Презентация на тему "Права несовершеннолетних"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию, благодаря которой учителю будет проще провести занятие на тему прав несовершеннолетних. Презентация по сути является планом по проведению урока с некоторыми методическими подсказками.

Краткое содержание

  • Работа с текстом учебника, словарём и документами
  • Составление схем
  • Умение выбрать главное и правильно формулировать выводы
  • Умение отстаивать свою точку зрения
  • Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях

Содержание

  • Слайд 1

    МБОУ «Истимисская средняя общеобразовательная школа»Урок обществознания в 9 классе

    «Права несовершеннолетних»

    Разработала: учитель истории и обществознания Щелканова Нина Викторовна

  • Слайд 2

    Цели и задачи:

    • Создать условия для ознакомления учащихся с международными документами о правах ребёнка.
    • Создать условия для ознакомления учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;
    • Научить распознавать свои права;
    • Воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;
    • Развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;
    • Научить отстаивать и защищать свои права, уважать и не нарушать права другого человека;
    • Развивать творческие способности учащихся.

  • Слайд 3

    Основные вопросы уроков:

    • Права ребёнка, закреплённые в международных документах;
    • Личные и имущественные права ребёнка;
    • Реализация и защита прав ребёнка.

  • Слайд 4

    Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

    • Работа с текстом учебника, словарём и документами;
    • Составление схем;
    • Умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;
    • Умение отстаивать свою точку зрения;
    • Умение применять полученные знания в конкретных ситуациях.

  • Слайд 5

    Основные понятия урока:

    • Декларация;
    • Конвенция;
    • Национальные меньшинства;
    • Органы местного самоуправления;
    • Наследование;
    • Нотариус;
    • Органы опеки и попечительства;
    • Опека;
    • Попечительство;
    • Усыновление.

  • Слайд 6

    Внутрипредметные связи:

    • Государство;
    • Суд;
    • Прокуратура;
    • Дееспособность;
    • Эмансипация;
    • Договор;
    • Сделка;
    • Несовершеннолетние.

  • Слайд 7

    Оборудование урока:

    • Сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека;
    • Сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка;
    • Выборка статей СК РФ и ГК РФ;
    • Подборка заданий;
    • Ватман;
    • Маркер.

  • Слайд 8

    План урока:

    • Сообщение темы и определение задач урока;
    • Знакомство с международными документами по правам ребёнка;
    • Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ;
    • Осуществление защиты прав ребёнка;
    • Составление Декларации прав учеников;
    • Рефлексия;
    • Домашнее задание;
    • Итог урока.

  • Слайд 9

    Организация работы с документом:

    Изучить Конвенцию о правах ребёнка:

    • Как вы считаете, какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?
    • Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?
    • Взять из Конвенции 1 – 2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребёнка?

  • Слайд 10

    Опережающее задание:

    Инсценизация учащимися конфликтной ситуации:

    • Как произошёл этот конфликт? Почему?
    • Что чувствовали действующие лица?
    • Счастливый ли был конец?
    • Как этот конфликт мог бы быть предотвращён?
    • Какие другие концовки могли бы быть?
    • Какие и чьи права были проигнорированы?

  • Слайд 11

    Выводы:

    Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

    Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

  • Слайд 12

    Работа с Семейным кодексом РФ:

  • Слайд 13

    Осуществление защиты прав ребёнка:

  • Слайд 14

    Ситуации:

    Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, нозатем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мама, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

    Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

    Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от бабушки и дедушки в подарок 1000 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что ей больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет.

    Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

    Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

    Правомерно ли требование матери?

  • Слайд 15

    Литература к уроку:

    Бондаренко О. А. Открытые уроки. История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права 9 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002.

    Всеобщая декларация прав человека.

    Конвенция о правах ребёнка.

    Семейный кодекс РФ.

    Гражданский кодекс РФ.

Посмотреть все слайды

Конспект

Министерство образования РФ

МБОУ «Истимисская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края

Урок разработала учитель истории

и обществознания Щелканова Н. В. ...

Министерство образования РФ

МБОУ «Истимисская средняя общеобразовательная школа»

Ключевского района Алтайского края

Урок разработала учитель истории

и обществознания Щелканова Н. В.

Цели уроков:

создать условия для ознакомления учащихся с международными документами о правах ребёнка;

создать условия для ознакомления учащихся с правами ребёнка, закреплёнными в Семейном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ;

научить распознавать свои права;

воспитывать у учащихся осознанное отношение к своим правам;

развивать способность реализовывать свои права в повседневной жизни;

научить отстаивать и защищать свои права; уважать и не нарушать права другого человека;

развивать творческие способности учащихся.

Основные вопросы уроков:

права ребёнка, закреплённые в международных документах;

личные и имущественные права ребёнка;

реализация и защита прав ребёнка.

Умения и навыки, отрабатываемые на уроках:

работа с текстом учебника, словарём (над основными понятиями темы) и документами (Конвенция о правах ребёнка, статьи СК РФ и ГК РФ);

составление схем (личные и имущественные права ребёнка, дееспособность несовершеннолетних; осуществление защиты прав несовершеннолетних);

умение выбрать главное и правильно формулировать выводы;

умение отстаивать свою точку зрения;

умение применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий).

Основные понятия уроков:

декларация;

конвенция;

национальные меньшинства;

органы местного самоуправления;

наследование;

нотариус;

органы опеки и попечительства;

опека;

попечительство;

усыновление.

Внутрипредметные связи: обращение к понятиям – государство, суд, прокуратура, дееспособность, эмансипация, договор, сделка, несовершеннолетние.

Оборудование уроков: сокращённый вариант Всеобщей декларации прав человека, сокращённый вариант Конвенции о правах ребёнка, выборка статей СК РФ и ГК РФ, подборка заданий, ватман, маркер.

Ход уроков:

Вступительное слово учителя. Сообщение темы и определение задачи уроков – рассмотрение основных вопросов уроков через изучение теоретического блока и практических заданий.

Изучение нового материала. Знакомство учащихся с международными документами по правам ребёнка (особое внимание уделить Конвенции о правах ребёнка 1989 г. – см. приложения 1 и 2)

Организация работы с документом.

Вопросы:

Как вы считаете, какое из прав, определённых Конвенцией, является самым важным для ребёнка?

Какое право является самым значимым конкретно для каждого из вас?

Взять из Конвенции 1 – 2 права. Что могло бы произойти, если бы их отняли у ребёнка?

2. Инсценизация учащимися конфликтной ситуации (опережающее задание – см. приложение 3)

Вопросы к ситуации:

Как произошёл этот конфликт? Почему?

Что чувствовали действующие лица?

Счастливый ли был конец?

Как этот конфликт мог быть предотвращён?

Какие другие концовки могли бы быть?

Какие и чьи права были проигнорированы? (См. Конвенцию).

Выводы: Права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека.

Выход из конфликта – совместный поиск решения, которое учитывало бы права всех участников конфликта.

Знакомство учащихся с основными правами ребёнка, закреплёнными в СК РФ и ГК РФ (см. приложения 4 и 5).

1. Организация работы со статьями вышеуказанных кодексов (вместе с учителем составить в тетради схему).

Личные права детей

СК РФ, ст. 54 – 59

Имущественные права ребёнка

СК РФ, ст. 60

Право жить и воспитываться в семье;

Право знать своих родителей;

Право на их заботу, на совместное с ними проживание;

Право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие;

Право на общение с обоими родителями, с дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками;

Право на защиту своих прав и законных интересов;

Право выражать своё мнение;

Право на имя, отчество и фамилию;

Право на изменение имени и фамилии.

Право на получение содержания от своих родителей, или лиц, их заменяющих;

Право на имущество, полученное в дар;

Право на имущество, полученное в порядке наследования;

Право на распоряжение собственными доходами;

Право на распоряжение имуществом, приобретённым на собственные средства.

Дееспособность

ГК РФ, ст. 26 – 28

Малолетних

Несовершеннолетних

С момента рождения до 6 лет

С 6 до 14 лет

От 14 до 18 лет

Полностью лишены гражданской дееспособности;

Все правовые действия от их имени могут совершать только их родители или опекуны.

Вправе самостоятельно совершать:

Мелкие бытовые сделки;

Сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

Сделки по распоряжению средствами, полученными ими от законных представителей или с их согласия от третьих лиц.

Ответственность по сделкам несут родители, усыновители, опекуны. Они же отвечают за вред, причинённый малолетними.

Вправе самостоятельно совершать:

Все сделки, которые могут совершать малолетние, распоряжаться своими доходами;

Авторское право;

Вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

С 16 лет – членство в кооперативе;

Самостоятельно несут имущественную ответственность и за причинённый ими вред.

Полная дееспособность может наступить до 18 лет: при вступлении в брак. Эмансипация (ГК, ст. 27).

2. Закрепление материала: практическая работа (см. приложение 6).

IV. Изучение вопроса – защита прав ребёнка.

Учащиеся составляют в тетрадях схему, применяя полученные знания.

Осуществление защиты прав ребёнка

Закрепление изученной темы.

Составление Декларации прав учеников.

Рефлексия.

Домашнее задание.

Итог уроков.

Литература к уроку

Бондаренко О. А. Открытые уроки. История 5, 6, 7, 10 классы. Основы государства и права 9 класс. – Волгоград: Издательство «Учитель», 2002.

Всеобщая декларация прав человека.

Конвенция о правах ребёнка.

Семейный кодекс РФ.

Гражданский кодекс РФ.

Приложения

Приложение 1

Сокращённый вариант

Всеобщей декларации прав человека

Резюме преамбулы

Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира, и, принимая во внимание необходимость охраны прав человека властью закона, как и необходимость содействия развитию дружеских отношений между нациями, Генеральная Ассамблея заявляет о том, что народы ООН, подтвердив свою веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности и в равноправие мужчин и женщин, преисполненные решимости содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе, дали обет содействовать уважению этих прав и всеобщему их признанию и осуществлению.

Резюме Всеобщей декларации прав человека

Каждый человек свободен, и ко всем нам должно быть одинаковое отношение.

Все люди равны, несмотря на различия, например, в цвете кожи, пола, религии, языка.

Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность.

Никто не имеет права обращаться с вами как с рабом, также как и вы не можете сделать кого-либо своим рабом.

Никто не имеет права причинять вам боль или подвергать вас пыткам.

Каждый человек имеет право на равенство перед законом.

Закон одинаков для всех, он должен применяться одинаково в отношении всех.

Каждый человек имеет право на защиту законом в случае нарушения его прав.

Никто не имеет права несправедливо заключать вас в тюрьму или изгнать вас из вашей страны.

Каждый человек имеет право на гласный и справедливый суд.

Каждый человек должен считаться невиновным, пока его виновность не будет установлена.

Каждый человек имеет право просить о помощи, если кто-то пытается причинить вам вред, но никто не может входить в ваш дом, вскрывать ваши письма, вмешиваться в ваши дела или в дела вашей семьи без уважительной причины.

Каждый человек имеет право переезжать с места на место согласно своему желанию.

Каждый человек имеет право выехать в другую страну и искать защиты, если он стал жертвой преследования или ему угрожает преследование.

Каждый человек имеет право быть гражданином своей страны. Никто не имеет права препятствовать получению вами другого гражданства, если вы этого хотите.

Каждый человек имеет право на вступление в брак и создание семьи.

Каждый человек имеет право владеть имуществом и личными вещами.

Каждый человек имеет право на исповедание своей религии и отправление всех религиозных обрядов, а также право, при желании, менять свою религию.

Каждый человек имеет право на высказывание своего мнения, на получение и передачу информации.

Каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях.

Каждый человек имеет право на участие в выборах и на участие в управлении своей страной.

Каждый человек имеет право на социальную защиту, а также на развитие своих способностей.

Каждый человек имеет право на труд, в благоприятных условиях, за справедливое вознаграждение, а также право вступать в профессиональные союзы.

Каждый человек имеет право на отдых и досуг.

Каждый человек имеет право на адекватный жизненный уровень и медицинский уход в случае заболевания.

Каждый человек имеет право ходить в школу.

Каждый человек имеет право участвовать в культурной жизни общества.

Каждый человек обязан уважать «социальный» порядок, необходимый для осуществления всех этих прав.

Каждый человек обязан уважать права других людей, уважать общество и общественное имущество.

Никто не имеет право отнять ни одно из прав, определённых настоящей Декларацией.

Приложение 2

Сокращённый вариант

Конвенции о правах ребёнка

Целью Конвенции является установление норм по защите детей от всех форм насилия и безнадзорности, с которыми, в различной степени, они ежедневно сталкиваются во всех странах. Она учитывает культурные, политические и другие различия государств. Первостепенное внимание уделено наилучшему обеспечению интересов ребёнка. Права, определённые Конвенцией, могут быть подразделены на следующие три группы:

Обеспечение: право владеть, получать или иметь доступ к определённым вещам или услугам (например, имя и гражданство, медицинский уход, образование, отдых и игры, забота об инвалидах и сиротах).

Защита: право на защиту от наносящих ребёнку ущерб актов и действий (например, разлучение с родителями, вовлечение в военные действия, экономическая или сексуальная эксплуатация, физическое или психологическое насилие).

Участие: право ребёнка быть заслушанным в ходе любого решения вопросов, затрагивающих его интересы. Ребёнок, по мере роста своих физических и умственных способностей, должен получать больше возможностей участвовать в жизни общества в качестве подготовки к взрослой жизни (например, свобода речи и мнений, культуры, религии и языка).

Преамбула

Преамбула определяет тон, в котором должны толковаться все 54 статьи Конвенции. В ней указываются основные документы ООН, принятые до Конвенции и имеющие непосредственное отношение к детям, подчёркивается важность семьи для гармоничного развития ребёнка, важность особых гарантий и заботы, включая соответствующую правовую защиту, как до, так и после рождения, важность традиций и культурных ценностей каждого народа для развития ребёнка.

Статья 1. Определение ребёнка

Каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребёнку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2. Недопустимость дискриминации

Каждому ребёнку, без всякого исключения, должны быть обеспечены все права. Государство должно защитить ребёнка от всех форм дискриминации.

Статья 3. Наилучшие интересы ребёнка

Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка.

Статья 4. Осуществление прав

Государство обязано обеспечить осуществление прав, определённых Конвенцией.

Статья 5. Родители, семья, права и обязанности общества

Государства обязаны уважать родителей и семью применительно к их функции воспитания ребёнка.

Статья 6. Жизнь, выживание и развитие

Право ребёнка на жизнь и обязанность государства обеспечить выживание ребёнка и его всестороннее развитие.

Статья 7. Имя и гражданство

С момента рождения право на имя, на гражданство, право знать своих родителей и право на их заботу.

Статья 8. Сохранение своей индивидуальности

Государство обязано оказывать помощь и защиту ребёнку для восстановления его индивидуальности, если он незаконно лишён её.

Статья 9. Недопустимость разлучения с родителями

Право ребёнка поддерживать контакт со своими родителями в случаях разлучения. В том случае, когда разлучение вытекает из таких обстоятельств, как арест, тюремное заключение или смерть одного или обоих родителей, государство предоставляет родителям или ребёнку информацию в отношении местонахождения отсутствующего члена семьи.

Статья 10. Воссоединение семьи

Заявление ребёнка на въезд в государство или выезд из него с целью воссоединения семьи должны рассматриваться гуманным образом. Ребёнок имеет право поддерживать на регулярной основе прямые контакты с обоими родителями, если они живут в различных государствах.

Статья 11. Незаконное перемещение и невозвращение детей

Государства принимают меры для борьбы с похищением ребёнка со стороны одного из родителей или третьего лица.

Статья 12. Выражение своего мнения

Право ребёнка выражать своё мнение и право на то, чтобы оно принималось во внимание.

Статья 13. Свобода слова и информации

Право искать, передавать и получать информацию любого рода в форме произведений искусства, письменной или печатной форме.

Статья 14. Свобода мысли, совести и вероисповедания

Государства должны уважать права и обязанности родителей руководить ребёнком в осуществлении в осуществление этого права методом, согласующимся с развивающимися способностями ребёнка.

Статья 15. Свобода ассоциаций

Право ребёнка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Статья 16. Личная жизнь, честь и репутация

Ни один ребёнок не может быть объектом вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции.

Статья 17. Доступ к информации и СМИ

Ребёнок должен иметь доступ к различным источникам информации; поощряется уделение особого внимания языковым потребностям ребёнка, принадлежащего к какой-либо группе меньшинств, а также разработка принципов защиты ребёнка от информации, наносящей вред его благополучию.

Статья 18. Родительские обязанности

Оба родителя несут общую и одинаковую ответственность за воспитание ребёнка, и государство оказывает им надлежащую помощь в выполнении ими своих обязанностей по воспитанию детей.

Статья 19. Злоупотребление и небрежное отношение (со стороны родителей или опекунов)

Государства должны обеспечить защиту детей от всех форм физического или психологического насилия. Должны быть разработаны социальные программы с целью предоставления необходимой поддержки ребёнку и лицам, которые о нём заботятся.

Статья 20. Замена ухода за детьми ввиду отсутствия родителей

Ребёнок имеет право на обеспечение ему замены ухода в соответствии с законами своей страны. При рассмотрении вариантов замены ухода за детьми государство должно учитывать желательность преемственности воспитания ребёнка и его этническое происхождение, религиозную, культурную и языковую принадлежность.

Статья 21. Усыновление

Государства обязаны обеспечить, чтобы усыновление ребёнка осуществлялось только компетентными органами. Усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребёнком, если все способы в стране его происхождения исчерпаны.

Статья 22. Дети-беженцы

Детям-беженцам должна быть обеспечена надлежащая защита. Государства должны оказывать содействие международным организациям по предоставлению такой защиты, а также в воссоединении детей с их семьями.

Статья 23. Дети-инвалиды

Право на особую заботу и образование, обеспечивающие активное участие в жизни общества.

Статья 24. Медицинский уход

Доступ к услугам системы здравоохранения, принятия государствами эффективных и необходимых мер с целью упразднения традиционной практики, отрицательно влияющей на здоровье детей.

Статья 25. Периодическая оценка

Ребёнок, помещённый на попечение с целью ухода за ним, его защиты или лечения, имеет право на периодическую оценку условий, связанных с таким обеспечением.

Статья 26. Социальное обеспечение

Право ребёнка на социальное обеспечение.

Статья 27. Уровень жизни

Родители несут ответственность за обеспечение ребёнку уровня жизни, необходимого для его гармоничного развития, даже в том случае, если один из родителей проживает в другой стране.

Статья 28. Образование

Право на бесплатное начальное образование, доступность различных форм среднего образования и необходимость принятия мер по снижению числа учащихся, покинувших школу.

Статья 29. Цели образования

Образование должно быть направлено на развитие личности и способностей ребёнка, на его подготовку к сознательной взрослой жизни, на воспитание уважения к правам человека, культурной самобытности его родной страны, а также других стран.

Статья 30. Дети, принадлежащие к этническим меньшинствам или коренному населению

Право ребёнка, принадлежащего к этническим меньшинствам или коренному населению, на пользование своей культурой и родным языком.

Статья 31. Отдых и досуг

Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.

Статья 32. Экономическая эксплуатация

Право ребёнка на защиту от эксплуатации, от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья.

Статья 33. Наркотики и психотропные вещества

Защита ребёнка от незаконного употребления этих веществ, от использования детей в их незаконном производстве и торговле ими.

Статья 34. Сексуальная эксплуатация

Защита ребёнка от сексуальной эксплуатации, включая проституцию; защита от использования детей в порнографических материалах.

Статья 35. Похищение детей, торговля детьми или их контрабанда

Государство обязано принимать все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды.

Статья 36. Другие формы эксплуатации

Государство обязано принимать все необходимые меры для защиты детей от всех других форм эксплуатации.

Статья 37. Пытки, смертная казнь, лишение свободы

Обязательства государства в отношении детей, заключённых под стражу.

Статья 38. Вооружённые конфликты

Дети, не достигшие 15 лет, не должны принимать участия в военных действиях. Дети моложе 15 лет не подлежат призыву на службу в вооружённых силах.

Статья 39. Восстановление и реинтеграция

Обязательства государства по физическому и психическому восстановлению и реинтеграции детей, ставших жертвами эксплуатации, пыток или вооружённых конфликтов.

Статья 40. Правосудие по делам несовершеннолетних

Ребёнок, обвиняемый в нарушении уголовного законодательства, имеет право на такое обращение, которое способствует у него развитию чувства достоинства.

Статья 41. Права ребёнка в других документах

Настоящая Конвенция прав ребёнка действует наряду с другими документами о правах ребёнка, принятыми в конкретной стране.

Статья 42. Распространение Конвенции

Обязательства государства по информированию о принципах и положениях Конвенции, как взрослых, так и детей.

Статья 43 – 54 . Применение положений Конвенции

Эти статьи предусматривают контроль Комитета по правам ребёнка за применением положений Конвенции.

Примечание. Названия статей даны только для удобства пользования. Они не входят в официальный текст. (ЮНИСЕФ – Великобритания.)

Приложение 3

Подарки Александры и Владимира

(конфликтная ситуация)

Саша и Володя были довольны новогодними подарками. Володя, как и хотел, получил в подарок новый магнитофон, сразу же поставил кассету с записью любимой группы. Саша тоже была рада – ей подарили гитару, и она наконец-то могла играть не только в любимом фан-клубе, спрашивая разрешение на гитару руководителя, но и дома. Саша немедленно начала наигрывать мелодию.

Сначала брат и сестра были очень довольны, но через некоторое время поняли, что одновременно пользоваться своими подарками они не смогут. Прекратив играть, Александра попросила Володю сделать перерыв в прослушивании и подпевании песен, записанных на кассете, и дать возможность поиграть ей на гитаре. Володя сказал, что её «бренчание» на «балалайке» не беспокоит, и он может усилить звук. Его ответ рассердил Александру, она стала перебирать в беспорядке струны гитары, не в такт подпевая какие-то отрывки из песен. Тогда Володя усилил звук магнитофона. Они стали состязаться друг с другом и устроили такой шум, что в комнату пришли родители.

Приложение 4

Извлечения из Семейного кодекса РФ

Глава 11. Права несовершеннолетних

Статья 54. Право ребёнка жить и воспитываться в семье

Ребёнком признаётся лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

Каждый ребёнок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребёнок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечения его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в

других случаях утраты родительского попечения право ребёнка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребёнка на общение с родителями и другими родственниками

Ребёнок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сёстрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребёнка.

В случае раздельного проживания родителей ребёнок имеет право на общение с каждым из них. Ребёнок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

Ребёнок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 56. Право ребёнка на защиту

Ребёнок имеет право на защиту своих прав и законных интересов.

Защита прав и законных интересов ребёнка осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органом опеки и попечительства, прокурором, судом.

Несовершеннолетний, признанный в соответствии с законом полностью дееспособным по достижении совершеннолетия, имеет право самостоятельно осуществлять свои права и обязанности, в том числе право на защиту.

Ребёнок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц, их заменяющих).

При нарушении прав и законных интересов ребёнка, в том числе при невыполнении или при ненадлежащем выполнении родителями (одним из них) обязанностей по воспитанию, образованию ребёнка либо при злоупотреблении родительскими правами, ребёнок вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет в суд.

Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребёнка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребёнка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства обязан принять необходимые меры по защите прав и законных интересов ребёнка.

Статья 57. Право ребёнка выражать своё мнение

Ребёнок вправе выражать своё мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учёт мнения ребёнка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (статьи 59, 72, 132, 134, 143, 154), органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребёнка, достигшего возраста 10 лет.

Статья 58. Право ребёнка на имя, отчество и фамилию

Ребёнок имеет право на имя, отчество и фамилию.

Имя ребёнку даётся по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусматривается законами субъектов Российской Федерации или не основано на национальном обычае.

Фамилия ребёнка определяется фамилией родителей. При разных фамилиях родителей ребёнку присваивается фамилия отца или фамилия матери по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов Российской Федерации.

При отсутствии соглашения между родителями относительно имени и (или) фамилии ребёнка возникшие разногласия разрешаются органом опеки и попечительства.

Если отцовство не установлено, имя ребёнку даётся по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного в качестве отца ребёнка (пункт 3 статьи 51 настоящего Кодекса), фамилия – по фамилии матери.

Статья 59. Изменение имени и фамилии ребёнка

1. По совместной просьбе родителей до достижения ребёнком возраста

16 лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребёнка

вправе разрешить изменить имя ребёнку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.

Если родители проживают раздельно и родитель, с которым проживает ребёнок, желает присвоить ему свою фамилию, орган опеки и попечительства разрешает этот вопрос в зависимости от интересов ребёнка и с учётом мнения другого родителя. Учёт мнения родителя необязателен при невозможности установления его места нахождения, лишении его родительских прав, признании его недееспособным, а также в случаях уклонения родителя без уважительных причин от воспитания и содержания ребёнка.

Изменение имени и (или) фамилии ребёнка, достигшего возраста 10 лет, может быть произведено только с его согласия.

Статья 60. Имущественные права ребёнка

Ребёнок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи в порядке и в размерах, которые установлены разделом V настоящего Кодекса.

Суммы, причитающиеся ребёнку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются им на содержание, воспитание и образование ребёнка.

Суд по требованию родителя, обязанного уплачивать алименты на несовершеннолетних детей, вправе вынести решение о перечислении не более 50 % сумм алиментов, подлежащих выплате, на счета, открытые на имя несовершеннолетних детей в банках.

3. Ребёнок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретённое на средства ребёнка.

Право ребёнка на распоряжение принадлежащим ему на правах собственности имуществом определяется статьями 26 и 28 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При осуществлении родителями правомочий по управлению имуществом ребёнка на них распространяются правила, установленные гражданским законодательством в отношении распоряжения имуществом подопечного (статья 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).

4. Ребёнок не имеет права собственности на имущество родителей, родители не имеют права собственности на имущество ребёнка. Дети и родители, проживающие совместно, могут владеть и пользоваться имуществом друг друга по взаимному согласию.

В случае возникновения права общей собственности родителей и детей их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяется гражданским законодательством.

Приложение 5

Извлечения из Гражданского кодекса РФ

Статья 26. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет совершают сделки, за исключением названных в пункте 2 настоящей статьи, с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

Сделка, совершённая таким несовершеннолетним, действительна также при её последующем письменном одобрении его родителями, усыновителями или попечителем.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителя:

а) распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами;

б) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

в) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

г) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки, предусмотренные пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса.

По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.

Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет самостоятельно несут имущественную ответственность по сделкам, совершённым ими в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи. За причинённый ими вред такие несовершеннолетние несут ответственность в соответствии с настоящим Кодексом.

При наличии достаточных оснований суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителя либо органа опеки и попечительства может ограничить или лишить несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрёл дееспособность в полном объёме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или со статьёй 27 настоящего Кодекса.

Статья 27. Эмансипация

Несовершеннолетний, достигший возраста шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производится по решению органа опеки и попечительства – с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия – по решению суда.

Родители, усыновители и попечитель не несут ответственности по обязательствам эмансипированного несовершеннолетнего, в частности по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда.

Статья 28. Дееспособность малолетних

За несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет (малолетних), сделки, за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи, могут совершать от их имени только их родители, усыновители или опекуны.

К сделкам законных представителей несовершеннолетнего с его имуществом применяются правила, предусмотренные пунктами 2 и 3 статьи 37 настоящего Кодекса.

Малолетние в возрасте от шести до четырнадцати лет вправе самостоятельно совершать:

а) мелкие бытовые сделки;

б) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения либо государственной регистрации;

в) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определённой цели или для свободного распоряжения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершённым им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причинённый малолетними.

Ситуации

Папа с мамой обсуждали предстоящий летний отдых. Сначала они хотели поехать на море, но затем, подсчитав финансы, решили остаться на даче. Ирина, их дочь, со вздохом заметила, что дача, на которой она проводит всегда свои летние каникулы, ей изрядно надоела. Мама, косо взглянув на неё, сказала: «Помолчи, не доросла ещё».

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

Восьмиклассница Ирина (13 лет) получила ко дню рождения от дедушки и бабушки в подарок 100 рублей. Они хотели, чтобы их внучка купила в подарок то, что её больше по душе. Ирина обрадовалась и сказала, что поскольку она очень любит музыку, то непременно на все деньги накупит аудиокассет.

Оцените данную ситуацию с точки зрения закона.

Мать 15-летнего Сергея потребовала, чтобы он всю свою зарплату отдавал ей, так как она лучше, чем он, сможет ею распорядиться.

Правомерно ли требование матери?

image1image2.pngimage3.png

Семейное

законодательство

Семья, родители

Государственная

забота

Дошкольные учреждения, школы, внешкольные детские учреждения

Органы опеки и попечительства

Суды, прокуратура

Конституция РФ

Международное

право

Конвенция о правах ребёнка,

Декларация прав человека

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд