Презентация на тему "Блок тем по обществознанию"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Блок тем "Блок тем по обществознанию" коротко раскрывает несколько тем по предмету "обществознание": личность человека, его индивидуальность, потребности, психика, общество и его развитие, национальные вопросы, межнациональные конфликты и их решение.

Это методическое пособие по обществознанию состоящее из подборки основных определений по большинству тем общеобразовательной программы. Сказано все и не о чем.

Использованные в презентации темы, можно применять на уроках по школьной программе и на занятиях в специальных учебных заведениях. Ею можно воспользоваться в качестве информационных блоков не только на уроке обществознания, т.к. основные положения, затронутые в ней, относятся ко многим предметам.

Презентация тяжело воспринимается за счет большого объема текста, в котором нет ни малейшего намека на визуальный ряд. В графе аудитория указаны 5-11 классы, но автор, судя по всему плохо представляет, как дети 5-7 классов воспринимают материал. Если применять данную презентацию в школе, то возраст слушателей должен быть с 8 класса и старше.

Краткое содержание

  • Человек, индивид, личность;
  • Индивидуальность, характер, темперамент;
  • Факторы, влияющие на формирование личности;
  • Общество и теории его развития;
  • Потребности и способности человека;
  • Нации и межнациональные отношения.

Содержание

  • Слайд 1

    Блок тем:«Общество»


  • Слайд 2

    Тема: Человек. Индивид. Личность.

  • Слайд 3

    Человек. Индивид. Личность.

    • Человек - биопсихосоциальное существо.
    • Индивид - единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества.
    • Индивидуальность - специфические черты человека, которые отличают его от других людей.
    • Личность- субъект сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально-значимых черт, которые он реализует в общественной жизни.

  • Слайд 4

    Индивидуальность

    В понятие индивидуальность включается : интеллект, характер, темперамент, социальные отличия.

    Интеллект:

    • Задатки - природные предпосылки способностей ( свойства нервной системы- повышенная чувствительность, предрасположенность к восприятию пространственных форм и др.).Задатки необходимо развивать, чтобы они превратились в способности.
    • Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые выражают его готовность к овладению определёнными видами деятельности и к их успешному осуществлению. Способности бывают общие и специальные.
    • Талант - выдающиеся способности, высшая степень развития одарённости.
    • Гениальность - высшая степень развития таланта.
    • Характер - совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и эмоционального реагирования.

  • Слайд 5

    Характер

    Характер не врождённый, он меняется в течение всей жизни.
    На него оказывают влияние:

    • наследственность
    • социальная среда
    • самовоспитание

  • Слайд 6

    Темперамент

    Темперамент - врождённое и неизменное свойство психики, определяющее реакции на других людей и обстоятельства.
    Темперамент не меняется в течение жизни.
    Виды темперамента: (Гиппократ)

    • холерик
    • флегматик
    • сангвиник
    • меланхолик

  • Слайд 7

    Личность

    3 подхода к трактовке личности:

    • Антропологический (Фейербах) - личность как носитель общечеловеческих свойств, приравнивается к индивиду.
    • Социологический (Дюркгейм, Леви-Брюль, Пиаже) - личность как объект и продукт социальных отношений.
    • Персоналистический (Хайдеггер, Сартр, Ясперс) - личность абсолютно самостоятельна и уникальна.

  • Слайд 8

    Факторы, влияющие на формирование личности

    • генетический
    • индивидуальный опыт человека
    • социальное окружение
    • культурная среда

  • Слайд 9

    Личность

    • имеет активную жизненную позицию
    • имеет систему ценностей
    • воздействует на развитие других людей.

  • Слайд 10

    Концепции смысла жизни

    • Аскетизм – жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.
    • Гедонизм – жизнь – наслаждение
    • Прагматизм – цель жизни оправдывает любые средства для её достижения.
    • Утилитаризм – жизнь – это извлечение из всего пользы.
    • Эвдемонизм – жизнь – стремление к счастью как к подлинному назначению человека.
    • Альтруизм – жизнь – пожертвование собой во имя других.

  • Слайд 11

    Тема: Мышление. Сознание


  • Слайд 12

    Мышление. Сознание

    • Психика - совокупность душевных процессов и явлений (память, воля и пр.).
    • Память - процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование.
    • Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.
    • Мышление - обобщающее отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей между ними.

  • Слайд 13

    Роль мышления

    • позволяет познать окружающий мир
    • развивает способность к творчеству
    • целеполагание
    • накопление опыта
    • развитие способностей человека
    • преобразование окружающего мира (изобретения)

  • Слайд 14

    Первым исследовал структуру сознания Фрейд. Он выделил

    • Ид- Подсознательное или Оно- биологические потребности+ вытесненные желания, является строительным материалом для личности.
    • Эго- Сознание или Я — внутренний ограничитель человека, ответственно за контакты с окружающим миром.
    • Суперэго- Сверхсознание или Сверх Я — нормы поведения, стереотипы, нравственные чувства человека.
    • Либидо - сексуальный или половой инстинкт.
    • Сублимация - переключение либидо на другую деятельность.

  • Слайд 15

    Бессознательное

    Бессознательное - совокупность психических процессов, функций, операций, представленных в структуре сознания.
    Виды бессознательного:

    • инстинкты,
    • влечения,
    • реакции.

  • Слайд 16

     

    • Инстинкт - целесообразное поведение без осознания цели, ситуация при которой осуществление одного рефлекса приводит к осуществлению другого.
    • Рефлекс- реакция, не поддающаяся сознательному контролю, бессознательный ответ организма на раздражение ранее осознанная деятельность, которая в процессе воспитания превратилась в стереотипы поведения.
    • Стереотип - принятый в обществе образец.
    • Сверхиндивидуальное бессознательное( типичные образцы поведения, которые не оспариваются)

  • Слайд 17

    Тема: «Общество»


  • Слайд 18

    Общественно-экономическая формация

    • Исторический тип общества, основывающийся на определенном способе производства.
    • Как люди производят материальные блага.

  • Слайд 19

    Недостатки формационного подхода

    • Абсолютизация экономического фактора в жизни общества
    • Однолинейное понимание исторического процесса
    • Претензия на абсолютную правильность и универсальность
    • + цивилизационный подход!

  • Слайд 20

    Цивилизация

    • Ступень в развитии человечества вслед за дикостью и варварством (Л. Морган, Ф. Эн-гельс)
    • Стадия упадка и деградации, когда на смену органическо-жизненному приходит технико-механическое господство (О. Шпенглер)
    • Синоним культуры (А. Тойнби)
    • Целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственно-временных границах

  • Слайд 21

    Недостатки цивилизационного подхода

    • История не рассматривается как единый процесс развития всего человечества
    • Народы и общества изучаются изолированно
    • Трудно выявить закономерности в историческом процессе

  • Слайд 22

    Надо совместить оба подхода!

    • Трехэтапная периодизация (Р. Арон, Д. Белл, О. Тоффлер, З. Бзежинский и др.)
    • Традиционное (доиндустриальное) общество
    • Индустриальное общество
    • Информационное (постиндустриальное) общество

  • Слайд 23

    Основные черты восточной и западной цивилизации


  • Слайд 24

    Общественный процесс

    • Это последовательная череда сменяющих друг друга событий, участниками которых являются целые поколения людей
    • Субъект: участники исторического процесса
    • Объект: вся историческая действительность

    Главный субъект:

    • все человечество? (Л.П. Карсавин)
    • трудящиеся? (К. Маркс)
    • народ? (В. Ключевский)
    • выдающиеся личности?

  • Слайд 25

    Формы общественных изменений

    • Эволюция - постепенные изменения в обществе, не приводящие к качественно новому социальному строю.
    • Революции - коренные, скачкообразные изменения всех или большинства сторон общественной жизни.
    • Реформа - преобразование какой-либо стороны общественной жизни, не уничтожающее основ существующей социальной системы.
    • Модернизация - процесс обновления, придания тем или иным социальным структурам форм, отвечающим современным требованиям.

  • Слайд 26

    Закон общественного развития

    • Это систематически воспроизводимые отношения в обществе в целом или в его отдельных частях
    • Закон ускорения истории: на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущее
    • Закон неравномерности развития разных народов и наций

  • Слайд 27

    Тема: «Потребности и способности человека»


  • Слайд 28

    Потребность

    Потребность – это состояние человека, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах и действиях, необходимых для его существования и развития и выступающее источником его активности, организующее познавательные процессы, воображение и поведение.

    Ученые выделяют три группы потребностей:

    • биологические: потребности в еде, сне, воздухе, тепле, и т.д.
    • социальные, которые порождены обществом и необходимы человеку для взаимодействия с другими людьми.
    • духовные: потребности в познании окружающего мира и самого человека.

  • Слайд 29

    Пирамида потребностей человека (по А. Маслоу)


  • Слайд 30

    Тема: «Особенности межличностных отношений».


  • Слайд 31

    Межличностные отношения - взаимосвязи отдельных личностей

    Виды:

    • деловые,
    • личные,
    • приятельские,
    • товарищеские,
    • семейные.

  • Слайд 32

    Система взаимосвязей

    • взаимодействие – согласованность действий;
    • взаимопонимание – понимание друг друга на основе взаимности;
    • взаимовосприятие – восприятие одним человеком другого человека, других людей.

  • Слайд 33

    Функции общения

    Общение – вид активности, при котором происходит обмен идеями и эмоциями. Часто в общение входит и обмен материальными предметами. Это более широкий обмен представляет собой коммуникацию.
    Коммуникации бывают следующих видов:

    • Материальная – обмен материальными ресурсами;
    • Духовная – обмен культурными ценностями;
    • Информационная – обмен деловой информацией.

  • Слайд 34

    В структуре общения и коммуникации выделяют

    • субъект – тот, кто является инициатором общения;
    • предмет передачи (материальные и информационные ресурсы)
    • средства общения – голосовой аппарат, органы слуха, зрения, осязания и обоняния, части тела человека, дополнительные механизмы (микрофон, наушники, радио, телефон и т.д.).

  • Слайд 35

    Функции общения

    • обмен информацией и материальными ресурсами;
    • передача опыта;
    • координация усилий разных групп людей и достижение общих целей, взаимопонимание;
    • удовлетворение потребности людей во взаимных контактах;
    • социализация – становление человека как личности.

  • Слайд 36

    Тема: «Малая группа»


  • Слайд 37

    Малая группа

    Малая группа – небольшая по численности совокупность людей, объединенных общими целями, интересами, ценностям, нормами и правилами поведения, а также постоянным взаимодействием.

  • Слайд 38

    Группа

    Группа – это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определённым признакам:

    • совместная деятельность;
    • единство цели;
    • межличностное взаимодействие;
    • характер отношений между членами группы.

  • Слайд 39

    Положение человека в малой группе называется статусом

    • Оно определяет права, обязанности и привилегии человека.
    • В разных группах один и тот же человек имеет разный статус – оно зависит от содержания деятельности группы и характеризуется авторитетом и престижем.

  • Слайд 40

    Формы малой группы

    • Диада,
    • Триада.

  • Слайд 41

    Структура малой группы

    • Лидер
    • Аутсайдер

  • Слайд 42

    Тема: «Нации и межнациональные отношения»


  • Слайд 43

    Нация

    Нация - автономная, не ограниченная территориальными рамками политическая группировка, члены которой привержены общим ценностям и институтам.

    Признаки нации:

    • общность языка;
    • общность экономической жизни;
    • общие черты психического склада;
    • национальное самосознание.

  • Слайд 44

    Этносы

    Этносы - большие группы людей, выделяемые на основе общности культуры, языка, сознания нерасторжимости исторической судьбы.

    Социальные общности, выделяемые по этническому признаку:

    • племена,
    • народности,
    • нации.

  • Слайд 45

    Национализм

    Национализм - идеология, суть которой в проповеди особенности и/или исключительности своего народа, приоритета национальных ценностей и т.д.

    Формы национализма:

    • Шовинизм
    • Антисемитизм

  • Слайд 46

    Причины межнациональных конфликтов

    • территориальные споры;
    • исторически возникшая напряжённость в отношении между народами;
    • политика дискриминации, проводимая господствующей нацией;
    • попытки национальных политических элит использовать национальные чувства в целях собственной популярности;
    • стремление народов к созданию собственной государственности.

  • Слайд 47

    Решение межнациональных конфликтов

    При решении этих конфликтов необходимо соблюдать гуманистические принципы политики в области национальных отношений:

    • отказ от насилия и принуждения;
    • поиск согласия на основе консенсуса всех участников;
    • признание прав и свобод человека важнейшей ценностью;
    • готовность к мирному урегулированию спорных проблем.

  • Слайд 48

    Глобализация

    Это процесс усиления интеграционных связей между отдельными народами и государствами

    • способствует развитию экономики
    • обеспечивает большую толерантность
    • предостерегают государства от крайних действий
    • не всегда ориентирована на развитие отечественного производства
    • нивелируются запросы людей
    • диктуются правила, выгодные развитым странам
    • навязываются далеко не лучшие идеалы и ценности в ущерб национальных культур
    • появление глобальных проблем

  • Слайд 49

    Глобальные проблемы

    • носят планетарный характер
    • угрожают всему человечеству
    • могут быть решены только совместными усилиями всех народов и государств

    Проблема войны и мира, экология, неравномерность развития стран, энергия и сырье, международный терроризм, СПИД, кризис духовности…

  • Слайд 50

    Влияние природы на развитие общества

    • общественное разделение труда, размещение отраслей производства
    • производительность труда
    • способности человека
    • темпы развития общества
    • характер производственных отношений
    • особенности духовной культуры
    • менталитет
    • социально-психологический облик народа

  • Слайд 51

    Экологические кризисы

    • загрязнение окружающей среды
    • быстрое истощение природных, сырьевых и энергетических ресурсов
    • чрезмерно быстрый рост населения
    • природные
    • антропогенные

  • Слайд 52

    Пути преодоления экологического кризиса

    • Дальнейшее развитие и совершенствование производительных сил (безотходное производство, новые искусственные материалы)
    • Отказ от технических завоеваний, переход на «чистую» энергию (солнца, ветра, воды)
    • Развитие техники и улучшение экологического воспитания

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд