Презентация на тему "Семья и брак"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентационная работа по обществознанию на тему: "Семья и брак", созданная преподавателем специально для того, чтобы рассказать школьникам, чем различаются эти понятия, а также познакомить с историей семейного иститута и его видами. 

Краткое содержание

  • Семья
  • Социальный институт
  • Основные функции, которые выполняет социальный институт
  • Брак
  • Исторические формы семьи и брака
  • Основные формы брака
  • Классификация исторических типов семьи
  • Типы отношения к детям
  • Функции семьи

Содержание

  • Слайд 1

    СЕМЬЯ И БРАК

  • Слайд 2

     

    Семья и брак принадлежат к числу тех явлений, интерес к которым всегда носит устойчивый и массовый характер.
    Семья – очень сложное, многослойное социальное образование, пронизывающее все стороны социальной структуры общества. Поэтому, какой бы стороны социальной жизни общества мы не касались (социологии воспитания, образования, политики, права), мы обязательно затрагиваем интересы семьи.
    Без анализа института семьи мы не сможем провести ни одно фундаментальное социологическое исследование в области социального контроля и социальной дезорганизации, социальной мобильности и демографических изменений.

  • Слайд 3

     

    СЕМЬЯ – это основанная на единой общественной деятельности общность людей, связанная узами супружества, родительства, родства, осуществляющая воспроизводство поколений и их преемственность, а так же социализацию детей и поддержку членов семьи.

  • Слайд 4

     

    СЕМЬЯ ЯВЛЯЕТСЯ СОЦИАЛЬНЫМ ИНСТИТУТОМ И МАЛОЙ ГРУППОЙ.

  • Слайд 5

     

    СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ - относительно устойчивая форма организации социальной жизни, обеспечивающая устойчивость связей и отношений в рамках общества.

  • Слайд 6

    Основные функции, которые выполняет социальный институт:

    1) создает возможность членам этого И. удовлетворять свои потребности и интересы;
    2) регулирует действия членов общества в рамках социальных отношений;
    3) обеспечивает устойчивость общественной жизни;
    4) обеспечивает интеграцию стремлений, действий и интересов индивидов;
    5) осуществляет социальный контроль.

  • Слайд 7

     

    МАЛАЯ ГРУППА – малочисленная по своему составу социальная группа, члены которой объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном личном общении друг с другом.

  • Слайд 8

     

    БРАК – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, к детям и обществу.

  • Слайд 9

     

    Иными словами, брак - это контракт, который заключается тремя сторонами - мужчиной, женщиной и государством.
    В отличие от всех других формальных контрактов, существующих в обществе, в нем оговорена только одна дата - дата заключения брачного соглашения, но не проставлена дата окончания действия контракта. Тем самым подразумевается, что брачные узы скрепляют людей до конца их жизни.

  • Слайд 10

     

    Если брак распространяется на отношения супругов, то семья захватывает супружеские и родительские отношения.

  • Слайд 11

     

    Во многих обществах государство берет на себя не только оформление брака, а его освящение совершает церковь. Супруги дают клятву верности друг другу и берут на себя обязанность социальной, экономической и физической взаимной опеки. Освящение брака перед церковным алтарем считается самой сильной формой укрепления брака.

  • Слайд 12

     

    РОДСТВО – это совокупность людей, связанных общими предками.
    Наряду с кровным родством существует социальный институт «приемного родства», связанный с усыновлением и удочерением.

  • Слайд 13

     

    В традиционном обществе родство – основная форма социальной организации.
    В современном обществе оно перестало быть таковой, а семья не только выделилась из системы родства, но и все больше изолируется от нее. Большинство современных людей не знают по имени своих дальних родственников (троюродных братьев, тетушек и т.д.).

  • Слайд 14

    Структура родства обычно изображается в виде «фамильного древа».

    Ближайших родственников может быть только семь: мать, отец, брат, сестра, супруг, дочь, сын.
    Дальние родственники делятся на двоюродных и троюродных.
    Двоюродных родственников может быть не более 33. Они ранжируются по степени родства начиная от тещи и заканчивая племянником.

  • Слайд 15

     

    В отличие от семьи, родство не является реальной социальной общностью, т.е. совокупностью индивидов, проживающих вместе и ведущих совместное хозяйство.

  • Слайд 16

    ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЕМЬИ И БРАКА

  • Слайд 17

     

    Для ранних ступеней общественного развития была характерна беспорядочность половых отношений (промискуитет).
    С появлением родов возник групповой брак, который регулировал эти отношения.

  • Слайд 18

     

    Полагают,   что из-за   неустойчивости   в   то   времябрачных   связей   и    трудности    установления    отцовства    наибольшеераспространение  вначале  получил  счет   родства   по   материнской   линии(материнский   род),   который   позже   сменился   патрилинейным   родством(отцовским  родом). 

  • Слайд 19

     

    Через ГЕТЕРИЗМ (гинекократию) – отношения, основанные на высоком положении женщины в обществе, - проходили все народы в направлении к индивидуальному браку и семье. Дети находились в женской группе, и только повзрослев, переходили в группу к мужчинам.

  • Слайд 20

     

    Первоначально доминировала ЭНДОГАМИЯ – свободные связи внутри рода.
    Затем, в результате возникновения социальных «табу», ЭКЗОГАМИЯ – запрет на брак внутри рода.
    Табу ИНЦЕСТА – запрет на кровосмешение.

  • Слайд 21

     

    Вместе  с  появлением  в  первобытном  обществе  родовой   организациивозникает  брак  и  семья  -особые   социальные   институты,   призванныерегулировать  отношения  между  полами,  между   родителями   и   детьми   ит.д.

  • Слайд 22

    ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ БРАКА

  • Слайд 23

    В зависимости от размеров и структуры брачной группы различают:

    МОНОГАМИЮ (брачный союз одного мужчины и одной женщины) пожизненная моногамия; моногамия, допускающая развод (легко разводимый брак); парная семья.
    ПОЛИГАМИЮ (брачный союз более чем двух партнеров).
    ПОЛИГИНИЯ (многоженство),
    ПОЛИАНДРИЯ (многомужество), а так же различные группы группового брака.

  • Слайд 24

    В зависимости от способа выбора брачного партнера различают

    ЭКЗОГАМНЫЙ БРАК – ЧЛЕН ГРУППЫ ОБЯЗАН ВЫБРАТЬ БРАЧНОГО ПАРТНЕРА ВНЕ СВОЕЙ ГРУППЫ (РОДА, ПЛЕМЕНИ, РАСЫ И Т.Д.).
    ЭНДОГАМНЫЙ БРАК – ВОЗМОЖНЫЙ ВЫБОР СУПРУГА ОГРАНИЧИВАЕТСЯ РАМКАМИ СВОЕЙ ГРУППЫ

  • Слайд 25

    В зависимости от места жительства супругов различают брак

    ПАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей мужа),

    МАТРИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут у родителей жены),

    ДИСЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут врозь, каждый со своими кровными родственниками)

    УНИЛОКАЛЬНЫЙ (супруги живут вместе, отдельно от родственников).

  • Слайд 26

    КЛАССИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКИХ ТИПОВ СЕМЬИ

  • Слайд 27

     

    В зависимости от степени родства различают семью КРОВНОРОДСТВЕННУЮ и СУПРУЖЕСКУЮ.
    В зависимости от количества поколений в семье различают семью НУКЛЕАРНУЮ (включает в себя только два поколения – Родителей-супругов и их детей) и РАСШИРЕННУЮ.

    • По числу родителей – ПОЛНАЯ и НЕПОЛНАЯ.
    • По числу детей – БЕЗДЕТНАЯ, ОДНОДЕТНАЯ, МНОГОДЕТНАЯ).

  • Слайд 28

    Взаимоотношения родителей и детей так же трансформировались на протяжении истории.

  • Слайд 29

    Различают 6 типов отношений к детям:

    ИНФОНТИЦИДНЫЙ – детоубийство, насилие (с древности до IV в. н.э.);
    БРОСАЮЩИЙ – детей отдают кормилице, в чужую семью, в монастырь (IV – ХVII вв.);
    АМБИВАЛЕНТНЫЙ – дети не считаются полноправными членами семьи, им отказывают в самостоятельности, индивидуальности, «лепят» по «образы и подобию», в случае сопротивления жестоко наказывают (ХIV – ХVII вв.);
    НАВЯЗЧИВЫЙ – ребенок становится ближе родителям, его поведение жестко регламентируется, внутренний мир контролируется (ХVIII в.);
    СОЦИАЛИЗИРУЮЩИЙ – усилия детей направлены на подготовку к самостоятельной жизни, формирование характера, ребенок для них объект воспитания и обучения (ХIХ – н. ХХ вв.);
    ПОМОГАЮЩИЙ – родители стремятся обеспечить индивидуальное развитие ребенка с учетом его склонностей и способностей, наладить эмоциональный контакт (середина ХХ в. – настоящее время).

  • Слайд 30

    ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ

  • Слайд 31

     

    ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ СЕМЬИ – ЭТО ПРОЦЕСС ВОЗНИКНОВЕНИЯ, СТАНОВЛЕНИЯ, РЕАЛИЗАЦИИ СОБСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ И ОКОНЧАНИЯ СУЩЕСТВОВАНИЯ БРАЧНО-СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

  • Слайд 32

     

    I СТАДИЯ – СТАДИЯ БЕЗДЕТНОСТИ;
    II СТАДИЯ – СТАДИЯ РЕПРОДУКТИВНОГО РОДИТЕЛЬСТВА;
    III СТАДИЯ – (БЕРУЩАЯ НАЧАЛО ОДНОВРЕМЕННО СО ВТОРОЙ) – СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИОННОГО РОДИТЕЛЬСТВА;
    IV СТАДИЯ – СТАДИЯ ПРОРОДИТЕЛЬСТВА.

  • Слайд 33

    ФУНКЦИИ СЕМЬИ

  • Слайд 34

     

  • Слайд 35

     

    Специфические функции вытекают из сущности семьи и остаются неизменными, пока существует институт семьи.
    Репродуктивная (производство детей и воспроизводство самого человека);
    Функция социализации (воспитание детей);
    Экономическая (социальное производство средств к жизни, ведение собственного домашнего хозяйства, присутствие личного бюджета ).

  • Слайд 36

     

    Неспецифическими называют такие функции, выполнять которые семья оказывается принужденной в определенных исторических обстоятельствах.
    Неспецифические функции семьи связаны с накапливанием и передачей имущества, статуса, организацией отдыха и занятий, с опекой о здоровье, а также о благополучии совершенно всех членов семьи и т.д.

  • Слайд 37

     

    Расторжение брака (развод) – прекращение брака при жизни супругов.
    В России осуществляется по заявлению одного или обоих супругов в судебном порядке, а при взаимном согласии супругов, не имеющих несовершеннолетних детей, в органах загса.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд