Презентация на тему "Общая психология"

Презентация: Общая психология
Включить эффекты
1 из 33
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
4.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентационная работа по психологии, подготовленная профессиональным психологом. Благодаря данной работе учащиеся узнают основные этапы развития этой науки, предмет ее изучения и задачи, которые призвана решать эта наука.

Краткое содержание

  • Этапы развития психологии как науки
  • Основные отрасли современной психологии
  • Житейская и научная психология
  • Предмет и задачи общей психологии
  • Задачи психологии

Содержание

  • Презентация: Общая психология
    Слайд 1

    Психология

    Рендикова

    Алевтина Васильевна

    Лекции (8 занятий) – 16 часов.

    Практические занятия (7 занятий) – 14 часов.

  • Слайд 2

    ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

    Немов Р.С.Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. – В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 576 с.

    Столяренко Л.Д. Основы психологии. 5-е изд., перераб. и доп. / Л.Д. Столяренко. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 672 с.

    Кроль В.М. Психология и педагогика: Учеб. пособие для техн. вузов / Кроль В.М. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2006. – 432 с.

    Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и таблицах / В.Г. Крысько. – Минск: Харвест, 1999. – 384 с.

  • Слайд 3

    Дополнительная литература

    Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. Курс лекций / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1988. – 320 с.

    Психологический словарь / Под общей науч. ред. П.С. Гуревича. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА ПРЕСС Образование, 2007. – 800 с.

    Словарь практического психолога / Сост. С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 800 с.

    Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер, 2006, – 607 с.

  • Слайд 4

    Тема 1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ

    I этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека.

    Первые представления о психике носили анимистический характер, наделявший каждый предмет душой (от лат. «анима» – душа, дух).

    Древние греки верили, что все предметы живой и неживой природы наделены душой, которая покидает человеческое тело с последним дыханием.

  • Слайд 5

    Разделение философов на два противоположных лагеря: материалистический взгляд на психику (Демокрит) и идеалистический (Сократ, Платон).

    Демокрит (460-370 гг. до и. э.) считал, что душа – это материальное вещество, которое состоит из атомов огня, шарообразных, легких и очень подвижных.

    Познание мира происходит через органы чувств. Материализм Демокрита носил механический характер.

  • Слайд 6

    Основы идеалистического понимания души были заложены философами-идеалистами, прежде всего Платоном (427-347 гг. до н. э.), который был учеником Сократа (470-399 гг. до н. э.).

    Взгляд на душу как на самостоятельную субстанцию; она существует наряду с телом и независимо от него.

    Душа – начало незримое, возвышенное, божественное, вечное.

    Тело – начало зримое, низменное, преходящее, тленное.

  • Слайд 7

    По своему божественному происхождению душа призвана управлять телом, направлять жизнь человека. Однако иногда тело берет душу в свои оковы.

    Во взглядах на то, как душа и тело связаны с познанием, ярко проявляется идеализм Платона (он родоначальник объективного идеализма).

  • Слайд 8

    Платон постулирует изначальное существование мира идей.

    Этот мир идей существует вне материи и вне индивидуального сознания.

    Он представляет собой совокупность абстрактных идей – идей о сущностях предметов внешнего мира.

    Существуют идеи добродетели, красоты, справедливости.

  • Слайд 9

    Более сложное представление о душе развил Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Его трактат «О душе» – первое специально психологическое сочинение, которое более 1000 лет было «учебником» по психологии.

    Сам Аристотель считается основателем психологии, как и целого ряда других наук.

    Аристотель отрицал взгляд на душу как на вещество. В то же время он не считал возможным рассматривать душу в отрыве от материи, как это делали идеалисты. «Если бы глаз был живым существом, то душой его было бы зрение».

  • Слайд 10

    Главная функция души, по Аристотелю,– реализация биологического существования организма.

    Т.о., Аристотель заложил основы естественнонаучного подхода к изучению психики.

    В эпоху средневековья утвердилось представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

  • Слайд 11

    II этап – психология как наука о сознании.Возникает в XVII веке в связи с развитием естественных наук.

    Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием.

    Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов (интроспекция).

    Рене Декарт (1596-1650): тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения.

  • Слайд 12

    Декартовский дуализм – это тело, действующее механически, а управляет им «разумная душа», локализованная в головном мозге.

    Изменение понятий: «душа» => «разум» => «сознание».

    Знаменитая декартовская фраза «Я мыслю, значит, я существую» стала основой постулата, утверждавшего, что первое, что человек обнаруживает в себе, – это его собственное сознание.

    Существование сознания – главный и безусловный факт. Основная задача психологии состоит в том, чтобы подвергнуть анализу состояние и содержание сознания.

  • Слайд 13

    Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике.

    Английский философ Джон Локк (1632-1704) рассматривает душу человека как пассивную, но способную к восприятию среду, сравнивая ее с чистой доской, на которой ничего не написано.

    В язык психологии Локк ввел понятие «ассоциации» – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного из них влечет за собой появление другого.

  • Слайд 14

    Впервые же постулаты ассоцианизма сформулировал Аристотель, затем развивали Т. Гоббс, Спиноза.

    Так психология стала изучать, каким образом по ассоциации идей человек осознает окружающий мир.

    В XVIII веке принцип ассоциаций был развит в трудах Д. Гартли (1705-1757), который считается создателем первой законченной системы ассоциативной психологии.

  • Слайд 15

    Локк считал, что существует два источника всех знаний человека:

    1 – это объекты внешнего мира,

    2 – деятельность собственного ума человека.

    Деятельность ума, мышления познается с помощью особого внутреннего чувства – рефлексии.

    Рефлексия – по Локку – это «наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность», это направленность внимания человека на деятельность собственной души

  • Слайд 16

    Выделение психологии в самостоятельную науку произошло

    в 60-х годах XIX в.

    Первым вариантом экспериментальной психологии как самостоятельной научной дисциплины явилась физиологическая психология немецкого ученого Вильгельма Вундта (1832-1920). В 1879 г. в Лейпциге Вундт открыл первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию.

  • Слайд 17

    Роль психологии, по мнению Вундта, заключается в том, чтобы дать как можно более детальное описание элементов сознания.

    «Психология – это наука о структурах сознания» – это направление назвали структуралистский подход.

    Использовали метод интроспекции, самонаблюдения.

  • Слайд 18

    Э.Б Титченера– английского психолог, который заявлял о себе как о преданном последователе Вундта.

    Американский психолог Вильям Джеймс (1842-1910) предложил изучать функции сознания и его роль в выживании человека.

    «Психология – это наука о функциях сознания», потому данное направление получило название функционалистского подхода.

  • Слайд 19

    III этап – психология как наука о поведении. Возникает в XX веке. Задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека (мотивы, вызывающие поступки, не учитывались).

    Большую роль в выделении психологии как самостоятельной отрасли знаний сыграли работы российских ученых по изучению условных рефлексов, а также проведение экспериментальных исследований психики.

  • Слайд 20

    Основоположником отечественной научной психологии считается И.М.Сеченов (1829-1905). В его книге «Рефлексы головного мозга» (1863) основные психологические процессы получают физиологическую трактовку.

    Главная заслуга Г.И.Челпанова (1862-1936) состоит в создании в России психологического института (1912).

    Экспериментальное направление в психологии с использованием объективных методов исследования развивал В.М.Бехтерев(1857-1927).

    Усилия И.П.Павлова (1849-1936) были направлены на изучение условно-рефлекторных связей в деятельности организма.

  • Слайд 21

    В начале XX века основатель объективнойповеденческой психологии (бихевиоризма) Джон Уотсон (1878-1958) указал на несостоятельность декарто-локковской концепции сознания и заявил, что психология должна отказаться от изучения сознания и должна сосредоточить свое внимание только на том, что доступно наблюдению, т.е. на поведении человека.

  • Слайд 22

    IV этап (современный) – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики

    Для данного этапа характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую, прикладную область знаний, обслуживающую интересы практической деятельности человека

  • Слайд 23

    Тема 2. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

    Общая психология – раздел психологии, изучающий вопросы методологии, теории и истории психологической науки, общие закономерности формирования и функционирования психики.

    Возрастная психология – область, изучающая становление психических функций человека в процессе его развития (онтогенеза).

  • Слайд 24

    Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения, психологическую совместимость людей, и т.д.

    Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.

    Инженерная психология изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники.

    Психология труда – раздел, изучающий формирование и проявление характеристик психики в процессе трудовой деятельности.

  • Слайд 25

    Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного.

    Клиническая психология – область прикладной психологии, занимающаяся диагностикой отклонений в интеллектуальном и личностном развитии, коррекцией дезадаптивных и девиантных форм поведения и т.п.

    Дифференциальная психология изучает индивидуально-психологические различия между людьми.

    Психология менеджмента – изучает психологические аспекты организации работы коллективов людей с максимальным учетом их интересов, индивидуальных склонностей, мотиваций, интеллектуальных и творческих способностей.

  • Слайд 26

    Психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития.

  • Слайд 27

    Тема 3. ЖИТЕЙСКАЯ И НАУЧНАЯ ПСИХОЛОГИЯ.ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

    Отличия житейских психологических знаний от научных

    1) Житейские психологические знания (ПЗ) конкретны. Научная психология стремится к обобщениям.

    2) Житейские ПЗ носят интуитивный характер. Научные ПЗ рациональны и осознанны.

  • Слайд 28

    3) Состоит в способах передачи знаний и в самой возможности их передачи.

    4) Состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии – наблюдение и размышления. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент.

  • Слайд 29

    5) Научная психология располагает обширным, разнообразным, уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии.

    Взаимосвязь: научная психология опирается на житейский психологический опыт; извлекает из него свои задачи; на последнем этапе им проверяется.

  • Слайд 30

    Психология– это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

    Предметы общей психологии:

    1) Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира.

  • Слайд 31

    2) Сознание человека – высшая психическая форма активного воспроизведения бытия в чувственных и умственных образах.

    Сознание обладает способностью к рефлексии, к мышлению. Это свойство человека, которое отличает его от животных.

    3) Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.

  • Слайд 32

    4) Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.

    5) Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.

    6) Поведение – внешние проявления психической деятельности.

  • Слайд 33

    Задачи психологии:

    1) Качественное изучение психических явлений;

    2) Анализ формирования и развития психических явлений;

    3) Изучение физиологических механизмов психических явлений;

    4) Содействие планомерному внедрению психологических знаний психологии в практику жизнедеятельности людей.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке