Презентация на тему "Путешествие в страну двух эпосов"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Путешествие в страну двух эпосов" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    18
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Уважаемые организаторы викторины в рамках конкурса «Путешествие в страну двух эпосов».

    Вас приветствуют Разуваева Екатерина и Когель Артём, учащиеся 6 «А» класса МОУ СОШ № 3 г. Кондопоги. О конкурсе, проводимом Вами, мы узнали от нашего учителя русского языка и литературы Николаенко Ольги Владимировны и решили попробовать свои силы и расширить наши знания. Ещё в 5 классе на уроках по курсу «Моя Карелия» Ольга Владимировна рассказывала и о династии сказителей Рябининых, и работе Э. Лённрота над «Калевалой». Мы также читали былины и руны эпоса. Ваш конкурс помог нам узнать ещё больше о том духовном наследии, которым богат наш родной край. Помогли в этом книги, подобрать которые помог наш учитель. Спасибо за интересные вопросы. Просим ознакомиться с нашими ответами на них. Надеемся, что они полные и точные. Контактные номера: Катя – т.57263;Артем – т.55856 ; Ольга Владимировна – т. 43617. МОУ СОШ № 3 г. Кондопоги – koulu_3@mail.ru

  • Слайд 2

    Ответы на вопросы викторины

    по былинам по «Калевале» Список использованной литературы.

  • Слайд 3

    Вопросы викторины по былинам

    Назовите представителей династии сказителей Рябининых и исследователей, которые записывали от них былины. Назовите 9 деревень в окрестностях Кижей, в которых жили известные мастера исполнения былин. От какого заонежского сказителя была сделана первая в истории запись на фонограф произведений русского фольклора? Назовите города России, в которых выступала известная заонежская вопленица Ирина Андреевна Федосова. В каком городе с ней познакомился М. Горький? В каком крупном произведении М. Горького отражены впечатления от ее личности и мастерства причитывания? Кто из известных заонежских сказителей выступал с пением былин в Зимнем дворце перед семьей императора Николая II? Назовите имя заонежского сказителя, которого приглашал Л.Н. Толстой в Ясную Поляну. Назовите рассказы писателя, написанные по мотивам легенд этого сказителя. на главную

  • Слайд 4

     

    От основателя сказительской династии, Трофима Григорьевича Рябинина, былины в 1860 г. записывал П. Н. Рыбников, которому и принадлежит открытие «Исландии русского эпоса». В печати былины Т.Г. Рябинина появились в сборнике «Песни, собранные П.Н. Рыбниковым». Затем былины записывал А.Ф. Гильфердинг, предпринявший в 1871 г. экспедицию «по следам Рыбникова». Былины были напечатаны в сборнике «Онежские былины». От сына Т.Г. Рябинина, Ивана Трофимовича Рябинина, былины записывал филолог, историк литературы Евгений Александрович Ляцкий. А также учитель словесности Петрозаводской женской гимназииП.Т. Виноградов, сопровождавший его в поездке по Европе. Источники: Буклет «Династия сказителей Рябининых». Авторы-составители Р. Б. Калашникова, И.И. Набокова. с. 4 – 11. См. на следующем слайде.

  • Слайд 5

     

    Источники: Буклет «Династия сказителей Рябининых». Авторы-составители Р. Б. Калашникова, И.И. Набокова. с. 13 – 15. От пасынка И.Т. Рябинина, Ивана Герасимовича Рябинина-Андреева былины были записаны уже в XX веке известным театроведом и сотрудником Института живого слова В.Н. Всеволодским-Генгроссом. Позднее от его сына, Петра Ивановича Рябинина-Андреевабылины записали две научные экспедиции: под руководством фольклористов братьев Ю.М. и Б.М. Соколовых, вторая под руководством архитектора К.К. Романова (фольклорист А.М. Астахова). Кроме того, фольклористы указанных экспедиций записали былины от внука Т.Г. Рябинина (от сына Гаврилы), Кирика Гавриловича Рябинина.

  • Слайд 6

     

    Известные мастера исполнения былин проживали в таких деревнях в окрестностях Кижей, как: 1) Гарницы и Серёдка – родные деревни династии сказителей Рябининых, также в Гарницах проживали учителя в былинном пении Т.Г. Рябинина – Игнатий Иванов Андреев и Иван Агапитов Завьялов; 2) Волкостров – Илья Елустафьев, учитель в былинном пении Т.Г. Рябинина; 3) Боярщина – родина В.П. Щеголёнка; 4) Леликово – Кузьма Романов; 5) Космозеро – Иван Аникиевич Касьянов; 6) Кургеницы– С.И.Корнилов; 7) Потаневщина– А.Дьяков К сожалению, сборник П.Н. Рыбникова мы не нашли в наших библиотеках , поэтому все 9 деревень указать не смогли. Источники: Буклет «Династия сказителей Рябининых». Авторы-составители Р. Б. Калашникова, И.И. Набокова. с. 2 – 5. А.Ф. Гильфердинг. Онежские былины. № 91, 156. Н.А. Криничная. Становление сказителя: роль общинного начала.

  • Слайд 7

     

    Фонограф (от греч. звук и писать), первый прибор для записи и воспроизведения звука. Изобретён Томасом Альва Эдисоном, представлен 21 ноября 1877 года. Фонограф был впервые применен при записи былин И.Т Рябинина Источники: Кирилл Васильевич Чистов. «Русские сказители Карелии».с.169.

  • Слайд 8

     

    И.А. Федосова выступала в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, трижды в Казани. Будучи на Всероссийской ярмарке, которая проходила в Нижнем Новгороде, её причитыванием был очарован М. Горький. Писатель в нескольких произведениях делился впечатлением, произведенным на него исполнением причитаний «заонежской кудесницы» И. Федосовой. (Например, рассказ «Вопленица», очерк «На краю земли»). «Однако наиболее значительное свидетельство прочности его воспоминаний и того значения , которое он придавал ее выступлениям и своей встрече с ней»,- это страницы романа « Жизнь Клима Самгина» (ч. II). Источники: Кирилл Васильевич Чистов. «Русские сказители Карелии». с. 172 – 177.

  • Слайд 9

     

    Весной - летом 1902 г. состоялась триумфальная поездка И. Т. Рябинина по России и странам зарубежной (славянской) Европы. 24 марта сказитель выступил с пением былин в Малахитовом зале Зимнего дворца в присутствии царской фамилии. За доставленное удовольствие царь наградил заонежского сказителя «золотой медалью для ношения на шее «За усердие» и золотыми часами с гербом». Источники: Кирилл Васильевич Чистов. «Русские сказители Карелии». с. 92. Н.А.Кораблев. «Олонецкие губернские ведомости» о поездке И.Т. Рябинина по России и странам зарубежной Европы в 1902 г.»

  • Слайд 10

     

    Летом 18 г. у Л.Н. Толстого в Ясной Поляне гостил заонежский сказитель Василий Петрович Щеголёнок.Встреча с олонецким сказителем непосредственно повлияла на творчество писателя. Сюжеты народных легенд, рассказанных Щеголёнком, легли в основу нескольких произведении Л.Н. Толстого. В цикл «Народные рассказы» Толстой включает рассказ «Чем люди живы» (1881), написанный на основе легенды «Архангел», услышанной им от В.П Щеголёнка. Таким же образом рассказы Щеголёнка дали материал писателю для произведений « Два странника» и « Три старца» (1885 г.) , а ещё двадцать лет спустя – для рассказов «Корней Васильев» ( по легенде « Иван Павлов» ) , «Молитва» , «Старик в церкви». Источники:«Русские могучие богатыри. Сказитель В.П. Щеголёнок».с. 14.

  • Слайд 11

     

    1. Когда Элиас Леннрот был в Петрозаводске? 2. Когда вышло первое издание поэмы Элиаса Леннрота «Калевала» и как оно называлось? 3. В каком году по инициативе О.В. Куусинена был объявлен Всесоюзный конкурс на создание иллюстраций к эпосу «Калевала»? Кто из художников стал победителем этого конкурса? 4. Как называется известный балет, поставленный по мотивам «Калевалы», кто автор музыки? 5. Назови известного рунопевца, в честь которого названа одна из улиц Петрозаводска. Вопросы викторины по «Калевале» на главную

  • Слайд 12

     

    В январе 1841года вместе с норвежским языковедом пастором Нильсом Стокфлетом Э. Лённрот отправился в лингвистическую экспедицию, намереваясь через Олонец добраться до русской и норвежской Лапландии, а по возможности и до самоедов (ненцев).Они доехали до Иломантси, а оттуда Лённрот через салми и Вескелюс уже один проложил путь в Петрозаводск. (Это было 10 путешествие Э. Лённрота). Вот какие впечатления о Петрозаводске остались у ученого-путешественника: "Город по своим размерам такой же, как две трети Хельсинки, с очень широкими улицами, домами, а также красивыми деревянными домами. Завод же столь велик, что представляет собой второй город". Источники: «Путешествия Элиаса Лённрота. Путевые заметки, дневники, письма». с. 230.

  • Слайд 13

     

    Первое издание «Калевалы» вышло в 1835 г. Полное название «Калевалы» в ее первой версии выглядит так «Калевала, или Старинные карельские песни о древних временах финского народа»(«Kalevala taika vanhoja Karjalan runoja Suomen muinoisista ajoista»). Источники: Армас Иосифович Мишин. «Путешествие в « Калевалу»». с. 45.

  • Слайд 14

     

    К столетнему юбилею публикации окончательной версии «Калевалы» в 1949 году был объявлен Всесоюзный конкурс на создание иллюстраций к ней. Первая премия не была присуждена, Вторую премию получил Георгий Адамович Стронк, две третьи премии были присуждены Осмо Бородкину и Мюду Мечеву. Иллюстрации Стронка были выполнены в технике акварели и окрашены ярким сказочным колоритом. Художника более всего интересовали сказочные, фантастические сюжеты, как например, борьба за чудо-мельницу Сампо. Победа на конкурсе дала возможность Г. Стронку самостоятельно оформить "Калевалу" - издание вышло на финском языке в 1956 г. в Петрозаводске. Свою дальнейшую жизнь художник связал с Карелией. Источники: Армас Иосифович Мишин. «Путешествие в « Калевалу»». с. 161.

  • Слайд 15

     

    Немало ярких произведений по мотивам «Калевалы» создали композиторы Карелии. Одно из наиболее известных – балет «Сампо» Ге́льмера-Ра́йнера (Не́сторовича) Синисало, который был написан на основе более ранних сочинений композитора — хореографической поэмы «Победа» и одноактного балета «Кюлики», Поставлен впервые в Петрозаводске Государственным музыкальным театром 27 марта 1959 года. Постановка была возобновлена к 150-летию юбилею «Калевалы». Источники: Армас Иосифович Мишин. «Путешествие в « Калевалу»». с. 163.

  • Слайд 16

     

    Рунопевец, в честь которого названа одна из улиц Петрозаводска, - Архиппа Перттунен. От него Э. Лённрот записал наибольшее количество поэтических строк (около 4000). Основатель рунопевческой династии (от сына Мийхкали – до правнука А. Перттунена) Источники: Карта г. Петрозаводска.

  • Слайд 17

    Источники

    Буклет «Династия сказителей Рябининых». Авторы-составители Р. Б. Калашникова, И.И. Набокова. Чистов К. В. Русские сказители Карелии. Русские могучие богатыри. Сказитель В.П. Щеголёнок. Путешествия Элиаса Лённрота. Путевые заметки, дневники, письма. Мишин А. И. Путешествие в « Калевалу». Сборники научных докладов “Рябининские чтения 95, 99”. Фото из буклета «Династия сказителей Рябининых», Интернет-сайтов.

  • Слайд 18

    Спасибо за внимание.

    В свою очередь, мы бы хотели предложить наши вопросы участникам будущих викторин: Как вы думаете, что объединяет героя русских былин Илью Муромца и героя «Калевалы» Вяйнямёйнена? (Оба богатыри, т.е. люди, наделенные необычайной силой; оба патриоты, их поступками движет любовь к родине и своему народу; а также общий факт биографии – Вяйнямёйнен 33 года находился во чреве матери, прежде чем выйти в мир, а Илья Муромец – столько же сидел на печи, пока не исцелился от болезни. – см. Киуру Э.С., Мишин А. И. «Фольклорные истоки «Калевалы»».) Назовите имя финского художника, непревзойденного иллюстратора эпоса «Калевала». (Это Аксели Галлен-Каллела (1865–1931), по материалам журнала «Кипиня»). С уважением Катя и Артём, а также Ольга Владимировна.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд