Презентация на тему "Институционализация прав человека"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, адресованная студентам и посвященная институционализации прав человека в России. Автор рассказывает о зарождении правозащитных организаций в нашей стране и наиболее ярких их представителей.

Краткое содержание

  • Права человека и их нарушения
  • Права человека и российское право
  • Проблемы институционализации прав человека в России
  • Другие проблемы
  • Проблемы правоприменительной практики
  • Права человека в общественной дискуссии
  • Достижения
  • Государственные правозащитные институты
  • Основные функции Омбудсмана
  • Ре-активная и про-активная составляющая работы УПЧ
  • Основные функции правозащитных НКО
  • Типы правозащитников
  • Правозащитные организации современной России

Содержание

  • Слайд 1

    Институционализация прав человека в современной России

    Александр Сунгуров

    Курс «Публичная политика и права человека». Тема 6.

  • Слайд 2

    Направления анализа институционализации прав человека

    1. Инкорпорация прав человека в нормативную базу государства и в процесс правоприменения.

    2. Включение концепции прав человека в широкую общественную дискуссию и ее принятие существенной частью общества.

    3. Появление и развитие государственных правозащитных институтов.

    4. Развитие общественных правозащитных организаций.

  • Слайд 3

    Права человека и их нарушения.

    • Человек и бюрократическая машина администрации.
    • Внутриармейский беспредел.
    • Условия в местах заключения и пытки при дознании.
    • Права беженцев и вынужденных переселенцев.
    • Права детей и женщин.
    • Проблема прав национальных меньшинств, «титульных наций» в российских республиках и прав некоренного населения.
    • Особенности соблюдения прав человека в российских регионах.

  • Слайд 4

    1. Права человека и российское право

  • Слайд 5

     

    • Инкорпорация прав человека в нормативную базу государства, проникновение этой концепции из сферы естественного в сферу позитивного права.
    • Изменение правоприменительной практики

  • Слайд 6

    Достижения

    • Закрепленные в Конституции положения о правах человека соответствуют лучшим мировым стандартам
    • Вступлением в Совет Европы мы признали юрисдикцию Европейского суда по правам человека.
    • Законы в основном соответствуют нормам прав человека

  • Слайд 7

    Проблемы институционализации прав человека в России

    1. Подавляющее большинство российских юристов, особенно работающих в государственных структурах, воспринимают право как исключительно как совокупность существующих в стране законов, то есть исходят из позитивистской концепции права.

  • Слайд 8

    А.И.Ковлер, судья Европейского суда по правам человека:

    «Противостояние между двумя типами правопонимания– легистского, настаивающего на монополии государства на правотворчество, и юридического, признающего множественность субъектов правотворчества – похоже, закончилось победой сторонников юридического, антилегистского, подхода, хотя на практике «скрытое» право все еще продолжает пребывать на полулегальном положении по отношению к праву «официальному»

  • Слайд 9

    А.И.Ковлер на 15-летии Центра СТРАТЕГИЯ (Москва)

    .

  • Слайд 10

    Джек Донелли, в книге о правах человека:

    «Требования соблюдения прав человека сущностно экстралегальны

    (выходят за пределы существующего нормативного поля – А.С.) – их главная цель поставить под сомнение или изменить существующие институты, практики или нормы, особенно юридические институты и нормы».

    Donnely Jack. Unversal Human Rights in Theory and Practice. – Inhaca, N.Y.: Cornell Univ. Press, 1989. P. 14.

  • Слайд 11

    Другие проблемы:

    • Ряд законов и многие подзаконные акты приводят к фактическому нарушению прав человека
    • Выплачивая компенсации по решениям Страсбургского суда, реальных действий по изменению
    • Изменений правоприменительной практики практически не происходит
    • Дело «Будтов против России – 2»

  • Слайд 12

    Яркий пример

    • Законодательство и митингах и демонстрациях
    • Право записано в Конституции
    • В законе зафиксирован уведомительный характер
    • Однако подзаконные акты фактически превращают – в разрешительный
    • Стратегия - 31

  • Слайд 13

    Проблемы правоприменительной практики

    Ситуация еще более далека от уважения к правам человека

    Если в нормативном акте – пишется то, что должно быть То в практике реализуется – как есть на самом деле

    Особо ярко это происходит в процессе выборов А также в деятельности милиции

  • Слайд 14

    Проблема:

    Власть, нарушающая права человека, пользуется поддержкой большинства населения

    Т.е. соблюдение прав человека не стало пока реальной потребностью общества

    Людей в основном интересует социально-экономические права/интересы/претензии…

    И пока Труба дает возможность поддерживать некий уровень…

  • Слайд 15

    2. Права человека в общественной дискуссии

  • Слайд 16

     

    Включение концепции прав человека в публичную дискуссию, в которой принимают участие самые различные группы населения, а не только исходные адепты этой концепции, а также принятие концепции прав человека существенной частью общества.

  • Слайд 17

    Включение концепции прав человека в широкую общественную дискуссию

    Одной из проблем является проблема инкорпорации возникшего в недрах западно европейской цивилизации концепта в российскую и иную национально-культурную среду

    Эта проблема тесно связана с проблемой степени изменчивости политической культуры

  • Слайд 18

    Достижения

    В тему прав человека постепенно включаются все большие слои общества

    • Академическое сообщество
    • Православная церковь и воцерковленная общественность

  • Слайд 19

    в 2008 году

    На Архиерейском соборе РПЦ были приняты «Основы учения Русской православной церкви о достоинстве, свободе и правах человека»

    Вопрос о необходимости поиска баланса между правами и обязанностями личности, о связи прав человека и его достоинства.

  • Слайд 20

    Однако многие правозащитники

    протестуют против вторжения в тему прав человека иных групп населения, и особенно- церкви

    Глеб Якунин: «“Декларация" подрывает демократические основы общества и вносит свою лепту в ползучий конституционный переворот»

  • Слайд 21

    С.Н. Егоров, СПб.:

    «Казалось бы, секуляризм окончательно победил в цивилизованном мире и, в частности, в России.

    Ан нет. Церковь снова, как и в средние века, хочет порулить всем обществом, а не только своими членами»

  • Слайд 22

    Однако

    В реальной России представители либерализма, с котором связано само понятие прав человека

    Явно не в большинстве Поэтому то так необходима дискуссия и обсуждения темы прав человека

    С представителями иных идеологий – социалистической, консервативной и т.д.

  • Слайд 23

    3. Государственные правозащитные институты

  • Слайд 24

     

    • Как появляются и развиваются государственные институты, основной целью которых является именно защита прав человека?
    • Кто им помогает и кто мешает?

    Основной институт- Уполномоченный по правам человека в РФ и в субъектах РФ

  • Слайд 25

    Появление и развитие государственных правозащитных институтов.

    Развитие государственных правозащитных институтов тема трансфера правозащитных институтов – например, института омбудсмана,

    Возможны варианты –

    • Отторжение
    • Имитация
    • Копирование
    • Адаптация

  • Слайд 26

    Краткая история появления и самоорганизации

    Самые первые:

    • 1996 г. – Избран УПЧ в Республике Башкортостан – Ч.Б.Газизов
    • 1997 – избран УПЧ в Свердловской области В.В.Машков
    • 1998 – Избран УПЧ в Смоленской области В.Н.Осин

  • Слайд 27

     

    • Ч.Б.Газизов
    • В.Н.Осин

  • Слайд 28

    Программа «Региональный омбудсман» (СПб центр СТРАТЕГИЯ и Совет Европы)

    1998 г: Конференции: «Развитие института УПЧ на Северо-Западе России», СПб, март и

    Развитие института УПЧ на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, Иркутск, июнь.

    Семинары-тренинги по развитию института Уполномоченного): Осетия, сентябрь, Самара, ноябрь.

    • 1999 г.: Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Псков, Новосибирск
    • 2000 г.: Сыктывкар, Ростов-на-Дону, Пушкин, Краснодар, Махачкала, Смоленск, Звенигород, Светлогорск

  • Слайд 29

    2001 – Красноярск2002 - Владивосток

  • Слайд 30

     

    • 1999 г.:

    Назначены Уполномоченные по правам человека в Саратовской области А.С.Ландо

    И в Астраханской области – В.В.Виноградов

    • 2000 г.:

    Назначены Уполномоченные по правам человека в Волгоградской области – М.А.Таранцов

    И в Республике Татарстан – Р.Г.Вагизов

    Октябрь 2000 г. – Первый Круглый стол УПЧ в Астрахани, подписание Астраханского соглашения

  • Слайд 31

    I Круглый стол Уполномоченных в субъектах РФ (Астрахань, 5.10.00)

  • Слайд 32

     

  • Слайд 33

    Тогда их было всего Семеро

  • Слайд 34

    2001 г. – появление УПЧ в девяти субъектах РФ

    Проведение трех Круглых столов при поддержке Совета Европы:

    • Май – СПб, Пушкин
    • Июнь – Саратов
    • Октябрь – Смоленск

    В Смоленске состоялось и принятие положения о «Координационном совете УПЧ в РФ и в субъектах РФ», первым сопредседателем избран В.Н.Осин.

  • Слайд 35

     

  • Слайд 36

    III Круглый стол – Саратов, 16-18.06. 2001 г

  • Слайд 37

    XI Круглый стол региональных омбудсманов России, СПб, Пушкин, 2 июля 2008 г.

  • Слайд 38

    Основные функции Омбудсмана

    • Содействие более эффективной работе власти
    • Содействие жителям в восстановлении нарушенных властью прав
    • Реализация функции посредника, моста между обществом и властью
    • Реализация функции внесудебного расследования

  • Слайд 39

    Как институт себя позиционирует?

    С какой позиции омбудсман и его сотрудники будут вести взаимодействие с органами власти

    Вариант 1. С позиции «Уважаемого бюро жалоб», которое переадресовывает обращения и жалобы жителей и ждет ответа от тех или иных властных структур, принимая их ответ как неоспариваемую истину

  • Слайд 40

    Варианты позиции омбудсмана -2

    Вариант 2. С позиции государственно-общественной организации (действует по закону, но руководители работают на общественных началах, или «по совместительству»).

    При этом и отношение сотрудников исполнительной власти – как к полу-общественной, хотя и уважаемой структуре

  • Слайд 41

    Варианты позиции омбудсмана -3

    Вариант 3. С позиции государственного института, играющего важную, а возможно и центральную роль

    в создаваемой, или только зарождающейся системе административной юстиции

    Административная юстиция - система специальных органов по контролю за соблюдением законности в сфере государственного управления.

  • Слайд 42

    В реальности, конечно, все эти модели

    • Могут сосуществовать как бы «в одном флаконе»
    • Но важно видеть тенденцию развития института,
    • И не только видеть, но и выстраивать ее, то есть реализовывать на практике.

  • Слайд 43

    Ре-активная и про-активная составляющая работы УПЧ

    Реактивная составляющая:

    • Реакция на жалобы
    • Может ли Уполномоченный и его сотрудники проводить расследование?
    • Проблема территориальных агентств структур федеральной власти
    • Что делать, если по данным прокуратуры факты не подтвердились?
    • Что делать с теми, кто не реагирует на обращения УПЧ?

  • Слайд 44

    Про-активная составляющая

    1. Ежегодные и специальные доклады

    2. Мониторинг и совершенствование законодательства

    3. Обращения в Конституционные./ Уставные суды

    4. Правовое образование, обучение правам человека

  • Слайд 45

    Возможные варианты развития института УПЧ в субъектах РФ

    1. Постепенно превратиться в привилегированное бюро жалоб

    2. Стать консультативным органом при губернаторе, либо «витриной» для западных визитеров

    3. Принципиально отстаивать права человека и войти в конфликт с власть

    4. Стать самому актором публичной политики, постепенно внедряя уважение к правам человека в сознание чиновников

  • Слайд 46

    Достижения и проблемы

    Действуют УПЧ в РФ – В.П.Лукин

    • И в более 60 субъектов РФ
    • Иногда этот институт оказывается «островом свободы» внутри органов государственной власти

  • Слайд 47

    Проблемы

    • Уполномоченные не имеют опоры в парламентах, которым не нужно контролировать исполнительную власть
    • Иногда сами парламентарии инициируют отставку УПЧ
    • Яркие примеры – казусы И.Михайлова в СПб и Б.Дульнева в Нарьян-Маре

  • Слайд 48

    4. Общественные правозащитные организации

  • Слайд 49

     

    • Кто кроме государства защищает права человека?
    • Кто помогает правозащитникам и кто мешает?
    • Роль правозащитных организаций в развитии гражданского общества
    • Как взаимодействуют общественные и государственные правозащитные организации

  • Слайд 50

    Общественные правозащитные организации

    Возникли в нашей стране существенно раньше государственных И стали одной из сил, подготовивших крах коммунистического режима Сегодня они являются одной из основ зарождающегося гражданского общества Хотя по численности и составляют менее 10% от других организаций Третьего сектора.

  • Слайд 51

    Правозащитниками называют людей

    Которые в одиночку или совместно с другими пропагандируют или отстаивают права человека мирными средствами.

    Правозащитник отличается тем, что защищает права окружающих, и не важно, кем он является по профессии...

    ("Международная Амнистия").

  • Слайд 52

    Что такое «правозащитные организации»?

    Это не просто организации, ставящие своей целью «защиту права», или, точнее, контроль и содействие выполнению законов,

    Но и понимающие «право» не просто как совокупность законов,

    А как нормативную систему, основанную на приоритете прав человека, на существовании «естественных прав человека»

  • Слайд 53

    Основные функции правозащитных НКО:

    • Защита прав конкретных граждан
    • Мониторинг соблюдения прав человека
    • Правовое просвещение и образование
    • Именно правозащитные НКО выполняют такую функцию
    • Как общественный контроль исполнения государством законов этого государства Т.е. содействует становлению в стране открытой, публичной власти

  • Слайд 54

    Типы правозащитников (попытка классификации)

    1. Правозащитники с доперестроечным стажем

    «Золотой фонд» российского правозащитного движения, люди, в большинстве своем служащие камертоном и для других правозащитников, и просто для российских граждан.

  • Слайд 55

    Л.А.Алексеева предложила разделить их на 2 подтипа:

    А) Люди, для которых исходным была именно защита права

    Б) Противники советской власти, избравшиеучастие в правозащитном движении как эффективную форму антисоветской деятельности

  • Слайд 56

    Алексеева Людмила Михайловна

    Род. 20.07.27 г.

    Окончила исторический факультет МГУ в 1950 г., аспирантуру в 1956 г.; в 1952 г. вступила в КПСС; 1959-1968 - научный редактор издательства "Наука"; принимала активное участие в правозащитной деятельности, неоднократно подвергалась обыскам и допросам; в апреле 1968 г. была исключена из КПСС и уволена с работы; 1970-1977 - сотрудник ИНИОН АН СССР

  • Слайд 57

     

    Приняла предложение Ю. Орлова войти в состав создаваемой правозащитной организации еще в начале 1976 г.

    Стала редактором и хранителем документов МХГ, а ее квартира — своеобразной канцелярией группы.

    Подписала первые 19 документов группы

    9 февраля 1977 г. в ее квартире состоялась последняя перед арестом пресс-конференция главы МХГ Ю. Орлова.

    В эмиграции была зарубежным представителем МХГ. В 1977–1984 гг. подготовила издание документов группы.

    В мае 1996 г. избрана председателем МХГ.

    С ноября 1998 г. — Президент Международной Хельсинкской федерации.

    Член Комиссии по правам человека при Президенте РФ, член Совета по содействию развитию гражданского общества и правам человека

  • Слайд 58

     

  • Слайд 59

    Типы правозащитников - 2

    2. Более молодые люди с гражданской позицией, исходно (начиная с перестройки) избравшие правозащитное движение как форму проявления гражданской позиции

    3. Правозащитники «grass roots» - защитившие на практике свои права или права своих близких, и продолжающие свой путь как «народные адвокаты»

  • Слайд 60

    Пономарев Лев Александрович

    • Род. 1941 г.
    • Закончил МФТИ в 1965 г.
    • доктор физико-математических наук, профессор; с 1969 г. работал в Институте теоретической и экспериментальной физики
    • 1990-1993 - народный депутат, член Совета Национальностей Верховного Совета РФ, сопредседатель «ДемРоссии»
    • 1993-1995 - депутат Государственной Думы
    • Исполнительный директор Общероссийского движения «За права человека»,

  • Слайд 61

    О деле правозащитника Льва Пономарева

    Правозащитник Лев Пономарев стал обвиняемым по уголовному делу. Следственный комитет при прокуратуре предъявил ему обвинение в клевете за высказывание в адрес руководителя ФСИН Юрия Калинина, в котором правозащитник назвал Калинина «автором садистской системы» в российских колониях и тюрьмах. Пономарев считает, что уголовное преследование началось из-за активизации его правозащитной деятельности.

    Лев Пономарев: "Думаю, что заведенное дело связано с возросшей активностью моей правозащитной деятельности. У меня есть доказательства нарушения прав человека в отдельных колониях, мы продолжаем бороться с этими нарушениями..."

    27/02/2008, HRO.org

  • Слайд 62

    Типы правозащитников - 3

    4. Лидеры и активисты демократических партий «первой волны», решившие (полностью или частично) сменить профиль деятельности (Напоминают тип 1-Б)

    5. Активисты НКО других типов, выходящие на «правозащитное поле» (экологические, феминистские, ветеранские и т.д.) и остающиеся там достаточно долго (А.Никитин и т.д.)

  • Слайд 63

    Александр Никитин, капитан 1 ранга запаса, эксперт норвежского экологического объединения

    "Беллуна".

    В 1995 году он написал для ежегодного доклада этой организации главу о захоронения

    радиоактивных отходов топлива атомных подлодок на российском Северном флоте.

    При подготовке этой главы Никитин пользовался сведениями, опубликованными в открытой печати.

    Тем не менее 6 февраля 1996 года Никитин был арестован сотрудниками петербургского УФСБ. Ему было предъявлено обвинение в государственной измене в форме шпионажа и разглашении государственной тайны

  • Слайд 64

     

    Материалы обвинения были построены на секретных приказах министра обороны, изданных уже после заключения Никитина под стражу и возбуждения против него уголовного дела

    Организация "Международная амнистия" объявила Никитина узником совести.

    29 декабря 1999 года городской суд Санкт-Петербурга признал его невиновным по всем статьям обвинения.

    13 сентября 2000 года судебная коллегия Верховного суда своим не подлежащим обжалованию решением оставила оправдательный приговор в силе.

  • Слайд 65

    Типы правозащитников - 4

    6. Молодые юристы-практики (часто через юридические клиники)

    7. Преподаватели университетов, ученые, вошедшие в правозащитное поле в процессе преподавательской, законотворческой и иной подобной деятельности.

    Иногда это уже не право-защита, а право-творчество, т.е. создание новых законов, институтов, практик.

  • Слайд 66

    Квази-правозащитники

    1. Политики или неудавшиеся политики, использующие правозащитную фразеологию для собственного Пиара

    В Питере это – Вячеслав Марычев, Рудольф Каграманов

    2. Организации – «пожиратели грантов»

    3. НКО-имитаторы, созданные или используемые для вытеснения других НКО с публичного поля.

  • Слайд 67

    Рудольф Каграманов, «король скандалов»

  • Слайд 68

    Правозащитные организации современной России

    • Общество «Мемориал» и его правозащитные комиссии.
    • Движение «Солдатские матери» и его особенность в различных регионах.
    • Попытки создания непартийных структур для контроля за выборами.
    • Правозащитная составляющая других общественных организаций: благотворительные фонды, экологическое движение, центры гендерных исследований и т.д.
    • Дело Александра Никитина как пример солидарной деятельности российских и международных правозащитных и экологических организаций.

  • Слайд 69

    Правозащитные ассоциации и сети

    1. Историко-просветительская и правозащитная организация «Мемориал»

    2. Московская Хельсинская группа (Московская группа содействия выполнению Хельсинкских соглашений )

    3. Общероссийское движение «За права человека»

  • Слайд 70

    Общественные правозащитные организации и власть.

    и формы их взаимодействия и (или) оппонирования власти Как индикатор развития наиболее «гражданственной» части гражданского общества

    • Имеют ли граждане право на сопротивление несправедливой власти?
    • Как возможно уважение к правосудию, если многие правозащитники уверены, что могут оценить справедливость любого приговора?
    • Проблема: как критиковать не «подставляя» для возможных репрессий?

  • Слайд 71

    Группа правозащитников, конференция в преддверии Гражданского форума, ноябрь 2001 г.

  • Слайд 72

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд