________________________________________________________________.
    Жаль, но меня торопят _______________________________________________.
    Крепко ______________________________________________.
    Дата _________________ Имя __________________

  • Слайд 20

    Желаю успеха


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд