Презентация на тему "Духовная сфера"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Духовная сфера" рассказывает о множестве элементов, составляющие понятие духовной культуры: об искусстве, науке, образовании, религиях, морали и праве, их функциях, особенностях, изменениях с течением времени, разновидностях и др. После каждого блока приведены вопросы для закрепления пройденного материала.

Краткое содержание

  • Культура, ее виды, формы и функции;
  • Искусство, его виды, специфика и функции;
  • Наука и образование, их функции и особенности;
  • Религии, их разновидности, функции, этапы эволюции;
  • Мораль и право.

Содержание

  • Слайд 1

    Духовная сфера

    • наука, нравственность, религия,
    • философия, искусство,
    • научные учреждения,
    • учреждения культуры,
    • религиозные организации и
    • соответствующая деятельность людей

  • Слайд 2

    Культура

    Лат. cultura – возделывание, обрабатывание.

  • Слайд 3

    Материальная и духовная культура

    • Материальная культура – совокупность физических объектов, созданных человеческими руками, результат – вещи (артефакты).
    • Духовная культура – процесс духовного творчества и его результаты: научные открытия, произведения искусства, нравственные ценности и т.д., результат – символы.

  • Слайд 4

    Функции духовной культуры

    • Познавательная
    • Образовательно-воспитательная
    • Интегрирующая
    • Регулирующая
    • Социализирующая

  • Слайд 5

    Тест

    Первоначальное понятие культуры означало:

    1. все виды преобразовательной деятельности людей и ее результаты
    2. совокупность знаний, верований, искусства, морали и права
    3. возделывание земли
    4. все, что создано человеком

    К функциям духовной культуры не относится:

    1. образовательно-воспитательная
    2. интегрирующая
    3. регулирующая
    4. материально-производственная

  • Слайд 6

     

    К элементам духовной культуры не относится:

    1. религия
    2. наука
    3. средства производства
    4. мораль

  • Слайд 7

    Формы культуры

    • Народная
    • Элитарная
    • Массовая

  • Слайд 8

    Народная культура (фольклор)

    • Создается анонимными творцами, которые не имеют специальной подготовки.
    • В ней отражается менталитет народа.
    • Основные жанры – мифы, легенды, сказки, песни, танцы, анекдоты.
    • По исполнению могут быть индивидуальными, групповыми, массовыми.

  • Слайд 9

    Элитарная (высокая) культура

    • Создается профессиональными творцами для узкого круга людей, хорошо разбирающихся в тонкостях искусства.
    • Трудная для понимания неподготовленного человека («искусство ради искусства»).
    • Не ставит целью коммерческую выгоду, стремится к наиболее полному самовыражению создателя
    • фр. elite – лучшее, избранное

  • Слайд 10

    Массовая культура = поп-культура, китч, развлекательное искусство

    • Не выражает изысканных вкусов, понятна и доступна широким слоям населения.
    • Обладает низкой культурной ценностью, но способна удовлетворять сиюминутные запросы людей.
    • Главной целью является получение коммерческой выгоды.
    • Возникла в середине ХХ века

  • Слайд 11

    Разновидности массовой культуры

    • Молодежная субкультура – эзотерическая, эскапистская, урбанистическая культура, созданная молодыми людьми для себя.
    • Контркультура – совокупность культурных образцов, которые противостоят общей культуре и находятся в конфликте с господствующими ценностями.

  • Слайд 12

    Современная отечественная культура

    • внутренние
    • изменения
    • исторические
    • факторы
    • западная массовая
    • культура

  • Слайд 13

    Тест

    Какое суждение верно?

    А. Массовая и элитарная культура противоположны друг другу
    Б. Между массовой и элитарной культурой нет сегодня четко выраженных границ

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верно и А, и Б
    4. оба положения неверны

  • Слайд 14

    Специфика искусства

    • Искусство отражает мир с помощью художественных образов
    • высший уровень мастерства
    • форма практико-духовного освоения действительности

  • Слайд 15

    Общественные функции искусства

    • Эстетическая (способность к восприятию и преобразованию мира по законам красоты)
    • Гедоническая (доставление удовольствия, наслаждения)
    • Воспитательная (духовно-нравственное становление личности)
    • Познавательная (отражение объективного мира и его усвоение)

  • Слайд 16

    Специфика познания посредством искусства

    • Отражение мира с помощью художественных образов
    • Наглядный характер
    • Субъективное восприятие действительности

  • Слайд 17

    Виды искусства

    • Архитектура
    • Живопись
    • Скульптура
    • Литература
    • Декоративно-прикладное искусство
    • Театр
    • Цирк
    • Балет
    • Кино
    • Эстрада

  • Слайд 18

    Современное искусство: постмодернизм

    • Нет высших и низших видов, форм и жанров искусства.
    • Стирание различий между создателем и аудиторией, реальностью и фантазией.
    • Одна из главных форм – колллаж

  • Слайд 19

    Специфика науки

    Наука – система знаний о мире и его законах

    Основные элементы:

    • особая система знаний о природе, обществе, человеке
    • особый вид деятельности, направленный на получение новых знаний
    • система специальных организаций и учреждений

  • Слайд 20

    Социальные функции науки

    • Познавательная
    • Мировоззренческая (формирование системы взглядов на мир и на место в нем человека)
    • Прогностическая
    • Непосредственная производительная сила

  • Слайд 21

    Моральные (этические) нормы современного ученого

    • общечеловеческие (не кради, не лги, не навреди…)
    • касающиеся непосредственно научной деятельности (например, отстаивание истины, даже путем собственной жизни)
    • касающиеся социальной ответственности за свои открытия

  • Слайд 22

    Особенности современной науки

    • постоянно увеличивается объем научной информации (удваивается через каждые 5 – 10 лет)
    • охватывается все больше областей знаний (15 тысяч дисциплин)
    • растет количество ученых (в начале ХХ века – 100 тысяч, сейчас – более 5 миллионов)
    • наука превратилась в особую профессию

  • Слайд 23

    Тест

    Распределите перечисленное следующим образом: 3 позиции должны характеризовать деятельность художника, 3 – процесс работы ученого

    1. выбор сюжета
    2. выдвижение гипотезы
    3. выстраивание композиции
    4. теоретическое осмысление фактов
    5. создание художественных образов
    6. экспериментальная проверка

  • Слайд 24

    Специфика образования

    Образование – это целенаправленная деятельность людей по получению знаний, умений и навыков.

  • Слайд 25

    Функции образования

    • приобщение человека к достижениям человечества
    • передача и сохранение культурного наследия и накопленного опыта
    • подготовка человека к самостоятельной деятельности
    • развитие творческих способностей личности
    • воспитание и социализация личности

  • Слайд 26

    Основные направления развития современного образования

    • Демократизация
    • Гуманитаризация (увеличение доли гуманитарных дисциплин)
    • Гуманизация (усиление внимания к личности)
    • Фундаментальность (выявление и изучение главного)
    • Компьютеризация
    • Интеграция (интернационализация)

  • Слайд 27

    Тест

    Социальная функция образования заключается в том, что оно:

    А. обогащает людей знаниями и представлениями о современном мире
    Б. непосредственно добывает новое знание об окружающей действительности

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верно и А, и Б
    4. оба положения неверны

  • Слайд 28

    Специфика религии

    • Религия – совокупность представлений, верований и обрядов, объединяющих людей в единую общность.
    • Главный признак религии – вера в сверхъестественное.

  • Слайд 29

    Элементы религии

    • Религиозные представления
    • Религиозные настроения
    • Религиозные действия
    • Религиозные организации и институты
    • мифы , легенды, сказания, Библия, Коран…
    • любовь к Богу, страх перед злыми духами…
    • молитва, проповедь, таинство…
    • церковь, секта, монастырь…

  • Слайд 30

    Функции религии

    • Мировоззренческая
    • Утешительно-компенсаторная
    • Регулирующая (заповеди, традиции, нормы, ценности…)
    • Интегрирующая
    • Дезинтегрирующая
    • Коммуникативная (связь поколений, верующих друг с другом, с Богом)

  • Слайд 31

    Этапы эволюции религии

    • Родоплеменные древние верования
      1. Тотемизм (вера в сверхъестественные связи людей с животными, растениями)
      2. Фетишизм (вера в сверхъестественные свойства предметов)
      3. Анимизм (вера в существование духов и душ)
      4. Магия (вера в возможность влиять на окружающий мир с помощью действий, заговоров, заклинаний и т . д.)

  • Слайд 32

     

    • Национально-государственные религии (иудаизм, индуизм, синтоизм, конфуцианство и др.)
      1. возникли в период разложения родового строя и возникновения классового
      2. поклонение богам – покровителям своего народа
      3. сложная обрядность с элементами национальной культуры
      4. оформился особый слой служителей культа (жрецы)

  • Слайд 33

     

    • Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
      1. огромное число последователей
      2. космпополитизм (выход за пределы народов, государств)
      3. эгалитаризм (проповедь равенства всех людей)
      4. прозелитизм (стремление обратить в свою веру других)

  • Слайд 34

     

    • Новые религии (дзен-буддизм, кришнаизм, неоиндуизм…)
      1. основаны на мистике (общение с Богом через озарение, экстаз, откровение)
      2. возглавляются харизматическими лидерами
      3. обещают достижения счастья в земной жизни
      4. тяготеют к синкретизму (смешению)

  • Слайд 35

    Атеизм и свободомыслие

    • Атеизм – отрицание религиозных представлений и утверждение самодостаточности природы и человека.
    • Свободомыслие – позиция, утверждающая независимость человека от религии и церкви в решении общественных и личных проблем.

  • Слайд 36

    Тест

    Совокупность символических действий, направленных на сверхъестественное, это:

    1. культ
    2. клир
    3. религиозные представления
    4. религиозные организации

  • Слайд 37

     

    К функциям религии не относится:

    1. мировоззренческая
    2. утешительно-компенсаторная
    3. регулирующая
    4. гедоническая

  • Слайд 38

     

    Национальной религией является:

    1. христианство
    2. конфуцианство
    3. ислам
    4. буддизм

  • Слайд 39

    Специфика морали

    • Мораль – система исторически сложившихся требований, норм и правил поведения
    • Этика – учение о морали

    3 уровня:

    • нравственная практика (нравы, поступки, типичные ситуации)
    • моральное сознание («что такое хорошо, что такое плохо»)
    • нравственное самосознание (самооценка, готовность совершать выбор между добром и злом)

  • Слайд 40

    Функции морали

    • Регулирующая (поведение в соответствии с моральными нормами)
    • Аксиологическая (оценка: нравственно / ненравственно)
    • Ориентирующая (выработка системы ценностей, линии поведения)
    • Воспитательная (формирование общепризнанных образцов поведения)
    • Коммуникативная (взаимопонимание, общение)

  • Слайд 41

    Единство морали и права

    • Регулирующая функция
    • Нормативный характер
    • Единый фундамент общечеловеческих ценностей (добро/зло, хорошо/плохо)
    • Формирование отношений людей на основе справедливости, уважения прав и свобод человека

  • Слайд 42

    Различия

  • Слайд 43

    Тест

    Функция морали, которая заключается в оценке поступков, взглядов, отношений между людьми, называется:

    1. регулирующей
    2. аксиологической
    3. воспитательной
    4. коммуникативной

  • Слайд 44

    Общественная психология и идеология

    • Общественная психология – стихийно сложившаяся совокупность чувств, настроений, традиций, привычек, иллюзий и заблуждений, возникающих у различных социальных групп.
    • Общественная идеология – теоретическое сознание, выработанное, как правило, специалистами

  • Слайд 45

    Общественное мнение

    Общественное мнение – способ существования массового сознания, в котором проявляется отношение разных социальных групп к событиям и процессам

    формирование:

    • целенаправленно
    • стихийно

    по структуре:

    • монистическое
    • плюралистическое

  • Слайд 46

    Средства массовой коммуникации

    Предача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на ее членов.

  • Слайд 47

    Функции СМК

    • Информационная (предоставление информации)
    • Регулирующая (формирование поведения людей, манипуляция общественным мнением)
    • Культурологическая (распространение достижений культуры)

  • Слайд 48

    Тест

    Найдите в приведенном списке примеры средств массовой информации:

    1. газета «Аргументы и факты»
    2. журнал «Вопросы философии»
    3. радиостанция «Европа+»
    4. детектив Д. Донцовой
    5. театр «Сатирикон»
    6. киностудия «Мосфильм»

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд