Презентация на тему "Самосознание и развитие личности"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация "Самосознание и развитие личности" с точки зрения психологии рассматривает понятие личности, процесс становления собственного "я", идентификации себя, формирование собственного образа "я". Также рассматривается феномен самосознания, его функции и компоненты.

Краткое содержание

  • «Я» и окружающий мир;
  • Фазы самопознания и самооценки;
  • Образ «Я»;
  • «Я» - концепция;
  • Идентичность;
  • Компоненты и функции самосознания.

Содержание

  • Слайд 1

    Самопознание. Самооценка. Самосознание

    • Самопознание - изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя.
    • Самооценка - эмоциональное отношение к собственному образу
    • Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

  • Слайд 2

    Вопросы кодификатора

    • Познание
    • Познание мира
    • Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
    • Истина и ее критерии
    • Многообразие форм человеческого знания.
    • Научное познание
    • Науки о человеке и обществе
    • Деятельность человека, ее основные виды
    • Самореализация
    • Личность, ее социализация и воспитание
    • Сознательное и бессознательное
    • Самопознание и самосознание
    • Свобода и ответственность личности

  • Слайд 3

    Повторение изученного. Работа с тестами АВС

    1. Субъектом познания является
      1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
    2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию
      1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
    3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
      • В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
      • В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
        1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    4. 4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
      1. В социальном познании его субъект и объект совпадают.
      2. В социальном познании активно используется эксперимент.
        1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    5. К формам научного познания относится
      1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше

  • Слайд 4

     

    1. Субъектом познания является
      1) мировой разум 2)человек 3)природа 4) любое живое качество
    2. Определение: «Чувственный образ внешних характеристик предметов и процессов материального мира, непосредственно воздействующих на органы чувств»относится к понятию
      1)Гипотеза 2) представление 3)восприятие 4) ощущение
    3. Верны ли следующие суждения о процессе познания?
      • В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека.
      • В процессе познания определенное значение имеет интуиция человека.
        1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    4. Верны ли следующие суждения о социальном познании?
      • В социальном познании его субъект и объект совпадают.
      • В социальном познании активно используется эксперимент.
        1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
    5. К формам научного познания относится 1) гипотеза 2)теория 3)проблема 4)все указанное выше

  • Слайд 5

    Задания

    Запишите слово, пропущенное в схемеНиже приведен перечень терминов.

    • Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
    • Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».
    • Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Сущность формы познания

    1. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
    2. образ объекта познания, запечатленный в памяти
    3. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
    4. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

    1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие

    Ответ: С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.

  • Слайд 6

     

    • Запишите слово, пропущенное в схеме.
    • Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «мышление». Обобщение; уподобление; ощущение; отвлечение; сравнение.
    • Найдите и укажите термин, не связанный с понятием мышление».
    • Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    Сущность формы познания:

    1. мысль, отражающая общие и существенные свойства предметов, явлений, процессов
    2. образ объекта познания, запечатленный в памяти
    3. мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
    4. чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств

    1)Представление 2)понятие 3)суждение 4)восприятие

    Ответ: 2134. С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «самопознание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о самопознании.

  • Слайд 7

    «Я» и окружающий мир

    • Жизнь – непрерывный, зачастую неосознанный процесс самопознания.
    • Ребенок выделяет себя из окружающего мира с 7-8 месяцев.

  • Слайд 8

     

    • «Я» формируется на основе чувств и ощущений.
    • Следующий этап – самовосприятие.
    • Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.
    • К 2-м 3-м годам человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля.

  • Слайд 9

     

    • К 7 годам формируется способность оценивать себя – самооценка.
    • Подростковый и юношеский возраст – этап активного самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

  • Слайд 10

    Фазы самопознания и самооценки


  • Слайд 11

    Образ «Я»

    Совокупность представлений о себе, своих внешних и внутренних качествах

  • Слайд 12

    Я - личность

    • Знания, умения, навыки;
    • Умственные способности;
    • Трудолюбие, прилежание;
    • Предприимчивость;
    • Доброта;
    • Честность;
    • Ответственность;
    • Целеустремленность;
    • Общительность;
    • Творческие способности;
    • Оптимизм и т.д.

  • Слайд 13

    Я многогранное

    • Ролевое;
    • Внешнее, внутреннее;
    • Сознательное, неосознаваемое;
    • Поведенческое;
    • Хорошее, плохое;
    • Прошлое, настоящее, будущее;
    • Фантастическое;
    • Идеальное, реальное.

  • Слайд 14

    Образ «Я»

    • «Я» неизвестное – никто не знает – то, что неизвестно никому и проявляется в определенных ситуациях.
    • «Я» скрытое – вы знаете, другие не знают – секреты, все, что вы думаете, чувствуете, скрывая это в себе
    • «Я» слепое – вы не знаете, другие знают – то, что интересно другим, а вам не очень ясно
    • «Я» открытое – вы знаете, другие знают – знания о себе, о других

  • Слайд 15

    «Я» - концепция

    • Система представлений индивида о себе самом, осознаваемая часть личности, образ собственного «Я».
    • «Я» - концепция определяет не просто то, что собой представляет индивид, но и то, что он о себе думает, как смотрит на свое деятельное начало и возможности развития в будущем.

    Составляющие «Я» - концепции:

    • Когнитивная (осознанная)составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.
    • Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится.
    • Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает

  • Слайд 16

     

    Человек

    • Я личностное
    • Я умственное
    • Я физическое
    • Я социальное
    • Я перспективное

  • Слайд 17

     

    По временной отнесенности можно выделить:

    • «Я»-настоящее
    • «Я»-прошлое
    • «Я»-будущее.

  • Слайд 18

     

    По содержанию можно выделить образы:

    • «Я»-физическое
    • «Я»-умственное
    • «Я»-эмоциональное
    • «Я»-социальное.

  • Слайд 19

     

    По источнику информации: разные зеркальные «Я» –

    • «Я» глазами родителей, друзей и т.п.

  • Слайд 20

    Идентичность

    Идентичность (англ. identity) — свойство человека, связанное с его ощущением собственной принадлежности к определенной группе - политической партии, народу, религиозной конфессии, расе и пр.

    3 аспекта идентичности

    1. Идентичность опирается на осознание временной протяженности собственного существования: человек видит преемственность между тем, что он делал в прошлом, делает сейчас и собирается делать в будущем
    2. Идентичность предполагает восприятие собственной целостности , единства, тождественности самому себе
    3. Идентичность позволяет человеку определять степень своего сходства с разными людьми при одновременном видении своей уникальности и неповторимости

  • Слайд 21

    Анализ теста « Кто Я»


  • Слайд 22

    Варианты обретения идентичности у подростков

    • Диффузная идентичность: характеризуется отсутствием у подростка каких-либо профессиональных и идеологических моделей своего будущего и малой озабоченностью проблемой выбора.
    • Предрешенная идентичность: характеризуется выбором подростка не в результате внутреннего конфликта, а под влиянием окружающих.
    • Подросток переживает кризис, но не может сделать важный для него выбор, откладывая его на будущее.
    • Реализованная идентичность: подросток делает свой выбор осознанно и вполне самостоятельно, на основе прохождения через стадию переживания кризиса идентичности.

  • Слайд 23

    Компоненты самосознания по В.С.Мерлину - советский психолог

    • сознание своей тождественности;
    • сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;
    • осознание своих психических свойств и качеств;
    • определенная система социально-нравственных самооценок.

  • Слайд 24

    Функции самосознания

    • Получение информации о себе.
    • Эмоционально-ценностное отношение к себе.
    • Саморегуляция поведения.

  • Слайд 25

    Значение самосознания

    • Самосознание способствует достижению внутренней согласованности личности, тождественности самому себе в прошлом, настоящем и будущем.
    • Определяет характер и особенности интерпретации приобретённого опыта.
    • Служит источником ожиданий относительно себя и своего поведения.

  • Слайд 26

    Спасибо за внимание!


  • Слайд 27

     


Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд