Презентация на тему "Эффекты группового взаимодействия"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Эффекты группового взаимодействия" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    23
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

     

    Эффекты группового взаимодействия

  • Слайд 2

     

    Групповые эффекты - это механизмы функционирования группы, посредством которых осуществляются групповые процессы и достигаются групповые состояния. Они являются средствами, обеспечивающими интеграцию индивидуальных действий в совместной групповой деятельности и общении.

  • Слайд 3

    15 основных групповых эффектов:

    Эффект социальной фасилитации (ингибации). Эффект «принадлежность к группе». Эффект Рингельмана (социальная леность) Эффект «синергии». Эффект «группомыслия». Эффект «конформизма». Эффект «моды» (подражания). Эффект «ореола». Эффект «группового фаворитизма». Эффект «группового эгоизма». Эффект «маятника». Эффект «волны». Эффект «пульсара». Эффект «бумеранга». Эффект «мы — они».

  • Слайд 4

    Эффект социальной фасилитации -

    это факт присутствия других людей во время выполнения деятельности личности, улучшающий результат данной деятельности (при выполнении знакомой или простой работы). Этот эффект был открыт Норманом Триплетом в 1897 году. Может как усиливать, так и снижать мотивацию человека. Противоположный феномен- феномен социальной ингибиции – тенденция выполнять Деятельность хуже в присутствии других людей (при выполнении незнакомой или сложной работы). При этом ухудшаются чувствительность, концентрация внимания, показания сложной умственной Деятельности, генерирование идей. При этом улучшаются улучшается сила мышечного напряжения, продуктивность внимания (объем), долговременная память, ассоциативное мышление.

  • Слайд 5

    Социальный психолог Д. Майерс считает, что определяющими факторами такого рода реакций являются:

    количество окружающих людей. Воздействие других возрастает с увеличением их количества. Человек гораздо сильнее возбуждается в окружении большого количества людей; взаимоотношения симпатии или антипатии внутри группы; значимость окружающих людей для человека; степень пространственной близости между людьми. Социальное возбуждение тем сильнее, чем теснее друг к другу располагаются люди.

  • Слайд 6

    Эффект принадлежности к группе

    человек, отождествляя себя с какой-либо группой, стремится оценить ее положительно, поднимая таким образом статус группы и собственную самооценку Состоит из трех компонентов: когнитивный: заключается в осознании человеком принадлежности к группе и достигается путем сравнения своей группы с другими группами по ряду значимых признаков; эмоциональный: заключается в переживаний своей принадлежности к группе в форме различных чувств; поведенческий: проявляется тогда, когда человек начинает реагировать на других людей с позиций своего группового членства, а не с позиций отдельной личности, с того момента, когда различия между своей и чужими группами становятся заметными и значимыми для него.

  • Слайд 7

    Эффект Рингельмана (социальная леность) –

    это тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Проявляется тогда, когда размыта ответственность и, когда не измеряется личный вклад участников групповой деятельности. Не проявляется, когда: ставится сложная и захватывающая задача; когда каждого человека мотивируют тем, что его вклад в групповой деятельности бесценен; когда существуют условия межгруппового соревнования когда группа сталкивается со стимулирующим препятствием.

  • Слайд 8

    Факторы социальной лености:

    Наличие индивидуальной ответственности за результаты своего труда. Чем выше ответственность, тем ниже социальная лень. Групповая сплоченность и дружеские отношения. Люди в группах меньше бездельничают, если они друзья, а не чужие друг другу люди. Численность группы. Чем больше численность группы, тем выше социальная лень. Кросс-культурные различия. Члены коллективистических культур проявляют меньше социальной лени, чем члены индивидуалистических культур. Гендерные различия. Женщины в меньшей степени проявляют социальную лень, чем мужчины.

  • Слайд 9

    Эффект «синергии» -

    это прибавочная интеллектуальная энергия, которая возникает при объединении людей в целостную группу и выражается в групповом результате, который превышает сумму индивидуальных результатов. Изучал В. М. Бехтерев. Наиболее ярко эффект «синергии» проявляется при проведении «брейнсторминга» — «мозговой атаки», когда группе необходимо предложить много новых идей без их критического анализа и логического осмысления.

  • Слайд 10

    Эффект группомыслия –

    это способ мышления, приобретаемый людьми в ситуации, когда поиск согласия становится настолько доминирующим в сплоченной группе, что начинает пересиливать реалистическую оценку возможных альтернативных действий. Открыламериканский психолог Ирвинг Джанис. Возникает в ситуации, когда критерием истинности служит сплоченное мнение группы, которое противопоставляется мнению отдельного человека. В случае, когда члены группы сталкиваются с угрозой разногласий, споров и конфликтов, они стараются устранить возникшие при этом негативные чувства, пытаясь найти решение, устраивающее всех, даже если это решение не будет объективным и разумным с точки зрения каждого отдельного члена группы.

  • Слайд 11

    Эффект конформизма –

    групповое давление, в результате которого изменяется установка отдельной Личности, или изменение поведения или побуждений человека в результате реального или воображаемого давления группы. Все люди делятся на конформистов(люди, искренне принимающие мнение группы) и нонконформистов(противостоящих группе). Конформистское поведение делится на: одобрение(внутренний конформизм): человек искренне принимает мнение группы; уступчивость(внешний конформизм): человек демонстрирует согласие с группой, а сам остается при своем мнении; негативизм (конформизм наизнанку): человек всегда не согласен с требованием группы

  • Слайд 12

    Закономерности конформного поведения:

    Степень конформизма зависит от специфики групповой задачи. Степень наиболее высока, когда задача неопределенна и сложна. Наибольшая степень конформизма в группе от 3 до 5 человек. Увеличение размеров группы приводит к снижению. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком. Чем выше сплоченность группы, тем сильнее власть группы над ч-ком. Дети более внушаемы (после 15 лел снижается). Женщины более чем мужчины.

  • Слайд 13

    Эффект моды (подражания) –

    один из основных механизмов групповой интеграции, при котором в процессе группового взаимодействия члены группы вырабатывают общие эталоны, стереотипы поведения, следование которым подчеркивает и укрепляет их членство в группе. Люди более склонны следовать примеру похожего на них человека, чем непохожего. Способствует адаптации людей друг к другу, согласованности их действий, подготовленности к решению групповой задачи. Он близок к эффекту конформизма. Отличием является следование групповым требованиям на добровольной основе.

  • Слайд 14

    Эффект «ореола» («галоэффект») -

    это влияние на содержание знаний, мнений, оценок личности специфической установки, имеющейся у одного человека по отношению к другому. Возникает при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. В негативном смысле этот эффект проявляется в преуменьшении достоинств объекта восприятия, что приводит к предубеждению в отношении к нему со стороны воспринимающих людей. Предубеждение — это специфическая установка субъектов, основанная на информации об отрицательных качествах объекта. Такая информация, как правило, не проверяется на достоверность и надежность, а воспринимается на веру.

  • Слайд 15

    Эффект ореола возникает в условиях:

    дефицита времени. У человека нет времени, чтобы обстоятельно познакомиться с другим человеком и внимательно обдумать его личностные качества или ситуацию, в которую он попал; перегруженности информацией. Человек настолько перегружен информацией о различных людях, что у него нет возможности и времени подумать детально о каждом в отдельности; незначимости другого человека. Соответственно, возникает смутное, неопределенное представление о другом, его «ореол»; стереотипа восприятия. Возникает на основе обобщенного представления о большой группе людей, к которой данный человек по тем или иным параметрам принадлежит; яркости, неординарности личности. Одна какая-то черта личности бросается в глаза окружающим и оттесняет на задний план все ее другие качества. Физическая привлекательность часто является именно такой характерной чертой.

  • Слайд 16

    Эффект группового фаворитизма –

    это тенденция каким-либо образом благоприятствовать членам своей группы, в противовес членам другой группы. Закономерности действия группового фаворитизма: эффект группового фаворитизма сильнее проявляется , когда группы находятся в ситуации конкуренции друг с другом; проявляется сильнее в отношении тех групп, с которыми возможно четкое однозначное; членство в группе оказывается более важно, чем межличностное сходство; члены группы склонны объяснять возможный успех своей группы внутригрупповыми факторами, а ее возможную неудачу — факторами внешнего порядка

  • Слайд 17

    Эффект группового эгоизма –

    это направленность групповых интересов, целей и норм поведения против интересов, целей и норм поведения отдельных членов группы или всего общества. Цели группы достигаются за счет ущемления интересов ее отдельных членов, в ущерб интересам общества. Проявляется в том случае, когда цели, ценности группы, стабильность ее существования становятся важнее отдельной личности, значимее целей общества. Тогда личность обычно приносится в жертву целостности группы, полностью подчиняется ее требованиям и стандартам поведения.

  • Слайд 18

    Эффект «маятника» -

    это циклическое чередование групповых эмоциональных состояний стенического и астенического характера. Интенсивность проявления и временная протяженность эмоциональных состояний определяются значимыми для членов группы условиями и событиями их совместной деятельности. Настроение зависит от некоторых факторов: времени суток и дня недели: в конце рабочего дня и недели настроение работников ухудшается, поскольку накапливается усталость; особенностей психологической структуры группы, лидерских процессов; уровня дисциплины труда в группе: чем выше дисциплина труда, тем лучше настроение и эмоциональное состояние членов группы; сложившейся системы взаимоотношений в группе, уровня конфликтности или сплоченности: чем выше уровень конфликтности, тем хуже настроение.

  • Слайд 19

    Эффект «волны» -

    это распространение в группе идей, целей, норм и ценностей. Волновой эффект возможен только тогда, когда новая идея отвечает потребностям и интересам людей, а не противоречит им. Если новая идея отвечает потребностям и интересам людей, то она понимается и развивается людьми, служит стимулом их активности, если наоборот, волновой эффект затухает.

  • Слайд 20

    Эффект «пульсара» -

    это изменение групповой активности в зависимости от различных стимулов. как проявление групповой активности, заключается в резком повышении активности в начале процесса деятельности, затем, когда задача решена, в спаде активности, т. е. людям требуется отдых. Потом групповая активность возвращается на оптимальный уровень, необходимый для нормальной, слаженной, бесперебойной работы группы.

  • Слайд 21

    Эффект «бумеранга» -

    это эффект, при котором человек, воспринимающий информацию, не признает ее содержание или вывод истинными и продолжает придерживаться ранее существовавшей установки или вырабатывает новое оценочное суждение по отношению к освещаемому событию, но это суждение или установка, как правило, оказываются противоположными той установке, которую пытались ему внушить через средства массовой коммуникации. Может возникнуть в случае противоречивости информации, недоверия к ее источнику, методам убеждения и пр.

  • Слайд 22

    Эффект «мы и они» -

    это чувство принадлежности к определенной группе людей (эффект «мы») и, соответственно, чувство отстраненности от других, размежевания с другими группами (эффект «они») Включает два более частных эффекта: эффект сопричастности(что член группы ощущает себя сопричастным проблемам, делам, успехам и неудачам той группы, к которой он реально принадлежит или субъективно причисляет себя); эффект эмоциональной поддержки(член группы ожидает эмоциональной поддержки, сочувствия, сопереживания, помощи со стороны остальных членов группы).

  • Слайд 23

     

    Спасибо за внимание !

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд