Презентация на тему "Борис Николаевич Бугаев"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация на тему «Борис Николаевич Бугаев» рассказывает нам о русском писателе, поэте, критике, мемуаристе, стиховеде, одном из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом. Описывается биография поэта и его основные произведения.

Краткое содержание

  • Символизм
  • Биография
  • Симфонии
  • Белый и Блок
  • Петербург
  • Дмитрий Петрович Святополк-Мирский
  • Последний период жизни

Содержание

  • Слайд 1

    Борис Николаевич Бугаев

    Представитель символизма – одного из направлений модернизма.

  • Слайд 2

    Символизм

    Символизм — первое и самое значительное из модернистских течений в России. По времени формирования и по особенностям мировоззренческой позиции в русском символизме принято выделять два основных этапа.
    Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют «старшими символистами» (В. Брюсов, К.
    Бальмонт, Д. Мережковский, З.Гиппиус, Ф. Сологуб и др.).
    Поэтов 1900-х годов, вливших новые силы, существенно обновившие облик течения (А. Блок, А. Белый, В Иванов и др.). Принятое обозначение «второй волны» символизма — «младосимволизм».

  • Слайд 3

    Борис Николаевич Бугаев

    Борис Николаевич Бугаев (1880—1934) - русский писатель, поэт, критик, филолог, философ, теоретик символизма.
    Родился 14 октября 1880 в Москве в «профессорской» семье.
    Отец — Николай Васильевич Бугаев — выдающийся математик, основатель Московской
    математической школы.
    Мать, Александра Дмитриевна, — одна из первых московских красавиц, занималась музыкой и
    пыталась противопоставить художественное влияние «плоскому рационализму» отца. Суть этого
    родительского конфликта постоянно воспроизводилась Белым в его позднейших произведениях.
    Окончил в 1899 лучшую в Москве частную гимназию Поливанова, в 1903 — естественное отделение физико-математического факультета Московского университета. В 1904 поступил на историко-филологический факультет, однако в 1905 прекратил посещать занятия, а в 1906 подал прошение об отчислении в связи с поездкой за границу. Знакомство с последними достижениями физики, математики и естественных наук сказались на лексике, образах, темах и структуре произведений Белого, а также на основных принципах его работ по философии культуры.

  • Слайд 4

    Биография

    В 15 лет познакомился с семьёй Михаила Сергеевича Соловьёва. Их дом стал второй семьёй для Белого, в его доме позднее знакомится со «старшими» символистами — В. Брюсовым, Д. Мережковским, З. Гиппиус, которые познакомили его с новейшим искусством (творчеством М. Метерлинка, Г. Ибсена, О. Уайльда, Г. Гауптмана, живописью прерафаэлитов, музыкой Э. Грига, Р. Вагнера) и философией (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
    Именно М.С. Соловьев предлагает начинающему писателю взять псевдоним «Андрей Белый»,
    дабы скрыть от близких свои «декадентские увлечения».
    В 1902 году в биографии Андрея Белого совместно с друзьями был организован литературныйкружок «Аргонавты». А спустя 4 года членами кружка были опубликованы два сборника «Свободная совесть».

  • Слайд 5

    Симфонии

    Андрей Белый создает четыре литературных произведения «Симфонии»: (I - Северная, героическая 1900; II - Драматическая, 1902; III - Возврат 1905; IV - Кубок метелей, 1908). Литературный жанр «симфонии», созданный писателем, сразу продемонстрировал ряд существенных черт его творческого метода: тяготение к синтезу слова и музыки, соединение планов вечности и современности, эсхатологические настроения. В программной статье 1902 «Формы искусства» Белый утверждает, что именно в музыкальном произведении снимается обманчивый внешний покров видимых явлений и открываются тайны сущности мира. Критика не оценила по достоинству симфонические эксперименты Белого.

  • Слайд 6

    Белый и Блок

    С января 1903 начинается активная переписка Белого с Блоком по поэтическим и философско-религиозным вопросам. После личного знакомства в 1904 между поэтами возникает интимная и «мистическая», экзальтированная дружба. Вскоре их отношения приобретают драматический характер: в 1906 Белый переживает мучительное увлечение супругой Блока, которая ответила взаимностью. Эта ситуация показана в пьесе Блока «Балаганчик» . В 1906-1907 следуют два вызова на дуэль (поединки не состоялись). Отношения поэтов прерываются, но переписка между ними, свидетельствующая о глубинной противоречивой близости, продолжалась до смерти Блока и составила важнейшую страницу эпистолярной культуры «серебряного века».
    Когда Любовь Менделеева, жена Блока, приняла решение расстаться с Андреем Белым, он в
    подавленных чувствах отправился заграницу.
    Последней женой писателя была Клавдия Николаевна – робкая, покорная, но верная и помогающая женщина. С ней прошли последние годы биографии Андрея Белого.

  • Слайд 7

     

    В 1904 А. Белый публикует свой первый поэтический сборник «Золото в лазури». Наиболее значительными для дальнейших судеб русской поэзии в этом сборнике оказались эксперименты Белого со стихом. Это — разрушение традиционного силлабо-тонического метра, смешение двусложных и трехсложных размеров, расположение строк соответственно интонациям, что во многом предвосхищало «столбики» и «лесенку» тонических стихов В. Маяковского.
    В 1909 изданы сборники стихов «Пепел» и «Урна». В «Пепле» само название символически подчеркивает прощание со «сгоревшими» былыми мистическими надеждами. В сборнике слышны отзвуки революции 1905-1907, отчетливы социальные мотивы, трагическое восприятие забитости и беспросветной нужды «сермяжной» Руси (книга вышла с посвящением Н. А. Некрасову). Сборник «Урна» продолжает традицию русской философской поэзии, идущей от Е. Баратынского и Ф. Тютчева, отражает освоение автором разнообразных философских систем.

  • Слайд 8

     

    1909-10 — начало перелома в мироощущении Белого, поисков новых позитивных «путей жизни». Подводя итоги прежней творческой деятельности. Началом возрождения («второй зари») стало сближение и гражданский брак с художницей Асей Тургеневой, разделившей с ним годы странствий (1910-12, Сицилия — Тунис — Египет — Палестина), описанные в двух томах «Путевых заметок» (1911-22).
    Вместе с ней Белый переживает и новый период восторженного ученичества к создателю антропософии Рудольфу Штейнеру (знакомятся в 1912 в Германии). В антропософии видит воплощение своих духовных идеалов, достижение искомой гармонии между мистическим и научным познанием. В 1912-1916 Белый прослушал более 30 курсов (свыше 400 лекций) Р. Штейнера. В 1914-1916 участвует в возведении в Дорнахе (Швейцария) антропософского храма Гетеанума, все больше погружается в изучение оккультной традиции.
    В 1914-16 живёт в Дорнахе (Швейцария), участвуя в строительстве антропософского храма «Гетеанум». В августе 1916 возвращается в Россию. В 1914-15 пишет роман «Котик Летаев» — первый в задуманной серии автобиографических романов.
    Начало Первой мировой войны воспринял как общечеловеческое бедствие, Февральскую революцию 1917 Белый принял как неизбежный прорыв к спасению России. Октябрьскую революцию приветствовал как спасительное освобождение творческих начал от инерции застоя, возможность выхода России и вслед за ней всего мира на новый виток духовного развития. Плод подобных иллюзий — поэма 1918 Христос воскрес. В поэме — некий символ космической революции, продвигающий человечество к новой духовной общности.

  • Слайд 9

    Петербург

    «Петербург», 1911-1913, — высшем достижении прозы русского символизма. Тема романа выросла из двухсотлетней мифологии Петербурга, По словам Д.С. Лихачева, Петербург в романе — «не между Востоком и Западом, а Восток и Запад одновременно, т. е. весь мир. Так ставит проблему России Белый впервые в русской литературе». Пафос романа-посвящения, романа о «духовной инициации» здесь соединяется с комизмом и гротеском. «Петербург» — первый в мировой литературе «роман сознания».

  • Слайд 10

    Последний период жизни

    В 1921 Белый выезжает в Европу, провел два года, сблизится с М. Цветаевой, размышлял, не остаться ли за рубежом навсегда. В Европе опубликует 16 книг, в том числе поэму Глоссолалия (1922) - фантазию о космических смыслах звуков человеческой речи.
    Вернувшись в 1923 в Россию, задумывает в противовес былому роману о Петербурге историософскую эпопею Москва (изд. в 1989). Написаны были лишь две части 1-го тома. Эпопейный замысел оказался обречен на неудачу. Москва повествует о жизни, проникнутой совсем не объединяющим началом, а тем, что сам писатель называл «арахнеей» — словом, которое по своему символичному звучанию должно настроить читателя на ассоциации со словами из ряда: ахинея, анархия и т.п. Белый рисует картину «развоплотившейся» истории, лишившейся смысла, и эта картина неизбежно оказывается антиэпопейной.
    Умер Андрей Белый 8 января 1934 в Москве.

  • Слайд 11

    Дмитрий Петрович Святополк-Мирский

    «Андрей Белый, конечно же, самый оригинальный и самый влиятельный из всех символистов. Белый был весь обращен к будущему и из символистов был ближе всех к футуристам».
    «Котик Летаев - самое оригинальное и ни на что не похожее произведение Белого. Это история его собственного младенчества и начинается она с воспоминаний о жизни до рождения - в материнской утробе».

  • Слайд 12

    Евгений Иванович Замятин

    Евгений Иванович Замятин (1884 - 1937) - писатель, литературный критик, часто встречавшийся после возвращения на родину из Англии в 1917 г. с Белым в петроградском "Доме искусств", редакции "Всемирной литературы" и т. д.
    О Белом: «То, что он писал, было так же причудливо и необычно, как его жизнь. Поэтому, уже не говоря о его многочисленных теоретических работах, даже его романы оставались чтением преимущественно интеллектуальной элиты. Это был "писатель для писателей"». 1934г.

  • Слайд 13

    Используемые сайты

    • http://beliy.ouc.ru/
    • http://slova.org.ru/n/simvolizm/
    • http://er3ed.qrz.ru/belyi.htm
    • http://all-biography.ru/alpha/b/belyj-andrej-bely-andrei

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд