Презентация на тему "Как человек познаёт мир и самого себя"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Как человек познаёт мир и самого себя" содержит задания на размышления по вопросам самосознания и познания окружающего мира. Речь также идет о способах получения новых знания с древних времен до наших дней и их значении в жизни человечества, использовании в разных видах деятельности.

Краткое содержание

  • Понятие "сознание";
  • Познавательская деятельность человека;
  • Понятие "знания";
  • Значение знаний в жизни;
  • Структура человеческой деятельности.

Содержание

  • Слайд 1

    Цели урока

    • обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о сущности, структуре и роли познавательной деятельности;
    • содействовать формированию умений: извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сопоставлять сходные процессы и явления, анализировать аргументы сторон, осуществлять рефлексию собственной познавательной деятельности;
    • способствовать формированию позитивного отношения к стремлению искать и находить новое.

  • Слайд 2

    Ход урока

    • Определение целей и задач урока.
    • Вводная часть - работа с понятием «сознание» (свойство человеческого мозга).
    • Задание к слайду презентации №3,4. Можно ли на основании этого утверждать, что сознание создаёт субъективный образ объективного мира? Ответ - «да».
    • Задание слайда №5. Ответ: «нет». Вывод: сущность вещей, смысл явлений не открываются непосредственно и сразу нашему взору;
    • Они должны быть постигнуты, т.е. наше сознание должно проделать определённую работу, проникнуть в суть вещей.
    • Это и есть процесс познания.
    • Поэтому сознание называют «сознанием в действии». (вывод записывается в тетрадь)
    • Работа со слайдом №6. Ответ: Признаки знания - «Земля вращается вокруг солнца»: Земля действительно вращается т. е. это утверждение отражает реальность т.е. является истиной; это утверждение обосновано данными науки; мы убеждены в правильности этого утверждения.

  • Слайд 3

     

    • Работа со слайдом №8. Ответ: А. Такое незнание отбрасывает человечество на столетия на тысячелетия назад.
    • Это «незнание» не оказывает существенного воздействия на жизнедеятельность человека.
    • Вывод: знания отдельной личности - лишь малая толика знаний; люди заметно отличаются друг от друга по объёму, характеру имеющихся знаний. (Вывод записывается в тетрадь)

  • Слайд 4

     

    • Работа со слайдами №9 и 10. Ответ:( представлен таблицей – она заполняется самостоятельно).
    • Линии сравнения
    • Познавательная деятельность
    • Производственно-техническая деятельность
    • Цель: Узнать строение вещества, его свойства, распространённость в природе, соединение с другими веществами.Добыть это полезное ископаемое для производственных и бытовых нужд.средства: Изучение предмета методами ряда наук: химии, геологии, географии.
    • Производственная добыча с помощью машин и других видов техники.результат: Знание о предмете.
    • Выдача угля на «гора».
    • Вывод: эти два вида деятельности различны, но они влияют друг на друга- при добыче угля можно узнать о его характере залегания, об особенностях соединения с другими веществами.
    • Работа со слайдом №11.
    • Закрепление. Проверочные тесты.

  • Слайд 5

    Как человек познаёт мир и самого себя

    Эпиграф: «Информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса - она лишена смысла». А. Маслоу

  • Слайд 6

    Цели урока

    • обобщить и систематизировать знания и представления учащихся о сущности, структуре и роли познавательной деятельности;
    • развивать умения: извлекать необходимую информацию из предложенных сведений, сопоставлять сходные явления и процессы, анализировать аргументы сторон, осуществлять рефлексию собственной познавательной деятельности;
    • способствовать формированию позитивного отношения к стремлению искать и находить истину.

  • Слайд 7

    Задание № 1

    • Обратитесь к эпиграфу.
    • Ответом на какой вопрос может служить данное утверждение?

  • Слайд 8

    Задание №2

    • Вспомните, какое определение мы давали категории «сознание»?
    • Можно ли на основании этого определения утверждать, что сознание создаёт субъективный образ объективного мира?

  • Слайд 9

    Задание №3

    • Всегда ли наше личное переживание событий (а это один из основных признаков понятия «сознание») отражает данное событие таким, какое оно есть на самом деле?
    • Всегда ли получаемая нами информация о внешнем мире автоматически становится знанием о нём, т.е. несёт на себе элемент понимания?

  • Слайд 10

    Задание № 4

    • Определим признаки понятия «знание».
    • Для этого возьмём утверждение: «Земля вращается вокруг Солнца».
    • Можно ли данное утверждение считать нашим знанием? Почему?

  • Слайд 11

    Попробуем увидеть многообразие видов знания, для чего обратимся к личному опыту познавательной деятельности.​

    По возможности, избегая повторов, продолжите следующие фразы:

    • О мире физических явлений я знаю…
    • О мире людей я знаю…
    • О мире живых существ я знаю…
    • Я знаю, как использовать…
    • Я знаю, как применять…


  • Слайд 12

    Попробуем определить значение знаний в нашей жизни

    Для этого смоделируем ситуации «от противного» т.е. проанализируем возможные последствия незнания чего-либо.

    • Человечество не знает (не изобрело) письменности.
    • Люди не знают полезных свойств злаковых растений.
    • Иван Петрович не знает: о полезных свойствах витаминов;
    • Как влияют спрос и предложение на цены товаров и услуг.

  • Слайд 13

    Вспомните структуру любого вида деятельности

    • Для выявления особенностей познавательной деятельности с точки зрения целей, средств, результата сопоставим её с производственно- технической деятельностью. в качестве объекта деятельности возьмём природное вещество - «уголь».
    • Заполним табл. «Особенности познания как деятельности».

  • Слайд 14

    «Особенности познавательной деятельности»

  • Слайд 15

    Проверяем себя…

    1. 1.Субъектом познания выступает:
      1. природа;
      2. мировой разум;
      3. любое живое существо;
      4. человек.
    2. 2. Познавательная деятельность, в отличие от трудовой:
      1. ориентирована на процесс, а не результат;
      2. осуществляется индивидуально;
      3. направлена на приобретение новых знаний;
      4. предполагает соответствие цели и средств.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд