Презентация на тему "О сплетнях"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, созданная преподавателем специально для того, чтобы обсудить с учащимися одну из форм общения, а именно, сплетни и слухи. Ребята познакомятся с законом образования слухов и узнают о функциях сплетен.

Краткое содержание

  • Гипотеза Г. Оллпорта и Л. Постмана
  • Закон образования слухов
  • Трансляция
  • Психология слухов и сплетен
  • Сплетня
  • Функции сплетен
  • О пользе слухов и сплетен
  • Основные выводы

Содержание

  • Слайд 1

    «На Руси же общества низшие очень любят поговорить о сплетнях, бытующих в обществах высших,

    а потому начали обо всем этом говорить в таких домишках, где даже в глаза не видывали и не знали Чичикова, пошли прибавления и еще большие пояснения. Сюжет становился ежеминутно занимательнее, принимал с каждым днем все более окончательные формы...» (Гоголь).

    о сплетнях

  • Слайд 2

    гипотеза Г. Оллпорта и Л. Постмана

    правдоподобность слуха определяется значимостью его содержания для людей и недостатком знаний об истинном положении дел.

    закон образования слухов

  • Слайд 3

    Трансляция

    • как будто «засекреченного» сообщения
    • часто служит фактором повышения социального статуса человека, подчеркивает, что он «информирован», вхож «в сферы».
    • Само желание повысить свой престиж часто толкает людей как на передачу, так и на сочинение слухов и сплетен.

  • Слайд 4

    Психология слухов и сплетен

    В ходе трансляции и ретрансляции происходят определенные трансформации первоначальной информации:

    • Во-первых, всегда происходит определенное сглаживание самого содержания слуха.
    • Во-вторых, происходит заострение его эмоциональных компонентов.
    • В-третьих, возникает своеобразная адаптация слуха к особенностям той аудитории, в которой он распространяется.

    1 См.: Rosnow R. L. Psychology of rumor reconsidered. // Psychological Bulletin. 1980. № 3. P. 578-591.

    2 См.: Allport G., Postman L. Psychology of Rumor. N. Y., 1956.

  • Слайд 5

    Одной из разновидностей слухов считаются сплетни

    Не случайно С. И. Ожегов определял сплетню как «слух о ком- или чем-нибудь, основанный на неточных или заведомо неверных сведениях».

    И проводил примеры словоупотребления: «Пустить сплетню. Обывательские сплетни»

  • Слайд 6

    Сплетня — это информация,

    Как правило, сплетня передается секретно, с ощущением взаимной принадлежности сплетничающих к определенному социальному кругу, и касается тех вопросов, открытое, публичное и гласное обсуждение которых под запретом.

  • Слайд 7

    Первая функция — информационно-познавательная.

    Сплетня всегда является особым, специальным дополнением к иной, официальной,

    нормативной и демонстративно общедоступной информации.

    В отличие от такой, явно «отлакированной» информации, сплетня обычно представляет собой своего рода «изнанку событий».

  • Слайд 8

    Вторая функция сплетни —групповая -интеграционная

    Обмен сплетнями всегда свидетельствует о вполне определенном сходстве как характеров обменивающихся сплетнями людей, так и иерархий их ценностей.

    • Сплетники — совершенно особенные люди.

    Как правило, обычно они образуют свою, причем вполне определенную компанию, создают своеобразный информационный «кружок».

    • Сплетня — это один из важных инструментов формирования специфического «мы-сознания», психологического возникновения «своей» общности.

    Давно и хорошо всем известно, что «те, с кем мы занимаемся сплетничеством, — это всегда как бы "свои".

    Таким образом проявляется и укрепляется внутренняя связь и обособленный характер группы.

    Сплетня становится плоскостью противопоставления "мы — они"»

  • Слайд 9

    Третья функция сплетни —развлекательно-игровая.

    сплетню распространяют легко, как бы играючи, с шуткой и определенной долей иронии.

    Справедливо было подмечено:

    «В сплетне можно найти различные формы комизма — прозаические кулисы того, что пользуется

    всеобщим почетом, величие и обыденность одних и тех же людей, забавные конфликты социальных ролей и т. д.»(Jendrzejewski, 1975).

    В этом смысле сплетни иногда сближаются с анекдотами, хотя носят заведомо более конкретный и правдоподобный характер.

    Как и анекдот, сплетня — один из способов развлечь другого человека.

  • Слайд 10

    Четвертая функция — проекционно -компенсаторная

    почти любая сплетня, даже имеющая в основе вполне достоверные факты, это «придуманная» информация — не сообщение информационного агентства, а почти художественное творчество в жанре устного рассказа.

    Жанр же диктует свои законы. на объект сплетни обычно проецируются вытесненные свойства и склонности сплетников, приписываются близкие им самим характеристики людей, их собственные симпатии и антипатии.

    Некоторые сплетни, особенно из жизни «великих» или просто достаточно известных и популярных людей, часто находят свое место на страницах развлекательных изданий (типа популярной рубрики «Светские хроники») — из разряда неофициальной информации, передаваемой как бы «по секрету», «из уст в уста», они сразу же превращаются уже в печатную, т. е. публичную информацию.

  • Слайд 11

    Пятая функция сплетни — это функция социального контроля.

    Сплетня является составной частью общественного мнения, а следовательно, элементом скрытого, но все-таки всегда существующего особого механизма неформального контроля масс над элитой.

    С точки зрения социального контроля, в качестве группы «мы» выступают контролируемые, т. е. элита, опасающаяся негативного мнения и отрицательных оценок масс.

    Соответственно, группой «они» для элиты оказываются массы.

  • Слайд 12

    шестая функция сплетни -тактическая

    Сплетня часто может использоваться в качестве своеобразного оружия в борьбе между отдельными индивидами, группами или даже массовыми общностями.

    Сплетни могут целенаправленно распускаться в расчете на их резко негативное воздействие на репутацию и имидж оппонентов.

    Такое воздействие обычно осуществляется целым рядом способов: через ослабление уровня доверия к ним; через распространение откровенной дезинформации; через возбуждение отрицательных эмоций, негативного отношения и т. п.

  • Слайд 13

    О пользе слухов и сплетен

    Информационные процессы такого рода — это особый пласт человеческого общения и, шире, всей человеческой культуры, существующий и развивающийся совершенно независимо от нашего к нему отношения.

    К этому пласту относится еще ряд феноменов -типа массовых анекдотов, шуток, прибауток, а также пословиц и поговорок.

    Все это — слой устной неформализованной массовой коммуникации.

    • Во-первых, такого рода формы общения — это возможность релаксации человека, периодически устающего от подчас слишком жестких норм официального общения.
    • Во-вторых, такое общение — еще и достаточно демонстративная канализация протеста, неизбежно накапливающегося у людей в слишком жестко организованном обществе.
    • В-третьих, такое общение создает условия для реструктурирования эмоциональной сферы человека. Избавляясь от одних эмоций, он освобождает свою психику для других.

  • Слайд 14

    Домашнее задание:

    Собрать у своих близких анекдоты советского времени и разобраться в их смысле.

  • Слайд 15

    Основные выводы

    Слухи — это особые виды функционирования недостоверной информации или искажения любой информации, придающие ей специфические особенности, передающиеся исключительно в устной форме, как бы неформально и «по секрету».

    В соответствии с эмоциональной окрашенностью, слухи делятся на «слух-желание», «слух-пугало», «агрессивный слух» и «нелепый слух».

    Слухи появляются и распространяются при совпадении двух главных условий.

    • Во-первых, необходим интерес массовой аудитории к определенной проблеме, высокая актуальность этой проблемы, ее связь с жизненными потребностями людей.
    • Во-вторых, обязательна неудовлетворенность такого интереса.

  • Слайд 16

     

    Сплетни — ложная или истинная, проверенная или неподдающаяся проверке, но всегда неполная, пристрастная, хотя и правдоподобная информация о вещах и обстоятельствах,

    личных и важных для общества закрытых сторон жизни замкнутых, элитных социальных групп.

    Сплетни выполняют шесть основных социально-психологических функций в социальной борьбе.

  • Слайд 17

    Сам решай:


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд