Презентация на тему "Основные направления зарубежной социальной психологии"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Основные направления зарубежной социальной психологии" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    16
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Основные направления зарубежной социальной психологии

    Выполнили студентки 4 курса: Выставкина Анна Игоревна Бабенко Ася Владимировна

  • Слайд 2

    Основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Бихевиоризм Д. Уотсона

    Цель: рассмотреть основные идеи и принципы бихевиоризма в психологии. Задачи:- Выявить основные предпосылки возникновения бихевиоризма.- Определить характерные черты необихевиоризма.- Раскрыть основные идеи и принципы Д. Уотсона. -Рассмотреть теорию «оперантного бихевиоризма» Б.Скиннера. -Рассмотреть теорию агрессии и подражания.-Раскрыть подход А. Бандуры.

  • Слайд 3

     

    Бихевиоризм (от англ. behavior – поведение) – это крупное психологическое направление. В качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма выделяют следующие: - неспособность «академической», интроспективной «психологии сознания» удовлетворять требованиям практики; - философия позитивизма и прагматизма, которая нашла себе благодатную почву в США; - исследования поведения животных (Э. Торндайк и другие); - психологические и физиологические идеи ученых (И.П. Павлов, В. М. Бехтерев).

  • Слайд 4

     

    Уотсон экспериментально доказал, что можно сформировать реакцию страха на нейтральный стимул. В опытах, которые он проводил, детям показывали кролика, которого они брали в руки и хотели погладить, но в этот момент получали разряд электрического тока. Ребенок испуганно бросал кролика и начинал плакать. Опыт повторялся, и на 3-4-ый раз появление кролика даже на расстоянии вызывало у большинства детей страх. После того как эта эмоция закреплялась, Уотсон пытался еще раз изменить эмоциональное отношение детей, сформировав у них интерес и любовь к кролику. В данном случае ребенку показывали кролика во время вкусной еды. Сначала дети прекращали еду и начинали плакать. Но так как кролик не приближался к ним, а вкусная еда (шоколадка или мороженое) была рядом, то ребенок успокаивался. После того как дети переставали реагировать плачем на появление кролика в конце комнаты, экспериментатор придвигал его все ближе к ребенку, одновременно добавляя вкусных вещей ему на тарелку. Постепенно дети переставали обращать внимание на кролика и под конец спокойно реагировали, когда он располагался уже около их тарелки, и даже брали его на руки и старались накормить. Таким образом, доказывал Уотсон, эмоциональным поведением можно управлять.

  • Слайд 5

     

    Движение необихевиоризма возглавили такие американские психологи как Э. Толмен и К. Холл. Холл считал, что поведение организма может строго научно объясняться без использования обращений к психическим образам, понятиям и другим интеллектуальным компонентам. По его мнению, достаточно такого образования, как потребность, для различения объектов. Если в одном из коридоров лабиринта животное может отыскать пищу, а в другом – воду, то характер его движений однозначно определяется потребностью и ничем иным. Э. Толмен свои основные идеи изложил в книге «Целевое поведение у животных и человека». Как и другие бихевиористы, он вел свою экспериментальную работу в основном на животных (белых крысах) и считал, что законы поведения одни и те же для всех живых существ и могут быть наиболее четко и досконально прослежены на элементарных уровнях поведения.

  • Слайд 6

     

    Б. Скиннер – один из наиболее ярких представителей бихевиоризма (необихевиоризма). Его теория получила название «оперантного бихевиоризма». Одной из центральных идей Скиннера является стремление понять причины поведения и научится им управлять. Он переходит от констатации к разработке методов целенаправленного обучения и управления поведением. Исходя из представления о том, что не только умения, но и знания представляют собой вариации по ведения, Скиннер разрабатывает его особый вид - оперантное поведение. Так, при обучении голубя сложной реакции – выходу из клетки с помощью нажатия клювом на рычаг Скиннер подкреплял каждое движение голубя в необходимом направлении, добиваясь того, что он без ошибок выполнял эту сложную операцию. Например, катание на роликовой доске, игра на фортепиано, написание собственного имени – все это образцы оперантной реакции, контролируемые результатами, следующими за соответствующим поведением.

  • Слайд 7

     

    Теория агрессии и подражания В развитии теорий агрессии и подражания можно вычленить два этапа: 40-50-е годы, связанные в основ­ном с исследованиями Миллера и Долларда, и 60-70-е годы, связанные с работами Бандуры. В конце 30-х годов была сформулирована ставшая впоследствии широко известной в психологической науке гипотеза фрустрации (психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей.) - агрессии. Ее авторами являются Н. Миллер, Д. Доллард, М. Дуб, Д. Маурер и Р. Оиэрс. Главная функция вознаграждения, или подкрепле­ния, согласно Миллеру и Долларду, - редукция силы драйв. Именно поэтому природа побуждения определяет природу вознаграждения. Соответственно первичные побуждения уменьшаются в силе первичными подкреплениями; вторичные, или приобретаемые, - вторичными. Нпаример: Одобрительный кивок, например, - это вторичное подкрепление, которое уменьшает приобретенную потребность в социальном одобрении.

  • Слайд 8

     

    Теория агрессии и подражания Подход А. Бандуры. Альберт Бандура называет свой подход социобихевиористским. Бандурой и его коллегами проведен целый ряд исследований, лабораторных и полевых, посвященных, в частности, детской и юношеской агрессивности. Например, широко известны эксперименты с демонстрацией детям фильмов, в которых были представлены разные образцы поведения взрослого (агрессивные и неагрессивные), имевшие различные последствия (вознаграждение или наказание). После просмотра фильма, демонстрировавшего определенную манеру обращения взрослого с игрушками, дети оставались одни играть с игрушками, похожими на увиденные ими в фильме. Дети, которые видели в фильме агрессивные модели, обнаруживали значительно более агрессивное поведение в данной ситуации, чем дети, не смотревшие этот фильм. Часто их поведение оказывалось просто копией поведения взрослого (модели). Интерпретируя результаты, Бандура указывает, что, хотя реакция может приобретаться простым наблюдением поведения модели, готовность реализовать эту реакцию во многом определяется тем, вознаграждалась или наказывалась модель за соответствующее поведение.

  • Слайд 9

     

    Вопросы: 1) Какое направление изучает бихевиоризм? 2) Что послужило в качестве основных предпосылок возникновения бихевиоризма? 3) Какие законы научения сформулировал Э. Торндайк? 4)Как называется теория Б. Скиннера и в чем заключается суть этой теории? 4) Кто занимался теорией агрессии и подражания и в какие годы?

  • Слайд 10

    Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера

    Цель: раскрыть сущность теории диссонанса. Задачи: - дать понятие теории когнитивного диссонанса; - раскрыть сущность когнитивного диссонанса Л. Фестингера; - определить причины возникновения и величину диссонанса; - рассмотреть диссонанс и конфликт; - выявить отличие программы; когнитивизма от программы бихевиористской ориентации.

  • Слайд 11

     

    По классическому определению Л. Фестингера, когнитивный диссонанс - это несоответствие между двумя когнитивными элементами (когнициями) - мыслями, опытом, информацией и т. д. - при котором отрицание одного элемента вытекает из существования другого, и связанное с этим несоответствием ощущение дискомфорта, иначе говоря, чувство дискомфорта возникает при столкновении в сознании логически противоречивых знаний об одном и том же явлении, событии, объекте. Так, некий человек может полагать, что чернокожие американцы ничем не хуже белых сограждан, однако этот же человек предпочел бы, чтобы они не жили с ним в ближайшем соседстве. Или другой пример: некто может считать, что дети должны вести себя тихо и скромно, однако он же испытывает явную гордость, когда его любимое чадо энергично привлекает внимание взрослых гостей.

  • Слайд 12

     

    Существует согласованность также между тем, что человек знает и чему он верит, и тем, что он делает. Например, человек, убежденный в том, что университетское образование - это образец наиболее качественного образования, будет всячески побуждать своих детей поступать в университет. Ребенок, который знает, что вслед за проступком неминуемо последует наказание, будет стараться не совершать его или, по крайней мере, попытается скрыть содеянное. Все это настолько очевидно, что мы принимаем примеры такого поведения как должное. Наше внимание, прежде всего, привлекают различного рода исключения из последовательного в целом поведения. Человек может сознавать вред курения для своего здоровья, но продолжать курить; многие люди совершают преступления, полностью отдавая себе отчет в том, что вероятность наказания за эти преступления весьма высока.

  • Слайд 13

     

    Фестингер предлагает четыре источника возможного возникновения диссонанса: 1) из логической непоследовательности, т.е. когда «следование не-Х, из У» есть доказательство чисто логической противоречивости двух суждений как когнитивных элементов. Примеры такой ситуации: человек верит в то, что можно достичь какую-то отдаленную планету, но не верит в то, что можно построить соответствующий корабль; известно, что люди смертны, а я думаю, что буду жить вечно, и т.д.; 2) из несоответствия когнитивных элементов культурным образцам, или, иначе говоря, нормам. Пример: принято, что на дипломатическом приеме есть жаркое нужно, держа вилку в левой руке, а нож в правой, но некто оперирует вилкой при помощи правой руки; профессор, выйдя из себя, кричит на студента, зная, что это элементарное нарушение педагогических норм. Здесь нет логического несоответствия, но есть несоответствие иного рода, а именно несоответствие принятым в определенной среде нормам поведения; 3) из несоответствия данного когнитивного элемента какой-то более широкой системе представлений. Пример: некий американский избиратель является демократом, но вдруг на выборах голосует за республиканского кандидата. Осознание того факта, что он - демократ, не соответствует конкретному действию, это порождает диссонанс в его когнитивной структуре, хотя здесь снова чисто логического несоответствия нет; 4) из несоответствия прошлому опыту. Пример: кто-то вышел без зонта под дождь и думает, что не промокнет, хотя всегда в прошлом в такой ситуации он промокал до нитки. Между знанием о том, что под дождем всегда промокаешь, и таким когнитивным элементом, относящимся к «среде», как констатация «дождь меня не замочит», существует также несоответствие, порождающее диссонанс.

  • Слайд 14

     

    Отличие программы; когнитивизма от программы бихевиористской ориентации В общем виде когнитивистские теории выступили, как противоположность бихевиоризму (наука о поведении). Основные пункты противопоставления просматриваются по следующим линиям: 1. Главная идея бихевиористской ориентации - научение, в то время как главная идея когнитивных теорий - образование понятий, мышление, знание. 2. Основной источник данных для бихевиоризма как в психологии вообще, так и в социальной психологии в частности - наблюдаемое поведение. Источник данных для когнитивизма - знаки, значения, понимание и пр., хотя предполагается, что они могут быть выведены из поведения. 3. Для бихевиоризма в конечном счете процессы поведения подчиняют процессы познания, доминируют именно процессы поведения. Для когнитивизма фокусом являются процессы познания, и оно подчиняет себе поведение. 4. Бихевиоризму в большей мере свойственна идея «молекулярного» анализа поведения (выявление его поэлементного строения), в то время, как для когнитивистской ориентации одна из наиболее значимых идей - идея «молярного» анализа, то есть фиксация исследования на целостном процессе.

  • Слайд 15

     

    Вопросы: Дать определение когнитивному диссонансу. 2) Кому принадлежит авторство теории когнитивного диссонанса? 3) Приведите примеры диссонанса.

  • Слайд 16

     

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд