Презентация на тему "Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Данная презентация «Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания» рассказывает нам о том, как на Руси относились к сказанному и словам вообщем. Так же прослеживается взаимосвязь между словами и самосознанием человека, которое в дальнейшем может влиять на духовную культуру человека.

Краткое содержание

  • Русский язык
  • Традиционная культура заменится зарубежной
  • Народ на-род

Содержание

  • Слайд 1

     

    Язык есть исповедь народа,
    В нем слышится его природа,
    Его душа и быт родной…
    П. Вяземский.
    Любовь к слову как основа духовной культуры и национального самосознания

  • Слайд 2

     

    Наше слово есть отпечаток Божия Слова. У Бога есть Слово и у человека есть Слово. У Бога Слово есть отпечатленный образ существа Его, Единородный Сын Божий.
    Но и наше слово не есть пустой звук, но оно также есть отпечаток и образ нашего духа.
    Если можно было собрать все наши слова воедино, то в них мы увидели бы свое собственное изображение. Слово есть дар Божий, которым наделен человек и которым он отличается от прочих тварей. Слово - это проводник наших чувств, мыслей, желаний, радостей, печалей, которые мы выражаем друг другу посредством речи. Через слово мы поддерживаем взаимное общение, так что словом держится сила и союз человеческого рода. Архим. Кирилл (Павлов)

  • Слайд 3

     

    На Руси всегда бережно обращались со словом. Подчеркнуто уважительное отношение к слову, вера в его могучую, вдохновляющую и созидающую силу были свойственны русским людям. Они знали, что через слово созидается душа человека:
    «как пищей тело, так словом укрепляется душа»; верили, что благословение и молитва спасают от многих бед, выравнивают духовный путь, а иногда избавляют от неминуемой смерти; чувствовали, что слово выражает всего говорящего человека и небрежное отношение со словом - признак бедности содержания души.

  • Слайд 4

     

    Русский язык самый сакральный, христианский из мировых языков. В нем обычная благодарность "спасибо" – это спаси Бог, название седьмого дня недели "воскресения" – напоминание о Воскресении Христа. Слово "образование" происходит от слова "образ", и первоначально означало участие в созидании в человеке образа Божия.Древнерусское слово "възъпитание" — возвышенное, духовное питание.Просвещение.

  • Слайд 5

     

    Мудрость жизни была заложена даже в славянской азбуке. Сейчас наши дети запоминают буквы, название которых просто бессмысленный звук, а буквы славянской азбуки – слова, ведущие в вечную жизнь. А, Б, В –Аз, Буки, Веди – я буквы познаю; Г,Д,Е,Ж – Глаголь, Добро, Есть, Живете -говори и делай добро, оно ведет к жизни… Л,М,Н,О,П – Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой – люди, размышляйте, у нас потустороннее прибежище; Р,С,Т – Рцы, Слово, Твердо – говори слово твердо, не лукавь.

  • Слайд 6

     

    Особенно любовь к слову и русскому языку необходимы сейчас, так как многие ученые констатируют, что мы живем во время экологического кризиса русского языка и разрушения языкового сознания основной массы россиян.
    Этот кризис проявляется в загрязнении словесной среды обитания детей и взрослых, оскудении речевого общения на русском языке, культивирования пустословия.
    Снизилась духовность речи, появилось множество пустых слов, искажающих и подменяющих суть реальности, часто стали использоваться «черные», нецензурные слова. Дозволенность «черных слов» - основа нравственной вседозволенности, потому что их употребление неизбежно ведет к неспособности различать добро и зло. Дав права «черному слову», мы облегчаем путь черным делам.

  • Слайд 7

     

    Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое.
    Следствием безнравственного и безответственного отношения к слову
    является не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

  • Слайд 8

     

    Засорение языка, кощунственное отношение к нему приводит к тому, что человек духовно опускается все ниже и ниже. Особенно опасна современная социокультурная ситуация для подрастающего поколения, так как искаженная и загрязненная языковая среда тормозит и деформирует психическое развитие, неотвратимо ведет к нравственному и духовному уродству. «Черные слова» растлевают, ранят, калечат, вытравливают все человеческое.
    Следствием безнравственного и безответственного отношения к слову
    является не только духовное, но и физическое вырождение нации. В институте квантовой генетики доказано, что ДНК реагирует на нашу речь. Воздействие брани равносильно радиационному облучению в 10-40 тысяч рентген: рвутся цепочки ДНК, распадаются хромосомы, происходят мутации, изменяется генетический аппарат.

  • Слайд 9

     

    Язык, как воздух: им все дышат, но вполне знают его состав, свойства и значение лишь специалисты. Дыша воздухом, смешанным с угарным газом, человек умирает; язык с примесью словесных нечистот губит человека как личность.
    Не достаёт воздуха — мы задыхаемся; обедняется и засоряется словесным мусором наш языковой запас — непременно усыхает и тускнеет сознание.
    Троицкий В. Ю.

  • Слайд 10

     

    Можно без преувеличений сказать, что личностные качества человека - есть суммарный результат качества той речевой среды, в которой он воспитывается, живет и работает... Чистота речевой среды обитания отдельного человека и всего народа не менее важна, чем чистота самой природной среды.
    В.К. Журавлев

  • Слайд 11

    Русский язык

    РУССКИЙ ЯЗЫК — ВЕЧНОЕ СОКРОВИЩЕ, ДУХОВНАЯ РОДИНА, ЛЮБОВЬ И БОЛЬ НАША.
    Сокровище — ибо нет ничего более дорогого и сокровенного как то, чем строится и в чём открывается нам жизнь и Творец.
    Родина — потому что только родное слово может стать пристанищем самобытной мысли и сокровенного чувства; только оно может вместить целиком всё родное, всю душу до самых её глубин.
    Любовь — ибо через язык приобщаемся мы к родному в жизни, ко всему любимому,прекрасному, святому.
    Боль — потому что униженное положение нашего языка есть откровенное унижение всего народа и каждого, кто считает себя его частью.
    В. Троицкий

  • Слайд 12

     

    Из создавшейся ситуации имеется только один жизненный выход – осознание того, что язык, духовные традиции и жизнеспособность народа взаимосвязаны. Необходимо возродить любовь к родному языку, национальной культуре, отечеству, иначе процесс деградации и вырождения нации может стать необратимым.

  • Слайд 13

     

    Язык человека является показателем его культуры, а по речи подростков можно определить уровень духовности нации.
    Культура (от лат. cultura) — возделывание, воспитание, образо-
    вание, развитие, почитание. «Культурный» означает «выращенный человеком, не дикий» (С. И. Ожегов И. Ю. Шведова, 1997).
    Культура- дление, напряженная связь прошлого,
    настоящего и будущего, передача от одного поколения к другому идеалов, ценностей, способов поведения, проверенных традициями.
    Культура – это усилие человека быть человеком.

  • Слайд 14

     

    Русская культура неизменно стремилась к образованию и реализации в человеке духовного уровня как главного и определяющего его нравственный облик. Человек для нее – образ и подобие Божие, самоцель и ценность и не может рассматриваться как средство. Как писал С.Л. Франк: "Человек есть святыня; он не должен быть средством ни для других людей, ни для каких-либо объективных, вне его лежащих целей".

  • Слайд 15

     

    Культ-культура.
    Стержнем любой культуры является культурообразующая религия.
    При неведении или забвении духовных основ родной культуры, возможны следующие последствия:

  • Слайд 16

     

    Культура заменится видимостью
    культуры, массовой псевдокульту-
    рой, которая научит человека при-
    спосабливаться к временному,
    земному и заставит тратить все
    силы и время на погоню за ново-
    модными призрачными и фальши-
    выми "ценностями".
    В обществе будет распад
    ценностей, культивирование
    примитивного способа жизни, направленного на легкое, быстрое и развлекательное потребление ("хлеба и зрелищ"), при котором окончательно вытесняется воспитание и обучение вплоть до полной потери обществом чувства самосохранения и социальной безопасности ("пир во время чумы").

  • Слайд 17

    Традиционная культура заменится зарубежной

    Сейчас есть следующие замены:
    инокультурные индивидуалисти-
    ческие и прагматические ценности,
    нормы и образцы;
    вестернизация сознания;
    воспитание в стиле «пепси»-
    расслабляющее удовольствие от индивидуального потребления;
    вымывание культурных кодов через СМИ, интер- нет, рекламу (графика, образы героев,
    ландшафт);
    неуместное употребление иностранных слов и иноязычной интонации вместо бережного отношения к родному слову.

  • Слайд 18

     

    3.Культура полностью разрушится воинствующей "черной культурой", антикультурой, главная цель которой - получение деструктивной и деградирующей личности.
    Основными объектами ее изображения являются криминальные, патологические или пограничные состояния, пропагандируются насилие, жестокость, алчность, вседозволенность, а ведущий принцип работы "черной культуры'' принцип духовных подмен.
    Выделяются следующие духовные подмены:
    размывание границ дозволенного в представлениях о моральном поведении, насаждение принципа «если Бога нет, то все дозволено» ( Ф. М. Достоевский);
    культивирование низменных инстинктов, насилия , смерти;
    деструктивная картина мира;
    ранняя сексологизация детского сознания вместо целомудренного отношения к интимной сфере жизни;
    засорение и криминализация русского языка негативной лексикой, жаргоном, бранными и непечатными словами.

  • Слайд 19

     

    Время эти понятия не стёрло.
    Нужно только поднять верхний пласт.
    И дымящейся кровью у горла
    Чувства вечные хлынут из нас.
    Ныне присно, во веки веков, старина,
    И цена есть цена, и вина есть вина,
    И всегда хорошо, если честь спасена,
    Если духом надёжно прикрыта спина.
    Чистоту, простоту мы у древних берём,
    Саги, сказки из прошлого тащим
    Потому, что добро остаётся добром
    В прошлом, будущем и настоящем. В. Высоцкий

  • Слайд 20

    Народ на-род

    По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном и духовном уровне, но и о его гражданской ценности.
    Народ и язык понятия нераздельно слитые, как тело и душа. Издревле на Руси народ назывался языком.


  • Слайд 21

     

    Ильин И.А. отмечает, что в русском языке вся Россия с ее дарами. В нем « и ширь неограниченных возможностей и богатство звуков, и слов и форм; и стихийность, и нежность, и простота, и размах, и парение; и мечтательность, и сила; и ясность и красота… В нем- вся поющая русская душа, эхо мира, и стон человеческий, и зерцало божественных видений…Это язык зрелого самобытного национального характера. И русский народ, создавший этот язык, сам призван достигнуть душевно и духовно той высоты, на которую зовет его - его язык…».

  • Слайд 22

     

    Для каждой нации характерна уникальная национальная идея, которую невозможно придумать, так как она является результатом исторического развития, культурной самобытности и коллективного творчества. В национальной идее сосредоточены самосознание и целенаправленная воля нации, сущность ее души, понимание своего места и предназначения в мире, цель и смысл бытия. В.С. Соловьев подчеркивал, что национальная идея – это моральное призвание нации, ее верховный долг.
    Ильин И.А. считал, что каждый народ
    призван к тому, чтобы принять свою природную и историческую данность и духовно проработать ее, одолеть ее, одухотворить ее по-своему. Народ не имеет духовного права отказаться от этой обязанности и от этого призвания. А раз отказавшись, он духовно разложится и погибнет; он исторически сойдет с лица земли.

  • Слайд 23

     

    К чему же призван русский народ? Какова его историческая данность? Чем он отличается от других народов?
    Пожалуй, наиболее образно об этом пишет В.С. Соловьев:“Обыкновенный народ, желая похвалить
    свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так, француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, англичанин с любовью говорит: старая Англия; немец поднимается выше, и, придавая этический характер своему национальному идеалу,
    с гордостью говорит: честная Германия. Что говорит в подобных случаях русский народ, чем он хвалит Россию? Называет ли он ее прекрасной или старой. Говорит ли о русской славе или русской честности и верности? Вы знаете, что ничего такого он не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к родине, говорит о Святой Руси".

  • Слайд 24

     

    Каждый народ должен иметь свое самобытное, национально-духовное лицо. В трудах философов и других русских ученых в качестве ведущей особенности русской национальной личности выдвигается православная вера и связанные с нею соборность, разумность всех жизненных проявлений, единство слова и дела, доброе расположение сердца и поступков, жизненная установка на самопожертвование, всемирная отзывчивость, сострадание и служение близкому независимо от его национальности и вероисповедания.
    Особое внимание обращалось на внутренний мир человека, состояние его
    души, совестливость, сострадательность. Характерным было то, что душевность и совестливость воспринимались как синонимы, а для описания человека использовались точные слова: великодушный, благодушный, малодушный, прямодушный, двоедушный, криводушный.

  • Слайд 25

     

    Только через освоение родного языка человек усваивает жизненный опыт своего народа. Образование языка совершается вместе с образованием народа, и язык терпит те же перемены, какие терпит сам народ, поэтому «вместе с Государством он растет, процветает, искажается, стареет и часто гибнет». Мерзляков А.Ф. Язык и общество

  • Слайд 26

     

    Конечно, экологический кризис русского языка – это диагноз для всего русского народа, но, на наш взгляд, болезнь излечима, так как русское национальное самосознание обычно проявляется " не как последовательная приверженность к русским идеям, а как следствие невольной иногда неосознанной, внутренней причастности к ним; оно возникает внезапно и неодолимо, как последний и окончательный акт поведения, как то, что постепенно рождается из туманных брожений внутреннего состояния, как сокровенная жизненная необходимость,
    единственно возможный для человека последний шаг.
    Неизбежность этого шага, как отчаянная попытка преодолеть " чужебесие", несмотря на "пленение души" инородными соблазнами, подтверждает ту непредсказуемость русской натуры, о которой много говорено и еще не раз будет говориться ("умом Россию не понять") . Троицкий В.Ю. Словесность в школе.

  • Слайд 27

     

    Икона Божией Матери «Слово Плоть Бысть»

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд