Презентация на тему "Социальная подструктура личности"

Презентация: Социальная подструктура личности
1 из 31
Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
3.0
1 оценка

Комментарии

Нет комментариев для данной презентации

Помогите другим пользователям — будьте первым, кто поделится своим мнением об этой презентации.


Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Презентация "Социальная подструктура личности" описывает процессы и этапы социализации личности, основные проявления в поведении человека в зависимости от возраста. Также рассматриваются различные мотивы, цели, интересы, мировоззрение, меняющиеся на протяжении жизненного пути человека.

Краткое содержание

  • Психологические аспекты социализации личности;
  • Основные социальные процессы и поведение человека;
  • Жизненный путь личности;
  • Понятие потребности, мотивы поведения;
  • Интересы, ценностные ориентации, мировоззрение;
  • Психологические защиты.

Содержание

  • Презентация: Социальная подструктура личности
    Слайд 1

    Социальная подструктура личности. Направленность личности.

  • Слайд 2

    План

    Социальная подструктура личности.

    1. Психологические аспекты социализации личности.
    2. Основные социальные процессы и поведение человека.
    3. Жизненный путь личности.

    Направленность личности

    1. Понятие потребности.
    2. Мотивы поведения.
    3. Интересы. Ценностные ориентации. Мировоззрение.
    4. Я-концепция личности.
    5. Психологические защиты.
  • Слайд 3

    Социализация личности

    Социализация - процесс усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта.

    Фазы социализации:

    • адаптация (освоение действующих в группе норм и овладение соответствующими приемами деятельности и общения);
    • индивидуализация (неудовлетворенность человека быть «таким, как все», поиски средств для выражения своей индивидуальности),
    • интеграция (личность сохраняет те индивидуальные черты, которые отвечают необходимости группового развития и собственной потребности осуществить вклад в жизнь группы, а группа в какой-то мере меняет свои групповые нормы, восприняв у этой личности те черты, которые признаются группой как значимые для ее развития).
  • Слайд 4

    Если индивиду не удается преодолеть трудности адаптации, у него могут возникнуть конформизм, неуверенность в себе, агрессивность, подозрительность и даже серьезные формы личностной деформации.

    В целом примерно

    • До 3-х лет характерно доминирование процесса адаптации.
    • Для эпохи отрочества (10—14 лет) характерно доминирование процесса индивидуализации.
    • Для эпохи юности (15—18 лет) характерно доминирование процесса интеграции.
  • Слайд 5

    Социализация и индивидуализация

    • Основные институты социализации: семья, дошкольные учреждения, школа, неформальные объединения, вуз и трудовой коллектив.
    • Механизмы социализации: идентификация, подражание, внушение, фасилитация, конформность.
    • Социализацию можно рассматривать лишь как одну из двух линий развития: присвоение общественного опыта (социализация) и приобретение самостоятельности, автономности (индивидуализация). Эти линии развития должны быть уравновешены.
  • Слайд 6
    • Издержки социализации: «потеря себя», утрата собственной индивидуальной неповторимости, ощущение проживания жизни как «мне не принадлежащей», отчуждение человека от своей сущности, утрата своего интимного мира.
    • Издержки индивидуализации: одиночество, чувство отвергнутости и непонятости.
  • Слайд 7

    Механизмы социализации

    • Имитация – отражение мимических и пантомимических движений, воспроизведение предречевых и речевых вокализаций.
    • Чаще всего осуществляется на основе механизма заражения. Появляется уже в возрасте до 5 месяцев, когда ребенок может вообразить себя на месте модели.
  • Слайд 8

    Копирование – воспроизведение специфических движений взрослого или движений, входящих в состав действий с определенными предметами.

    Условия копирования:

    • неоднократная демонстрация модели (образца);
    • обозначение модели (образца) речевой меткой;
    • предоставление ребенку возможности манипулировать (экспериментировать) с образцом;
    • эмоционально насыщенное одобрение со стороны взрослого за воспроизведение (оперантное подкрепление).

    Появляется во второй половине младенческого возраста.

  • Слайд 9

    Подражание – активное воспроизведение ребенком способов действия, когда взрослый выступает как объект наблюдения, пример как в предметной, так и в межличностной сфере.В большей мере осознанное поведение, сравнение себя с моделью и с Идеалом-Я.

    Категории подражания:

    • инстинктивное подражание возникает как взаимная стимуляция (например, паника, агрессивное поведение в группе, погромы футбольных фанатов на стадионах и пр.);
    • имитационное подражание как способ расширения и обогащения форм поведения (адаптации) путем заимствования чужого опыта появляется у ребенка в раннем возрасте.
  • Слайд 10

    Идентификация – уподобление, отождествление с кем-либо, чем-либо. В наиболее общем представлении это психологический процесс (полностью бессознательный), посредством которого субъект присваивает себе свойства, качества, атрибуты другого человека и преобразует себя (целиком или частично) по его образцу.

    Охватывает три пересекающиеся области психической реальности:

    • объединение субъектом себя с другим индивидом или группой на основании устойчивой эмоциональной связи, некритическое и целостное включение в свой внутренний мир и принятия как собственных норм, ценностей и образцов поведения другого человека;
    • это восприятие субъектом другого человека как продолжения самого себя и проекция, т. е. наделение его своими чертами, чувствами и желаниями;
    • это постановка субъектом себя на место другого, что выступает в погружении и перенесении индивидом себя в пространство и время другого человека, которые позволяют осваивать и усваивать "чужие" личностные смыслы и опыт.

    Появляется в раннем дошкольном возрасте, однако, используется достаточно часто и в более поздние возрастные периоды.

  • Слайд 11

    Основные социальные процессы и поведение человека

    Социальная фасилитация – повышение скорости или продуктивности деятельности индивида вследствие актуализации в его сознании образа другого человека или группы людей, выступающего в качестве соперника или наблюдателя за действиями данного индивида.

    Условия проявления:

    • Уровень владения деятельностью ;
    • характер выполняемых задач (простые или сложные);
    • присутствие наблюдателя (соперника) положительно влияет на количественные характеристики деятельности и отрицательно на качественные.
    • зависимость от пола (у мужчин проявляется в большей степени),
    • возраста (молодежь более подвержена данному эффекту),
    • психоэмоционального состояния и социального статуса субъекта,
    • от отношения к присутствующим (при положительном отношении наблюдается увеличение скорости или продуктивности, при отрицательном – снижается).

    Социальная ингибиция, предполагает уменьшение скорости и ухудшение продуктивности деятельности человека (когда человек владеет деятельностью на недостаточно высоком уровне).

  • Слайд 12

    Социальный контроль – система способов воздействия общества и социальных групп на личность с целью регуляции ее поведения и приведения его в соответствие с общепринятыми в данной общности нормами.

    Задачи социального контроля:

    • достижение и поддержание стабильности социальной системы, элементом которой является контролируемый индивид;
    • обеспечение позитивного развития данной системы.

    Применяется к индивидам, чье поведение не отвечает групповым нормам.Характер санкций, адекватность их использования определяются уровнем социально-психологического развития данной конкретной группы.

  • Слайд 13

    Факторы приобретения личностного опыта:

    • Наблюдение соответствующего способа действий (образец).
    • Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах имитации, копирования, подражания или идентификации ребенка образцу.
  • Слайд 14

    Социальное подкрепление.Подкрепление - любое действие или внешнее воздействие (стимул), призванное усилить определенную реакцию.

    Формы подкрепления:

    • Положительное подкрепление – это любой стимул, который следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.
    • Отрицательное подкрепление - это стимул, устранение которого усиливает желательную реакцию.
  • Слайд 15

    Разновидности подкрепления:

    • если вслед за реакцией следует вызывающее приятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то результатом будет положительное поощрение
    • если за реакцией следует не вызывающее приятных ощущений и переживаний подкрепляющее средство, то результатом будет положительное наказание.
    • если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желательной реакции, то результат – отрицательное поощрение.
    • если приятный стимул устраняется после той или иной нежелательной реакции ребенка, то результат – отрицательное наказание.
  • Слайд 16

    Стадии социализации

    • дотрудовая,
    • трудовая и
    • послетрудовая
  • Слайд 17

    Асоциальное поведение

    • Асоциальное поведение – повторяющиеся устойчивые действия или поступки, включающие, главным образом, агрессивность антисоциальной направленности.
    • Различают социализированное антиобщественное поведение и несоциализированное агрессивное поведение.

  • Слайд 18

    Просоциальное поведение

    • Просоциальное поведение определяют как действия с намерением помочь другим, не рассчитывая на вознаграждение.
    • Оно складывается под влиянием социальной среды и опосредуется дружескими отношениями, заботой, человеческой теплотой и социальным пониманием. Огромное воздействие оказывают родители, братья и сестры.
    • Пути влияния на просоциальное поведение – это исполнение роли (увидеть вещи с точки зрения другого человека), индукция (взрослые сообщают детям свои соображения по поводу того или иного поведения)

  • Слайд 19

    Жизненный путь личности

    • Жизненный путь личности- жизнь конкретной личности, имеющая определенные закономерности, поддающаяся описанию и объяснению; эволюция личности, последовательность возрастных этапов развития личности, этапов ее биографии; движение личности к высшим , более совершенным формам , к лучшим проявлениям человеческой психики.
    • Жизненная позиция - способ самоопределения личности в жизни, обобщенный на основе ее жизненных ценностей и отвечающий основным потребностям личности, являющийся результатом взаимодействия личности с ее собственной жизнью, ее собственным достижением.
  • Слайд 20

    Психосексуальная теория развития (З.Фрейд)

    На каждой стадии развития существует чувствительный участок тела, связанный с получением удовольствия(эрогенная зона). Главным фактором развития является сексуальный инстинкт, прогрессирующий от одной зоны к другой в течение жизни человека. Фиксация – остановка в развитии.

    Стадии развития:

    • Оральная (0-18 мес.) Закладываются основные установки зависимости-независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Из Оно формируется Я.
    • Анальная (18 мес.-3 года). Формируются зачатки самоконтроля и саморегуляции. Формируется Сверх-Я.
    • Фаллическая (3-6 лет). Эдипов комплекс и комплекс Электры. Разделение Я и Сверх-Я.
    • Латентный период (6-7 лет – подр. возраст). Подготовка к взрослению, снижение сексуальной потребности, сублимация. Накопление психических сил в Сверх-Я.
    • Генитальная стадия (от зрелости до смерти). Окончательное формирование структуры личности. Генитальный характер – это зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях человек.
  • Слайд 21

    Периодизация жизненных циклов Э.Эриксона

  • Слайд 22

    Самоактуализирующаяся личность

    Согласно А. Маслоу, самоактуализирующаяся личность – здоровая, гармоничная личность, которая стремится к самоактуализации

    Особенности самоактуализирующихся личностей:

    • Полное принятие реальности и комфортное отношение к ней
    • Принятие других и себя
    • Профессиональная увлеченность любимым делом, ориентация на задачу, на решение проблемы
    • Автономность, независимость от социальной среды, самостоятельность суждений
    • Способность к пониманию других людей, внимание, доброжелательность к людям, искреннее желание помочь
    • Постоянная новизна, свежесть оценок, открытость опыту, новым переживаниям («детскость» восприятия)
    • Частые переживания «пиковых» чувств, экстаза
    • Спонтанность, естественность поведения
    • Глубокие межличностные отношения
  • Слайд 23

    Направленность личности

    Направленность - это совокупность устойчивых потребностей и мотивов личности, ориентирующих ее деятельность и определяющих главное направление ее поведения.

  • Слайд 24

    Направленность личности. Понятие потребности.

  • Слайд 25
    • Установка - готовность, предрасположенность личности к определенным действиям или реакциям на конкретные стимулы.
    • Влечение - психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность, побуждающее человека к соответствующим действиям.
    • Желание - состояние осознанной, актуализированной потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.
    • Склонность - специфическая форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая предрасположенность личности к какой-либо определенной деятельности.
    • Убеждение - это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своим и взглядам и, принципам и, мировоззрением.
  • Слайд 26

    Я-концепция – совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с оценкой

    Функции Я-концепции:

    • способствует достижению внутренней согласованности личности
    • определяет интерпретацию приобретенного опыта
    • определяет ожидания человека о себе, т.е. то, что должно произойти
  • Слайд 27

    Структура Я-концепции

    • физическое Я (осознание своей внешности)
    • социально-психологическое Я ( осознание социально-психологических характеристик)
    • когнитивно-психическое Я (осознание психических свойств)
    • морально-этическое Я (осознание своих поступков с точки зрения справедливости-несправедливости)
    • духовно-творческое Я ( осознание духовного потенциала, таланта, творческих способностей)
  • Слайд 28

    под психологической защитой понимают способ, с помощью которого личность предохраняется от воздействия, грозящего напряженностью и ведущего к дезинтеграции личности

    Общие черты:

    1. бессознательны, т.е. человек не осознает ни причин, ни мотивов, ни целей, ни самого факта своего защитного поведения по отношению к определенному явлению или объекту;
    2. всегда искажают, фальсифицируют или подменяют реальность.
  • Слайд 29

    Виды психологической защиты

    • Вытеснение – способ избавления от внутреннего конфликта путем активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации («избавься от этого»)
    • Отрицание – отказ принять трагическое или неприятное событие, которое уже произошло («этого не может быть»)
    • Проекция– бессознательный перенос на другое лицо, приписывание чувств, желаний, влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость («перенеси это на другого»)
  • Слайд 30
    • Замещение – действие, направленное на объект, вызвано другим, недоступным объектом («не это, так другое»)
    • Реактивное образование (инверсия) – трансформация в сознании эмоционального отношения к объекту на прямо противоположное («обрати это в противоположное»)
    • Регрессия– возврат к более примитивным формам поведения и мышления («веди себя как ребёнок»)
    • Рационализация– псевдоразумное объяснение человеком своих желаний, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых грозило бы потерей самоуважения («переосмысли это»)
  • Слайд 31
    • Сублимация – процесс трансформации сексуальной энергии в социально приемлемые формы активности - творчество, социальные контакты («трансформируй это»)
    • Изоляция, или отчуждение – обособление внутри сознания травмирующих человека факторов («не чувствуй этого»)
    • Идентификация – бессознательный перенос на себя чувств и качеств, присущих другому человеку, и недоступных, но желательных для себя («будь, как это, чтобы не потерять его»)
Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке