Презентация на тему "Социальные отношения и социальные взаимодействия. Коллективное поведение и массовое сознание"

Ваша оценка презентации
Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Рецензии

Добавить свою рецензию

Аннотация к презентации

Презентация для школьников на тему "Социальные отношения и социальные взаимодействия. Коллективное поведение и массовое сознание" по обществознанию. pptCloud.ru — удобный каталог с возможностью скачать powerpoint презентацию бесплатно.

  • Формат
    pptx (powerpoint)
  • Количество слайдов
    27
  • Слова
    обществознание
  • Конспект
    Отсутствует

Содержание

  • Слайд 1

    Социальные отношения и социальные взаимодействия.Коллективное поведение и массовое сознание

  • Слайд 2

    Социальные отношения

    Социальные отношения – устойчивые социальные связи – осознанные и чувст-венно воспринимаемые совокупности по-вторяющихся взаимодействий, соотне-сенные по своему смыслу друг с другом и характеризующиеся соответствующим поведением.

  • Слайд 3

     

    Отличие от взаимодействий – четкое разделение по смыслу и содержанию: любовь, ненависть, презрение, дружба, уважение, выгодный обмен, выполнение взятых на себя обязательств. Они разнообразны по форме и содержанию: односторонние – участники вкладывают разный смысл: любовь и презрение; симпатия и неприязнь; взаимные.

  • Слайд 4

     

    В основе находятся ценности. Личность занимает позицию оценки по отношению ко всем компонентам окружающей среды. Но осуществлять какие-либо действия в отношении кого-либо она будет только из-за вещей, которые ценит, т.е. ради личных ценностей! Существованием непреходящих ценностей определяется характер устойчивых социальных отношений.

  • Слайд 5

    Анализ человеческих ценностей

    Ценности благосостояния: необходимы для физической и умственной активности: благополучие (здоровье, и безопасность), богатство, мастерство, просвещенность. Прочие ценности: власть (наиболее высокая, т.к. открывает доступ к другим ценностям), уважение (статус, престиж, слава, репутация), моральные ценности (доброта, великодушие, справедливость), аффективность (любовь, дружба)

  • Слайд 6

    Социальные отношения

    В силу неравенства в обществе, ценности распределяются неравномерно. В каждой общности, социальном слое или классе существует свое распределение ценностей между его членами. На неравном распределении строятся отношения власти и подчинения, все виды экономических отношений, отношений дружбы, партнерства и т.п.

  • Слайд 7

     

    Распределение ценностей в группе – есть ценностный образец данной группы. Для измерения ценностного образца группы используется распределительный индекс, т.е. дисперсия показателя какой-либо ценности среди членов группы. Место индивида в ценностном образце – ценностная позиция. Если у личности есть преимущества при распределении ценностей, то ее ценностная позиция выше. Ценности постоянно перераспределяются между членами группы. Стремление к перераспределению ценностей и ценностных позиций вызывают конфликты. Это особенно ярко проявляется в ситуации наличия несправедливого распределения.

  • Слайд 8

    Борьба за изменение ценностных позиций

    Если ценностный образец считается несправедливым, люди вступают во взаимодействия: – конфликтные, если они готовы и стремятся к изменению; – в форме уступок, если часть членов группы не стремятся к изменению. Если ценностный образец устраивает, то возникают кооперативные взаимодействия –коалиции против других личностей или групп.

  • Слайд 9

     

    Активность определяется двумя показателями: – ценностной экспектацией – позиция, ожидаемая индивидом, удовлетворенность ценностным образцом; – ценностными требованиями – позиция, которую индивид стремится занять в процессе распределения ценностей Ценностный потенциал – реальная возможность в достижении ценностной позиции.

  • Слайд 10

    Социальные отношения

    На первое место в социальных отношениях выступает обмен ценностями. Если во взаимоотношениях основой является богатство как ценность, то в зависимости от условий обмена ценностями могут считаться отношениями благотворительности, кредита, экономического принуждения, экономической власти. Обмен может быть симметричным и несиммет-ричным, что бывает чаще.

  • Слайд 11

    Социальные отношения

    Социальные отношения базируются на повторяющихся взаимодействиях: - с одной стороны, потребность в приобретении ценностей; - с другой стороны, наличие ресурсов желаемых ценностей. Пример Диогена. Ожидаемые отношения почтения и благодарности не наступили, а Длоген остался независимым. Ценность должна быть продемонстрирована так, чтобы удовлетворить потребность. Возможность блокады: накопление ценностей и демонстрация ценностей. Чем меньше ресурсов, тем больше демонстрация.

  • Слайд 12

    Отношения зависимости

    Зависимость – антипод свободы. Социальная зависимость (по С. Фролову) – социаль-ное отношение при котором социальная система S1 не может совершить необходимые для нее социальные действия d1, если социальная система S2не совершит действий d2 (S1– зависимая, S2– доминирующая). Взаимозависимость – двойные отношения в зависимости от целей. В основе зависимостей – возможности влияния на удовлетворение потребностей. Зависимость – сила, пропорциональная интенсивности возможного наказания. От зависимой стороны требуется предсказуемое поведение, обусловленное социальной ролью, т.е. зависимость вынуждает взять соответствующую роль, ограничивает поведение. Но она снижает число вариантов поведения и для доминирующей системы.

  • Слайд 13

     

    Зависимость структурная (руководитель – подчиненный). Зависимость латентная. Отношения зависи-мости появляются в силу различий в облада-нии значимыми ценностями.

  • Слайд 14

    Каналы информации и отношения зависимости (по У. Баркли)

    Информационные потоки между системами могут стать : тормозом социальных действий; катализатором, ускоряющим или усиливающим действия. Зависимость определяется как такой тип информационного потока, который символизирует несамостоятельность реципиента.

  • Слайд 15

     

    Коллективное поведение и массовое сознание

  • Слайд 16

    Сущность коллективного поведения

    Общие черты поведения социальной общности возникают в ходе совместной деятельности. Причины: общие культурные нормы и ценности; подражание успешному поведению; ощущение принадлежности к группе и проч. Массовое поведение: на первом месте общие установки, ценности и образцы поведения; на втором плане личностные оценки, ценностные и мотивационные ориентации личности. Массовое общество – это общество, в котором нормальные первично-групповые, общественные взаимосвязи переходят во вторично-групповые. Для такого общества характерны анонимность, высокая степень социальной мобильности, возможность индивидуального выбора поведения независимо от нравов и ценностей. Традиции и ценности не служат основой для принятия решений.

  • Слайд 17

     

    Коллективное поведение наиболее трудно для исследования, так как здесь много стихийных процессов, велика роль случайности, требуются методы исследования, направленные на выяв-ление тенденций развития, определяемых кол-лективным сознанием. Коллективное сознание– «мобилизация на базе верования, определяющего социальное действие» (Н. Смелзер);

  • Слайд 18

     

    Коллективное поведение – «поведение, которое проявляется спонтанно, относительно неорганизованно, непредсказуемо, непланиру-емо в отношении развития и которое зависит от взаимодействия, от взаимной стимуляции участников» (Мильграмм и Точ). Паника, коллективное безумие, массовая истерия, мода, пропаганда, массовые заблуждения, восстания, революции и проч.

  • Слайд 19

    Основные детерминанты коллективного поведения

    Структурное участие. Коллективное поведение специфично в урбанизированном обществе (аноним-ность, отсутствие корней, большое количество вре-менных жителей, высокая мобильность). Структурный стиль. В основе коллективного по-ведения утрата каких-либо ценностей (или боязнь утраты). Острое чувство несправедливости провоци-рует многие коллективные действия экстремистского характера. Развитие и распространение обобщенных ве-рований. Идея или верование, разделяемые соци-альной общностью, идентифицируются с источником тревоги, со способом избегания неприятных послед-ствий или с возможным источником удовлетворения устремлений.

  • Слайд 20

     

    Дополнительные факторы. Толчком могут быть драматические события, вовремя поступившая информация, провокация и т.п... Мобилизация для совершения коллективных действий. Установки и ориентации должны быть направлены на определенный объект. Просто желаний и устремлений мало. Действие социального контроля. Циклы коллективного поведения могут быть изменены или прерваны действием пропаганды, власти, влиянием лидеров, правовых институтов и др.

  • Слайд 21

    Массовое поведение

    Особенности современного массового общества: разнообразие в проявлениях своего поведения; множество способов восприятия и переработки информации; неопределенность в выборе оптимальной линии поведения; высокая степень изменчивости социальных образцов и условий существования; недоверие к существующим социальным институтам, культурным образцам; отказ от планирования собственной жизни.

  • Слайд 22

     

    Слухи – быстро распространяющееся сообщение, в основе которого лежит подлинный факт, но которое отличается от этого факта (несет отпечаток предположительности). В основе – желание людей знать подробности значимых для них событий. Последствия могут быть значительными. Человек склонен воспринять слух и верить, если его ожидания оправдываются. При передаче от человека к человеку содержание информации как правило искажается (чаще бессознательно в силу поиска желаемого, ожидаемого смысла).

  • Слайд 23

     

    Мода и манеры. Манеры – простые по содержанию вариации и особенности речи, одежды, поведения людей. Мода – похожее на манеры явление, отражает доминирующие интересы и мотивы, требующее от индивидов, входящих в социальную общность, непременного следования новым образцам (поведения, одежды и т.п.).

  • Слайд 24

     

    Стадии распространения моды: возникновение интереса (при наличии интереса у отдельных членов общества); демонстрация положительных моментов; распространение пристрастия с охватом множества людей; возможно расширение пристрастия до размеров массовой истерии.

  • Слайд 25

    Общественное мнение

    Общественность в социологии: – рассеянное множество людей в определенном пространстве, обладающее общими интересами; – множество людей, имеющих отношение к совершаемым событиям, способных влиять на события и оценивать их последствия; - зависимость от СМИ

  • Слайд 26

     

    Мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы. За отдельными сегментами общественного мнения стоят группы общественности со своими интересами и возможностями влияния на решение проблемы.

  • Слайд 27

     

    мнение, поддерживаемое реальным числом людей, представителями определенной социальной группы и субкультуры; доминирующее мнение среди всех представителей общности. Общественное мнение создается через межличностное общение и СМИ.

Посмотреть все слайды
Презентация будет доступна через 45 секунд