Презентация на тему "Духовная жизнь человека"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, предназначенная для проведения курса лекций для студентов по теме духовной жизни человека. Данная работа затрагивает такие темы, как культура, мораль, нравственность, религия и наука.

Краткое содержание

  • Духовный мир
  • Мировоззрение
  • Духовная культура
  • Культура
  • Мораль
  • Моральные нормы
  • Наука
  • Религия
  • Искусство
  • Виды искусств
  • Образование

Содержание

  • Слайд 1

     

    Духовная жизнь человека

    • Духовный мир (внутренний) человека– это то, что определяет его уникальность и неповторимость, делает его личностью. Это социальная деятельность людей, направленная на создание, усвоение, сохранение, распространение культурных ценностей общества.
    • Основой духовного мира человека является мировоззрение.
    • Мировоззрение, представляющее собой совокупность (систему) устойчивых взглядов, принципов, оценок и убеждений, определяющая отношение к окружающей деятельности и характеризующая видения мира в целом и место человека в этом мире.
    • Именно мировоззрение, а не объём знаний человека определяет его поведение и поступки.
    • Обыденные
    • Религиозные
    • Научные
    • Гуманистические
    • Ценности – это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное значение для человека и общества.
    • Ценность
    • Духовный мир человека
    • Цель и Смысл жизни мировоззрение
    • Жизненная стратегия
    • Вера Знания Ценности Чувства и эмоции цели

  • Слайд 2

     

    Духовная культура

    • Духовная культура – это система знаний и мировоззренческих идей, часть общей системы культуры, включающая духовную деятельность и её продукты.
    • Духовная культура формирует личность – её мировоззрение, взгляды, установки, ценностные ориентации. Благодаря ей могут транслироваться знания, умения, навыки, художественные модели мира, идеи и т. д. от индивида у индивиду, от поколения к поколению.
    • Образование
    • Этика
    • Религия
    • Эстетика
    • Духовная культура
    • Право
    • Наука

  • Слайд 3

     

    Культура

    Культура – это мир человека, способ его бытия. Там, где есть человек, его деятельность, взаимоотношения между людьми, – там и есть культура.

    В повседневной бытовой практике под культурой понимается:

    -возделывание, обработка, улучшение, совершенствование — «культурное растение», «физическая культура», «культуризм», «культиватор» и т. д.;

    -воспитание, образование, соблюдение нравственных норм, общепринятых правил, этикета — «культурный человек», «культура речи», «некультурное поведение» и т. д.;

    -искусство, творчество — «дом культуры», «художественная культура», «колледж культуры» и т. д.

    • Культура — искусственная среда, под словом «культура» воспринимается абсолютно всё, созданное человеком.
    • Материальная культура (орудия труда, здания, оборудование и т.д.)
    • Духовная культура (научные теории, произведения искусства и т. д.)
    • Духовная культура нуждается в материальном посреднике: сама книга, в которой опубликовано то или иное литературное произведение, может быть отнесена к материальной культуре.

  • Слайд 4

     

    В зависимости от того, кто создаёт культуру, каков её уровень и кто является её потребителем, различают три формы:

    Сущность диалога культур:

    -Личностный

    -Этнический

    -Межнациональный

    -Цивилизационный

    • Культура-донора
    • Культура-реципиент

    Уровень развития духовной культуры определяется объёмом создаваемых в обществе духовных ценностей (театры, музеи, библиотеки, консерватории)

    Но более важно качество духовной продукции (книги, картины, научные открытия)

    • Массовая культура (телевиденье, радио)
    • Элитарная культура (классическая музыка, картины Пикассо)
    • Народная культура (частушки, пословицы, басни)

  • Слайд 5

     

    Мораль

    • Мораль (от лат. нравы) – это социальный институт, одна из форм общественного сознания, выполняющая функцию регулирования поведения людей во всех без исключения областях общественной жизни.
    • Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

    И моральные, и правовые нормы являются социальными. Общим для них является то, что оба вида служат для регулирования и оценки поступков индивида. К различному можно отнести:

    -право вырабатывается государством, мораль — обществом;

    -право закреплено в государственных актах, мораль — нет;

    -за нарушение нормы права предполагаются санкции государства, за нарушение нормы морали — общественное осуждение и критика.

    Этика – это теория морали, особый раздел философии, исследующий вопросы о происхождении и сущности морали, о том, как должен поступать человек. Этика размышляет о том, что такое добро, а что – зло, в чём цель и смысл жизни человека.

  • Слайд 6

     

    Мораль – это регулятор социального поведения, один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью моральных норм.

    Моральные нормы:

    • «не лги», «уважай старших», «будь вежлив»

    Высшие духовные ценности:

    • Гуманизм, коллективизм, трудолюбие, патриотизм

    Нравственный идеал:

    • Морально безупречный человек

    Таким образом, моральные нормы формируются в зависимости от категорий морали, которые, являясь высшими духовными ценностями, определяют моральный идеал, господствующий в обществе.

    Совесть – это самооценка совершенных действий на основе понимания человеком своей ответственности перед обществом, выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль и самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности.

    Справедливость – это требование соответствия между должным и реальным, между ценностью чего-либо и его оценкой, между правами и обязанностями человека, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием.

    • Добро
    • Зло

  • Слайд 7

     

    Наука

    • Наука — особый вид человеческой познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний об окружающем мире.
    • Функции современной науки:
    • Культурно-мировоззренческая (познавательная);
    • Производительная;
    • Совершенствования производств;
    • Социальная сила;
    • Производительная сила общества: «Наука-техника-производство»
    • Научно-техническая революция (НТР) - коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства, в результате которого происходит трансформация индустриального общества в постиндустриального.
    • Учёный — представитель науки, осуществляющий осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества.
    • Освоение всё новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению;
    • Потребность в синтезе знания находит своё выражение в интеграции науки;

  • Слайд 8

     

    • Неклассическая
    • Эпоха Возрождения
    • Классическая
    • Постнеклассическая
    • XVII в
    • XIX – XX в
    • 70 г. XX в
    • Эволюции
    • Философия VI в до н. э.

    Научная картина мира (НКМ) — это особая форма систематизации знаний, качественное обобщение и мировоззренческих синтез различных научных теорий.

    Научная картина мира

    В процессе познания окружающего мира результаты познания отражаются и закрепляются в сознании человека в виде знаний, умений, навыков, типов поведения и общения. Совокупность результатов познавательной деятельности человека образует определенную модель (картину мира).

  • Слайд 9

     

    Религия

    • Религия – это связь с Богом, Священным, сверхъестественным:
    • Связь посредством сознания, познания, чувства, бессознательного;
    • Религиозные культы (ритуалы): культовая деятельность (церкви, мечети, живопись, музыка, одежда, благовонья);
    • Через посредника (шамана, колдуна, знахаря, жреца, пророка, мага, священника, пастора, мулла), религиозные организации;
    • Ценностно-ориентационная (добро и зло);
    • Ядром религии является – вера.
    • Формы религии:
    • Атеизм – неверие в бога;
    • Магия - способность управлять посредством собственной развитой воли
    • Анимизм – вера в духов (дух гор, рек, озера, леса);
    • Тотемизм – связь через родство, животных или растений;
    • Фетишизм – поклонение неодушевленным предметам;

  • Слайд 10

     

    Тип религий:

    -монотеистические (основанные на вере в единого Бога);

    -политеистические (многобожие);

    -ритуальные (с акцентом на выполнение определенных культовых действий);

    -религии спасения (признающие главным вероучение о мире и человеке и их посмертной судьбе);

    -национальные связанные с определенным народом);

    -мировые (не признающие национальных различий):

    • Христианство возникло в Палестине в I в. н. э., сначала у евреев, а потом у других народов. Выводятся из священных писаний – Библия. Основатель Иисус Христос. Три направления (Православие, католицизм, протестантизм);
    • Ислам – возник в VII в. в Аравии, родоначальником является Мухаммед. Основы вероучения изложены в Коране. Бог – Аллах. Основные направления суннизм и шиизм.
    • Буддизм возник в V – VI вв. до н. э. на севере-западе полуострова Индостан. Основатель – принц Сиддхартха, прозванный Буддой (просветлённый). Священные тексты Типитака. Идея буддизма изложена в 4 истинах;
    • Иудаизм – религия, которую исповедуют евреи, народ Израиля. Священная Тора (Пятикнижие) Моисея это вся жизнь еврея;

  • Слайд 11

     

    Искусство

    Искусство — процесс или итог выражения внутреннего мира в (художественном) образе, творческое сочетание элементов таким способом, который отражает чувства или эмоции.

    Функции искусства:

    • Средство коммуникации.
    • Искусство как развлечение.
    • Авангард, искусство ради политических перемен.
    • Искусство для психотерапии.
    • Искусство для пропаганды или коммерциализации.
    • Воображение.
    • Фундаментальный человеческий инстинкт гармонии, уравновешенности и ритма.
    • Наука, изучающая искусство в целом и связанные с ним явления — искусствоведение. Отрасль философия, занимающаяся изучением искусства — эстетика.
    • В широком смысле понятие “искусство" – есть выражение мастерства в любой области деятельности.

  • Слайд 12

     

    Виды искусств:

    • Архитектура – создание зданий и сооружений по законам красоты;
    • Скульптура – это пространственно-изобразительное искусство;
    • Живопись – вид изобразительного искусства;
    • Музыка – звуковые художественные образцы;
    • Хореография – танцевальное искусство;
    • Литература – словесный текст;
    • Театр – мысли и эмоции автора передаются зрителю или группе зрителей посредством действий актёра или группы актёров;
    • Кино – движущие изображение;
    • Цирк - акробатический спектакль юмора;
    • Другое;

  • Слайд 13

     

    Образование

    Образование — целенаправленная познавательная деятельность людей по получению знаний, умений, либо по их совершенствованию.

    Функции образования:

    • Профессионально-экономическая (повышение квалификации);
    • Социальная (социализация и воспитание личности);
    • Культурно-гуманистическая (обучение новых поколений знаниями, навыками, традициями, социально-культурному опыту);
    • Политико-идеологическая (государственное регулирование деятельности института образования);

    Уровни образования:

    • Общее образование (ясли, школа, лицей, гимназия);
    • Профессиональное (ПТУ, училище, колледж, техникум, вуз);
    • Послевузовское (аспирантура, докторантура);

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд