Презентация на тему "Правовые основы охраны труда"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Правовые основы охраны труда" рассказывает о понятии трудовой деятельности человека, разновидностях труда; о зависимости особенностей организма и трудовой активности, физических и умственных способностях людей для осуществления деятельности, а также о правовых аспектах охраны труда.

Краткое содержание

  • Трудовая деятельность человека;
  • Организм человека и его взаимодействие с окружающей средой;
  • Условия труда и их классификация.

Содержание

  • Слайд 1

    Правовые основы охраны труда

  • Слайд 2

    Трудовая деятельность человека

    • Труд, как материальный процесс и социальное отношение.
    • Понятия «трудовая деятельность» и « человек» неразрывно связаны на всей протяженности исторического развития человечества.
    • Труд – это высшая форма деятельности человека.
    • Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность.
    • Трудовая деятельность --- это осознанная деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы, ее основа – процесс труда.
    • Труд — основа благополучия человека и человечества.

  • Слайд 3

     

    Трудящийся человек-субъект труда, существо социальное (есть желание трудиться; есть необходимость; есть побуждение и т.д.
    Труд можно разделить на разновидности:

    • умственный и физический;
    • простой и сложный;
    • индивидуальный и наемный.

    Элементом изучения многих наук является субъект труда – человек.
    Это научная организация труда ;психология труда; эргономика; физиология труда; охрана труда и др.
    Предмет изучения охраны труда – безопасность труда.
    Безопасностью труда человека занимаются медицинские, общественные, технические науки.

  • Слайд 4

     

    Труд имеет внешние элементы воздействия (политическая и экономическая ситуация в стране, технический уровень развития, природные условия и др.
    Исходя из этого, систему охраны труда можно построить из следующих элементов:

    • безопасность человека, как субъекта труда;
    • безопасность условий труда;
    • безопасность трудовой деятельности

  • Слайд 5

     

    • Особое место среди наук, на которые опирается охрана труда, занимаетбиология.
    • Изучая строение, жизнедеятельность и развития организмов при взаимодействии их с окружающей средой, она служит основойдля медицины, которая призвана сохранять и улучшать здоровье людей, предупреждать и лечить болезни, в т.ч. профессиональные.
    • Психология – изучает свойства личности, психологические особенности различных видов трудовой деятельности, что позволяет эффективнее использовать потенциал человека

  • Слайд 6

     

    • Почему люди, которым от рождения присущ инстинкт самозащиты и самосохранения, часто сами становятся причиной собственных травм?
    • Почему люди, отчетливо осознавая опасность, нередко поступают вопреки здравому смыслу и стремясь к мелким выгодам, становятся жертвами несчастных случаев?
    • Почему одни люди часто травмируются, а другие – редко или никогда?
    • В процессе деятельности организм стремиться приспособиться к изменяющимся условиям деятельности, преодолеть трудности и опасности.

  • Слайд 7

     

    При этом возникает состояние психической напряженности, которое канадский физик Г. Селье (1936) назвал стрессом.
    С какими же отрицательно действующими факторами приходится чаще всего сталкиваться рабочему на современном механизированном и автоматизированном предприятии?

    Это:

    • интенсивность работы,
    • давление фактора времени( штурмовщина, срочная работа)
    • изолированность рабочих мест и недостаточные межличностные контакты между рабочими;
    • однообразная и монотонная работа (на конвейере, у приборных пунктов).

  • Слайд 8

     

    • недостаточная двигательная активность (многие часы оператор находится в состоянии готовности к действию. Тогда как необходимость действия возникает редко),
    • различные внешние воздействия( шумы, вибрации, высокие температуры и т.п.

    Психологи выделяют несколько причин, влекущих нарушение требований безопасности:

    • незнание этих требований;
    • нежелание выполнять известные ему требования безопасности;
    • неумение выполнить требования;
    • невозможность выполнить требования( по причинам, не зависящим от человека)

  • Слайд 9

     

    • Зная эти причины, можно назначить профилактические мероприятия, которые приведут к снижению нарушений безопасности работ(пропаганда, воспитание, обучение, профотбор, медицинское обследование и т.п.).
    • Эргономика—изучает взаимодействие человека и машины, его деятельность в конкретной производственной обстановке с целью разработки оптимальных условий труда, пультов управления и т.д.

  • Слайд 10

    Организм человека и его взаимодействие с окружающей средой

    • Не зная себя ,трудно понять как защищаться от угроз внешнего мира, от опасностей для жизни и здоровья в процессе труда.
    • Человеческий организм настолько сложен, что его изучением занимается целый ряд научных дисциплин (медицина, психология ,.биология, эргономика и др.)
    • Рассмотрим его очень упрощенно и только с позиций обеспечения безопасности человека в процессе труда.

  • Слайд 11

     

    С этих позиций в человеческом организме условно можно выделить три основные системы:

    - формообразование (костная и мышечная ткани, кожа, ряд слизистых оболочек);

    - жизнеобеспечения все системы обмена: дыхательная пищеварительная , выделительная; сердечно-сосудистая)

    - управления (вегетативная и центральная нервные системы)

    Органы построены из различных тканей, состоящих из клеток и межклеточного вещества, где происходят различные биохимические процессы. В каждом органе имеются кровеносные сосуды , лимфатические узлы, подходят нервы.

  • Слайд 12

     

    Теперь поподробнее:

    • Костно-мышечная система образует опорно-двигательный аппарат. Обеспечивает защиту внутренних органов от непосредственного влияния внешней среды.
    • Скелет человека состоит из 206 костей и соединений.
    • Кости состоят из губчатой костной ткани, покрытой надкостницей.(простой ушиб надкостницы чреват ее повреждением и воспалением).
    • Все кости соединяются между собой непрерывными соединениями(соединительная ткань, хрящи) и непрерывными соединениями(суставы, связки).

  • Слайд 13

     

    • Все в теле человека «рассчитано» на обычные повседневные нагрузки. При резком движении может произойти растяжение связок. Когда рвутся отдельные волокна ,возникает боль и гематомы, возможен вывих.
    • Защитную функцию выполняют мышцы. кожа, слизистые оболочки.
    • Сердце и кровеносные сосуды образуют, замкнутую систему, по которой движется кровь.
    • Кровеносные сосуды делятся на три основных типа: артерии, капилляры, вены.

  • Слайд 14

     

    • Артерии - несут кровь от сердца, капилляры - микроскопические сосуды, снабжают клетки кислородом и питательными веществами; вены - несут кровь в сердце а из сердца в легкие.
    • Повреждение капилляров - факт неприятны, но не опасный, кровотечение прекращается в течение нескольких секунд.
    • Повреждение артерии - быстрая потеря крови.
    • Сердце - 4-х камерный мышечный орган, достаточно защищено от большинства механических повреждений, но не защищено от сильного стресса или эмоционального напряжения

  • Слайд 15

     

    • Дыхательная, пищеварительная и выделительная системы обеспечивают потребление из окружающей среды жизненно необходимых и удаление продуктов метаболизма (биохимические процессы жизнедеятельности).
    • К примеру,при тяжелой работе человек может выделять до 60-70 мл пота в минуту, в час 500-2500 мл пота, в среднем - 600 мл в сутки. С потом выделяется огромное (около 270) количество химических веществ.
    • Деятельность всех органов системы и всего организма в целом регулирует центральная нервная система (головной и спинной мозг).

  • Слайд 16

     

    • Есть еще периферическая нервная система (это все нервные узлы сплетения в организме).
    • Чтобы запустить все системы организма в работу, центральная нервная система должна иметь информацию о состоянии внешней среды.
    • Эту функцию выполняют различные анализаторы и рецепторы органов чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, прикосновение, холод и тепло.

  • Слайд 17

     

    В реальных условиях деятельности человека на каждый анализатор действует одновременно несколько раздражителей.
    Теперь поподробнее:

    • Анализаторы — сенсорные системы, термин введен Павловым, это специализированные части нервной системы:
    • Зрительная — ориентация человека в окружающей среде, определение потенциальной опасности, 80% всей информации. Это поле зрения, световые сигналы цвет. У некоторых людей наблюдаются отклонения от нормального восприятия цвета:
    • цветовая слепота( человек воспринимает все цвета как серые):
    • дальтонизм( человек не различает отдельные цвета, обычно красный и зеленый);
    • Куринная слепота( с наступлением темноты теряет зрение).

  • Слайд 18

     

    • Слуховая система имеет прямое отношение к безопасности—ее способность распознавать место нахождения источника звука без поворота головы.
    • Вестибулярная система обеспечивает поддержание нужного положения тела( пилоты, моряки, космонавты, водители)Снижается работоспособность человека, а значит снижается и безопасность движения.
    • Тактильная, температурная, болевая система восприятие горячего, холодного, чувств боли-распознование потенциальной опасности.

  • Слайд 19

     

    • Организм человека сформировался в ходе длительной эволюции и достаточно приспособлен к среде обитания в пределах ее естественного изменения.
    • Любое изменение условий окружающей среды автоматически формирует соответствующее изменение жизненных процессов, мобилизующих защитные силы организма.
    • Происходящие под воздействием изменения внешней среды изменения в организме человека направлены с одной стороны, на приспособление(адаптацию) к новым условиям внешней среды, а с другой стороны –на сохранение стабильного состояния(гомеостазис) и функционирования.

  • Слайд 20

     

    • Адаптация и гомеостазис - взаимосвязанные и взаимодополняющие процессы. Это основные механизмы безопасного функционирования организма. определяющие его здоровье и даже жизнь.
    • Что такое здоровье человека?
    • Это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
    • Приведу несколько цифр.
    • В настоящее время, если говорить о долевом вкладе различных факторов, ситуация складывается так:
      • 50% отводится образу жизни;
      • 20% среде обитания;
      • 20% наследственности;
      • 10% качеству медико-социальной помощи.

  • Слайд 21

     

    • Среда обитания может привести к серьезным последствиям, более 80% болезней.
    • С каждым годом возрастает социальная напряженность, неустроенность, неуверенность в завтрашнем дне, моральная угнетенность, психофизиологическое напряжение, стрессы.
    • Когда организм не может адаптироваться к условиям внешней среды, он заболевает или гибнет.
    • Современные условия существования расширили возможность слабому организму выжить.
    • Помимо заболеваний в процессе своей жизни человек сталкивается с возможностью получить травму.

  • Слайд 22

     

    • Травма (от греческого слова» траума» -нарушение)-это нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием с энергией, достаточной для травмирования.
    • Травмирование - резкое нарушение, как правило длительносохраняющееся, душевных процессов носит название психической травмы или шока.

  • Слайд 23

    Условия труда и их классификация

    • Под условиями труда понимают совокупность факторов трудового процесса и производственной среды, в которой осуществляется деятельность человека.
    • Под факторами трудового процесса понимают его характеристики:
      • тяжесть труда;
      • напряженность труда.
    • Тяжесть труда - один из основных факторов трудового процесса ,отражающий нагрузку преимущественно на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно- сосудистая, дыхательная и др.), которые обеспечивают его трудовую деятельность.

  • Слайд 24

     

    • Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим число стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, рабочей позой, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
    • Напряженность труда - отражает нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника(монотонность, режим работы).
    • В соответствии с вышеприведенными определениями все конкретные виды труда (в целях аттестации рабочих мест) делятся на две группы:
      • работы с преобладанием мышечных нагрузок;
      • работы с преобладанием нервных нагрузок.

  • Слайд 25

     

    • Оценка напряженности труда отдельной группы работников основана на анализе трудовой деятельности и ее структуры(хронометраж рабочего времени).
    • Согласно официальному подходу, действующему в нашей стране, все опасности. связанные с охраной труда, классифицируют как опасные и вредные производственные факторы физического, химического, биологического и психофизического тип.
    • Физически опасные и вредные производственные факторы:
      • движущиеся машины и механизмы; подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия;
      • разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы.

  • Слайд 26

     

    • повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
    • повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны;
    • повышенные уровни шума, вибрации ультразвука, инфразвуковых колебаний, повышенное или пониженное барометрическое давление;
    • повышенные или пониженные влажность, подвижность, ионизация воздуха;повышенное значение напряжения в электрической цепи; повышенные уровни статического электричества, электромагнитных излучений ,повышенная напряженность электрического. магнитного полей;

  • Слайд 27

     

    • отсутствие или недостаток естественного светового потока, повышенные уровни ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;
    • острые кромки, заусеницы на поверхности заготовок оборудования;
    • расположение рабочего места на значительной высоте относительно земли(пола), невесомость.
    • Химически опасные и вредные производственные факторы:
      • химические вещества которые по характеру воздействия на организм человека подразделяются на токсические раздражающие, канцерогенные,мутагенные.влияющие на репродуктивную функцию.

  • Слайд 28

     

    По путям проникновения в организм человека они делятся на проникающие в организм человека через:

    • органы дыхания;
    • желудочно-кишечный тракт;
    • кожные покровы слизистые оболочки.

    Биологически опасные и вредные производственные факторы:

    • патогенные микроорганизмы(бактерии, вирусы, спирохеты, грибы, простейшие) и продукты их жизнедеятельности, а также макроорганизмы (растения и животные).

    Психофизические опасные и вредные производственные факторы:

    • физические(статические и динамические) и нервно-психические перегрузки (умственное перенапряжение анализаторов, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

  • Слайд 29

     

    • Как показала практика, основными причинами профессиональных заболеваний являются высокие значения вредных производственных факторов и длительность их воздействия на организм работающего, а также индивидуальные особенности и отклонения в состоянии здоровья отдельного работника.
    • Существует понятие ПДК(предельно-допустимые концентрации), ПДУ (предельно- допустимый уровень).
    • На этом принципе основано практически все гигиеническое нормирование вредных производственных факторов и условий труда.
    • Условия труда подразделяются на 4 класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные.

  • Слайд 30

     

  • Слайд 31

     

  • Слайд 32

     

  • Слайд 33

     

  • Слайд 34

     

  • Слайд 35

     

  • Слайд 36

     

  • Слайд 37

     

  • Слайд 38

     

  • Слайд 39

     

  • Слайд 40

     

  • Слайд 41

     

  • Слайд 42

     

  • Слайд 43

     

  • Слайд 44

     

  • Слайд 45

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд