Презентация на тему "Логика научных исследований"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, составленная педагогом специально для того, чтобы рассказать студентам в чем кроется сам принцип логики научных исследований. Учащиеся узнают какие существуют критерии для оценки научности подхода в изучении проблемы и многое другое.

Краткое содержание

  • Наука и ее функции
  • Этапы развития научной отрасли
  • Анализ научных теорий
  • Структура научного исследования
  • Последовательность этапов при постановке научной проблемы
  • Научные проблемы
  • Функции гипотез в научных исследованиях
  • Критерии научности при оценке выдвигаемых научных гипотез
  • Результаты проверки гипотезы
  • Научная теория

Содержание

  • Слайд 1

    Логика научных исследований

    Лекция специального курса С. В. Буга

  • Слайд 2

     

    • Наука — специфическая сфера общественного сознания (наряду с искусством, правом и т.д.)и особая область практической деятельности людей.
    • Основное предназначение науки — познание основной результат научной деятельности — обладание знанием
    • Необходимо разграничивать знания и информацию: знание всегда истинно, иначе это не есть знание

  • Слайд 3

     

    • Наука — специфическая сфера общественного сознания (наряду с искусством, правом и т.д.)и особая область практической деятельности людей.
    • Основное предназначение науки — познание основной результат научной деятельности — обладание знанием
    • Необходимо разграничивать знания и информацию: знание всегда истинно, иначе это не есть знание

  • Слайд 4

    Наука призвана выделять закономерности и концентрированно накапливать и структурировать

    полученные человечеством знания

  • Слайд 5

    Этапы развития научной отрасли

    • Накопления информации
    • Упорядочивания информации (организационного структурирования)
    • Установления связей и отношений (функционального структурирования)
    • Установления детерминирующих величин и отношений (объектов и процессов)
    • Математического моделирования

  • Слайд 6

     

    Логика и методология научного познания (методология науки) как наука, изучающая научно-исследовательскую деятельность, имеет более чем четырёхвековую историю

    Предметом методологии науки являются различные виды научного знания

    Основное внимание уделяется выяснению типичных структур научных исследований и анализ научных теорий

  • Слайд 7

    Анализ научных теорий опирается на:

    • гносеологические (втомчисле, фактографические)
    • логическиеи
    • семиотические* основания
    • *семиотика — наука, изучающаясемиотическиевзаимоотношениязнаковыхсистем, то естьотношения:
    • знакакзнакам (предметсинтактики);
    • знакакобозначеннымимобъектам (предметсемантики);
    • знакакпотребностямчеловека (предметпрагматики)

  • Слайд 8

     

    • структура познавательного процесса,
    • его элементы (теории, гипотезы, научные языки, научные объяснения и т.п.),
    • методы построения, организации и обоснования научного знания

    Рассмотрению подвергается:

  • Слайд 9

     

    В самом упрощенном виде типичная структура научного исследования может быть представлена в следующим образом:

    • проблема
    • гипотеза
    • теория или система знаний

  • Слайд 10

    Новизна научно-исследовательской работы может быть констатирована при оригинальности:

    • научной проблемы
    • научной гипотезы
    • научных выводов

  • Слайд 11

     

    Под научной проблемой понимается вопрос, ответ на который не содержится в накопленном человечеством багаже знаний

    Формулируя проблему, мы обобщаем информацию о наших знаниях и делаем выводы по поводу нашего знания о незнании

  • Слайд 12

    Последовательность этапов при постановке научной проблемы

    • Определение проблемы
    • Построение проблемы
    • Оценка проблемы
    • Обоснование проблемы
    • Формулирования научной проблемы

  • Слайд 13

    I. Этап определения научной проблемы

    • Операция вопрошения – постановка основного вопроса
    • Операция контрадикции – констатация противоречия, которое легло в основу проблемы
    • Операция финитизации – описание ожидаемого результата

  • Слайд 14

    II. Этап построения научной проблемы

    • Операция стратификации – выделение подвопросов, без ответов на которые нельзя ответить на основной вопрос
    • Операция композиции – компонирование подвопросов в группы, блоки в определенной последовательности
    • Операция локализации – ограничение поля необходимых исследований; устранение подвопросов, ответы на которые уже известны
    • Операция вариантификации – поиск альтернатив элементам проблемы

  • Слайд 15

    III. Этап оценки научной проблемы

    • Операция кондификации – определение условий, необходимых для решения проблемы (технические средства, оборудование, методики и т.п.)
    • Операция инвентаризации – проверка наличествующих возможностей и предпосылок
    • Операция когнификации – выяснение соотношения известного и неизвестного в информации, необходимой для решения проблемы
    • Операция уподобления – обзор решения проблем, аналогичных рассматриваемой
    • Операция квалификации – отнесение проблемы к числу реальных или мнимых

  • Слайд 16

    IV. Этап обоснования научной проблемы

    • Операция экспозиции – выявление связей с другими проблемами
    • Операция актуализации – обоснование реальности и решаемости рассматриваемой проблемы
    • Операция компроментации – формулирование и обобщение возражений
    • Операция демонстрации – подведение результатов двух предшествующих операций

  • Слайд 17

    V. Этап формулирования научной проблемы

    • Операция экспликации – формулировка проблемы языком соответствующей области науки
    • Операция интимизации – уточнение понятий; фиксация терминов, определений, показателей и т.п.

  • Слайд 18

    Под научными проблемами могут подразумеваться проблемные ситуации:

    • методологические
    • оценочные
    • эмпирические (поиск данных)
    • концептуальные (интерпретация данных)
    • предметные
    • процедурные

  • Слайд 19

     

    Если проблема не требует для своего решения получения нового знания – это научная задача

  • Слайд 20

    Функции гипотез в научных исследованиях:

    • Обобщение и суммирование результатов проведенных наблюдений и/или экспериментов
    • Интерпретация полученных обобщений
    • Обоснование ранее введенных предположений
    • Планирование экспериментов для получения новых данных или проверки некоторых допущений

  • Слайд 21

    Критерии научности при оценке выдвигаемых научных гипотез

    • имеет материалистический характер;
    • учитывает ранее известные закономерности, а не согласовывает их с новыми знаниями;
    • с гипотезой совместимы все соответствующие факты;
    • она проверяема, а для этого результаты научных исследований должны быть воспроизводимыми;
    • она строится с максимально возможной простотой;
    • логически непротиворечива

    Выдвигаемая гипотеза имеет право на существование, то есть правомерна, если:

  • Слайд 22

    Результаты проверки гипотезы:

    • становление теории или пополнение совокупного знания системой новых знаний
    • опровержение и отказ от гипотезы
    • отсутствие определённого результата

  • Слайд 23

     

    Научная теория – это система закономерностей, объясняющих (моделирующих) и предсказывающих (прогнозирующих) процессы и явления

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд