Презентация на тему "Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    19
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

     

    Слова и группы слов, грамматически не связанные с предложением. Книга, может быть, наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворённых человечеством. Кажется, в первый раз в жизни я испытывал настоящее умиление, взирая на этого прекрасного человека. Испуг по поводу пустой, на мой взгляд, болезни по – прежнему чувствовался во всей семье.

  • Слайд 2

     

    Может быть; кажется; на мой взгляд - что это за слова? Предложения, как известно, представляют непрерывную цепь слов, объединённых различными видами связи (подчинительной, сочинительной) и определённой интонацией (повествовательной, восклицательной, вопросительной). Однако, в эту цепь слов могут «вклиниваться» другие слова, которые нарушают связи слов и общую для всего предложения интонацию. Как правило, такие слова – нарушители имеют свою, особую интонацию (интонацию вводности) и выделяются в речи паузами, а на письме – запятыми. Такие «особые» слова, имеющие ☺своеобразную интонацию (интонацию вводности); ☺выделяющиеся в речи паузами; ☺на письме – запятыми получили название «слов, грамматически не связанных с предложением».

  • Слайд 3

     

    Выделяются три группы таких слов: Запомните! Водные слова, вводные предложения, вставные конструкции выделяются на письме запятыми, но не являются никаким членом предложения! Вводные слова Вводные предложения Вставные конструкции

  • Слайд 4

     

    Вводные слова – такие слова и сочетания слов, которые не вносят в сообщаемую мысль чего – то нового, а выражают отношение к ней говорящего, её оценку, замечания по поводу сказанного. Вот как о вводных словах пишет А. Кушнер В зависимости от того, какую смысловую нагрузку несут в себе вводные слова, их подразделяют на несколько групп. Рассмотрим каждую из них в отдельности.

  • Слайд 5

     

    Возьмите вводные слова. От них кружится голова, Они мешают суть сберечь И замедляют нашу речь, И всё ж удобны потому, Что выдают легко другим , Как мы относимся к тому, О чем, смущаясь, говорим. Мне скажут «К счастью…» И потом Пусть что угодно говорят, Я слушаю с открытым ртом И радуюсь всему подряд. Меня, как всех, не раз, не два Спасали вводные слова, И чаще прочих среди них Слова «во – первых», «во – вторых», Они, начав издалека, Давали повод не спеша Собраться с мыслями, пока Не знаю, где была душа.

  • Слайд 6

     

    Во – первых, вводные слова, выражающие различные логические взаимоотношения между мыслями, их последовательность, большее значение одних, второстепенность других, сопоставление и противопоставление: Во – первых, во – вторых, в – третьих и т. д., наконец, главное, кстати, вдобавок, например, в частности, в общем, с одной стороны, с другой стороны, тем не менее, значит, итак, следовательно, выходит, таким образом, как указывалось выше. Таким образом, сегодня был первый урок Рахманова. Новые рефлексы мы называем условными… По сравнению с врождёнными рефлексами они, во – первых, требуют для своего возникновения известных условий, во – вторых, они в своей работе зависят от очень большого числа условий.

  • Слайд 7

     

    Во – вторых, вводные слова выражающие, в какой мере высказываемая мысль является достоверной. Они характеризуют, насколько ответственно говорящий относится к делаемым им заявлениям: Без сомнения, бесспорно, очевидно, разумеется, действительно, естественно, конечно, наверное, весьма возможно, вероятно, кажется, по – видимому, может быть, надо полагать, пожалуй, допускаю, едва ли. Кажется, много буду писать, хотя ещё не начинал. (Письмо М. Горького Чехову). Фильм Джэймса Камерона «Аватар», без сомнения, является лучшим фильмом столетия. По – видимому, он сегодня не придёт. Вы, разумеется, ознакомлены с материалами дела.

  • Слайд 8

     

    В – третьих, вводные слова, указывающие на источник, откуда получена информация. Это делается с тем, чтобы подкрепить высказывание ссылкой на авторитет, или, наоборот, показать, что сам автор не берёт на себя ответственность за достоверность высказываемого: По заявлению редакции, по сообщению комиссии, по полученным данным, по мнению наблюдателей, как известно, по рассказам, по – вашему, по слухам, говорят, по слухам. Я, по мнению моих друзей, представляю русское остроумие. (И. С. Тургенев «Новь»). Как известно, Зимние Олимпийские Игры 2014 года пройдут у нас в стране, в городе Сочи. По мнению комиссии, единый день голосования в различных регионах России прошёл без особых нарушений.

  • Слайд 9

     

    Наконец, разнообразна и неоднородна группа вводных слов, выражающих оценку и эмоциональное отношение говорящего к предмету речи. Выражение удовлетворения или неудовольствия: к счастью, на радость, к изумлению, удивительное дело, странное дело, к сожалению, как нарочно, к стыду, грешным делом, как на беду. Разного рода уверения: правду сказать, по совести, надо признаться, честно сказать, между нами, кроме шуток. Ссылки на обычность: как водится, по обыкновению, как всегда, бывает, случается. Оценки способов выражения мыслей: иными словами, лучше сказать, прямо говоря, с позволения сказать, буквально говоря, грубо говоря.

  • Слайд 10

     

    К счастью, всё обошлось благополучно, и Валентин уехал домой. В день похода, как нарочно, заморосил мелкий сырой дождь. При всех личностных недостатках Александр Павлович, надо признаться, был истово верующим человеком. Причастный оборот, иными словами обособленное согласованное определение, на письме выделяется запятыми. Странное растение, удивительное дело, стало стремительно развиваться, и уже на следующий день его ветви подпирали потолок моей маленькой комнатушки.

  • Слайд 11

     

    Отличие вводных слов от омонимичных глаголов – сказуемых и наречий. 1. Ученик, верно, уже ответил. 2. Ученик верно ответил. В каком из двух предложений слово «верно» - наречие, а в каком – вводное слово? Почему вы так решили? В первом предложении «верно» - вводное слово. Во – первых, оно произносится с вводной интонацией, выражающей , в какой степени высказываемая мысль является достоверной. Во – вторых, мы в тексте выделяем его запятыми. Во втором предложении «верно» - наречие: оно зависит от глагола, мы можем задать к нему вопрос, и оно является членом предложения (обстоятельством). Случаев, когда вводные слова становятся похожими на другие части речи, достаточно много. Смотри здесь.

  • Слайд 12

     

    Определи, где вводное слово, а где «замаскировавшаяся» часть речи: Ваше предложение кажется мне (не)приемлемым. Мы кажется многого (не) предусмотрели. Окно должно быть забыли закрыть на ночь. Окно должно быть открыто всю ночь. Ты может быть хочешь поехать в Санкт – Петербург? Ваше предложение может быть принято на определённых условиях. Откровенно сказать я вижу его (в)первые. Я прошу тебя откровенно сказать своё мнение.

  • Слайд 13

     

    Как отличить вводное слово «однако» от омонимичного ему сочинительного союза «однако» (перед которым, кстати, всегда ставим запятую) Односоставные и неполные предложения имеют общие признаки, однако различия их очень существенны. Ей удалось, однако, довольно скоро принять совершенно равнодушный и даже строгий вид. В каком из двух предложений «однако» союз, вводное слово? В первом предложении «однако» - это союз, потому что соединяет части ССП. Во втором предложении «однако» - это вводное слово, которое произносится (вы заметили?) с вводной интонацией и выделяется на письме запятыми.

  • Слайд 14

     

    Сделаем выводы Однако. Это вводное слово, если стоит в середине или в конце предложения. Это сочинительный союз если он соединяет части ССП или однородные члены предложения.

  • Слайд 15

     

    Отношение к говорящего к высказываемым мыслям, их оценку наряду с вводными словами могут выражать целые предложения; они и получили название вводных предложений. Вводные предложения сходны по содержанию с вводными словами – они передают те же разновидности авторских замечаний, оценок, эмоциональных реакций, о которых говорилось выше. Усилие нужно сделать, говорит какая – то дама в одном романе Диккенса, вот я и проделываю это усилие шестой год. Некрасивого, доброго человека, каким он себя считал, можно, полагал он, любить как приятеля. Всё в этом письме раздражало Лидию Ивановну: и содержание, и в особенности развязный, как ей показалось, тон.

  • Слайд 16

     

    Некоторые особенности вводных предложений. интонационная обособленность (особая интонация вводности); в основном выражают отношение говорящего к сделанному событию и его оценку; многие вводные предложения могут присоединяться к основному предложению с помощью союзных слов как, сколько, что. Как выражаются моряки, ветер крепчал. Древние греки считали горный хрусталь льдом, замерзшим настолько, что он навсегда потерял способность таять; называли его «кристаллос», что в переводе означает «лед».

  • Слайд 17

     

    Познакомимся с друзьями вводных слов и вводных предложений – вставными конструкциями. Почему их выделяют в отдельную группу «слов, грамматически не связанных с предложением»? Попробуем разобраться. Обычно вставные конструкции заключают те или иные сведения, необходимость в которых замечается говорящим, когда он уже приступил к высказыванию мысли, вследствие чего начатое предложение прерывается и в него вводится необходимое сообщение. Вставные конструкции более самостоятельны и даже могут стать независимыми предложениями. Вставные конструкции помогают пониманию того предложения, в которое они включены. Таким образом, главное отличие вставных конструкций от водных слов и предложений заключается в том, что первыенесут дополнительную информацию, которая дополняет, уточняет высказывание; вторые, наоборот, никакой дополнительной информации, важной для понимания всего предложения в целом, не несут.

  • Слайд 18

     

    Примеры вставных конструкций. Литвинов влюбился в Ирину, как только увидал её (он был всего тремя годами старше её), но долгое время не мог добиться не только взаимности, но и внимания. Григорий . . . видел пушистые кольца её волос на шее (ими играл ветер), концы белой косынки . . . Однажды – он долго помнил этот день – он опять сидел в гостиной Осининых у окна и смотрел бессмысленно на улицу . . . Господин из Сан – Франциско – имени его ни в Неаполе, ни на Капри никто не запомнил – ехал в старый свет . . . Единственно ради развлечения. ►Обратите внимание на то, что вставные конструкции выделяются в тексте скобками или тире.

  • Слайд 19

     

    Итак, мы с вами рассмотрели следующие группы слов, грамматически не связанных с членами предложения. Это «особые» слова, имеющие ☺своеобразную интонацию (интонацию вводности); ☺выделяющиеся в речи паузами; ☺на письме – запятыми. ВВОДНЫЕ СЛОВА. ВВОДНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ. Важно, кроме всего, не путать вводные слова с другими омонимичными частями речи. Удачи вам!

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд