Презентация на тему "Эксперимент" 11 класс

Презентация: Эксперимент
1 из 37
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
5.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию на тему: "Эксперимент", адресованная студентам либо учащимся старших классов. Автор рассказывает о необходимых факторах для удачного проведения эксперимента и основных ошибках, которые допускают неопытные исследователи.

Краткое содержание

  • Что такое эксперимент?
  • Общие черты эксперимента
  • Принципы теории планирования эксперимента
  • Классификация экспериментов
  • Планирование эксперимента
  • Методика проведения эксперимента
  • Статистические требования к результатам
  • Требования ко всей системе факторов
  • Методы и способы измерений, погрешности измерений

Содержание

  • Презентация: Эксперимент
    Слайд 1

    Эксперимент

  • Слайд 2

    Что такое эксперимент?

  • Слайд 3

    Эксперимент

    • Эксперимент - наблюдение в специально создаваемых и контролируемых условиях, что позволяет восстановить ход явления при повторении условий. Эксперимент, как правило, осуществляется на основе теории или гипотезы, определяющих постановку задачи и интерпретацию результатов.
    • Эксперимент - метод эмпирического исследования, при котором ученый воздействует на изучаемый объект спомощью специальных материальных средств (экспериментальныхустановокиприборов) сцельюполучениянеобходимойинформацииосвойствахиособенностяхэтихобъектовилиявлений.
  • Слайд 4

    Общие черты эксперимента – это необходимость…

    • контролировать любой эксперимент, т.е. исключать влияние внешних переменных, не принятых исследователем по тем или иным причинам к рассмотрению;
    • определять точность измерительных приборов и получаемых данных;
    • уменьшать до разумных пределов число переменных в эксперименте;
  • Слайд 5
    • составлять план проведения эксперимента, наилучший с той или иной точки зрения;
    • проверять правильность полученных результатов и их точность;
    • выбирать способ обработки экспериментальных данных и форму представления результатов;
    • анализировать полученные результаты и давать их интерпретацию в терминах той области, где эксперимент проводится
  • Слайд 6

    Принципы теории планирования эксперимента

    • стремление к минимизации общего числа опытов;
    • одновременное варьирование всеми переменными, определяющими процесс, по специальным правилам – алгоритмам;
    • использование математического аппарата, формализующего многие действия экспериментатора;
    • выбор четкой стратегии, позволяющей принимать обоснованное решение после каждой серии экспериментов.
  • Слайд 7

    Классификация экспериментов

  • Слайд 8

    Виды экспериментов?

  • Слайд 9

    По способу формирования условий:

    • естественные
    • искусственные
  • Слайд 10

    По условиям проведения:

    1) лабораторный

    2) естественный

    3) исследовательский

    4) проверочный

    5) воспроизводящий

    6) изолирующий

    7) количественный

    8) физический

    9) химический и т.д.

  • Слайд 11

    По основной цели:

    • преобразующие
    • констатирующие
    • контролирующие
    • поисковые
    • решающие
  • Слайд 12

    По основной цели:

    • преобразующие - предполагает активное изменение структуры и функций изучаемого объекта, преднамеренное создание условий, которые должны способствовать появлению его новых качеств
    • констатирующие - представляет собой процедуру проверки какого-либо исходного предположения; целью данного эксперимента является фиксация наличия или отсутствия определенных свойств, отношений, эффектов, состояний и т.п.
    • контролирующие - решает задачу обеспечения контроля над изучаемым объектом, управления объектом с помощью воздействующих факторов с одновременным изучением изменений его состояния в зависимости от воздействия
    • поисковые - не имеет всецело систематического характера; часто он является лишь начальной стадией в серии экспериментальных исследований. Проводится в тех ситуациях, когда недостаточно известен комплекс факторов, влияющих на изучаемый объект. Поэтому такой эксперимент носит разведывательный, предварительный характер.
    • решающие - В этом случае решающим экспериментом становится такой, результаты которого однозначно свидетельствуют в пользу одной теоретической системы и опровергают альтернативную ей систему.
  • Слайд 13

    По признаку получения информации о предметах эксперимента:

    • качественный, устанавливающий наличие или отсутствие предлагаемых теорией явлений.
    • измерительный или количественный эксперимент, устанавливающий численные параметры какого-либо свойства (или свойств) предмета, процесса.
    • мысленный эксперимент.
    • социальный эксперимент, осуществляемый в целях внедрения новых форм социальной организации и оптимизации управления. Сфера социального эксперимента ограничена моральными и правовыми нормами.
  • Слайд 14

    По характеру исследуемого объекта физические:

    • химические
    • биологические
    • психологические
    • социальные эксперименты
  • Слайд 15

    По структуре изучаемых объектов и явлений:

    • простые
    • сложные

    По характеру внешних воздействий на объект исследования:

    • вещественные
    • энергетические
    • информационные

    По характеру взаимодействия средства экспериментальногоисследования с объектом исследования:

    • обычный (прямой)
    • модельный
  • Слайд 16

    По типу моделей, исследуемых в эксперименте:

    • материальный
    • мысленный

    По контролируемым величинам:

    • пассивный
    • активный
  • Слайд 17

    По числу варьируемых факторов:

    • однофакторный
    • многофакторный

    По характеру изучаемых объектов или явлений:

    • технологические
    • социометрические
  • Слайд 18

    По методу и результатам исследования

    • Качественный эксперимент - предпринимается для того, чтобы выявить действие тех или иных факторов на исследуемый процесс без установления точной количественной зависимости между ними. Такие эксперименты скорее носят исследовательский, поисковый характер.
    • Количественный эксперимент строится с таким расчетом, чтобы обеспечить точное измерение всех существенных факторов, влияющих на поведение изучаемого объекта или ход процесса. Проведение такого эксперимента требует использования значительного количества регистрирующей и измерительной аппаратуры, а результаты измерений нуждаются в математической обработке.
  • Слайд 19

    По самому методу осуществления

    • статистические
    • нестатистические

    Во многих же экспериментах в биологии, агрономии, технологии первоначальные величины заданы статистически, и поэтому построение таких экспериментов с самого начала предполагает использование методов статистики и теории вероятностей.

    Различие между статистическими и нестатистическими экспериментами сводится не к использованию статистики вообще, а к способу выражения величин, с которыми имеют дело в эксперименте. Если в нестатистических экспериментах сами исследуемые величины заданы индивидуальным образом, то статистика здесь используется только для оценки результатов исследования.

  • Слайд 20

    Планирование эксперимента

    • План проведения каждого конкретного эксперимента обладает своими специфическими чертами и особенностями.
    • Не существует единого шаблона или схемы, с помощью которых можно было бы строить эксперимент для решения любой проблемы в любой отрасли экспериментальных наук.
    • Можно наметить только общую стратегию и дать некоторые общие рекомендации по построению и планированию эксперимента.
  • Слайд 21

    Для проведения необходимо:

    • разработать гипотезу, подлежащую проверке;
    • создать программы экспериментальных работ;
    • определить способы и приемы вмешательства в объект исследования;
    • обеспечить условия для осуществления процедуры экспериментальных работ;
    • разработать пути и приемы фиксирования хода и результатов эксперимента (приборы, установки, модели и т.п.);
    • обеспечить эксперимент необходимым обслуживающим персоналом
  • Слайд 22

    Методика проведения эксперимента

    Методика – это совокупность мыслительных и физических операций, размещенных в определенной последовательности, в соответствии с которой достигается цель исследования.

    Методика включает:

    • проведение предварительного целенаправленного наблюдения над изучаемым объектом или явлением с целью определения исходных данных (гипотез, выбора варьирующих факторов);
    • создание условий, в которых возможно экспериментирование (подбор объектов для экспериментального воздействия, устранение влияния случайных факторов);
    • определение пределов измерений;
  • Слайд 23
    • систематическое наблюдение за ходом развития изучаемого явления и точные описания фактов;
    • проведение систематической регистрации измерений и оценок фактов различными средствами и способами;
    • создание повторяющихся ситуаций, изменение характера условий и перекрестные воздействия, создание усложненных ситуаций с целью подтверждения или опровержения ранее полученных данных;
    • переход от эмпирического изучения к логическим обобщениям, к анализу и теоретической обработке полученного фактического материала.
  • Слайд 24

    Статистические требования к результатам

    • требование эффективности оценок, т.е. минимальность дисперсии отклонения относительно неизвестного параметра;
    • требование состоятельности оценок, т.е. при увеличении числа наблюдений оценка параметра должна стремиться к его истинному значению;
    • требование несмещенности оценок – отсутствие систематических ошибок в процессе вычисления параметров.

    ! Совместимость требований

  • Слайд 25

    Модель объекта исследования как черный ящик

    Факторы

    Х1, Х2, Х3…Хn

    Параметры оптимизации

    Y1, Y2, Y3…Yn

    Фактор - измеримая переменная величина, принимающая в некоторый момент некоторое определенное значение и соответствующая одному из возможных способов воздействия на объект исследования.

    • факторы, определяющие сам объект;
    • факторы, определяющие его состояние.

    Каждый фактор имеет область определения и ограничения (принципиальные и технические).

    оптимальное управление возможно при неполной информации

    Объект исследования

  • Слайд 26

    Требования ко всей системе факторов

    отсутствие корреляции между любыми двумя факторами - возможность установления какого-либо фактора на любой уровень, вне зависимости от уровней других факторов (требование некоррелированности не означает, что между факторами нет никакой связи - достаточно, чтобы эта связь не была линейной).

    совместимость факторов.

    Несовместимость факторов возникает в том случае, если некоторые комбинации их значений, каждое из которых лежит внутри области определения, не могут быть осуществлены.

    Если в эти комбинации входят значения факторов, близкие к границам областей их определения, то устранение несовместимости производится просто сокращением областей.

    Если запрещенные значения лежат внутри областей, то устранение несовместимости производится расчленением задачи на части.

    !!! полнота факторов

  • Слайд 27

    Методы и способы измерений, погрешности измерений

  • Слайд 28

    Теория измерений

    • Измерение – это нахождение искомой величины опытным путем с помощью специальных технических средств или методов.
    • Суть измерения составляет сравнение измеряемой величины с известной величиной, принятой за единицу (эталон).
    • Теорией и практикой измерения в технических науках занимается метрология – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения их единства и способах достижения требуемой точности.
  • Слайд 29

    Классификация измерений

    • Прямые измерения - искомую величину устанавливают непосредственно из опыта.
    • Косвенные измерения – искомую величину устанавливают функционально от других величин, определенных прямыми измерениями. (определение объема тела по прямым измерениям его геометрических размеров, нахождение удельного электрического сопротивления проводника по его сопротивлению)
    • Абсолютные измерения – это прямые измерения в единицах измеряемой величины.
    • Относительные измерения представляют собой отношение измеряемой величины к одноименной величине, играющей роль единицы или измерения этой величины по отношению к одноименной, принимаемой за исходную.
    • (измерение относительной влажности воздуха, определяемой как отношение количества водяных паров в 1 куб.м воздуха к количеству водяных паров, которое насыщает 1 куб.м воздуха при данной температуре. )
  • Слайд 30

    При совокупных измерениях одновременно измеряются несколько одноименных величин, а искомую величину при этом находят путем решения системы уравнений.

    При совместных измерениях – одновременно проводят измерения неодноименных величин для нахождения зависимости между ними.

  • Слайд 31

    Методы измерений

    • Методнепосредственной оценки соответствует определению значения величины непосредственно по отсчетному устройству измерительного прибора прямого действия (например, измерение массы на циферблатных весах).
    • При использовании метода сравнения с мерой измеряемую величину сравнивают с величиной, воспроизводимой мерой (например, измерение массы на рычажных весах с уравновешиванием гирями).
    • При методе противопоставления осуществляется сравнение с мерой (измеряемая величина и величина, воспроизводимая мерой, одновременно воздействуют на прибор, с помощью которого устанавливается соотношение между этими величинами, как, например, при измерении массы на равноплечных весах с помещением измеряемой массы и гирь на двух противоположных чашках весов).
  • Слайд 32

    Методы сравнения

    • При нулевом методе результирующий эффект воздействия величины на прибор доводят до нуля (например, измерение электрического сопротивления мостом с полным его уравновешиванием).
    • При дифференциальном методе на измерительный прибор воздействует разность измеряемой и известной величины, производимой мерой (например, измерение вольтметром разности двух напряжений, из которых одно известно с большой точностью, а другое является искомой величиной).
    • При методе замещения измеренную величину замещают известной величиной, воспроизводимой мерой (например, взвешивание с поочередным помещением измеряемой массы и гири на одну и ту же чашку весов).
    • При методе совпадений разность между измеряемой величиной и величиной воспроизводимой мерой измеряется с использованием совпадения отметок шкал или периодических сигналов (измерение частоты вращения тела стробоскопом).
  • Слайд 33

    Характеристика измерительных приборов

    1. Погрешность
    2. Чувствительность
    3. Точность
    4. Стабильность
  • Слайд 34

    1) Погрешность

    Систематические погрешности

    Причины: недоброкачественные материалы, комплектующие изделия, применяемые для приготовления приборов; плохое качество изготовления приборов; неудовлетворительная эксплуатация и др.

    Факторы влияние: градуировка шкалы и периодическая проверка приборов.

    Случайные погрешности

    Факторы влияния: ошибки отсчета, параллакс, вариация и т.д.

    ! Необходимо рассматривать суммарные погрешности приборов.

  • Слайд 35

    3

    2) Чувствительность - способность отсчитывающего устройства реагировать на изменения измеряемой величины.

    Под порогом чувствительности прибора понимают наименьшее значение измеренной величины, вызывающее изменение показания прибора, которое можно зафиксировать.

    3) Точность - характеризуется суммарной погрешностью.

    Средства измерения делятся на классы точности. Класс точности – это обобщенная характеристика, определяемая пределами основной и дополнительных допускаемых погрешностей, влияющих на точность.

  • Слайд 36

    4) Стабильность (воспроизводимость прибора) – это свойство отсчетного устройства обеспечивать постоянство показаний одной и той же величины. Со временем в результате старения материалов стабильность показаний приборов нарушается.

    Все средства измерения проходят периодическую проверку на точность. Такая проверка предусматривает определение и по возможности уменьшение погрешностей приборов.

    Проверка позволяет установить соответствие данного прибора регламентированной степени точности и определяет возможность применения для данных измерений.

  • Слайд 37

    Ошибки при экспериментах

    • Отсутствие программы
    • Потеря важнейшего фактора
    • Исследование влияния ряда взаимосвязанных факторов
    • Отсутствие учета суммарной погрешности
    • Необъективный перевод результатов из одной шкалы в другую
    • Неточные записи результатов, потеря промежуточных результатов
    • Формулировка логических выводов без статистических оснований
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке