Презентация на тему "Публичная политика"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Публичная политика" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Введение в курс. Понятие публичной политики

    Александр Сунгуров Курс «Публичная политика и права человека». Тема 1.

  • Слайд 2

    Структура лекции

    Введение. Знакомство с курсом. «Налаживание моста» между Санкт-Петербургом и Москвой. Понятие публичной политики Публичная политика в трактовках Юрия Красина и Пьера Бурдье Акторы публичной политики в цикле принятия властных решений Публичная политика и общественное мнение

  • Слайд 3

    1. Введение. Знакомство с курсом. «Налаживание моста» между Санкт-Петербургом и Москвой

    .

  • Слайд 4

    Разрешите представиться: Александр Юрьевич Сунгуров

    Руководитель Отделения и Кафедры прикладной политологии Президент СПб гуманитарно-политологического центра СТРАТЕГИЯ Д.полит.н., д.биол.н. Член Правления Российской ассоциации политической науки (РАПН) Член Правления Европейского института омбудсманов

  • Слайд 5

    Где узнать подробнее:

    Веб-сайт Кафедры – www.politpriklad.net.ru СПб Центра СТРАТЕГИЯ – www.strategy-spb.ru См. также сайт СПб филиала Государственного университета – Высшей школы экономики www.hse.spb.ru Веб-сайт Российской ассоциации политической науки – www.rapn.ru E-mail: asungurov@mail.ru http://vkontakte.ru/id3921151 Тел. Моб. +7-921-912-83-21 А также см. Рамблер, Яндекс и т.д.

  • Слайд 6

    План-график курса

    12.04.Введение. Знакомство с курсом. «Налаживание моста» между Санкт-Петербургом и Москвой. Тема 1. Понятие публичной политики (Лекция) 19.04. Понятие публичной политики (семинар). Тема 2. Понятие публичной сферы и его современное развитие. Лекция. 27.04 (Среда, в Москве!!!). Тема 2. Семинар. Тема 3. Права человека в контексте права, идеологий и мировой политики. Лекция

  • Слайд 7

    План-график курса - 2

    10.05. Тема 3. Семинар. Тема 4. Международная система защиты прав человека. Лекция. 17.05. Тема 4. Семинар. Тема 5. Права человека: поколения и нерешенные проблемы. Лекция 24.05. Тема 5. Семинар. Тема 6. Институционализация прав человека в постсоветской России 31.05. Тема 6. Семинар. Тема 7. Институты-посредники

  • Слайд 8

    План-график курса - 3

    7.06. Тема 7. Семинар. Тема 8. Взаимодействие общественных организаций и власти в современной России. Лекция. 14.06. Тема 8. Семинар. Тема 9. Примеры реализации практик публичной политики. Лекция. 21.06. Тема 9. Семинар. Тема 10. Роль академического сообщества в развитии публичной политики. Лекция. 28.06. Зачет.

  • Слайд 9

    2. Понятие публичной политики

    .

  • Слайд 10

    Что такое «Публичная политика» (Public Policy)?

    Сам термин «публичная политика» как перевод “Public Policy”пока не является общепринятым в российском обществе Это относится и к термину «Public Administration» - его перевод на русский язык также еще не общепринят Иногда его переводят как «Общественное управление» или даже «Управление обществом»

  • Слайд 11

    На самом деле в англоязычных странах это синоним

    Понятия «Государственное и муниципальное управление» Однако все же понимаемое, как “Администрация, действующая в интересах общества и под его контролем, осознающая себя как производное от общества» Во многих регионах может рассматриваться пока как утопия.

  • Слайд 12

    Определенная путаница возникает потому, что

    Слово «Public»у нас традиционно переводят на русский как «общественный», что неверно. В нашей стране традиционно выделялась государственная сфера и… все остальное – личность и общество. В странах Западной Европы раздел шел по другой линии – «private» и «public» И под «public» понимались как общество, так и государственная (и муниципальная) власть Т.е. все то, что не «private» - частное, личное

  • Слайд 13

    Русскому слову «Политика» в английском языке

    Соответствуют: Politics – все связанное с борьбой за власть, и Policy – как программа решения тех или иных проблем, как программы деятельности той или иной власти Часто весь негатив, накопившийся против Politics мы переносим против Policy

  • Слайд 14

    Многозначность термина “public”

    1999 г.: издание на русском языке «A new handbook political science». - Oxford, 1996. – «Политическая наука: новые направления», Науч. ред. рус. изд. Е.Б. Шестопал Примечание редакции «В связи со сложностью перевода термина public policy Принято решение переводить его как «социальная политика»».

  • Слайд 15

    Март 2011 года

    . Редактирование 2 номера Журнала исследований социальной политики. Название статьи Джона Кларка Beyond public and private? The changing welfare mix переводится как «За рамками государственного и частного? трансформация смешанной модели благосостояния»

  • Слайд 16

    Мои возражения о корректности перевода

    Вызвали появление комментария: «Различение public-private в английском возможно в разных вариациях. В контексте данной статьи, в первую очередь, подразумевается различение государственного и частного сектора социальных услуг. Вместе с тем, термин publicservices несет в себе смысл общественного блага, коллективного, коммунального, даже если эти услуги предоставляются организациями, относящимися к частному сектор»

  • Слайд 17

    Апрель 2011 г., Форум в Белладжио, Италия

  • Слайд 18

    Обсуждение создания Университета ООН по международной безопасности

    В итоговой декларации из названия планируемого университета «The World University of Public Security and Social Development» после жарких обсуждений слово Public было исключено. Объединенными усилиями генералов и либералов

  • Слайд 19

    Подробнее о различных интерпретациях «Public»

    См. Учебный курс "Публичная сфера общества и социальные коммуникации« http://soc.hse.ru/gsoc/publsoc/lecture%201 В целом облако смыслов понятия размыто по двум осям 1. Личность – общество – государство и 2. Скрытое (тайное) – открытое, доступное Второе измерение – термин «публичная сфера» - следующая лекция

  • Слайд 20

    Публичная политика и права человека

    Развитие понятие «публичной политики», как альтернативы политики «государевой» Как реальной возможности (наличия технологий) участия в разработке, обсуждения и реализации конкретных программ решения важных для общества проблем (конкретных политик) Связано с представлением о правах граждан, Как исходно у них присутствующих, а не дарованных властью (государем) Так и построен наш курс

  • Слайд 21

    Публичная политика и governance

    Наше понимание публичной политики (как public policy) является близким к понятию governance, которое также пока не имеет общепринятого перевода на русский Одним из вариантов перевода является «управление без управляющих».

  • Слайд 22

    Критерии публичности власти

    Прозрачность Нацеленность на решение проблем населения Эффективность деятельности Наличие доверия населения к власти в целом и к ее отдельным ветвям и институтам   

  • Слайд 23

    В тексте, подготовленном Кафедрой публичной политики ВШЭ дается такое определение:

    «Публичная политика предполагает соответствие государственной политики общественным нуждам, взаимодействие государственных и негосударственных структур на всех стадиях принятия, реализации, контроля и оценки результатов государственных программ, проектов и решений»

  • Слайд 24

    Далее мы будем понимать публичную политику как

    процесс подготовки, обсуждения, принятия и реализации властных решений, направленных на решение важных для государства и общества проблем, в котором на многих этапах активное участие, наряду собственно с властными структурами, принимают и иные акторы поля публичной политики – различные неправительственные организации, бизнес-структуры и бизнес-ассоциации, СМИ, академическое сообщество и другие.

  • Слайд 25

    3. публичная политика в трактовках Юрия Красина и Пьера бурдье

    .

  • Слайд 26

    Профессор Ю.А.Красин(Красин Ю.А. Публичная сфера и публичная политика. Российские проблемы. // Россия в условиях трансформаций. Вып. 25. – М.:ФРПЦ, 2002.)

    В широком смысле публичное в противовес частному – это сфера реализации присущих любому обществу коммунитарных интересов, то есть интересов общества в целом. Это понятие включает в себя по крайней мере четыре главных компонента:

  • Слайд 27

     

    1.экономический: общественный сектор экономики, производство благ общественного пользования (public goods), систему перераспределения доходов для удовлетворения общественных нужд, 2.социальный: общественные и государственные службы социального обеспечения (пенсии и пособия, занятость, здравоохранение, образование, общественный транспорт и средства коммуникаций, сохранение среды обитания, защита от преступности и коррупции, коммунальное обслуживание, поддержание социальной стабильности и комфортности);

  • Слайд 28

     

    3. - гражданско-политический компонент: негосударственные самодеятельные объединения и ассоциации граждан, гражданская сеть формирования общественного мнения, центры гражданской солидарности и республиканизма; 4. социокультурный: институты хранения и воспроизводства духовных ценностей и культурных кодов общества

  • Слайд 29

    Шматко Н. Феномен публичной политики (2001)

    Публичная политика» есть симбиоз политического действия, научной рефлексии и акта масс-медийной коммуникации. Она осуществляется в порядке интервенции в сферу политики экспертов, аналитиков, специалистов в области социальных наук, «интеллектуалов», публицистов и журналистов. Совокупность социальных обстоятельств, выступающая условием возможности публичной политики, изменила само содержание понятия «политика». Все это позволяет говорить о публичной политике как ином состоянии поля политики

  • Слайд 30

    Понятие «публичная политика»

    в обыденном восприятии тесно связана с активно политически функционирующей «демократической общественностью» (по Ю. Хабермасу). Задача публичной политики — достижение консенсуса, т. е. общественного согласия по фиксированным проблемам. Для нее характерны сильная дифференциация форм политических практик и индивидуализация необъективированных практик

  • Слайд 31

    Ю.Хабермас, 1990:

    «Мы можем различать коммуникативно порожденную и административно применяемую власть. В политической публичности встречаются и пересекаются два противодействующих процесса: процесс коммуникативного производства легитимной власти… и процесс достижения легитимации через политическую систему… Как осуществляются оба эти процесса, спонтанное формирование воли в автономных объединениях общественности (Öffentlichkeiten) и организованное достижение лояльности масс, и какой из них господствует над другим, — это эмпирический вопрос»

  • Слайд 32

    Агента публичной политики

    можно назвать «тройным агентом». В поле политики он представляет поле журналистики, в поле журналистики — поле социальных наук и т. д. Он апеллирует как к политикам, ученым, журналистам, государственным деятелям (т. е. «заинтересованному меньшинству» профессионалов), так и к «гражданам вообще» или мобилизованным группам непрофессионалов

  • Слайд 33

    Публичная политика существует

    , во-первых, как совокупность практических акций, превентивных мер (предупреждение преступности, наркомании, девиантного поведения…), контроля, регуляции, публичных обсуждений. Во-вторых, публичная политика — это ансамбль категорий социальной перцепции, легитимных номинаций, социальных классификаций и иерархий, определений нормы и девиации, оценочных суждений.

  • Слайд 34

    В дифференцированных обществах (по П.Бурдье)

    социальное пространство конституируется ансамблем полей. Они имеют смысл подпространств, «...которые обязаны своей структурой неравному распределению отдельных видов капитала, и [социальное пространство] может восприниматься в форме структуры распределения различных видов капитала, функционирующей одновременно как инструменты и цели борьбы в различных полях»

  • Слайд 35

    Представления П.Бурдье о социальном пространстве

    Социальная геометрия, по П. Бурдье: Самое широкое понятие — «социальное пространство», т.е. «абстрактное пространство, конструированное ансамблем подпространств или полей (экономическое поле, интеллектуальное поле и др.), которые обязаны своей структурой неравному распределению видов капитала»

  • Слайд 36

    Пространство состоит из социальных сфер

    Основными П. Бурдье считал экономику, культуру, политику и религию. Внутри сфер располагаются социальные поля — «исторически сложившиеся пространства игры, со специфическими, свойственными только данному пространству, интересами, целями и ставками, с собственными законами функционирования

  • Слайд 37

    Поле — специфическая система объективных связей

    между различными позициями, находящимися в альянсе или в конфликте. Поле — структурное пространство позиций». Поля разнообразны, поскольку составляют разные подсистемы отношений. Поля могут быть юридическими, литературными, артистическими, научными и др.В каждом поле и свой вид капитала: экономический, культурный, символический (престиж, репутация, имя)

  • Слайд 38

    Символический капитал,

    это доверие, это власть, представленная тем, кто получил достаточно признания, чтобы быть в состоянии внушать признание». В этом случае носители капитала должны быть узнаны и признаны даже научный капитал зависит от узнавания и признания со стороны коллег-конкурентов внутри поля, а также за его пределами.

  • Слайд 39

    4. Акторы публичной политики в цикле принятия властных решений

  • Слайд 40

    Итак, мы понимаем публичную политику как

    процесс подготовки, обсуждения, принятия и реализации властных решений, направленных на решение важных для государства и общества проблем, в котором на многих этапах активное участие, наряду собственно с властными структурами, принимают и иные акторы поля публичной политики – различные неправительственные организации, бизнес-структуры и бизнес-ассоциации, СМИ, академическое сообщество и другие.

  • Слайд 41

    Цикл принятия (политических) решений

    Выявление проблемы Поиск Реше-ния Принятие решения Испол- нение решений Обсуждение и Лобби- рование Контроль, Мониторинг Общест- венное мнение

  • Слайд 42

    1. Выявление проблемы (инициирование)

    Задача 1 – доказать, что проблема есть Что она актуальна, по сравнению с другими проблемами и заслуживает Внесения в повестку дня – agenda Задача 2. Дать четкую и понятную как для власти, так и для общества формулировку проблемы. Задача 3. – Анализ проблемы (решалась ли она ранее, а если да, то почему не была решена и т.д.)

  • Слайд 43

    2. Поиск решения, включая прогнозирование

    Задача 1. С учетом выполненного на первом этапе анализа проблемы Выявляются основные факторы и их причинно-следственные связи Производится сбор и анализ данных Формулируются варианты решений. Задача 2. Определение рисков, последствий – выгод и издержек, Связанных с выявленными вариантами решения проблемы

  • Слайд 44

    2. Поиск решения

    Задача 2. Акцент на эмпирические, аналитические и прогностические методы выявления вероятности тех или иных результатов, а также побочных последствий решений Именно здесь – статистические измерения, математич. моделирование, Экспертные оценки, построение прогнозов и сценариев Важна также и нормативная оценка, но здесь мало корректных методик, поэтому эта оценка в основном переносится на следующий этап Задача 3. Сужение спектра альтернативных решений либо выбор одного, базового для публичного обсуждения

  • Слайд 45

    3. Публичное обсуждение и лоббирование решений

    Этот этап отсутствует в ряде циклов Однако он необходим и для проектов решений власти, если она хочет слушать мнение общества Он тем более необходим, если проект решения готовится структурами бизнеса и (или) гражданского общества Наличие публичных слушаний, например, узаконено в Законе РФ о МСУ

  • Слайд 46

    Общественные слушания проекта Концепции взаимодействия НКО и органов власти СПб, 19.07.07

  • Слайд 47

    В соответствии с поведенческим подходом

    Именно инкрементальные решения, допускающие возможность коррекции, имеют большие шансы на мобилизацию политической поддержки Эта коррекция и происходит в процессе общественных слушаний На этом этапе могут также определиться и наиболее «проходимые» политически варианты (вариант) решения проблемы

  • Слайд 48

    Наличие этой стадии

    Может также служить индикатором Насколько данный политический режим является демократическим (либо авторитарным) Именно на этом этапе в максимальной степени проявляется возможность развития «демократии участия» Однако есть опасность имитации общественного участия!!!

  • Слайд 49

    Об опыте подготовки и проведения

    Общественных слушаний по проектам городских и областных бюджетов См. материалы проекта СПб центра СТРАТЕГИЯ «Прозрачный бюджет» www.transparentbudget.ru и книги Прикладной бюджетный анализ. – СПб, 2001, - 250 с. Общественное участие в бюджетном процессе на Северо-Западе России. – СПб: Норма, 2002. – 320 с. Общественное участие в бюджетном процессе: опыт и технологии. – СПб: Норма, 2002. – 220 с. Бюджетный процесс: анализ прозрачности и общественного участия. Сборник статей. – СПб: «ИК-Синтез», 2003. – 220 с.

  • Слайд 50

    4. Принятие решения (Легитимация)

    Это ключевой момент в цикле принятие решений – т.к. оно должно быть «принято» - выбор между вариантами должен быть закреплен формальным образом, в виде юридического акта – закона, указа, распоряжения и т.д. Органом власти, на то уполномоченным Либо самим народом – выборы или референдум

  • Слайд 51

    Легитимация – наиболее «политизированная»

    Из всех стадий принятия решения Конечно, часто она предопределена предшествующими расчетами и оценками Однако, выбор решения может зависеть и от субъективных и неартикулированных интересов, предпочтений, интуиции и настроения лиц, принимающих решения. Результатом этого этапа может стать и «Решение не принимать решения» Если риск изменения ситуации выше, чем риск бездействия

  • Слайд 52

    5. Исполнение решений (имплементация)

    Фактические последствия могут сильно отклониться от прогностических оценок и ожиданий Эта фаза лишь недавно была осознана политологами как значимая фаза процесса принятия решений Со своими правилами, процедурами, методами и акторами

  • Слайд 53

    Система мотивации

    Участников процесса реализации политического решения - индивидуальных или коллективных Один из важнейших объектов имплементационного анализа и управленческого манипулирования Важным может оказаться и система текущего контроля и мониторинга, в том числе и общественного.

  • Слайд 54

    6. Контроль, мониторинг (оценивание)

    Фаза оценивания должны дать ответы на следующие ключевые вопросы: Каким образом можно оценить и замерить успех и эффективность решения? Кто уполномочен осуществить оценивание и в каких целях? Какие компоненты реализованного решения были успешны, а какие нет? Способствовала ли реализация решения поставленной цели и в какой степени?

  • Слайд 55

     

    Основные участники политического (policy) процесса Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Научное и университетское сообщество

  • Слайд 56

    Участники и этапы процесса

  • Слайд 57

    Кто же формирует публичную политику?

    Исполнительная власть Представительная власть Бизнес - элита (деловые круги) Политические партии Неправительственные организации СМИ Криминальные структуры (?) Международные организации

  • Слайд 58

     

    Число участники политического процесса стоит увеличить Властные структуры Структуры гражданского общества (НКО различного вида) Бизнес Научное и университетское сообщество СМИ

  • Слайд 59

    5. Публичная политика и общественное мнение

  • Слайд 60

    Итак, публичная политика предусматривает реальный учет общественного мнения

    Однако и по поводу общественного мнения есть разные позиции. 1. Общественное мнение – объективно существует, и наша задача – его корректно выявить. 2. Общественное мнение = интересы (и ценности) социальных групп, их артикуляция возможна как на уровне спонтанных групп, так и ассоциаций

  • Слайд 61

    Общественное мнение:

    3. Иногда сама «повестка дня» общественной дискуссии зависит от «прозорливости» ее инициаторов – Фабрик мысли или Центров публичной политики 4. Общественное мнение – результат грамотно спланированной PR – кампании, есть итог определенных «гуманитарных технологий»

  • Слайд 62

    Таким образом, по отношению к общественному мнение возможны подходы:

    Выявление Конструирование (образование) Манипулирование

  • Слайд 63

    Кто же в обществе отвечает за выявление общественного мнения?

    Традиционно считалось, что это – ученые-социологи Однако в последнее время на эту роль стали претендовать и лидеры ряда Некоммерческих организаций Претендующих на роль «Общественных экспертов»

  • Слайд 64

    Таким образом, возникает фигура Эксперта

    Заслуживают серьезного анализа отношения: Эксперт – Академическое сообщество Эксперт-Властные структуры Эксперт – общественные организации

  • Слайд 65

    Особенно вырастает роль эксперта

    Когда мы рассматриваем не только варианты «выявления» Но и «конструирования» общественного мнения. Например, при инициировании общественного обсуждения «проблем завтрашнего дня» Либо с позиции «внедрения» в общественное сознание понятия политкорректности

  • Слайд 66

    Когда политика – публичная?

    ПОЛИТИКА Политика как сфера борьбы за (государственную / публичную) власть Политика как процесс принятия властных решений (выработки «политического курса») Политика как процесс коммуникации общественных групп по поводу целей и задач (государственной) власти ПУБЛИЧНАЯ Способность выражать «общие интересы» + «прозрачность» = «открытая, доступная для публики»? Необходимость коммуникации между акторами данного процесса

  • Слайд 67

     

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд