Презентация на тему "Развитие культуры потребления - путь к сохранению природных ресурсов"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Развитие культуры потребления - путь к сохранению природных ресурсов" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

Содержание

  • Слайд 1

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Клетня Брянской обл.Исследовательская работа Тема: Развитие культуры потребления – путь к сохранению природных ресурсов.Номинация (Психология и культура потребления)

    Выполнил: учащийся 9 «Б» класса МБОУ СОШ № 2 Фролов Александр   Научный руководитель: учитель технологии Фролова И. И. 2012 г.

  • Слайд 2

    I часть. Проблема исследования:

    По исследованиям учёных, в нашей стране осталось запасов угля на 30 лет, а нефти на 70 лет. Что же будет с будущими поколениями? Что каждый из нас как потребитель может сделать для сохранения ресурсов и улучшения экологии? Объект исследования: потенциальные потребители (учителя и учащиеся 9 «Б» класса)

  • Слайд 3

    Гипотеза:

    Развитие культуры потребления приведёт к формированию психологии потребления, направленной на бережное отношение к имеющимся благам и рациональное использование ресурсов. Цель исследования: Найти пути развития культуры потребления.

  • Слайд 4

    Задачи исследования:

    1. Исследовать уровень потребительской культуры и найти факторы, влияющие на него. 2. Исследовать поведение потребителей. 3. Исследовать культуру потребления энергоресурсов на уровне школы. Методы исследования: тестирование; социологический опрос; эксперимент; наблюдение; сравнение; анализ.

  • Слайд 5

    II. Основная часть

    Культура потребления является одной из самых значимых культур, т.к. каждый человек является потребителем, стремящимся удовлетворить свои потребности. Культура потребления состоит из совокупности потребительских культур отдельных людей и групп, в которые они объединены в результате общего вида деятельности.

  • Слайд 6

    Вступление к первому исследованию

    Следует выделять три уровня потребительской культуры: оптимальный, завышенный и заниженный. При оптимальномуровне потребительской культуры человек потребляет материальные и духовные блага в соответствии с уровнем своих возможностей. При завышенномуровне - потребляет значительно больше своих возможностей, за счет других (т.е. живёт в долг) При заниженном уровне - потребляет меньше исторически сложившихся норм, чрезмерно экономичен, свои права не отстаивает.

  • Слайд 7

    Исследование уровня потребительской культуры

    В исследовании участвовали: 20 учащихся и 20 учителей. Тест «Насколько Вы бережливы?» Было предложено ответить на 10 вопросов теста, выбрав один из трёх ответов. 1. Сохраняете ли Вы тонкие полиэтиленовые пакеты из-под хлеба? 2. Много ли на Вашем столе авторучек, которыми вы не пользуетесь? 3. Хорошо ли утеплены окна в Вашей квартире? 4. Как Вы моете посуду? 5. Используете ли Вы полуфабрикаты для приготовления пищи? 6. Хранятся ли у Вас журналы, газеты или брошюры середины 1990-х годов? 7. Если в руки Вам попадает лист бумаги, чистый с одной стороны, или школьная тетрадь, исписанная не до конца, стараетесь ли вы отложить эти бумажные резервы на всякий случай? 8. Сохранились ли у Вас ключи от замков, которых уже давно нет? 9. Есть ли у Вас в шкафу одежда, которую вы не надевали несколько лет? 10. Как Вы поступите, если после обеда на столе остались хлебные крошки?

  • Слайд 8

    Результат исследования:

    У большинства учителей (14 из 20) – заниженный уровень потребительской культуры. Я считаю, что это из-за низкой заработной платы. Никуда не денешься – будешь экономным! У учащихся – картина наиболее оптимистичная (9 из 20), но в принципе - недалеко ушли. Примечательно, что ни у кого нет завышенного уровня – все либо сверх меры бережливы, либо во всём знают меру.

  • Слайд 9

     

  • Слайд 10

    Выводы исследования:

    Уровень потребительской культуры скорее зависит от психологии людей и уровня их жизни, чем от возраста, социального положения, образования, жизненного опыта. Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.

  • Слайд 11

    Вступление ко второму исследованию

    Культура потребления тесно связана с общей культурой и менталитетом людей и воспроизводится, передается из поколения в поколение. С первых дней и до конца жизни человек учится потреблять. Разумность потребностей не в их ограничении, а в рациональности их удовлетворения.

  • Слайд 12

    Социологический опрос

    Рассмотрим поведение потребителей с точки зрения рациональности. (В исследовании принимали участие 20 оптантов: учителя и ученики). Были заданы следующие вопросы: Вопрос: какие факторы оказывают влияние на поведение потребителя? Вопрос: когда Вы больше потратите денег на продукты – если вы сыты или голодны? Вопрос: что нужно сделать, чтобы не тратить деньги на ненужные покупки, и не забыть сделать нужные? Вопрос: в каком магазине Вы будете покупать продукты? Вопрос: Если Вы приобрели недорогой товар, а он оказался некачественным. Как вы поступите? Вопрос: когда Вы будете приобретать зимнюю обувь? Вопрос: куда Вы потратите внезапно свалившиеся на вас деньги? Вопрос: каким образом можно уменьшить потребление? Вопрос: считаете ли Вы, что имеете влияние на экологию как потребитель? Что конкретно Вы, делаете для сохранения окружающей среды?

  • Слайд 13

    Выводы исследования:

    Каждый потребитель выбирает для себя предпочтительный вариант и должен ориентироваться на свои потребности и уровень доходов. Не стоит принимать скоропалительных решений, нужно учиться рационально распределять свои возможности и удовлетворять потребности. Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития. У всех людей есть свои потребности и личное дело каждого, в какой приоритетности он их для себя определяет и каким образом удовлетворяет, главное, чтобы это не нарушало законов общества, не ущемляло права остальных его членов и не вредило окружающей среде. Нет ничего плохого, что люди стремятся жить лучше. Но в любом случае они не должны становится рабами потребления.

  • Слайд 14

    Вступление к третьему исследованию

    Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Еще 40 лет назад человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня. А может ли отдельный потребитель что-то сделать для уменьшения потребления энергоресурсов?

  • Слайд 15

    Исследую ситуацию в моей школе

    В школе обучается 609 учащихся, имеется 26 учебных кабинетов. У нас шестидневка, занятия проходят в 2 смены: начинаются в 8.00, заканчиваются в 18.45, в субботу в 13.30.

  • Слайд 16

    Наиболее объективным показателем использования энергоресурсов является расход электроэнергии, который в школе уменьшается год от года.

    за 2009 г. – 46840 кВт/ч; за 2010 г. – 40839 кВт/ч (экономия – 12, 8 %); за 2011 г. – 37188 кВт/ч (экономия – 8,9 %) Откуда же взялась экономия? Нет, количество классов у нас не уменьшилось, норма освещения в кабинетах выдерживается на прежнем уровне – 300-500 лк, и почти в каждом кабинете имеется оргтехника. Дело в том, что мы рационально используем электроэнергию. В 2010 году лампочки были заменены на энергосберегающие. Наш директор строго следит за экономией энергии и приучил к этому и наших учителей и нас. Чуть только рассвело - на перемене мы выключаем свет, а вахтер во время уроков следит, чтобы в коридоре не были включены лишние лампочки. Всё это говорит о развитии культуры потребления электроэнергии в школе.

  • Слайд 17

    Вывод исследования:

    Развитие культуры потребления на уровне школы привело к уменьшению потребления энергии, и явилось шагом к сохранению ресурсов. Так значит, всё-таки, каждый человек может внести свой вклад в развитие культуры потребления!

  • Слайд 18

    III часть. Выводы исследовательской работы

    «Мы взяли землю взаймы у наших потомков». Потомки не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. За нашей жизнью придёт жизнь тысячи других. Ради них стоит работать, преодолевать, побеждать, чтобы оставить им в наследство эту любимую Землю, великие леса, этот чистейший воздух, богатые поля.  А что же зависит от меня? Могу ли я внести свой вклад в сохранение ресурсов и улучшение экологии? Конечно, могу! Итак, каковы же пути?

  • Слайд 19

    Пути развития культуры потребления:

    Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры. Нужно учиться рационально распределять свои возможности и удовлетворять потребности. Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития и ничего лишнего. Исключить ложные потребности. Потребляя, не засорять окружающую среду и беречь природные богатства.  Приобретать качественные товары. Бережно относиться к вещам и имуществу. Экономить свет, газ, воду. Рациональность каждого потребителя - капля воды в большом океане культуры потребления, но из них - то он и состоит.

  • Слайд 20

    Источники:

    Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- 184 с. Общественно-политическая газета Клетнянского района Брянской области «Новая жизнь» № 21 (6607) от 13 марта 2012 г. Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко/авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с. …Мы взяли Землю.. ecology.md›section.php/section.php… Психология потребления. www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/consuming_psychology.htm Культура потребления consumers.narod.ru›lections/consculture.html http://doloy-fartuk.com/vse-razdely/taynoe/testy Зачем беречь энергию? test.spareworld.org›rus/enersave/energy… «Будем экономными» schoolnet.by/~tomkovichi/images/brejn_ring.doc Программа «Доброе утро» от 14. 03.12 г.

Посмотреть все слайды

Конспект

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Клетня Брянской обл.

Исследовательская работа

Тема:

Развитие культуры потребления – путь к сохранению природных ресурсов.

Номинация (Психология и культу...

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 п. Клетня Брянской обл.

Исследовательская работа

Тема:

Развитие культуры потребления – путь к сохранению природных ресурсов.

Номинация (Психология и культура потребления)

Выполнил:

учащийся 9 «Б» класса

МБОУ СОШ № 2

Фролов Александр

Научный руководитель:

учитель технологии

Фролова И. И.

2012 г.

Ведение.

«Мы взяли Землю взаймы у наших потомков»� - как вы понимаете эту фразу? Нет никакого сомнения в том, что загрязнение окружающей среды и изменение климата на планете - итог потребительского отношения людей к природе. А причиной тому, является сверхпотребление – это такое использование материальных благ и услуг, которое осуществляется без участия сферы чувств и предчувствий и, как следствие, ведёт к неограниченному росту желаний и потребностей личности.� Нет ничего плохого, что люди стремятся жить лучше. Но в любом случае они не должны становится рабами потребления.

Проблема исследования: по исследованиям учёных, в нашей стране осталось запасов угля на 30 лет, а нефти на 70 лет.� Что же будет с будущими поколениями? Что каждый из нас как потребитель может сделать для сохранения ресурсов?

Объект исследования: потенциальные потребители (учителя и учащиеся 9 класса)

Гипотеза: развитие культуры потребления приведёт к формированию психологии потребления, направленной на бережное отношение к имеющимся благам и рациональное использование ресурсов.

Цель исследования: найти пути развития культуры потребления.

Задачи исследования:

1. Исследовать уровень потребительской культуры и найти факторы, влияющие на него. (Тестирование; сравнение)

2. Исследовать поведение потребителей. (Социологический опрос; эксперимент; наблюдение)

3. Исследовать культуру потребления энергоресурсов на уровне школы. (Наблюдение; сравнение)

II. Основная часть.

1. Культура потребления является одной из самых значимых культур, т.к. каждый человек является потребителем, стремящимся удовлетворить свои потребности.

Культура потребления – это функционирующая господствующая программа использования членами общества всех потребительских благ. Она включает в себя представления о потребительских ценностях и нормах, регулирующих потребление, санкции общества на нарушение или соблюдение потребительских норм, язык как свод правил интерпретации потребительских актов, устойчивые автоматические потребительские практики (свободные привычки). Культура потребления включает также в себя объективный и субъективный компоненты, т.е. надындивидуальную реальность (пространство культурных возможностей) и освоение этих возможностей на уровне индивидов и их групп.�

Культура потребления состоит из совокупности потребительских культур отдельных людей и групп, в которые они объединены в результате общего вида деятельности.

Очень важно сформировать каждому основы потребительской куль​туры, составляющие умения разумно потреблять имеющиеся блага и, приобретая их, способствовать нормальной работе всей экономиче​ской системы�.

Следует выделять различные уровни потребительской культуры: оптимальный, завышенный и заниженный.

При оптимальном уровне потребительской культуры человек потребляет материальные и духовные блага в соответствии с уровнем своих возможностей.

При завышенном уровне - человек потребляет значительно больше своих возможностей, за счет других (т.е. живёт в долг)

При занижен​ном уровне - человек потребляет меньше исторически сложившихся норм, чрезмерно экономичен, свои права не отстаивает.

Девизом потребительской культуры должно быть: "Используйте как можно меньше, разумно, рационально"�.

Основным измерителем всех благ в экономике выступают деньги. Существует мнение, что, сколько бы ты ни зарабатывал, если ты не бережлив, тратишь деньги направо и налево — их у тебя все равно никогда не будет. Так что чувство бережливости не так уж маловажно.

А насколько бережливы Вы? Заодно определим уровень потребительской культуры.

В исследовании участвовали: 20 учащихся и 20 учителей.

Тест «Насколько Вы бережливы?»�

1. Сохраняете ли вы тонкие полиэтиленовые пакеты из-под хлеба?�а) да, они еще пригодятся;�б) иногда;�в) если понадобятся новые пакеты, вы их купите.

2. Много ли на вашем столе авторучек, которыми вы не пользуетесь?�а) несколько найдется;�б) пользуетесь любимой ручкой, покупая новые стержни;�в) всегда пользуетесь новыми авторучками.

3. Хорошо ли утеплены окна в вашей квартире?�а) конечно;�б) это зависит от температуры воздуха;�в) никогда об этом не думали.

4. Как вы моете посуду?�а) тщательно под горячей водой;�б) на скорую руку;�в) не любите этого делать.

5. Используете ли вы полуфабрикаты для приготовления пищи?�а) в вашей семье такая еда недопустима;�б) только когда спешите;�в) да, так быстрее и дешевле.

6. Хранятся ли у вас журналы, газеты или брошюры середины 1990-х годов?�а) да, там много полезной информации;�б) возможно, они “спрятались” в самой дальней кладовке;�в) нет, такой хлам совершенно ни к чему.

7. Если в руки вам попадает лист бумаги, чистый с одной стороны, или школьная тетрадь, исписанная не до конца, стараетесь ли вы отложить эти бумажные резервы на всякий случай?�а) черновики всегда пригодятся;�б) скорее всего, они отправятся в мусорное ведро;�в) в вашем доме такое невозможно.

8. Сохранились ли у вас ключи от замков, которых уже давно нет?�а) они напоминают о прошлом…;�б) да, парочка осталась;�в) замок выбрасываете вместе с ключами.

9. Есть ли у вас в шкафу одежда, которую вы не надевали несколько лет?�а) да, шкаф полон таких раритетов;�б) стараетесь обновлять свой гардероб;�в) в вашем шкафу есть место только для новинок.

10. Как вы поступите, если после обеда на столе остались хлебные крошки?�а) припасете их для уличных птиц;�б) сложите в бак для пищевых отходов;�в) выбросите вместе с мусором.

За каждый ответ "а" поставьте себе 1 балл, "б" – 2 балла, "в" – 3 балла. От 10 до 17 баллов. Вы очень бережливый человек, который никогда не бросает деньги на ветер. Вашему умению рассчитывать семейный бюджет можно позавидовать. Вы аккуратно ведете домашнюю бухгалтерию. Однако в погоне за дешевизной можете прогадать с качеством приобретаемого товара. Чтобы не превратиться в скрягу, научитесь баловать себя, покупая приятные безделушки. (Заниженный уровень.)

От 18 до 24 баллов. Вы во всем знаете меру. При необходимости можете ограничить свои потребности и довольствоваться малым. В вашем бюджете редко бывают прорехи. Иногда вы можете побаловать себя. Вам удается сохранять баланс между жадностью и расточительностью. Благодаря этому, вы полностью контролируете финансовые вопросы. (Оптимальный уровень)

От 25 баллов. О том, что деньги любят счет вы, конечно, слышали, но редко применяете это правило в жизни. Вам вполне комфортно жить в кредит, и вы не задумываетесь о завтрашнем дне. Вам больше следует заботиться об экономии, учитывая потребности семьи, поскольку вы относитесь к тем, кто любит сказать: «Ну, это-то мы можем себе позволить!» (Завышенный уровень)

Результат:

image1.png

У большинства учителей (14 из 20) – заниженный уровень потребительской культуры. Я считаю, что это из-за низкой заработной платы. Никуда не денешься – будешь экономным! У учащихся – картина наиболее оптимистичная (9 из 20), но в принципе - недалеко ушли. Примечательно, что ни у кого нет завышенного уровня – все либо сверх меры бережливы, либо во всём знают меру.

Думаю, это результат того, что в нашем районе самые низкие показатели среднемесячной заработной платы в области. Данные представленные в таблице взяты из общественно-политической газеты Клетнянского района Брянской области «Новая жизнь» № 21 (6607) от 13 марта 2012 г.

СВЕДЕНИЯ

об отдельных показателях уровня жизни населения области в разрезе муниципальных образований

(показатели подготовлены управлением труда Брянской области)

Районы

Величина прожиточного

Среднемес. зарплатазарплата

и города

минимума за IV ква

ртал 2011 г. (руб.)

зарплата

области

на душу

трудоспособ.

пенсионеры

дети

по крупным и

населения

население

средним

2011г. (руб)

предприят. за

декабрь 2011г.

(руб)

Брянская обл.

5128

5493

4179

5103

20391,7

Выгоничский

5404

5796

4393

5370

19861.9

Брасовский

4992

5380

4186

4679

17546,7

Дубровский

5441

5783

4642

5284

1 8949,3

Дятьковский

5114

5592

4210

4822

14816,0

Жирятинский

4919

5272

3943

4976

18302,1

Жуковский

5111

5516

4143

5000

19870,0

Карачевский

5072

5445

4038

5139

16412,0

Клетнянский

5177

5553

4329

5005

12188,9

Климовский

5244

5658

4246

5109

13121,7

Клинцовский

4916

5287

3965

4875

14152,3

Комаричский

5450

5820

4495

5414

13776,5

Мглииский

4723

5216

3765

4297

12498,3

Почепский

5513

5760

5255

5462

19431,0

Рогнединский

5126

5443

4219

5426

12609,6

Севский

5166

5748

3971

5244

15941,9

Суражский

4815

5257

3570

4930

15816.0

Унечский

5258

5656

4258

5186

20161,4

Вывод: уровень потребительской культуры скорее зависит от психологии людей и уровня их жизни, чем от возраста, социального положения, образования, жизненного опыта. Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.

2.Культура потребления тесно связана с общей культурой и менталитетом людей и воспроизводится, передается из поколения в поколение. С первых дней и до конца жизни человек учится потреблять. Сначала, в формировании его культуры потребления участвуют родители, которые учат ребёнка правильно питаться, держать ложку, соблюдать правила поведения, соблюдать личную гигиену, правильно одеваться и т. д. Затем, по мере взросления, ребёнок совершенствует полученную культуру через окружающий его социум, средства информации. Во взрослой жизни формирование культуры потребления продолжает развиваться, хотя и не столь стремительно как в детстве. Теперь, уже взрослый человек, на основе сформированной культуры учится самостоятельно удовлетворять свои неограниченные потребности ограниченным количеством ресурсов. Каждый человек потребляет блага по-разному в соответствии со своими убеж​дениями, мотивами и волевыми качествами. Этими мотивами являются влечения и потребности.

Человек стремится удовлетворить в первую очередь самые необходимые потребности (голод, жажда), как только ему это удаётся, она на время перестаёт быть движущим мотивом. Одновременно появляется побуждение к удовлетворению следующей по важности потребности�.

Структура потребностей сильно различается в зависимости от доходов, от образа жизни, от субкультуры, моды, возраста, привычек, социального положения, географического положения и т. д. Например, человек с низким уровнем доходов не может себе позволить покупать дорогую колбасу или чёрную и красную икру. А человек, ведущий нездоровый образ жизни уж точно не будет думать о налогах, когда для него даже потребность в пище отходит на более дальний план. Его психология переворачивается с ног на голову, а о культуре потребления вообще не может быть и речи.

У всех людей есть свои потребности и личное дело каждого, в какой приоритетности он их для себя определяет и каким образом удовлетворяет, главное, чтобы это не нарушало законов общества, не ущемляло права остальных его членов и не вредило окружающей среде. Разумность потребностей не в их ограничении, а в рациональности их удовлетворения.

Медики советуют: «Вставайте из-за стола слегка голодным». Неплохо бы этот принцип распространить и на мир вещей.

Даже у благоразумных людей в день получения зарплаты несколько притупляется бдительность. И они довольно бесшабашно расстаются с заработанными деньгами, совершается масса неразумных покупок. А потом начинаются вздохи по поводу нехватки денег. Дело тут в неразвитости культуры потребления, неумении удержаться от неразумных трат�.

Проведу социологический опрос. (Рассмотрим поведение потребителей. В исследовании принимали участие 20 оптантов: учителя и ученики)

Желание израсходовать свои деньги самым эффективным спо​собом отражает содержание рациональности потребителя.�

Вопрос: какие факторы оказывают влияние на поведение потребителя?

Ответы: реклама; уровень доходов; акции и скидки; потребности; качество; цена.

Вывод. В настоящее время производители чтобы привлечь покупателей совершают самые разные маркетинговые ходы, которые имеют большое психологическое воздействие. Покупателю нужно проявлять немалую бдительность. В первую очередь он должен ориентироваться на свои потребности и уровень доходов.

Вопрос: когда вы больше потратите денег на продукты – если вы сыты или голодны?

Ответы: 20 оптантов из 20 ответили: «Когда голодны»

Проведу эксперимент. Перед обедом пойду в магазин, чтобы купить что-нибудь мясное к гарниру. Мама предлагает котлеты. Обязательно куплю, а как же вкусно пахнет колбасой, наверное, куплю немножко, я надеюсь, что мама будет не против?!

Вывод. В продуктовый магазин нужно ходить сытому.

Вопрос: что нужно сделать, по-вашему, чтобы не тратить деньги на ненужные покупки, и не забыть сделать нужные?

Ответы: сдерживать первый порыв «купить»; планировать покупки; составить список.

Вывод. Составить список и взять денег приблизительно по списку, и ничего лишнего! Необходимо установить порядок, в котором следует покупать необходимые предметы. Нужно учиться рационально распределять свои возможности. Ни в коем случае нельзя ориентироваться на чужие доходы, а соответственно, и расходы. Нужно разработать собственную систему трат. Это значит, что мы точно должны установить, что нам обязательно нужно купить в планируемый период, с чем мы можем подождать, и без чего вообще обойдёмся.

Вопрос: в каком магазине вы будете покупать продукты?

Ответы: который ближе к дому; в котором дешевле; в супермаркете;

в котором продукты более качественные.

Вывод. Каждый потребитель выбирает для себя предпочтительный вариант. В первую очередь нужно учитывать качество товара, а потом уже цену, т.к. «скупой платит дважды». Наблюдения показывают, что в супермаркете практически всегда денег тратится гораздо больше, чем планировалось. Внезапно вспоминаешь о чём - то «очень нужном».

Вопрос: Если Вы приобрели недорогой товар, а он оказался некачественным. Как вы поступите?

Ответы: принципиально верну; выброшу; постараюсь найти применение.

Вывод. Товар нужно вернуть, даже если он и недорогой, а если продавец не согласен, то нужно обратиться в общество по защите прав потребителей. И если это будут делать все, то количество некачественных товаров непременно сократится.

Вопрос: когда Вы будете приобретать зимнюю обувь?

Ответы: летом; осенью; в конце зимы; тогда, когда понадобилась.

Вывод. Конечно, если срочно не понадобилась, практичнее будет приобретать в конце зимы, т.к. выбор ещё есть, а цены уже упали. А вот летом – проблема с ассортиментом.

Вопрос: куда Вы потратите внезапно свалившиеся на вас деньги?

Ответы: поеду путешествовать; положу на счёт; куплю автомобиль; потрачу на образование и т.д.

Вывод. Не нужно принимать скоропалительных решений. Пусть они полежат, и тогда вы с их помощью сможете удовлетворить действительно необходимые потребности.

Вопрос: каким образом можно уменьшить потребление?

Ответы: беречь учебники и тетради; экономить свет, газ, воду; рационально использовать продукты питания; беречь вещи и имущество; исключить ложные потребности.

Вывод: Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития. Нужно бережно относиться к тому, что имеем.

Вопрос:

Считаете ли Вы, что имеете влияние на экологию как потребитель?

Что конкретно Вы, делаете для сохранения окружающей среды?

Ответы: да, считаю – ответ 18 оптантов. Выношу мусор в специально отведённые места; пользуюсь натуральными продуктами и средствами; сортирую мусор; приобретаю только необходимые товары; купили искусственную ёлку.

Вывод. Каждый потребитель имеет непосредственное влияние на экологию:

рационально используя ресурсы; приобретая качественные товары; ухаживая за одеждой, обувью, мебелью и т. д. мы продлеваем срок их службы, тем самым сокращаем потребление ресурсов; покупая, только необходимые товары препятствуем росту свалок. Всё это помогает сохранению окружающей среды и экологии.

3.Ключевую роль в предотвращении экологической катастрофы играет энергосбережение. Потребление энергии человечеством непрерывно растет. Еще 40 лет назад человечество потребляло только половину той энергии, которую потребляет сегодня. Современная экономика основана на использовании энергетических ресурсов, запасы которых истощаются и не возобновляются. По исследованиям учёных, в нашей стране осталось запасов угля на 30 лет, а нефти на 70 лет. Помимо этого, современные способы производства энергии наносят непоправимый ущерб природе и человеку. Медики считают, что здоровье людей на 20% зависит от состояния окружающей среды.�

Чтобы изменить такое положение вещей, нужно уменьшить энергопотребление. Используя меньше энергии, мы будем сохранять экологию, а заоодно, и экономить средства.

Сегодня разработано множество методов для сбережения энергии и снижения её потребления. Наиболее известными являются такие, как замена некоторых деревянных деталей пластмассовыми, использование альтернативных видов энергии, применение полимеров и т.д.

Эти методы могут сохранить более 50% используемой энергии.

Многие, уходя из кабинета, не выключают свет. Да и дома порой зажигают все лампы, когда в этом нет необходимости. Кто-то может сказать: мелочь! Между тем одна лампочка в 100 Вт за 10 часов бессмысленного горения потребляет 1кВт/ч электроэнергии. Только 1 сэкономленный кВт/ч электроэнергии позволяет выработать дополнительно: 40кг угля, 33кг нефти, 5кг стали, 15кг железной руды, 25кг муки, 38 кг хлеба, 39кг сахарного песка, 14 кг творога, 6 кг растительного масла, 13 кг колбасных изделий.

За счёт протирания лампочек можно сэкономить большое количество электроэнергии: хорошо протёртая лампочка светит на 10-15% ярче грязной, запыленной. 60 Вт в настольной лампе вполне заменят 200Вт под потолком.

На кухонной утвари можно сэкономить сотни кВт/ч энергии. Достаточно лишь, чтобы кастрюля чуть перекрывала конфорку электроплиты и плотно прилегала к ней.

Кастрюли с выпуклым и вогнутым дном, а также с толстым слоем накипи используют на 50% больше электроэнергии, а заодно и времени.�

А может ли отдельный потребитель что-то сделать для уменьшения потребления энергоресурсов?

Исследуем ситуацию в моей школе.

В школе обучается 609 учащихся, имеется 26 учебных кабинетов. У нас шестидневка, занятия проходят в 2 смены: начинаются в 8.00, заканчиваются в 18.45, в субботу в 13.30.

Стараемся сберечь тепло: утепляем окна, двери, деревянные рамы частично были заменены на пластиковые стеклопакеты. Гигиенические нормы в помещении соблюдаются: влажность воздуха – 40-60 %; t воздуха – 18-240С. Расход теплоэнергии за март 2010 года составил 87,8 Гкал, а за март 2011 года 100,5 Гкал, что составило разницу 14,6 %.

image2.png

Конечно, данные по потреблению теплоэнергии субъективны, т.к. данный показатель ещё может являться разницей среднесуточных температур воздуха на улице в соответствующие периоды: в марте 2011 г. – среднесуточная температура воздуха по области составила -0,8 0 С, а в марте 2010 г. было гораздо теплее (к сожалению, точных данных нет).

Наиболее объективным показателем использования энергоресурсов является расход электроэнергии, который в школе составил:

за 2009 г. – 46840 кВт/ч;

за 2010 г. – 40839 кВт/ч (экономия – 12, 8 %)

за 2011 г. – 37188 кВт/ч (экономия – 8,9 %)

image3.png

Откуда же взялась экономия? Нет, количество классов у нас не уменьшилось, норма освещения в кабинетах выдерживается на прежнем уровне – 300-500 лк, и почти в каждом кабинете имеется оргтехника. Дело в том, что мы рационально используем электроэнергию. В 2010 году лампочки были заменены на энергосберегающие. Наш директор строго следит за экономией энергии и приучил к этому и наших учителей и нас. Чуть только рассвело - на перемене мы выключаем свет, а вахтер во время уроков следит, чтобы в коридоре не были включены лишние лампочки.

Всё это говорит о развитии культуры потребления электроэнергии в школе.

Энергосбережение - это ещё и сэкономленные деньги. А ведь экономия средств очень актуальна, т. к. с 2010 года у нас - подушевое финансирование и школа находится на хозрасчёте. Теперь сэкономленные средства можно потратить на закупку учебников, улучшение материально-технической базы, что впрочем, и происходит.

Вывод: развитие культуры потребления на уровне школы привело к уменьшению потребления энергии, и явилось шагом к сохранению ресурсов.

Так значит, всё-таки, каждый человек может внести свой вклад в развитие культуры потребления.

III. Выводы

«Мы взяли землю взаймы у наших потомков». Потомки не простят нам опустошения Земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им. Вот они где "промотавшиеся отцы"!...

За нашей жизнью придёт жизнь тысячи других. Ради них стоит работать, преодолевать, побеждать, чтобы оставить им в наследство эту любимую Землю, великие леса, этот чистейший воздух, богатые поля�.

Бережливость, аккуратность и экономия - основа культуры потребления.

Её развитие приведёт к формированию психологии потребления, направленной на бережное отношение к имеющимся благам и рациональное использование ресурсов.

А что же зависит от меня? Могу ли я что-то изменить? Могу ли я внести свой вклад в сохранение ресурсов и улучшение экологии? Конечно, могу! Итак, каковы же пути?

Пути развития культуры потребления.

- Каждый потребитель должен стремиться к оптимальному уровню потребительской культуры.

- Потребитель, в первую очередь, должен ориентироваться на свои потребности и уровень доходов.

- Не стоит принимать скоропалительных решений.

- Нужно учиться рационально распределять свои возможности и удовлетворять потребности.

- Потреблять нужно столько, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности и развития и ничего лишнего.

- Исключить ложные потребности.

- Потребляя, не засорять окружающую среду и беречь природные богатства.

- Приобретать качественные товары.

- Бережно относиться к вещам и имуществу.

- Экономить свет, газ, воду.

Рациональность потребителя - капля воды в большом океане культуры потребления, но из них - то он и состоит.

IV. Список литературы.

Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- 184 с.

Общественно-политическая газета Клетнянского района Брянской области «Новая жизнь» № 21 (6607) от 13 марта 2012 г.

Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко/авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 281 с.

Интернет-ресурсы:

…Мы взяли Землю.. ecology.mdsection.php/section.php…

Психология потребления. www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/consuming_psychology.htm

Культура потребления consumers.narod.rulections/consculture.html

http://doloy-fartuk.com/vse-razdely/taynoe/testy

Зачем беречь энергию? test.spareworld.orgrus/enersave/energy…

«Будем экономными» schoolnet.by/~tomkovichi/images/brejn_ring.doc

Другие источники:

Программа «Доброе утро» от 14. 03.12 г.

image4image5

� …Мы взяли Землю.. �HYPERLINK "http://www.ecology.md/" \t "_blank"�ecology.md�›�HYPERLINK "http://www.ecology.md/section.php/section.php?section=ecoset&id=3775" \t "_blank"�section.php/section.php…�

� Психология потребления. www.marketing.spb.ru/lib-around/socio/consuming_psychology.htm

� Программа «Доброе утро» от 14. 03.12 г.

� Культура потребления �HYPERLINK "http://www.consumers.narod.ru/" \t "_blank"�consumers.narod.ru�›�HYPERLINK "http://www.consumers.narod.ru/lections/consculture.html" \t "_blank"�lections/consculture.html�

� Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- с. 4.

� Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- с. 6-7.

� http://doloy-fartuk.com/vse-razdely/taynoe/testy

� Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- с. 19.

� Технология. 8 класс (девочки): поурочные планы по учебнику под редакцией В. Д. Симоненко/авт. – сост. О. В. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2007. – с. 22-23.

� Симоненко В. Д., Степченко Т. А. Основы потребительской культуры. Учебник для учащихся VIII-IX классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Брянск: Издательство Брянского педагогического университета, 1997.- с. 10.

� Зачем беречь энергию? �HYPERLINK "http://test.spareworld.org/" \t "_blank"�test.spareworld.org�›�HYPERLINK "http://test.spareworld.org/rus/enersave/energy_5sberech.html" \t "_blank"�rus/enersave/energy…�

� «Будем экономными» schoolnet.by/~tomkovichi/images/brejn_ring.doc

� …Мы взяли Землю.. �HYPERLINK "http://www.ecology.md/" \t "_blank"�ecology.md�›�HYPERLINK "http://www.ecology.md/section.php/section.php?section=ecoset&id=3775" \t "_blank"�section.php/section.php…�

_1394560594.xls

Диаграмма1

87.8
100.5
теплоэнергия(Гкал)
теплоэнергия (Гкал)

Лист1

теплоэнергия(Гкал) Ряд 2 Ряд 3
март 2010 г. 87.8 2.4 2
март 2011 г. 100.5 4.4 2
Категория 3 4.5 1.8 3
Категория 4 4.5 2.8 5
Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.

_1394560596.xls

Диаграмма1

9 14
11 6
0 0
ученики
учителя

Лист1

ученики учителя Ряд 3
заниженный уровень 9 14 2
оптимальный 11 6 2
завышенный 0 0 3
Категория 4 4.5 2.8 5
Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.

_1394560591.xls

Диаграмма1

46840
40839
37188
э/энергия(кВт.ч)
э/энергия(кВт.ч)

Лист1

э/энергия(кВт.ч) Ряд 2 Ряд 3
2009 г. 46840 2.4 2
2010 г. 40839 4.4 2
2011 г. 37188 1.8 3
Категория 4 4.5 2.8 5
Для изменения диапазона данных диаграммы перетащите правый нижний угол диапазона.
Скачать конспект
Презентация будет доступна через 45 секунд