Презентация на тему "Модельное законодательство СНГ в информационной сфере: его настоящее и будущее"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, разработанная студенткой и посвященная модельному законодательству СНГ в информационной сфере. Автор рассказывает, что такое модельное законодательство, для чего необходимо правовое регулирование в сфере информации и т.д.

Краткое содержание

  • Теория модельного законодательства
  • Модельное законодательство СНГ – теория
  • Модельное законодательство
  • Существующие проблемы
  • Проект модельного закона СНГ «Об Интернете»
  • Сфера применения
  • Проблемы
  • Отношения, возникающие при использовании сети Интернет
  • Ограничение действия закона
  • Возникающая коллизия с действующим модельным законом
  • О регистрации доменных имен
  • Определение места и времени совершения юридически значимых действий
  • Обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам
  • Европейский опыт
  • Основные выводы

Содержание

  • Слайд 1

    Модельное законодательство СНГ в информационной сфере: его настоящее и будущее

    Ульяна Зинина

    к.ю.н.

  • Слайд 2

    Теория модельного законодательства

    • Носит рекомендательный характер («мягкое право»)
    • Является «предправом» по своей сути
    • Содержит нормативные рекомендации, а также варианты возможных правовых решений тех или иных вопросов определенной сферы общественных отношений
    • Основной вопрос – оценка и обозначение предмета регулирования

  • Слайд 3

    Модельное законодательство СНГ – теория

    Межпарламентская Ассамблея государств – участников Содружества Независимых Государств (МПА СНГ) – консультативный орган для подготовки проектов законодательных документов, представляющих взаимный интерес

    Типовые (модельные) законы МПА СНГ представляют собой адаптированные к условиям СНГ международные, прежде всего европейские, правовые стандарты

    Принятие национальных законов на основе модельных актов МПА СНГ обеспечивает гармонизацию и сближение законодательств стран СНГ и содействует приведению этих национальных законодательств в соответствие с лучшими образцами европейского права

    Информация с официального сайта МПА СНГ, подготовленная к 15-летию МПА СНГ www.iacis.ru/html/?id=20 а также

  • Слайд 4

    Существующее модельное законодательство:

    Всего принято более 200 модельных законов

    Принято законов в информационной сфере:

    • О принципах регулирования информационных отношений в государствах – участниках СНГ
    • Об авторском праве и смежных правах (новая редакция)
    • О трансграничном спутниковом телевизионном радиовещании и международном спутниковом информационном обмене»
    • О персональных данных
    • О международном информационном обмене
    • Модельный Гражданский кодекс для государств – участников Содружества Независимых Государств (часть третья: раздел 5. Интеллектуальная собственность)
    • О телекоммуникациях
    • О праве на доступ к информации
    • Об информатизации, информации и защите информации»
    • Об электронной цифровой подписи
    • Модельный уголовный кодекс (в части касающейся)
    • О реализации прав государства на объекты интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий

    Готовятся к принятию:

    • Информационный кодекс для государств – участников СНГ
    • Об Интернете
    • Об электронной торговле
    • Об интеллектуальной собственности
    • О парках информационных технологий
    • О телемедицинских услугах

  • Слайд 5

    Существующие проблемы:

    • Множественность актов
    • Дублирование по предметам регулирования
    • Противоречие друг другу
    • Низкая законодательная техника
    • Несоответствие международной (европейской) практике
    • Последствия: невозможность использования на национальном уровне

  • Слайд 6

    Проект модельного закона СНГ «Об Интернете»: структура

    • Общие положения
    • Принципы регулирования
    • Основные направления регулирования
    • Заключительные положения

  • Слайд 7

    Сфера применения:

    «Устанавливает принципы и определяет основные направления регулированияправовых отношений, возникающих при использовании Интернета

    В целях гармонизации регулирования указанных отношений, а также

    В целях обеспечения совершенствования национальных законов в тех сферах, где использование Интернета может явиться основанием возникновения тех или иных правовых отношений»

  • Слайд 8

    Проблемы:

    Отношения, возникающие при использовании сети Интернет, не являются чем-то особенным и новым для права, к ним применяются нормы материального и процессуального права, применимые к отношениям, возникающим и без использования сети

    Закон должен устанавливать конкретные права и коррелирующие им юридические обязанности, но не принципы регулирования,

    Основанием возникновения правоотношения неявляется сама по себе сеть Интернет, а только юридические факты

  • Слайд 9

    «Отношения, возникающие при использовании сети Интернет»

    • Защита авторских прав
    • Гражданский кодекс, Закон об авторском праве
    • Право на информацию
    • Закон о праве на информацию, закон Об информатизации
    • Защита персональных данных
    • Закон о персональных данных
    • Электронная торговля
    • Закон об электронной торговле
    • Спам
    • Закон о рекламе, КоАП
    • Интернет-казино
    • Закон о гос.регулировании деятельности по организации и проведении азартных игр
    • Защита прав потребителей
    • Закон о защите прав потребителей
    • Компьютерные преступления
    • Уголовный кодекс, Модельный уголовный кодекс
    • Доступ к Интернету
    • Закон о связи, О телекоммуникациях
    • Доменные имена
    • Правила регистрации национальных регистратур

  • Слайд 10

    Ограничение действия закона (п.3 ст.1)

    «Действие настоящего Закона не распространяется на правовые отношения в сферах:

    обеспечения свободы доступа к информации, информационной безопасности и охраны интеллектуальной собственности, если иное прямо не установлено в настоящем Законе»

    Т.е. исключены главные отношения, в отношении которых возникают споры в сети Интернет, остальные важнейшие отношения вообще никак не упомянуты в проекте

  • Слайд 11

    Возникающая коллизия с действующим модельным законом

    Модельный закон «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г.

    ст.22 «Использование информационно-телекоммуникационных сетей»:

    «использование информационно-телекоммуникационных сетей в … деятельности граждан и организаций государства не может служить основанием установления в отношении таких лиц требований или ограничений, дополнительных по сравнению с регулированием их деятельности без использования сети Internet. Использование сети Internet гражданами и организациями не является основанием для освобождения таких лиц от соблюдения требований, установленных национальными нормативными правовыми актами»

  • Слайд 12

    Нормы прямого действия:

    Из 15 статей – примерно 2,5 статьи «почти» прямого действия:

    • ст.2 – определения, используемые в законе
    • п.3 ст.9 – регистрация доменных имен
    • ст.11 - определение места и времени совершения юридически значимых действий
    • п.1 ст.13 – обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам

  • Слайд 13

    Определения (ст.2):

    6 определений и статистика их использования в тексте:

    • Доменное имя (3 раза, включая само определение)
    • Интернет-сайт (1 раз в самом определении)
    • Интернет (много раз)
    • Уполномоченный орган (2 раза)
    • Управление Интернетом (1 раз)
    • Оператор услуг Интернета (часто)

  • Слайд 14

    Проблемы:

    Целесообразность большинства из указанных определений в тексте проекта закона не очевидна, т.к. не раскрыты содержания главных отношений с их участием, либо они не несут никакой смысловой нагрузки

    Некоторые из них уже определены в модельном законе СНГ «Об информатизации, информации и защите информации» от 18 ноября 2005 г.

    Определения проекта вступают в противоречие с уже принятыми модельными законами

  • Слайд 15

    О регистрации доменных имен (п.3 ст.9)

    «Национальные регистраторы должны принимать такие правила регистрации доменных имен второго уровня в национальных доменных зонах, которые позволяли бы аннулировать регистрации доменных имен, нарушающих законодательство или публичный порядок других стран»

    Нарушение ч.2 ст.4 Конституции – «2. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации»

    Нарушение законодательства одной из стран выполняется в порядке взаимного признания судебных решений по уголовным и гражданским делам, либо применяются нормы международного частного права

    Решение проблемы в проекте модельного закона нельзя признать корректным

    Вопрос: а что делать с доменными именами третьего уровня?

  • Слайд 16

    Определение места и времени совершения юридически значимых действий (ст.11)

    «Юридически значимые действия, совершенные с использованием Интернета признаются совершенными на территории государства, если действие, порождающее юридические последствия, было совершено лицом во время нахождения на территории этого государства»

    • Не учитывается местонахождение объекта, на который направлено юридически значимое действие
    • Неприменимо, например, к договорам, стороны которых расположены в разных местах
    • Не решается ни один из спорных моментов

  • Слайд 17

    Обязанность провайдеров хранить данные об абонентах и предоставленных им услугам (п.1 ст.13)

    «Государство принимает законодательные и иные меры в целях противодействия использованию Интернета в преступных целях. В указанных целях государство устанавливает обязанность операторов услуг Интернета, хранить информацию о пользователях и об оказанных им услугах не менее 6 месяцев и предоставлять данные сведения по запросу судебных и (или) правоохранительных органов»

    Постановление Правительства РФ №538 «Об утверждении правил взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность». Эффективность – почти нулевая

    Механизмы исполнения не предусмотрены, список информации размыт до бесконечности, что не соответствует европейскому опыту

  • Слайд 18

    Европейский опыт: специальный закон

    Директива ЕС 2006/24/EC о сохранении информации созданной или обработанной в связи с оказанием услуг связи и внесении изменений в Директиву ЕС о защите персональных данных

    Конкретный список информации:

    • идентификация источника связи;
    • идентификация вызываемого абонента;
    • идентификация даты, времени и продолжительности сеанса связи;
    • идентификация типа связи;
    • идентификация типа оконечного оборудования;
    • идентификация местонахождения оконечного оборудования.

    Дифференциация сроков хранения по видам услуг связи

    Предусмотрена финансовая компенсация

    Эффективность - доказана

  • Слайд 19

    Основные выводы:

    Действующее модельное законодательство СНГ не эффективно, что приводит к использованию не модельных законов СНГ, а европейского (международного) опыта

    Проект модельного закона Об Интернете не имеет предмета регулирования, не содержит никаких практических рекомендаций по разрешению возникающих конфликтов

    Все главные вопросы, возникающие при использовании сети Интернет, в настоящее время уже регулируются в действующем модельном законодательстве (и национальном)

    Нормы «почти» прямого действия проекта нельзя признать корректными и целесообразными

    Содержание проекта больше подходит для Рекомендаций, Концепций

    Необходимо вносить изменения в уже действующие законы, хотя его эффективность будет на том же уровне, что и остальных модельных законов

  • Слайд 20

    Спасибо за внимание!

    Ульяна Зинина

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд