Презентация на тему "Психологическое сопровождение одаренных детей"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа, созданная педагогом - психологом для своих коллег педагогов. Данная работа нацелена дать понять преподавателям, как работать с одаренными детьми, в каком типе поддержки они нуждаются и как это определить.

Краткое содержание

  • Одаренный ребенок
  • Классификация детской одаренности
  • Системы работы с детьми с различными типами одаренности
  • Трудности одаренных детей
  • Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности
  • Критерии результативности сопровождения
  • Тренинг креативности
  • Практические задания

Содержание

  • Слайд 1

    Психологическое сопровождение одаренных детей

    Семинар для педагогов-психологов Колотева Е.Ю. Педагог-психолог МБОУ СОШ № 5

    г.Михайловка Волгоградской области

  • Слайд 2

     

    Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

    Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

    Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

    Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

  • Слайд 3

    Одаренный ребенок -

    это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние посылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности

  • Слайд 4

    Классификация детской одаренности

    1. Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

    2. Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

    3. Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

    4. Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).

  • Слайд 5

     

  • Слайд 6

    Академически и интеллектуально одаренные дети

    Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академиче­скую одаренность).

    Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны.

  • Слайд 7

    Социально-лидерски одаренные дети

    Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководи­теля, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

  • Слайд 8

    Художественно-эстетически одаренные дети

    Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы от­несли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

  • Слайд 9

    Спортивно и физически одаренные дети

    Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

  • Слайд 10

    Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности

    мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;

    целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

    научно-теоретическое и инструментально-практиче­ское сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.

  • Слайд 11

     

    Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуаль­ной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.

  • Слайд 12

    Трудности одаренных детей

    1.Неприязнь к обучению.

    2.Игровые интересы.

    3.Конформность.

    4.Погружение в философские проблемы.

    5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.

    6.Стремление к совершенству..

    7.Потребность во внимании взрослых.

  • Слайд 13

    Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности

  • Слайд 14

     

  • Слайд 15

    Критерии результативности социально-психологического сопровождения одаренных детей

    1.Комфорт и эмоциональная удовлетворенность одаренного ребенка в образовательном учреждении.

    2.Уровень воспитанности ребенка по отношению к людям, творческому взаимодействию.

    3.Личностное отношение одаренного ребенка к своему здоровью, собственным физическим возможностям.

    4.Характер внутрисемейного общения.

    5. Отношение к образовательному процессу.

    6. Положительная динамика формирования самооценки.

    7. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии.

    8. Нравственная направленность выбираемой деятельности.

    9. Стрессоустойчивость

  • Слайд 16

     

    Тренинг креативности

  • Слайд 17

     

    Задание 1.

    «Составьте как можно больший список вещей, которые являются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания».

    Задание 2.

    «Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось».

  • Слайд 18

     

    Задание 3.

    Потренируйтесь в «мозговом штурме» с помощью карандаша и бумаги:

    «Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенствовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполни­мы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием».

  • Слайд 19

     

    Задание 4.Взгляните на список, составленный Вами по заданию 3. Попытайтесь оценить Ваши ответы, отвечая на следующие вопросы:

    1. Прокомментируйте количество и разнообразие ответов.

    2. Ваши ответы действительно решают проблему или они порождают новые?

    3. Можно ли использовать Ваши ответы сейчас или в недалеком будущем?

    4. Способны ли люди сделать это в действительности?

    5. Попытайтесь описать, как появились Ваши ответы. Влекла ли одна идея за собой другую?

  • Слайд 20

     

    Задание 5.

    Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3-х минут.

    «В каких видах может быть одно и то же дерево?»

    Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание (перечислить по крайней мере 10 ответов) за три минуты?

  • Слайд 21

     

    Задание 6

    «Назовите как можно больше способов, видов, характеристик:

    1. Как может выглядеть здание?

    2. Как может рычать тигр?

    3. Как можно почувствовать холодный ветер?

    4. Сколькими способами человек может общаться?

    5. Как можно почувствовать кору?

    6. Как может передвигаться лошадь?

    7. Сколькими способами можно издавать крик?

    8. Сколькими способами можно нюхать цветы?

  • Слайд 22

    Задание 7

    «Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий».

  • Слайд 23

    Литература

    Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

    Богоявленская Д. Б., Брушлинский А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

    Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. – М.: Соборъ, 1996. – 60 с.

  • Слайд 24

     

    Спасибо за внимание!

Посмотреть все слайды

Конспект

Колотева Е.Ю., педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г.Михайловка Волгоградской области

«Психологическое сопровождение одарённых детей»

Прежде чем вести речь об одаренном ребенке, надо понимать различие между одаренностью, гениальностью, талантом и способностями(слайд 2)

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающи...

Колотева Е.Ю., педагог-психолог МБОУ СОШ № 5 г.Михайловка Волгоградской области

«Психологическое сопровождение одарённых детей»

Прежде чем вести речь об одаренном ребенке, надо понимать различие между одаренностью, гениальностью, талантом и способностями(слайд 2)

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности. Чаще всего талант проявляется в какой-то определенной сфере.

Гениальность – высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - понимают как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.(слайд 3)

Одаренность ребенка складывается из многих составляющих, в числе которых есть как генетическая база, так и социальные аспекты. В теоретических исследованиях отечественных и зарубежных ученых (Н. С. Лейтес, А. М. Матюшкии, Б. Кларк, Дж. Репзулли, С. Риз и др.). одаренность трактуется как врожденная анатомо-физиологическая особенность нервной системы (задатки), которая развивается в процессе специально организованной деятельности, а потому может проявляться в разных возрастных периодах детства.

Существует несколько классификаций одаренности. Одна из них включает в себя(слайд 4) :

Общая одаренность (касающаяся всех сторон психической жизни ребенка).

Специальная одаренность (проявляющаяся в какой-либо специальной деятельности).

Актуальная или явная одаренность (показатели успешности, уже имеющейся в наличии).

Потенциальная или скрытая одаренность (показатели возможности реализации неких способностей при соблюдении определенных условий).

Потенциальная одаренность по отношению к разным видам деятельности присуща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей.

В практике школьного обучения удобнее использовать классификацию, предложенную психологом Б.М.Тепловым .(слайд 5)

Академически и интеллектуально одаренные дети

Социально-лидерски одаренные дети

Художественно-эстетически одаренные дети

Спортивно и физически одаренные

Академически и интеллектуально одаренные дети (слайд 6)

Академически одаренные дети — успешно обучаются в школе: отлично справляются с учебным материалом, имеют глубокую и стойкую внутреннюю мотивацию к познавательной деятельности (академическую одаренность).

Интеллектуально одаренные дети — всегда имеют высокие показатели специальных тестов, выявляющих уровень интеллекта. Это — дети с врожденными высокими интеллектуальными возможностями, для которых стандартные учебные задачи чаще всего не интересны (интеллектуальная одаренность).

Академически одаренных детей мы специально объединили в одну группу с интеллектуально одаренными детьми. Этот шаг был обоснован, во-первых, тем фактом, что академически одаренные дети имеют, как правило, коэффициент интеллекта и уровень развития мыслительных операций па высоком или выше среднего уровне развития. Безусловно, прямая зависимость между успешностью в учебной деятельности и интеллектуальным развитием существует, и это доказывают проводимые нами диагностические исследования, но среди академически успешных детей немалую группу составляют дети, имеющие уровень развития интеллекта выше нормы, но не высокий. Для таких детей освоение школьной программы не составляет никакого труда (в свете того факта, что школьная общеобразовательная программа рассчитана па средний уровень интеллектуального развития, т. е. па возрастную норму). Во-вторых, работа по сопровождению академически и интеллектуально одаренных детей имеет много общего, и этот момент является важным при планировании работы со школьниками. Полное слияние понятий академической одаренности и интеллектуальной одаренности мы не допускаем ввиду того, что дети, имеющие признаки интеллектуальной одаренности, в силу различных причин как мотивационного, социального, так и биологического характера, не всегда бывают полностью успешны в учебной деятельности.

Мы обозначили следующие критерии определения академической одаренности для детей младшего школьного возраста, основываясь на требованиях базовых учебных курсов.

Чтение: ребенок часто выбирает своим занятием чтение, имеет богатый словарный запас и способен понимать сложные синтаксические структуры; подолгу сохраняет внимание, когда ему читают; понимает и исключительно точно и прочно запоминает прочитанное; способен долго удерживать в памяти символы, буквы и слова; проявляет необыкновенный интерес к написанию букв и слов; демонстрирует умение читать.

Математика: ребенок проявляет большой интерес к вычислениям, измерениям, взвешиванию или упорядочиванию предметов; демонстрирует необычное для своего возраста понимание математических отношений и легкость в восприятии и запоминании математических символов (цифр и знаков); с легкостью выполняет простейшие операции сложения и вычитания; разбирается в измерении времени (часы, календари) или денег; часто применяет математические навыки и понятия в процессе занятий, не имеющих отношения к математике.

Естествознание: ребенок внимателен к предметам и явлениям; может подолгу сохранять внимание к предметам, связанным с естествознанием и природой; проявляет большой интерес или исключительные способности к классификации; часто задает вопросы о происхождении или функциях предметов; интересуется естественно-научными опытами и экспериментами; демонстрирует опережающее его возраст понимание причинно-следственных связей; хорошо схватывает абстрактные понятия.

Академически одаренных детей на всех этапах школьного обучения (начальное, среднее и старшее звено) отличает высокая стойкая мотивация к познанию, усердие в освоении всех учебных предметов, собранность, высокая самодисциплина и требовательность к собственным научным достижениям.

Критерии определения интеллектуальной одаренности

мы выделили, основываясь на классической психодиагностике интеллекта:

ребенок имеет высокий коэффициент интеллекта (выше 110, по Векслеру, Гилфорду, Кеттеллу и др.);

ребенок отличается остротой мышления, наблюдательностью и исключительной памятью;

проявляет выраженную и разностороннюю любознательность; часто с годовой уходит в то или иное занятие;

охотно и легко учится, выделяется умением хорошо излагать свои мысли, демонстрирует способности к практическому приложению знаний;

его знания гораздо глубже, чем у сверстников;

проявляет исключительные способности к решению учебных задач.

Основным отличием академической одаренности от интеллектуальной мы считаем исключительную способность академически одаренных детей к глубокому проникновению во все учебные дисциплины и равно успешное и углубленное изучение всех школьных предметов. Как уже отмечалось, к академически одаренным мы относим детей, имеющих отличные отметки по всем учебных предметам, что далеко не всегда характерно для интеллектуально одаренных детей.

Социально-лидерски одаренные дети (слайд 7)

Социально одаренные дети, как правило, проявляют лидерские качества, способны в общении со сверстниками брать па себя роль руководителя, организатора, командира. Их отличает рано сформировавшаяся социальная ответственность за других, раннее становление морально-нравственных и этических ценностей, умение решать межличностные конфликты, особый авторитет среди сверстников и у педагогов.

Для определения социально-лидерски одаренных детей выделяют ряд критериев, отличающих детей с социально-лидерским поведением, а именно:

ребенок легко приспосабливается к новым ситуациям;

другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;

в окружении посторонних людей и в любой нестандартной ситуации ребенок сохраняет уверенность в себе;

имеет тенденцию руководить играми или занятиями других детей;

с легкостью общается с другими детьми и со взрослыми;

генерирует идеи и легко решает социально-лидерские задачи;

в общении со сверстниками проявляет инициативу;

принимает на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;

другие дети часто обращаются к нему за советом и помощью.

Необходимо обратить внимание па тот факт, что социально-лидерски одаренные дети особенно нуждаются в специально организованной учебно-воспитательной среде, где могут найти возможности для индивидуальной самореализации и адекватного самовыражения. В той школе, где детям не интересно, где они мало кому нужны, социально-лидерски одаренные дети не находят себе места, часто уходят «на улицу», проявляя себя как «отрицательные лидеры», самовыражаются в асоциальных формах поведения, сообразуясь с законами и требованиями улицы и референтной среды общения.

Художественно-эстетически одаренные дети (слайд 8)

Дети с художественно-эстетической одаренностью имеют ярко выраженные творческие способности, основанные на сочетании высокоразвитого логического и творческого мышления. К этой же группе мы отнесли детей, достигших успехов в каких-либо областях художественного творчества: музыкантов, поэтов, художников, шахматистов и т. п.

Критерии художественно-эстетической одаренности мы обозначили, во-первых, с точки зрения особенностей поведения ребенка, во-вторых, с учетом проявления ребенка в особо интересных для' него учебных и факультативных предметах:

ребенок чрезвычайно пытлив и любознателен, способен с головой уходить в интересующее его занятие: танцы, пение, сценическое искусство, конструирование и т. п.;

имеет высокий энергетический уровень (высокую продуктивность или интерес к множеству разных вещей); часто делает все по-своему (независим, неконформен), особенно в продуктивной деятельности;

изобретателен в изобразительной деятельности, в играх, в использовании материалов и идей;

часто высказывает много разных соображений по поводу конкретной ситуации;

способен по-разному подойти к проблеме или к использованию материалов (гибкость);

способен продуцировать оригинальные идеи или находить оригинальный результат, высоко креативен;

склонен к завершенности и точности в художественно-прикладных занятиях и играх.

Креативность является одним из важнейших образований, характерных для художественно одаренных детей.

Составными частями креативности (но Е. П. Торренсу) являются следующие:

особая чувствительность ребенка к проблемам, возникающим в ходе практической деятельности;

ощущение неудовлетворенности и недостаточности своих знаний;

чувствительность к отсутствующим элементам, к любого рода дисгармонии, несоответствию;

опознание возникающих проблем; поиск нестандартных решений;

догадки, связанные с недостающим для решения, формулирование гипотез;

проверка этих гипотез, их модификация и адаптация, а также сообщение результатов.

Изобразительное искусство:

ребенок проявляет большой интерес к визуальной информации;

в мельчайших деталях запоминает увиденное;

проводит много времени за рисованием или лейкой;

весьма серьезно относится к своим художественным занятиям и получает от них большое удовольствие;

демонстрирует опережающую свой возраст умелость;

оригинально использует средства художественной выразительности;

экспериментирует с использованием традиционных материалов;

осознанно строит композицию картин или рисунков;

его произведения включают множество деталей;

его работы отличает отменная композиция, конструкция и цвет — работы оригинальны и отмечены печатью индивидуальности;

ребенка интересует не столько лаконичный и законченный творческий продукт, сколько нахождение и выражение человеческих смыслов.

Артистические способности:

ребенок с удовольствием изображает посредством мимики, жестов, голоса как окружающих реальных людей и животных, так и воображаемые образы;

мимика такого ребенка очень выразительна, жесты и пантомимика — активны и образны;

ребенок с удовольствием выступает на публике, активно участвует в проводимых спектаклях, выступлениях.

Музыка:

ребенок проявляет необыкновенный интерес к музыкальным занятиям;

чутко реагирует на характер и настроение музыки, легко повторяет короткие ритмические куски, узнает знакомые мелодии по первым звукам;

с удовольствием подпевает;

определяет, какая из двух пот ниже или выше.

Спортивно и физически одаренные дети (слайд 9)

Спортивно и физически одаренные дети имеют высокий уровень физической подготовки, отличаются хорошим здоровьем, активностью и выносливостью, перевыполняют спортивные нормативы (спортивная или двигательная одаренность).

К критериям определения спортивной и физической одаренности мы отнесли следующие психофизические особенности детей;

ребенок проявляет большой интерес к деятельности, требующей тонкой и точной моторики;

обладает хорошей зрительно-моторной координацией;

любит движение (бег, прыжки, лазание);

обладает широким диапазоном движения (от медленного к быстрому, от плавного к резкому);

легко удерживает равновесие при выполнении двигательных упражнений (на бревне, трамплине);

умело владеет телом при маневрировании (стартуя, останавливаясь, целенаправленно меняя направление и т. п.); для своего возраста обладает исключительной физической силой, демонстрирует хороший уровень развития основных двигательных навыков (ходьба, бег, лазание, прыжки, умение бросать и ловить предметы).

Система работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности включает в себя (слайд 10)

во-первых, мониторинг уровня учебных достижений интеллектуально одаренных детей;

во-вторых, целевой комплекс мероприятий, осуществляемых в рамках учебно-воспитательного процесса;

в-третьих, научно-теоретическое и инструментально-практическое сопровождение деятельности, организуемой административной учебно-методической службой.

Основной практической педагогической целью учебной работы с детьми, имеющими признаки интеллектуальной одаренности, является формирование высших уровней учебной успешности у интеллектуально одаренных детей, а также достижение высших уровней их индивидуальной социализации.(слайд 11)

Но вместе с тем, нужно учитывать, что одаренные дети в школе испытывают определенные трудности и свою работу по сопровождению строить в соответствии с ними (слайд 12)

Трудности одаренных детей:

1.Неприязнь к обучению. Такое отношение часто появляется оттого, что образовательная программа скучна и неинтересна для одаренных детей. Нарушения в поведении могут появляться потому, что учебный план не соответствует их способностям.

2Игровые интересы. Одаренным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники. Вследствие этого одаренный ребенок оказывается в изоляции, уходит в себя.

3.Конформность. Одаренные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами.

4.Погружение в философские проблемы. Для одаренных детей характерно задумываться над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные верования и философские проблемы.

5.Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами.

6.Стремление к совершенству. Для одаренных детей характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка.

7.Потребность во внимании взрослых. В силу стремления к познанию одаренные дети нередко монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми. Нередко одаренные дети нетерпимо относятся к детям, стоящим ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение

Психолого-педагогический инструментарий диагностики детской одаренности (слайд 13-14)

Для выявления и сопровождения развития одаренных детей мы подобрали особый пакет психолого-педагогической диагностики и коррекции, который существенно помогает педагогам-психологам и социальным педагогам .консультировать классных руководителей по содержанию работы с детьми. В табл. мы отобразили перечень диагностического инструментария в зависимости от раздела диагностики.

Раздел диагностики

Наименование методики

Общие способности

1) Анкета для учащихся «Мои способности»1

2) Анкета для педагогов и родителей «Способности ребенка»1

Уровень развития интеллекта

1) Культурно-свободный тест на интеллект Р. Кеттелла (модификация CF 2 А)2.

2) Тест структуры интеллекта (TSI) Р. Амтхауэра3

Социальные контакты и статус в коллективе

Методика «Моя группа» (по О. И. Моткову)4

Академические способности

Пакет педагогических контрольных срезовых работ

Креативность

Батарея тестов «Творческое мышление» Е. Е. Туник (модификации тестов Гилфорда и Торренса)3, рисуночный тест Сильвера; Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование».

Спортивная и физическая одаренность

Пакет нормативных требований для учащихся средней школы

1 Анкета составлена Е. Ю. Фнсенко на основе опросника де Хаана и Кофа, а также методики А. И. Савенкова «Карта одаренности*.

2 Галанов А. С. Психодиагностика детей. — М., 2002.

3 Ясюкова Л. А. Тест структуры интеллекта Р. Амтхауэра. Методическое руководство. — СПб., 2002.

4 Мотков О. И. Психология самопознания личности. — М., 1993.

3 Межиева М. В. Развитие творческих способностей у детей 5-9 дет. — Ярославль, 2002.

Кроме этого, необходимо диагностировать у таких детей уровень тревожности, самооценку.

Результативностью сопровождения одаренного ребенка будут служить следующие показатели (слайд 15):

1.Комфорт и эмоциональная удовлетворенность одаренного ребенка в образовательном учреждении. 2.Уровень воспитанности ребенка по отношению к людям, творческому взаимодействию.

3.Личностное отношение одаренного ребенка к своему здоровью, собственным физическим возможностям. 4.Характер внутрисемейного общения. 5. Отношение к образовательному процессу. 6. Положительная динамика формирования самооценки. 7. Активность, самостоятельность и добровольность участия в творческом взаимодействии. 8. Нравственная направленность выбираемой деятельности. 9. Стрессоустойчивость

А сейчас мы предлагаем вам проверить, как у вас развиты творческие способности. Вам предлагается несколько упражнений на развитие креативности. Итак (слайд 16-23)

Задание 1. (слайд 17)

«Составьте как можно больший список вещей, которые являются тяжелыми, твердыми и белыми. Попытайтесь придумать по крайней мере восемнадцать ответов. Записывайте ответы на листке и отметьте, сколько минут потребовалось на выполнение задания».

Задание 2.

«Напишите как можно больше слов, близких по значению к слову ТВЕРДЫЙ. Отметьте, сколько минут Вам потребовалось».

Задание 3. (слайд 18)

Потренируйтесь в «мозговом штурме» с помощью карандаша и бумаги:

«Запишите все способы, которыми Вы могли бы усовершенствовать карандаш, чтобы сделать его удобнее для использования. Помните, что подходят все ответы, если они реально выполнимы. Создавайте Ваши идеи свободно в соответствии с Вашим желанием».

Задание 4. (слайд 18)

Взгляните на список, составленный Вами по заданию 3. Попытайтесь оценить Ваши ответы, отвечая на следующие вопросы:

1. Прокомментируйте количество и разнообразие ответов.

2. Ваши ответы действительно решают проблему или они порождают новые?

3. Можно ли использовать Ваши ответы сейчас или в недалеком будущем?

4. Способны ли люди сделать это в действительности?

5. Попытайтесь описать, как появились Ваши ответы. Влекла ли одна идея за собой другую?

Задание 5. (слайд 20)

Цель этого задания – дать от 10 до 30 ответов в одно слово на вопрос в течение 3-х минут.

«В каких видах может быть одно и то же дерево?»

Запишите ответы в тетрадь. Способны ли Вы выполнить это задание (перечислить по крайней мере 10 ответов) за три минуты?

Задание 6 (слайд 21)

«Назовите как можно больше способов, видов, характеристик:

1. Как может выглядеть здание?

2. Как может рычать тигр?

3. Как можно почувствовать холодный ветер?

4. Сколькими способами человек может общаться?

5. Как можно почувствовать кору?

6. Как может передвигаться лошадь?

7. Сколькими способами можно издавать крик?

8. Сколькими способами можно нюхать цветы?

9. Сколькими способами можно сделать тесто для пиццы?

10. Сколькими способами может плавать дельфин?»

Задание 7 (слайд 22)

«Напишите по крайней мере 30 способов использования обычного кирпича, кроме строительства зданий».

Все эти и похожие задания вы можете найти в книге: Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. – М.: Соборъ, 1996. – 60 с.

Литература ( слайд 23):

Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / Под ред. С. Ю. Циркина. - СПб.: Питер, 1999. - С. 90.

Богоявленская Д. Б., Брушлинскип А. В., Холодная М.А., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности. — М., 1998.

Титова С.В. Дети группы риска в общеобразовательной школе. – СПб.: Питер, 2008г.

Аверина И. С., Щебланова Е. И. Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование». Пособие для школьных психологов. – М.: Соборъ, 1996. – 60 с.

Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд